Файл: 1. Устранение открытой ринолалии. Приемы работы по формированию речевого дыхания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I. Осмотр артикуляционного аппарата.

Логопедическое обследование при ринолалии начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины.

Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции.

При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.

Описывается небо до операции:

вид расщелины,

размер дефекта,

подвижность сегментов мягкого неба.

Небо после операции описывается следующим образом: форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески.

Небо в норме — в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм.

Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении [А], при широко открытом рте.

Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.

При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба.

Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх.

Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный.

Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор.

Обследование языка

Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности.

Ребенок выполняет упражнения:

иголочка,

змейка,

лопаточка,

лошадка,

часики,

качели,

вкусное варение.

Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него.

Обследование зубного ряда

Состояние прикуса, зубных рядов

Фиксируют наличие ортодонтического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации.

В конце осмотра проверяется направленность верхней губы.

Упражнения:

фокус,

плюнь,

задувание легкого предмета в цель.

Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.


II. Определение состояния физиологического и речевого дыхания.

Речевое дыхание проверяется в произношении фразы. Обращается внимание на просодические компоненты (интонационные). В дошкольном возрасте норма — 6-7 слов.

III. Выявление особенностей звукопроизношения.

Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии.

Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты.

Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы.

Обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы.

При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии.

Обязательно подбирается материал с паронимами (люк-лук).

У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.

IV. Определение уровней общего речевого развития.

Обследуется состояние лексики, проверяется уровень пассивного и активного словаря.

Обследуется грамматический строй речи.

Проверяется состояние связной речи на примере диалога и монолога.

У школьников проверяется письмо и чтение.

Письмо:

списывание,

письмо под диктовку,

самостоятельное высказывание.

Чтение:

проверяется способ чтения (побуквенное, слоговое, словесное),

обследуется понимание прочитанного.

V. Определение уровня интеллектуального развития.

Оно обследуется педагогом, психологом по общепринятым методикам. Логопед берет данные у психолога.

VI. Состояние связной речи.

У школьников проверяется письмо и чтение.

Письмо – списывание, под диктовку, и самостоятельное высказывание. При чтении проверяется способ чтения плюс понимание прочитанного.

VII. Изучение эмоционально-волевой сферы ребенка.



Обследуется после нескольких наблюдений и бесед с ребенком, родителями, педагогами.

Отмечается как вступает ребенок в конфликт с детьми, со знакомыми и не знакомыми людьми, что испытывает, какие средства общения использует.

Обязательно выясняется знает ли ребенок о своих дефектах, стесняется ли его.

Есть ли у ребенка друзья, их возраст, любит ли ходить в гости, как ведет себя в гостях.

С ринолаликами обследование проводится индивидуально, постоянный контроль за речью, так как многие стесняются даже проверяющего.

По итогам обследования ринолалика логопед делает логопедическое заключение, оформляет речевую карту и составляет индивидуальный план работы с ребенком.

Наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:

строение артикуляционного аппарата;

его подвижность;

нарушения голоса;

параметры физиологического и фонационного дыхания и др.

Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.


4. Задачи и содержание логопедической работы по развитию звукослоговой структуры слов у детей с алалией ОНР. Педагогическая задача: Ребенок 4,5 лет. Логопедическое заключение: ОНР, II уровень развития речи. Составьте план работы по развитию у ребенка звукослоговой структуры слов.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

· подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

· собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (СНОСКА: Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий, следующие:

· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

· Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;

· Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

· Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

· Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;

· Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;


Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка»

Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.

На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

Коррекционный этап

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

· Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

· Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;