ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1883
Скачиваний: 1
191
в
возможностях
,
предоставляемых
правом
для
использования
своего
имущества
в
коммерческих
,
предпринимательских
целях
.
Другое
дело
-
форма
предпринимательской
деятельности
.
Ведение
такой
деятельности
гражданином
без
образования
юридического
лица
предполагает
его
гражданско
-
правовую
ответственность
перед
кредиторами
в
объеме
всего
принадлежащего
ему
на
праве
собственности
имущества
.
Если
же
гражданин
участвует
в
предпринимательстве
тем
,
что
вносит
часть
своего
имущества
в
виде
вклада
(
пая
)
в
хозяйственное
товарищество
,
общество
или
производственный
кооператив
,
то
собственником
вклада
становится
соответствующее
юридическое
лицо
,
а
гражданин
право
собственности
на
внесенное
имущество
утрачивает
.
Вместо
утраченного
вещного
права
он
приобретает
обязательственное
право
:
право
требования
доли
от
прибыли
,
пропорциональной
сделанному
вкладу
,
либо
право
на
получение
пропорциональной
вкладу
части
имущества
юридического
лица
,
распределяемого
между
вкладчиками
при
его
ликвидации
,
если
иное
не
предусмотрено
законом
или
учредительными
документами
.
Ограничения
,
допустимые
в
отношении
объектов
права
собственности
граждан
и
юридических
лиц
,
устанавливаются
только
законом
.
К
их
числу
относятся
:
-
ограничения
в
круге
имуществ
,
пригодных
для
приобретения
или
обладания
на
праве
собственности
:
закон
может
определить
виды
имущества
,
которые
могут
находиться
только
в
государственной
или
муниципальной
собственности
;
-
ограничения
по
признаку
количества
или
стоимости
имущества
(
например
,
установление
предела
площади
земельного
участка
,
составляющего
объект
права
собственности
граждан
или
юридических
лиц
).
Специальными
нормативными
актами
устанавливается
перечень
объектов
,
неотчуждаемых
по
своему
назначению
(
либо
не
подлежащих
приватизации
);
для
некоторых
видов
имуществ
могут
предусматриваться
особенности
в
порядке
их
приобретения
и
отчуждения
либо
в
порядке
владения
,
пользования
и
распоряжения
ими
.
Как
правило
,
речь
идет
о
таких
объектах
собственности
,
которые
призваны
удовлетворять
не
интересы
частных
лиц
,
а
потребности
населения
страны
в
целом
или
ее
отдельных
регионов
,
областей
,
населенных
пунктов
.
Неотчуждаемы
,
в
частности
,
морские
пристани
,
участки
берегов
рек
и
озер
;
особый
порядок
изготовления
и
реализации
предусмотрен
для
охотничьего
и
боевого
оружия
и
т
.
д
.
Содержание
права
государственной
собственности
характеризуется
в
принципе
теми
же
чертами
,
что
и
право
собственности
вообще
.
Это
вытекает
из
общего
конституционного
положения
,
согласно
которому
права
всех
собственников
в
Российской
Федерации
признаются
равными
(
ст
. 8
Конституции
РФ
).
Гражданско
-
правовое
регулирование
отношений
собственности
с
участием
субъектов
права
государственной
собственности
имеет
место
во
всех
случаях
,
когда
указанные
субъекты
действуют
в
192
соответствующих
правоотношениях
на
началах
равенства
,
т
.
е
.
не
пользуются
своими
властными
полномочиями
(
ст
. 124
ГК
РФ
).
Субъектами
права
государственной
собственности
выступают
:
-
Российская
Федерация
в
целом
;
-
субъект
Российской
Федерации
.
Содержание
правомочий
у
субъектов
права
государственной
собственности
неодинаково
.
Если
в
федеральной
государственной
собственности
(
т
.
е
.
у
Российской
Федерации
в
целом
)
может
находиться
любое
имущество
,
то
в
государственной
собственности
субъекта
РФ
-
только
такое
имущество
,
которое
не
включает
в
себя
объекты
исключительной
федеральной
собственности
.
