Файл: Уорд. Композиция кадра.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2021

Просмотров: 2975

Скачиваний: 214

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Ощущение отсутствия объема или жизни при изменении масш­

таба обусловлено тем, что нет ожидаемого изменения общей перс­

пективы, которое обычно сопутствует увеличению или уменьшению 
объекта. Такая композиционная вялость может быть скрыта за счет 

добавления к наезду/отъезду еще какого-либо движения камеры, 

например, панорамной съемки действия или даже бокового переме­
щения. Движение камеры обеспечивает некоторые относительные 
изменения визуальных элементов, которые усиливают изменение 
масштаба. 

СОХРАНЕНИЕ ХОРОШЕЙ КОМПОЗИЦИИ 
В ПРОЦЕССЕ ДВИЖЕНИЯ 

В процессе сопровождения часто приходится регулировать вы­

соту установки камеры, особенно во время приближения ее к чело­
веку. Для кадров более крупного плана, чем съемка в полный рост, 
объектив часто располагается на уровне глаз объекта съемки. Но 
если камера находится далеко, то, в зависимости от композиции кад­

ра, объектив часто располагают ниже для уменьшения доли кадра, 
занимаемой полом/грунтом. Низкая точка съемки подчеркивает 
объект, так как убирает с переднего плана отвлекающие поверхно­
сти, например дорогу, траву или пол. Вполне вероятно, что это пра-

Изменение масштаба 

Рисунок Т0.4 

(а) В начале приближения каме­
ры объект на переднем плане 
вдвое больше объекта на зад­
нем плане; 
(б) в конце приближения каме­
ры объект на переднем плане 
более чем втрое больше объек­

та на заднем плане; 
(в) в начале увеличения масш­
таба объект на переднем плане 

вдвое больше объекта на зад­
нем плане; 
(г) в конце увеличения масшта­

ба объект на переднем плане 
остается вдвое больше объекта 

на заднем плане. В перспективе 

массы не произошло никаких 

перемен. 

150 P. Ward. Picture Composition for Film and Television 


background image

вило, как и все практичеекие рекомендации, чаще игнорируется, чем 
применяется, но при съемке в движении сопровождения для привле­
чения внимания зрителя к основному объекту съемки применяется 
изменение высоты объектива. 

Другой причиной увеличения высоты объектива во время прибли­

жения камеры к человеку является усиление воздействия актеров/ 
актрис за счет того, что в кадре они видны чуть ниже лиц, а не выше, 
когда подчеркиваются линии челюстей, двойных подбородков и т. д. 

Использование преобладающих линий и движение 

Один из способов сделать движение «невидимым» — примене­

ние при переходе на новую точку съемки панорамирования вдоль 
преобладающих горизонтальных, вертикальных или наклонных ли­
ний. Панорамирование вдоль линий в кадре позволяет создать меж­
ду двумя изображениями непрерывную, последовательную смену 
кадров и, кажется, образует удовлетворительную визуальную связь. 
Та же визуальная связь может быть получена за счет движения внут­
ри самого кадра с тем, чтобы создать панорамный переход или дви­
жение камеры от одной композиции к другой. Наиболее часто ис­
пользуемым методом съемки для получения в ходе действия новых 
сведений о географии является сопровождение человека, проходя­
щего через несколько различных мест. Человек, которого сопровож­
дает камера, может не быть важным персонажем, его используют 
для того, чтобы перевести взгляд зрителя от начальной композиции 
на вероятно главный объект съемки. 

Скорость движения, 
соответствующая настроению и содержанию 

Очень важно понимать содержание движения в кадре и если 

движение камеры, панорамирование или изменение масштаба осу­
ществляются чересчур быстро, то информация останется не по­
нятой зрителем. Если изменения в кадре происходят слишком бы­
стро, то получим несоответствие настроению. Скорость панора­
мирования симфонического оркестра, играющего медленное 
величественное произведение, будет иной, чем скорость панорами­
рования для быстрой пьесы. 

