ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 2973
Скачиваний: 214
а затем снимаются крупные планы, чтобы подробно показать важ
ные объекты. В процессе монтажа может потребоваться замена кад
ра, поэтому оператор должен предоставить разнообразный матери
ал, полученный во время съемок, для монтажа.
Основные рекомендации для новостных съемок
• Смена кадра должна быть заметной — меняется либо точка
съемки, либо крупность плана.
• Обеспечьте монтажера множеством статичных планов до съе
мок при движении камеры. Очень трудно монтировать панорамную
съемку и наезды, если они не завершаются статичным планом, ко
торый удерживается некоторое время.
• Старайтесь найти приемлемые, но конкретные кадры, на кото
рые потом, когда будет готов сценарий, можно было бы наложить
речевую информацию с тем, чтобы создать сцену или репортаж.
Информация
Информационные кадры отличаются от других. Они отражают
уникальные события — обломки автомобиля при катастрофе, игро
ка, забивающего гол, выступление политика. Их зачастую нельзя
повторить. Разбитую машину отбуксируют, политик пойдет дальше.
Актуальность события означает, что методы операторской работы
должны быть точными и надежными, быстро реагирующими на со
бытие. Часто нет возможности снять дубль.
Декорации
Съемки в декорациях не представляют ничего особенного. Они
часто ведутся как визуальное сопровождение истории. Типичным
примером является съемка интервьюируемого, входящего в павиль
он до начала интервью. Эти кадры затем можно озвучить, обозна
чив, кем является герой интервью и, возможно, отношение к нему.
Продолжительность съемок должна быть достаточно большой,
чтобы, наложив закадровый текст, предоставить зрителю инфор
мацию, которая не освещена в процессе интервью. Герой интер
вью покидает кадр в конце съемок, что дает завершающий кадр
интервью.
Структура
Большая часть натурных съемок содержит смесь такого типа
информационных и декоративных кадров. Частью искусства опера
тора является создание для монтажера/диктора разнообразных воз
можностей, сохраняя при этом скорость съемки пропорциональной
времени, имеющемуся для монтажа. Информационные кадры — это
обычно непосредственная съемка происшествия или объекта. Если
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 155
съемка ведется технически грамотно, то информационный кадр не
требует ничего, кроме изменения крупности и разумного монтажа.
Декоративные кадры требуют знания методов телевизионной съем
ки и умения использовать возможности видеокамеры и параметров
объектива.
ТРЕБОВАНИЯ МОНТАЖА
Существует множество требований монтажа, которые влияют на
композицию кадра, если съемка ведется без подготовленного сценария
для камеры (например, новости и некоторые документальные съемки).
Краткость и значимость
Ценность кадра определяется его соответствием истории. Един
ственный пятнадцатисекундный кадр может резюмировать новость,
но быть чрезмерно большим в любом другом контексте. Перед тем
как привносить в предмет съемки визуальные дополнения, убедитесь,
что все жизненно важные кадры сняты и имеют достаточную продол
жительность. Монтаж новостей — это сокращение сюжета до наибо
лее важных моментов. Удостоверьтесь, что продолжительность съем
ки позволяет сделать краткий сюжет в процессе монтажа, а для ин
тервью подготовлены соответствующие перебивки.
Разнообразие кадров
Для того чтобы сжать новость до наиболее важной информации,
монтажеру требуются разнообразные кадры. То есть множество хо
роших кадров для реструктуризации продолжительного события (на
пример, футбольный матч, выступление на конференции) и создания
передачи требуемой продолжительности. При показе непрерывного
двадцатиминутного выступления докладчика без слушателей или
подходящих перебивок неизбежен монтаж, если требуется показать
несколько отрывков выступления. Для смены крупности плана исполь
зуйте паузы, которые могут стать сигналом перехода к новой теме,
время аплодисментов. Монтажер использует только «ключевые» пред
ложения, и различие в крупностях планов в эти моменты позволит
избежать неуместных перескоков при вырезании отрывков речи с це
лью сокращения сюжета. Панорамирование, масштабирование и сме
ну угла наклона можно использовать различными способами, но же
лательно удерживать кадр, снятый до начала движения камеры и пос
ле окончания, в течение пяти секунд.
