Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 2973

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

а затем снимаются крупные планы, чтобы подробно показать важ­
ные объекты. В процессе монтажа может потребоваться замена кад­
ра, поэтому оператор должен предоставить разнообразный матери­
ал, полученный во время съемок, для монтажа. 

Основные рекомендации для новостных съемок 

• Смена кадра должна быть заметной — меняется либо точка 

съемки, либо крупность плана. 

• Обеспечьте монтажера множеством статичных планов до съе­

мок при движении камеры. Очень трудно монтировать панорамную 
съемку и наезды, если они не завершаются статичным планом, ко­
торый удерживается некоторое время. 

• Старайтесь найти приемлемые, но конкретные кадры, на кото­

рые потом, когда будет готов сценарий, можно было бы наложить 
речевую информацию с тем, чтобы создать сцену или репортаж. 

Информация 

Информационные кадры отличаются от других. Они отражают 

уникальные события — обломки автомобиля при катастрофе, игро­
ка, забивающего гол, выступление политика. Их зачастую нельзя 
повторить. Разбитую машину отбуксируют, политик пойдет дальше. 
Актуальность события означает, что методы операторской работы 
должны быть точными и надежными, быстро реагирующими на со­
бытие. Часто нет возможности снять дубль. 

Декорации 

Съемки в декорациях не представляют ничего особенного. Они 

часто ведутся как визуальное сопровождение истории. Типичным 
примером является съемка интервьюируемого, входящего в павиль­
он до начала интервью. Эти кадры затем можно озвучить, обозна­
чив, кем является герой интервью и, возможно, отношение к нему. 
Продолжительность съемок должна быть достаточно большой, 
чтобы, наложив закадровый текст, предоставить зрителю инфор­
мацию, которая не освещена в процессе интервью. Герой интер­
вью покидает кадр в конце съемок, что дает завершающий кадр 
интервью. 

Структура 

Большая часть натурных съемок содержит смесь такого типа 

информационных и декоративных кадров. Частью искусства опера­

тора является создание для монтажера/диктора разнообразных воз­
можностей, сохраняя при этом скорость съемки пропорциональной 
времени, имеющемуся для монтажа. Информационные кадры — это 
обычно непосредственная съемка происшествия или объекта. Если 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 155 


background image

съемка ведется технически грамотно, то информационный кадр не 
требует ничего, кроме изменения крупности и разумного монтажа. 
Декоративные кадры требуют знания методов телевизионной съем­
ки и умения использовать возможности видеокамеры и параметров 
объектива. 

ТРЕБОВАНИЯ МОНТАЖА 

Существует множество требований монтажа, которые влияют на 

композицию кадра, если съемка ведется без подготовленного сценария 
для камеры (например, новости и некоторые документальные съемки). 

Краткость и значимость 

Ценность кадра определяется его соответствием истории. Един­

ственный пятнадцатисекундный кадр может резюмировать новость, 
но быть чрезмерно большим в любом другом контексте. Перед тем 
как привносить в предмет съемки визуальные дополнения, убедитесь, 
что все жизненно важные кадры сняты и имеют достаточную продол­
жительность. Монтаж новостей — это сокращение сюжета до наибо­
лее важных моментов. Удостоверьтесь, что продолжительность съем­
ки позволяет сделать краткий сюжет в процессе монтажа, а для ин­

тервью подготовлены соответствующие перебивки. 

Разнообразие кадров 

Для того чтобы сжать новость до наиболее важной информации, 

монтажеру требуются разнообразные кадры. То есть множество хо­
роших кадров для реструктуризации продолжительного события (на­
пример, футбольный матч, выступление на конференции) и создания 
передачи требуемой продолжительности. При показе непрерывного 
двадцатиминутного выступления докладчика без слушателей или 
подходящих перебивок неизбежен монтаж, если требуется показать 
несколько отрывков выступления. Для смены крупности плана исполь­

зуйте паузы, которые могут стать сигналом перехода к новой теме, 
время аплодисментов. Монтажер использует только «ключевые» пред­
ложения, и различие в крупностях планов в эти моменты позволит 
избежать неуместных перескоков при вырезании отрывков речи с це­
лью сокращения сюжета. Панорамирование, масштабирование и сме­
ну угла наклона можно использовать различными способами, но же­
лательно удерживать кадр, снятый до начала движения камеры и пос­
ле окончания, в течение пяти секунд. 

