Файл: 1. Устранение открытой ринолалии. Приемы работы по формированию речевого дыхания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I. Осмотр артикуляционного аппарата.
Логопедическое обследование при ринолалии начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины.
Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции.
При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.
Описывается небо до операции:
вид расщелины,
размер дефекта,
подвижность сегментов мягкого неба.
Небо после операции описывается следующим образом: форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески.
Небо в норме — в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм.
Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении [А], при широко открытом рте.
Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.
При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба.
Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх.
Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный.
Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор.
Обследование языка
Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности.
Ребенок выполняет упражнения:
иголочка,
змейка,
лопаточка,
лошадка,
часики,
качели,
вкусное варение.
Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него.
Обследование зубного ряда
Состояние прикуса, зубных рядов
Фиксируют наличие ортодонтического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации.
В конце осмотра проверяется направленность верхней губы.
Упражнения:
фокус,
плюнь,
задувание легкого предмета в цель.
Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.
II. Определение состояния физиологического и речевого дыхания.
Речевое дыхание проверяется в произношении фразы. Обращается внимание на просодические компоненты (интонационные). В дошкольном возрасте норма — 6-7 слов.
III. Выявление особенностей звукопроизношения.
Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии.
Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты.
Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы.
Обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы.
При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии.
Обязательно подбирается материал с паронимами (люк-лук).
У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.
IV. Определение уровней общего речевого развития.
Обследуется состояние лексики, проверяется уровень пассивного и активного словаря.
Обследуется грамматический строй речи.
Проверяется состояние связной речи на примере диалога и монолога.
У школьников проверяется письмо и чтение.
Письмо:
списывание,
письмо под диктовку,
самостоятельное высказывание.
Чтение:
проверяется способ чтения (побуквенное, слоговое, словесное),
обследуется понимание прочитанного.
V. Определение уровня интеллектуального развития.
Оно обследуется педагогом, психологом по общепринятым методикам. Логопед берет данные у психолога.
VI. Состояние связной речи.
У школьников проверяется письмо и чтение.
Письмо – списывание, под диктовку, и самостоятельное высказывание. При чтении проверяется способ чтения плюс понимание прочитанного.
VII. Изучение эмоционально-волевой сферы ребенка.
Обследуется после нескольких наблюдений и бесед с ребенком, родителями, педагогами.
Отмечается как вступает ребенок в конфликт с детьми, со знакомыми и не знакомыми людьми, что испытывает, какие средства общения использует.
Обязательно выясняется знает ли ребенок о своих дефектах, стесняется ли его.
Есть ли у ребенка друзья, их возраст, любит ли ходить в гости, как ведет себя в гостях.
С ринолаликами обследование проводится индивидуально, постоянный контроль за речью, так как многие стесняются даже проверяющего.
По итогам обследования ринолалика логопед делает логопедическое заключение, оформляет речевую карту и составляет индивидуальный план работы с ребенком.
Наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:
строение артикуляционного аппарата;
его подвижность;
нарушения голоса;
параметры физиологического и фонационного дыхания и др.
Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.
4. Задачи и содержание логопедической работы по развитию звукослоговой структуры слов у детей с алалией ОНР. Педагогическая задача: Ребенок 4,5 лет. Логопедическое заключение: ОНР, II уровень развития речи. Составьте план работы по развитию у ребенка звукослоговой структуры слов.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
· подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
· собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).
Подготовительный этап
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (СНОСКА: Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий, следующие:
· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
· Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
· Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
· Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
· Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
· Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;
Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка»
Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.
На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
· Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
· Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
Логопедическое обследование при ринолалии начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины.
Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции.
При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.
Описывается небо до операции:
вид расщелины,
размер дефекта,
подвижность сегментов мягкого неба.
Небо после операции описывается следующим образом: форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески.
Небо в норме — в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм.
Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении [А], при широко открытом рте.
Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.
При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба.
Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх.
Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный.
Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор.
Обследование языка
Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности.
Ребенок выполняет упражнения:
иголочка,
змейка,
лопаточка,
лошадка,
часики,
качели,
вкусное варение.
Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него.
Обследование зубного ряда
Состояние прикуса, зубных рядов
Фиксируют наличие ортодонтического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации.
В конце осмотра проверяется направленность верхней губы.
Упражнения:
фокус,
плюнь,
задувание легкого предмета в цель.
Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.
II. Определение состояния физиологического и речевого дыхания.
Речевое дыхание проверяется в произношении фразы. Обращается внимание на просодические компоненты (интонационные). В дошкольном возрасте норма — 6-7 слов.
III. Выявление особенностей звукопроизношения.
Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии.
Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты.
Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы.
Обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы.
При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии.
Обязательно подбирается материал с паронимами (люк-лук).
У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.
IV. Определение уровней общего речевого развития.
Обследуется состояние лексики, проверяется уровень пассивного и активного словаря.
Обследуется грамматический строй речи.
Проверяется состояние связной речи на примере диалога и монолога.
У школьников проверяется письмо и чтение.
Письмо:
списывание,
письмо под диктовку,
самостоятельное высказывание.
Чтение:
проверяется способ чтения (побуквенное, слоговое, словесное),
обследуется понимание прочитанного.
V. Определение уровня интеллектуального развития.
Оно обследуется педагогом, психологом по общепринятым методикам. Логопед берет данные у психолога.
VI. Состояние связной речи.
У школьников проверяется письмо и чтение.
Письмо – списывание, под диктовку, и самостоятельное высказывание. При чтении проверяется способ чтения плюс понимание прочитанного.
VII. Изучение эмоционально-волевой сферы ребенка.
Обследуется после нескольких наблюдений и бесед с ребенком, родителями, педагогами.
Отмечается как вступает ребенок в конфликт с детьми, со знакомыми и не знакомыми людьми, что испытывает, какие средства общения использует.
Обязательно выясняется знает ли ребенок о своих дефектах, стесняется ли его.
Есть ли у ребенка друзья, их возраст, любит ли ходить в гости, как ведет себя в гостях.
С ринолаликами обследование проводится индивидуально, постоянный контроль за речью, так как многие стесняются даже проверяющего.
По итогам обследования ринолалика логопед делает логопедическое заключение, оформляет речевую карту и составляет индивидуальный план работы с ребенком.
Наиболее значимым является обследование у логопеда, который, используя ряд прогрессивных методик, сможет оценить следующие параметры:
строение артикуляционного аппарата;
его подвижность;
нарушения голоса;
параметры физиологического и фонационного дыхания и др.
Для диагностики открытой ринолалии используют методику Гутцмана, которая основана на том, что пациент произносит поочередно звуки «а» и «и», а врач при этом открывает и закрывает носовые ходы. При наличии патологических изменений очень явственно ощущается вибрация крыльев носа, а при зажатых носовых ходах звуки значительно заглушаются. Таким образом, возможна диагностика открытой формы ринолалии.
4. Задачи и содержание логопедической работы по развитию звукослоговой структуры слов у детей с алалией ОНР. Педагогическая задача: Ребенок 4,5 лет. Логопедическое заключение: ОНР, II уровень развития речи. Составьте план работы по развитию у ребенка звукослоговой структуры слов.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
· подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
· собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).
Подготовительный этап
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса (СНОСКА: Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий, следующие:
· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
· Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
· Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
· Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
· Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
· Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;
Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка»
Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.
На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
· Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
· Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
· Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
· Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;