Технические аспекты
Нет смысла снимать множество кадров, если их невозможно ис
пользовать из-за неправильной экспозиции, или если они не в фокусе,
или сняты при неправильной цветовой температуре, или они дрожат
156 P. Ward. Picture Composition for Film and Television
и плохо скомпонованы, а важные действия начинаются до того, как
запись стала достаточно стабильной для монтажа.
Непрерывность
Помните о возможности нарушения непрерывности между кадрами
из-за несоответствия действий на заднем плане или информации на перед
нем плане. Отслеживайте как изменения, происходящие с течением вре
мени (погода, освещение, цвет лица), так и действия на заднем плане, это
позволит избежать прерываний. Старайтесь не снимать интервью на фоне
интенсивного движения (например, толпы, исчезающей с места действия,
или заметного работающего механизма), поскольку отсутствие непре
рывности на заднем плане может не позволить сократить интервью. По
возможности во время съемки на фоне интенсивного движения постарай
тесь, чтобы кадры с одним участником и двумя снимались с разным
задним планом, или выбирайте статичный, нейтральный задний план.
Проверяйте расположение верхней одежды, шляп, микрофонов-
петличек, положение тела и головы в кадрах с одним участником,
так чтобы они совпадали в двух монтируемых кадрах.
Скорость доступа
Большая часть времени монтажа может быть растрачена на по
иски нужного кадра. Прокручивание нескольких пленок вперед и на
зад отнимает много времени, и монтаж намного ускорится, если из
вестен порядок, в котором сняты кадры.
Крупность плана
Старайтесь не снимать планов с аналогичной крупностью, масш
табом, положением линии горизонта и т. д., если только вы не создае
те переходный кадр. Например, средний план героя интервью невоз
можно смонтировать с планом такой же крупности, снятым через
плечо. Во избежание скачков линии горизонта общие планы моря и
судов должны монтироваться с более крупными планами кораблей.
Убедитесь, что вся геометрия кадра существенно отличается от сним
ка того же объекта аналогичного плана (например, общие планы мес
тности). Как правило, телевидение — это средство информации круп
ного плана. Кадры с очень широкими углами обзора не окажут такого
же воздействия, какое они оказывают при показе на большом экране.
Пересечение линии
Чтобы создать ощущение, что два человека говорят друг с дру
гом, существуют три простых правила монтажа, которые требуется
рассмотреть. Во-первых, если герой интервью в кадре на крупном
плане смотрит справа налево, то интервьюер должен смотреть сле
ва направо. Во-вторых, размер кадра и уровень глаз должны совпа-
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 157
дать (т. е. каждый из них должен смотреть из кадра в ту точку, где,
по предположению зрителя, находится второй участник разговора).
И, наконец, каждый кадр в последовательности должен располагаться
с одной и той же стороны воображаемой линии, проведенной между
говорящими, если только нет перебивки, которая позволяет изменить
положение «старой» линии (например, меняется положение говорящих
или передвигается камера в процессе съемки).
Очень просто забыть о направлении взгляда при записи вопро
сов или «киваний» после того, как интервью уже снято, особенно
если в нем участвовали трое, или когда демонстрировалось какое-
либо оборудование, или объяснялась его работа. Убедитесь, что
камера всегда стоит только с одной стороны воображаемой линии,
проведенной между говорящими.
Выход из кадра
Нет необходимости всегда следовать за действием (особенно
во время очень важных событий, когда задачей является удержание
в кадре заметных личностей). Иногда для последующего монтажа
может оказаться полезным, чтобы объект съемки уходил из кадра
(удержите пустой кадр в течение нескольких секунд и начинайте
новый кадр пустым за несколько секунд до появления объекта съем
ки), поскольку это даст монтажеру возможность выбора.