Скорость движения должна соответствовать настроению и со­

держанию. Если требуется, чтобы движение было сдержанным и 

невидимым, то оно должно начинаться вместе с началом действия и 
завершаться, когда действие заканчивается. Подъем камеры на кра­
не или головки камеры с регулируемым наклоном, снимающей вста­
ющего человека, не должен предвосхищать его движение, но и не 
опаздывать с началом движения. Если какое-либо движение стре­
мится выйти за рамки кадра, необходимо сопровождать его движе­
нием камеры, удерживая движущийся объект в поле зрения, или не­
обходимо сменить точку съемки. 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 151 


background image

выводы 

Техника операторской работы, например, остановка/начало дви­

жения камеры в ходе действия; обеспечение соответствия движения 
камеры и объекта съемки совпадения кадров в точках монтажа; 
определение точек центра внимания при смене плана и сопровожде­
нии, предназначена для того, чтобы скрыть от зрителя механику про­
изводства программ. Цель, как правило, заключается в том, чтобы 
выделить объект съемки — содержание изображения, в применении 
каких-либо методов. 

Существуют два основных правила движения камеры. Во-пер­

вых, соответствие действию (движение камеры было оправданно 
действием), и действие призвано определять скорость, время и тра­
екторию движения. 

Во-вторых, в процессе движения необходимо поддерживать хо­

рошую композицию. При этом должны быть показаны новые инте­
ресные изображения, и между первым и последним кадром не дол­
жно быть «мертвой зоны». 

Функциональное движение — это изменение кадра, позволяющее 

увидеть движение объекта. Декоративное движение можно определить 
как запланированное, обязательное изменение положения камеры или 
плана съемки для получения визуального разнообразия, создания сю-
жетно-тематического акцента или новой информации. Так же как дви­
жение камеры будет синхронизировано с моментами начала/окончания 
действия, движение, мотивированное диалогом или выражением эмо­
ций, будет регулироваться темпом и нюансами представления. 


background image

Глава 11 

КОНТЕКСТ 

ПОСТПРОИЗВОДСТВО И КОМПОЗИЦИЯ 

Одним из аспектов создания композиции кадра является учет 

того, как он связан с предшествующим и последующим кадрами. 

Если производство позволяет осуществить предварительное пла­
нирование, то в сценарии для камеры или в его черновике будет 
примерно понятна или даже точно спланирована структура каждо­
го эпизода и способ монтажа отдельных кадров. Дополнительные 
кадры будут придуманы и созданы с учетом исходных, задуман­
ных в сценарии. 

В фактических репортажах, однако, порядок следования кадров 

может быть неизвестен в момент съемки. Монтажер требует от опера­
тора максимальной гибкости от представляемого материала и суть 
структуры. «Исходный план» возможной последовательности кадров 
часто создается в общих чертах в помощь монтажеру. Монтажные 

требования, такие, как изменение угла зрения и крупности кадра, дви­
жения объекта съемки и камеры, непрерывность движения, должны 

учитываться и выполняться, чтобы отснятый материал мог быть вве­

ден в связанный поток изображений. Следовательно, очень важно ве­
сти съемку, помня о задачах монтажа (рис. 11.1). 

Структура съемки, ведущейся непосредственно 
с места события 

Для многих видов съемок, ведущихся в местах типа «магазин», 

сценария может не быть вообще. Могут существовать наброски, сде­
ланные диктором, или написаны тезисы о том, что требуется осве­
тить, но интервью может вскрыть новые аспекты истории. Без пред­
варительного планирования или раскадровки методы операторской 
работы часто возвращаются к проверенным формулам, вызывающим 
доверие. Рассказать историю в картинках — это такой же старый 
метод, как первые попытки съемки кинофильма. 

От общего к частному 

Безопасным правилом является движение от общего к частно­

му — от общего плана к крупному. Общий план (ОБП) служит для 
того, чтобы показать взаимоотношения и определить сцену действия, 

П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 153 


background image

Выход налево Монтируется с... входом справа 

Подъем со стула; Подъем повторяется 

удержание статичного кадра Монтируется с... в статичном широкоэкранном кадре 

Средний план с объектом Монтируется с... Крупным планом объекта, 

который должен находиться 

в том же положении, 

что и на кадре со средним планом 

Рисунок 11.1 

Монтажные изменения. 

154 P. Ward. Picture Composition for Film and Television