Объектом
права
государственной
собственности
выступает
:
-
имущество
,
находящееся
в
федеральной
собственности
;
-
имущество
,
находящееся
в
собственности
субъектов
РФ
.
Оно
закрепляется
за
государственными
предприятиями
и
учреждениями
во
владение
,
пользование
и
распоряжение
(
п
. 4
ст
. 214
ГК
РФ
).
Кроме
того
,
право
государственной
собственности
распространяется
на
землю
и
иные
природные
ресурсы
,
в
отношении
которых
прочие
субъекты
права
(
граждане
,
юридические
лица
либо
муниципальные
образования
)
не
имеют
доказательств
права
собственности
(
п
. 2
ст
. 214
ГК
РФ
).
Весь
массив
государственных
имуществ
,
входящих
как
в
федеральную
собственность
,
так
и
в
собственность
субъектов
Федерации
,
разбивается
на
две
части
:
-
имущество
,
закрепленное
за
государственными
предприятиями
и
учреждениями
на
праве
хозяйственного
ведения
или
оперативного
управления
;
-
казенное
имущество
,
состоящее
из
:
бюджетных
средств
;
иного
государственного
имущества
,
не
закрепленного
за
государственными
предприятиями
и
учреждениями
.
Муниципальной
собственностью
считается
имущество
,
принадлежащее
на
праве
собственности
городским
и
сельским
поселениям
,
а
также
другим
муниципальным
образованиям
(
п
. 1
ст
. 215
ГК
РФ
).
По
аналогии
с
государственным
имуществом
,
вся
масса
имущества
,
находящегося
в
муниципальной
собственности
,
распадается
на
две
части
:
-
имущество
,
закрепленное
за
муниципальными
предприятиями
и
учреждениями
на
праве
хозяйственного
ведения
или
оперативного
управления
;
-
муниципальное
казенное
имущество
,
состоящее
из
:
средств
местного
бюджета
;
иного
муниципального
имущества
,
не
закрепленного
за
муниципальными
предприятиями
и
учреждениями
.
Входя
составной
частью
в
сферу
публичной
собственности
,
муниципальная
собственность
не
тождественна
государственной
и
не
признается
ее
разновидностью
,
хотя
во
многом
и
схожа
с
последней
.
193
Обратный
переход
имущества
из
муниципальной
в
государственную
собственность
допускается
только
с
согласия
органов
местного
самоуправления
либо
по
решению
суда
.
Право
собственности
может
быть
приобретено
в
силу
юридических
фактов
,
с
которыми
закон
связывает
его
возникновение
.
Эти
юридические
факты
именуются
основаниями
или
способами
приобретения
права
собственности
.
Основания
приобретения
права
собственности
делят
на
первоначальные
и
производные
.
Первоначальными
считаются
такие
,
при
которых
право
собственности
возникает
либо
на
вещь
,
ранее
никому
не
принадлежавшую
,
либо
независимо
от
воли
предшествующего
собственника
.
Установление
права
собственности
на
вещь
,
объем
правомочий
и
обязанностей
собственника
определяется
в
этих
случаях
предписаниями
закона
.
Производными
считаются
основания
,
при
которых
объем
прав
и
обязанностей
приобретателя
собственности
зависит
от
воли
и
права
предшественника
.
Рассмотрим
сначала
общие
черты
производных
способов
приобретения
права
собственности
.
Приобретение
права
собственности
имеет
место
здесь
в
силу
договора
,
по
праву
наследования
,
либо
в
связи
с
реорганизацией
или
прекращением
юридического
лица
.
Наиболее
распространенными
договорами
,
реализующими
переход
права
собственности
,
выступают
купля
-
продажа
,
мена
,
дарение
.
Право
собственности
возникает
во
всех
этих
случаях
в
результате
перехода
его
от
одного
лица
к
другому
;
такой
переход
именуют
правопреемством
.
Правопреемство
(
преемство
в
праве
)
всегда
предполагает
,
что
право
собственности
преемника
опирается
на
право
,
которое
имел
предшественник
.
От
перехода
права
собственности
на
вещь
необходимо
отличать
передачу
вещи
.
Таковой
признается
вручение
вещи
приобретателю
.