Технические аспекты 

Нет смысла снимать множество кадров, если их невозможно ис­

пользовать из-за неправильной экспозиции, или если они не в фокусе, 
или сняты при неправильной цветовой температуре, или они дрожат 

156 P. Ward. Picture Composition for Film and Television 


background image

и плохо скомпонованы, а важные действия начинаются до того, как 
запись стала достаточно стабильной для монтажа. 

Непрерывность 

Помните о возможности нарушения непрерывности между кадрами 

из-за несоответствия действий на заднем плане или информации на перед­
нем плане. Отслеживайте как изменения, происходящие с течением вре­
мени (погода, освещение, цвет лица), так и действия на заднем плане, это 
позволит избежать прерываний. Старайтесь не снимать интервью на фоне 
интенсивного движения (например, толпы, исчезающей с места действия, 
или заметного работающего механизма), поскольку отсутствие непре­
рывности на заднем плане может не позволить сократить интервью. По 
возможности во время съемки на фоне интенсивного движения постарай­

тесь, чтобы кадры с одним участником и двумя снимались с разным 
задним планом, или выбирайте статичный, нейтральный задний план. 

Проверяйте расположение верхней одежды, шляп, микрофонов-

петличек, положение тела и головы в кадрах с одним участником, 

так чтобы они совпадали в двух монтируемых кадрах. 

Скорость доступа 

Большая часть времени монтажа может быть растрачена на по­

иски нужного кадра. Прокручивание нескольких пленок вперед и на­
зад отнимает много времени, и монтаж намного ускорится, если из­
вестен порядок, в котором сняты кадры. 

Крупность плана 

Старайтесь не снимать планов с аналогичной крупностью, масш­

табом, положением линии горизонта и т. д., если только вы не создае­
те переходный кадр. Например, средний план героя интервью невоз­
можно смонтировать с планом такой же крупности, снятым через 

плечо. Во избежание скачков линии горизонта общие планы моря и 
судов должны монтироваться с более крупными планами кораблей. 

Убедитесь, что вся геометрия кадра существенно отличается от сним­
ка того же объекта аналогичного плана (например, общие планы мес­
тности). Как правило, телевидение — это средство информации круп­
ного плана. Кадры с очень широкими углами обзора не окажут такого 
же воздействия, какое они оказывают при показе на большом экране. 

Пересечение линии 

Чтобы создать ощущение, что два человека говорят друг с дру­

гом, существуют три простых правила монтажа, которые требуется 
рассмотреть. Во-первых, если герой интервью в кадре на крупном 
плане смотрит справа налево, то интервьюер должен смотреть сле­
ва направо. Во-вторых, размер кадра и уровень глаз должны совпа-

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 157 


background image

дать (т. е. каждый из них должен смотреть из кадра в ту точку, где, 

по предположению зрителя, находится второй участник разговора). 
И, наконец, каждый кадр в последовательности должен располагаться 
с одной и той же стороны воображаемой линии, проведенной между 
говорящими, если только нет перебивки, которая позволяет изменить 
положение «старой» линии (например, меняется положение говорящих 
или передвигается камера в процессе съемки). 

Очень просто забыть о направлении взгляда при записи вопро­

сов или «киваний» после того, как интервью уже снято, особенно 
если в нем участвовали трое, или когда демонстрировалось какое-
либо оборудование, или объяснялась его работа. Убедитесь, что 
камера всегда стоит только с одной стороны воображаемой линии, 
проведенной между говорящими. 

Выход из кадра 

Нет необходимости всегда следовать за действием (особенно 

во время очень важных событий, когда задачей является удержание 
в кадре заметных личностей). Иногда для последующего монтажа 
может оказаться полезным, чтобы объект съемки уходил из кадра 
(удержите пустой кадр в течение нескольких секунд и начинайте 
новый кадр пустым за несколько секунд до появления объекта съем­
ки), поскольку это даст монтажеру возможность выбора. 