Пятисекундный модуль
Новостные сюжеты, как правило, строятся как пятисекундный
модуль. Приведем примерный порядок показа новости:
12" — речь на фоне устанавливающегося кадра
10" — диктор говорит в камеру
10" — речь на фоне
25" — интервью (с разрывами)
7" — речь на фоне — время сюжета: 1 минута 04 секунды.
Для того чтобы обеспечить монтажеру максимальную гиб
кость, старайтесь разбить съемку на отрезки времени, кратные пяти
секундам. Панорамирование и изменение масштаба делайте быс
тро. Например:
10" — удержание кадра в начале изменения масштаба изоб
ражения (или панорамирования)
5/10'' — изменение масштаба изображения (или панорамирования)
5/10" — удержание кадра после завершения движения.
Это дает монтажеру возможность выбора из трех кадров.
Длительность панорамирования
Избегайте длительных панорамных кадров или кадров в разви
тии. Хотя это может оказаться сложным, но тем не менее в зависи
мости от обстоятельств старайтесь четко начинать и заканчивать
P. Ward. Picture Composition for Film and Television
158
движение камеры. Очень трудно монтировать кадры, движение в
которых начинается или заканчивается постепенно. Будьте уверен
ными при изменении компоновки кадра. По возможности используй
те штатив, поскольку неустойчивые кадры трудно монтировать, и
они отвлекают внимание зрителя.
МНОГОКАМЕРНАЯ СЪЕМКА
Ценность метода многокамерной съемки заключается в возмож
ности одновременного наблюдения за событием с нескольких раз
личных позиций. Такие реальные текущие события, как спортивные
состязания, музыкальные и общественные мероприятия, дебаты в
аудитории и т. д., можно передавать в прямом эфире или вести их
непрерывную запись для последующей трансляции. При традицион
ной многокамерной съемке требуется, чтобы изображение с каж
дой камеры выбиралось при помощи видеомикшерного пульта и пе
редавалось в «линию» (т. е. транслировалось или записывалось) в
соответствии с заранее созданным сценарием камеры, в котором
расписаны все кадры, либо как смесь свободных кадров и заранее
спланированных.
Для того чтобы всеобъемлюще осветить такое текущее собы
тие, как спортивные состязания, каждая камера исполняет свою роль.
Например, при съемках футбольного матча одна камера снимает
главным образом общий план, который будет использоваться как от
крывающий или кадр для замены и который может быть вставлен в
любой момент репортажа. Другие камеры будут расположены бли
же для съемок крупных планов отдельных игроков. Камерам при
сваиваются роли для того, чтобы гарантированно дать возможность
режиссеру в любой момент выбрать нужный кадр, в противном слу
чае может оказаться, что в его распоряжении имеются только копии
одинаковых кадров.
С расширением использования «изолированных» материалов, то есть
когда непрерывно записываемые картинки отдельными камерами име
ются в распоряжении режиссера на видеомикшере, постпроизводство
получило огромную гибкость в монтаже записанного материала.
Использование «изо» (изолированных) материалов начиналось как
метод повторного замедленного показа наиболее интересных мо
ментов при прямой трансляции спортивных соревнований. Теперь в
некоторых неспортивных многокамерных передачах записываются
«изо» каждой камеры и используются методы постпроизводства для
осуществления монтажа.
Основа композиции при многокамерной съемке очень похожа на
работу с одной камерой, за исключением того, что:
• 1. Операторам требуется хорошая связь между режиссером и
командой, и, по возможности, для совпадения изображений необходимо
централизованное управление экспозицией.
• 2. Кадры монтируются в реальном времени и, следовательно,
должны иметь соответствующие крупности.
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 159