К
передаче
вещи
кодекс
приравнивает
также
сдачу
вещи
перевозчику
для
отправки
ее
приобретателю
(
п
. 1
ст
. 224
ГК
РФ
).
Правовое
значение
акта
передачи
обусловлено
зафиксированным
в
кодексе
правилом
,
согласно
которому
право
собственности
у
приобретателя
вещи
по
договору
возникает
с
момента
ее
передачи
(
п
. 1
ст
. 223
ГК
РФ
).
Однако
это
правило
диспозитивно
:
стороны
могут
предусмотреть
в
договоре
иной
момент
перехода
права
собственности
.
Другими
словами
,
передача
вещи
не
обязательно
совпадает
во
времени
с
переходом
права
собственности
на
нее
.
Нередки
случаи
,
когда
право
собственности
переходит
на
приобретателя
ранее
фактической
передачи
.
С
другой
стороны
,
передачей
вещи
может
считаться
не
только
ее
фактическое
вручение
приобретателю
,
но
и
вручение
вместо
нее
определенных
документов
,
например
коносамента
при
морской
перевозке
грузов
.
Коносамент
и
некоторые
иные
документы
именуются
товарораспорядительными
,
они
позволяют
передавать
вещи
,
право
на
194
получение
которых
они
подтверждают
,
не
с
момента
фактического
получения
такой
вещи
,
а
с
момента
передачи
самого
документа
.
К
числу
первоначальных
способов
приобретения
права
собственности
кодекс
относит
:
-
находку
;
-
изготовление
новой
вещи
;
-
отделение
плодов
;
-
переработку
;
-
сбор
общедоступных
вещей
;
-
обнаружение
клада
;
-
приобретательную
давность
.
Находка
-
это
обнаружение
вещи
,
собственник
которой
неизвестен
.
Находить
можно
вещи
брошенные
или
потерянные
.
Разница
состоит
в
том
,
что
лишь
утерянная
вещь
имеет
хозяина
.
Понятие
находки
,
закрепленное
в
ст
. 227
ГК
РФ
,
исходит
из
того
,
что
она
может
иметь
место
лишь
в
отношении
утерянной
,
а
не
бесхозяйной
(
заброшенной
)
вещи
.
Находка
относится
к
категории
так
называемых
юридических
поступков
,
т
.
е
.
действий
,
не
направленных
на
достижение
данного
результата
(
находчик
не
ставил
целью
обнаружения
именно
той
вещи
,
которую
он
обнаружил
,
либо
не
задавался
целью
обнаружения
вообще
).
Кодекс
1994
г
.
установил
новые
,
по
сравнению
с
ГК
1964
г
.,
правила
касательно
находки
и
приобретения
на
нее
права
собственности
.
Наличие
хозяина
у
найденной
вещи
обязывает
находчика
принять
меры
по
возвращению
ее
собственнику
или
лицу
,
ее
потерявшему
.
К
числу
этих
мер
кодекс
относит
:
немедленное
уведомление
о
находке
собственника
или
лица
,
потерявшего
вещь
,
или
любых
иных
известных
нашедшему
лиц
,
имеющих
право
получить
найденную
вещь
;
возвращение
вышеуказанным
лицам
найденной
вещи
.
Хранение
найденной
вещи
осуществляет
находчик
,
если
он
не
сдал
ее
на
хранение
в
милицию
,
орган
местного
самоуправления
или
указанному
ими
лицу
.
Ответственность
находчика
за
утрату
или
повреждение
найденной
вещи
ограничена
пределами
стоимости
вещи
,
и
наступает
лишь
в
случае
умысла
или
грубой
неосторожности
с
его
стороны
.
Если
издержки
на
хранение
вещи
превышают
ее
стоимость
либо
если
она
представляет
собой
скоропортящийся
продукт
,
он
вправе
продать
ее
(
реализовать
),
сохранив
при
этом
письменные
доказательства
суммы
полученной
выручки
.
Последняя
подлежит
возврату
лицу
,
управомоченному
на
получение
найденной
вещи
.