Пятисекундный модуль 

Новостные сюжеты, как правило, строятся как пятисекундный 

модуль. Приведем примерный порядок показа новости: 

12" — речь на фоне устанавливающегося кадра 
10" — диктор говорит в камеру 
10" — речь на фоне 

25" — интервью (с разрывами) 

7" — речь на фоне — время сюжета: 1 минута 04 секунды. 
Для того чтобы обеспечить монтажеру максимальную гиб­

кость, старайтесь разбить съемку на отрезки времени, кратные пяти 
секундам. Панорамирование и изменение масштаба делайте быс­
тро. Например: 

10" — удержание кадра в начале изменения масштаба изоб­

ражения (или панорамирования) 

5/10'' — изменение масштаба изображения (или панорамирования) 
5/10" — удержание кадра после завершения движения. 
Это дает монтажеру возможность выбора из трех кадров. 

Длительность панорамирования 

Избегайте длительных панорамных кадров или кадров в разви­

тии. Хотя это может оказаться сложным, но тем не менее в зависи­
мости от обстоятельств старайтесь четко начинать и заканчивать 

P. Ward. Picture Composition for Film and Television 

158 


background image

движение камеры. Очень трудно монтировать кадры, движение в 

которых начинается или заканчивается постепенно. Будьте уверен­
ными при изменении компоновки кадра. По возможности используй­
те штатив, поскольку неустойчивые кадры трудно монтировать, и 
они отвлекают внимание зрителя. 

МНОГОКАМЕРНАЯ СЪЕМКА 

Ценность метода многокамерной съемки заключается в возмож­

ности одновременного наблюдения за событием с нескольких раз­
личных позиций. Такие реальные текущие события, как спортивные 
состязания, музыкальные и общественные мероприятия, дебаты в 
аудитории и т. д., можно передавать в прямом эфире или вести их 
непрерывную запись для последующей трансляции. При традицион­
ной многокамерной съемке требуется, чтобы изображение с каж­

дой камеры выбиралось при помощи видеомикшерного пульта и пе­
редавалось в «линию» (т. е. транслировалось или записывалось) в 

соответствии с заранее созданным сценарием камеры, в котором 
расписаны все кадры, либо как смесь свободных кадров и заранее 
спланированных. 

Для того чтобы всеобъемлюще осветить такое текущее собы­

тие, как спортивные состязания, каждая камера исполняет свою роль. 
Например, при съемках футбольного матча одна камера снимает 
главным образом общий план, который будет использоваться как от­
крывающий или кадр для замены и который может быть вставлен в 
любой момент репортажа. Другие камеры будут расположены бли­
же для съемок крупных планов отдельных игроков. Камерам при­
сваиваются роли для того, чтобы гарантированно дать возможность 
режиссеру в любой момент выбрать нужный кадр, в противном слу­
чае может оказаться, что в его распоряжении имеются только копии 
одинаковых кадров. 

С расширением использования «изолированных» материалов, то есть 

когда непрерывно записываемые картинки отдельными камерами име­
ются в распоряжении режиссера на видеомикшере, постпроизводство 
получило огромную гибкость в монтаже записанного материала. 

Использование «изо» (изолированных) материалов начиналось как 

метод повторного замедленного показа наиболее интересных мо­
ментов при прямой трансляции спортивных соревнований. Теперь в 
некоторых неспортивных многокамерных передачах записываются 
«изо» каждой камеры и используются методы постпроизводства для 
осуществления монтажа. 

Основа композиции при многокамерной съемке очень похожа на 

работу с одной камерой, за исключением того, что: 

• 1. Операторам требуется хорошая связь между режиссером и 

командой, и, по возможности, для совпадения изображений необходимо 
централизованное управление экспозицией. 

• 2. Кадры монтируются в реальном времени и, следовательно, 

должны иметь соответствующие крупности. 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 159