Находка
может
повлечь
для
находчика
определенные
расходы
,
например
,
связанные
с
хранением
вещи
,
ее
реализацией
,
установлением
лица
,
управомоченного
на
ее
получение
,
и
т
.
п
.
Если
он
,
понеся
эти
расходы
,
возвратил
вещь
,
то
вправе
требовать
их
возмещения
от
того
,
кому
она
была
возвращена
(
в
соответствующих
случаях
-
от
органа
местного
самоуправления
).
195
Возмещению
подлежат
не
любые
фактические
понесенные
находчиком
расходы
,
а
лишь
считающиеся
необходимыми
(
п
. 1
ст
. 229).
Указание
на
необходимые
расходы
сделано
законодателем
для
того
,
чтобы
исключить
возмещение
той
их
части
,
которая
является
излишней
или
чрезмерной
.
Помимо
возмещения
расходов
находчику
полагается
вознаграждение
за
находку
.
Право
на
получение
такого
вознаграждения
возникает
лишь
у
того
,
кто
надлежащим
образом
заявил
о
находке
.
Находчик
,
не
сделавший
заявления
или
пытавшийся
утаить
найденное
,
права
на
вознаграждение
не
имеет
.
Размер
вознаграждения
может
составлять
,
согласно
ст
. 229
ГК
РФ
,
до
20%
от
стоимости
вещи
.
Конкретный
объем
возмещения
расходов
,
связанных
с
находкой
,
и
размер
вознаграждения
за
нее
определяется
по
соглашению
сторон
,
а
при
возникновении
спора
-
судом
.
Если
вещь
найдена
в
помещении
или
в
транспорте
,
нашедший
обязан
сдать
ее
тому
,
кто
представляет
владельца
помещения
или
транспортного
средства
.
После
сдачи
вещи
принявшее
ее
лицо
приобретает
права
и
несет
обязанности
,
предусмотренные
законом
для
того
,
кто
находит
вещь
.
В
частности
,
оно
обязано
принять
меры
по
обнаружению
лица
,
утратившего
вещь
,
а
если
это
оказывается
невозможным
, -
заявить
о
находке
в
милицию
или
в
орган
местного
самоуправления
.
Вопрос
о
том
,
распространяются
ли
правила
о
находке
на
лиц
,
для
которых
обнаружение
потерянных
вещей
входит
в
их
служебные
обязанности
,
решен
в
кодексе
положительно
.
Содержание
п
. 1
ст
. 227
ГК
РФ
позволяет
предположить
,
что
именно
такие
лица
имеются
в
виду
,
когда
говорится
о
вещах
,
найденных
в
помещении
или
на
транспорте
,
хотя
прямо
об
их
обязанности
обнаруживать
потерянные
вещи
здесь
и
не
упоминается
.
Подчеркивается
лишь
,
что
с
момента
сдачи
им
найденной
вещи
они
приобретают
права
и
обязанности
лица
,
нашедшего
вещь
.
К
правилам
о
находке
весьма
близки
положения
кодекса
о
приобретении
права
собственности
на
безнадзорных
животных
(
ст
.
ст
. 230-
232).
Кодекс
имеет
в
виду
лишь
домашних
животных
,
так
как
только
они
могут
оказаться
безнадзорными
,
и
обязывает
лицо
,
задержавшее
безнадзорных
или
пригульных
животных
,
заявить
об
их
обнаружении
с
соблюдением
порядка
,
аналогичного
тому
,
что
установлен
для
лиц
,
нашедших
утерянную
вещь
.
Аналогично
регламентируется
и
вопрос
о
приобретении
права
собственности
на
таких
животных
.
В
числе
имеющихся
отличий
заслуживает
упоминания
обязанность
воздерживаться
от
жестокого
или
ненадлежащего
обращения
с
ними
.
Нарушение
этой
обязанности
позволяет
собственнику
искать
их
возвращения
даже
по
истечении
шестимесячного
срока
,
необходимого
для
приобретения
права
собственности
.
Более
того
,
истребование
животных
,
перешедших
в
установленном
порядке
в
собственность
задержавшего
их
лица
,
допускается
и
при
отсутствии
жестокого
обращения
с
ними
,
если
животное