Файл: Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дипломная работа
на тему: «Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении»
2022
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой степенью олигофрении 6
1.2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста 7
1.3 Особенности учебной деятельности обучающихся младших классов с легкой степенью олигофрении 12
1.4 Особые образовательные потребности обучающихся младших
классов с легкой степенью олигофрении 17
Глава 2. Исследование особенностей учебной деятельности обучающихся
1 класса с нарушением интеллекта
2.1 Организация исследования 22 2.2 Результаты исследования 24
Глава 3. Методические рекомендации с учётом особых образовательных потребностей обучающихся
3.1 Методические рекомендации по формированию учебной деятельности у учащихся младших классов с легкой степенью олигофрении 26
3.2 Методические рекомендации для педагогов по работе с диагностической картой 29
Заключение
Список литературы 39 Приложения
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45
Приложение 4 45
«Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю, из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека» Ян Амос Каменский |
Введение
Международные правовые акты и российский Закон об образовании гарантируют каждому право выбора места, способа и языка обучения. В работе рассматриваются психологические особенности и особые образовательные потребности обучающихся с легкой степенью олигофрении.
Актуальность исследования. Ученики с легкой степенью умственной отсталости не имеют права на государственную поддержку в виде пенсионного обеспечения, так как не являются инвалидами. В то же время они в силу особенностей своего интеллектуального развития не могут в дальнейшем получить какое-либо общее образование и конкурировать на рынке труда с выпускниками общеобразовательных школ. Такое положение заставляет серьезно отнестись к разработке теории и совершенствованию практики их обучения, воспитания, профессионально-трудовой подготовки. Это важно для решения социально значимых задач обеспечения выпускникам с легкой степенью олигофрении возможности самостоятельно жить и трудиться в современных экономических условиях.
Педагоги должны быть вооружены знаниями об особенностях таких школьников, затрудняющих процессы их обучения и воспитания. Они должны уметь подобрать пути, обеспечивающие возможность этим детям получить реальные знания, соответствующие их возможностям, сформировать у них учебные и трудовые умения и навыки,
положительные личностные качества.
Основная деятельность детей младшего школьного возраста – учеба, в процессе которой происходит развитие познавательной сферы ребенка и его личности в целом.
В психологии «учебная деятельность» трактуется как деятельность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий. Данный вид деятельности является особой формой социальной активности личности и выполняет две функции.
Во-первых, учебная деятельность – это условие и средство психического развития индивида, обеспечивающее усвоение знаний.
Во-вторых, служит основным средством включения учеников в систему общественных отношений.
С точки зрения современной психолого-педагогической науки процесс вхождения ребенка в школьную среду сопровождается сменой ведущей деятельности и социального окружения и рассматривается как период школьной. Эффективность его обусловлена субъективными факторами (объем и характер знаний, направленность интересов, эмоционально-волевые качества и другие характеристики личности), создающими основу индивидуальной адаптации.
Объект исследования. Обучающиеся 1-го класса с легкой степенью олигофрении (коррекционный класс)
Предмет исследования. Особенности учебной деятельности и особые образовательные потребности обучающихся 1-го класса с легкой степенью олигофрении и процесс ее формирования.
Цель исследования. Определение оптимальных путей формирования образовательного маршрута с учётом особых образовательных потребностей учащихся 1-го класса с легкой степенью олигофрении.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить мотивы учения.
3. Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию учебной деятельности у детей с легкой степенью олигофрении и по работе с диагностической картой.
Гипотеза исследования. У обучающихся изучаемой группы преобладает мотив получения отметки и учебный мотив, наиболее эмоционально значимыми сторонами жизни школы является отношение с учителем и получение отметки.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Организационные методы (сравнительный).
3. Эмпирические методы (опрос).
4. Методы статистической обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях учебной деятельности у обучающихся младших классов с легкой степенью олигофрении и оптимально организовать работу педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей коррекционно-педагогической работы, способствующей более эффективному формированию учебной деятельности. Разработанные методические рекомендации могут быть полезными учителям, воспитателям, психологам общеобразовательных школ, которые работают с обучающимися с легкой степенью олигофрении.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении
1.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой степенью олигофрении
Основной контингент обучающихся коррекционных классов нашей школы составляют дети с лёгкой степенью умственной отсталости - дебильностью (Приложение 1).
При лёгких формах олигофрении в физическом состоянии детей заметных изменений не отмечается. Грубых локальных неврологических симптомов не встречается. Двигательные нарушения – в виде не резко выраженных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости, выразительности движений.
Наблюдается задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения. При нарушении анализаторов наблюдаются сужение диапазона восприятия различных раздражений, нечёткость дифференцировок, их вялость, малая активность. Нарушения психической деятельности составляют основу дефекта. Процесс восприятия мира малоактивен. Особенности памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного. Наблюдается недоразвитие словесно-логического мышления. В волевой сфере - преобладание движений и действий непроизвольного характера.
Встречаются расстройства эмоциональной сферы. В случаях тяжёлого поражения ЦНС чувства однообразны, неустойчивы. Речевая система формируется с задержкой, словарь накапливается медленно, нарушена структура слова, грамматический строй, ослаблен контроль за собственной речью.
Таким образом, при олигофрении психическое развитие ребёнка происходит на неполноценной, дефектной основе.
1.2 Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста
По мнению А.Н. Леонтьева ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется тремя продуктами. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Усвоение опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении со взрослыми и сверстниками, приобщении к труду.
Но только в учебной деятельности оно приобретает особый характер и содержание. «Ребенок под руководством учителя овладевает содержанием развитых форм общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) и умениями действовать в соответствии с их требованиями. Содержание этих форм общественного сознания имеет теоретический характер».
При переходе к школьному обучению предметом усвоения становятся теоретические знания, что в первую очередь и определяет развивающий характер учебной деятельности. Основными изменениями школьного возраста, как указывал Л.С. Выготский, являются осознание и овладение психическими процессами и своим происхождением обязаны обучению: «осознание приходит через ворота научных понятий». Именно в этот период закладываются основы умения учиться, по существу, школьник учится, как приобретать знания и это остается с ним на всю жизнь.
Учебная деятельность складывается у ребенка не сразу. О сложности данного процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях учебной деятельности она складывается не у всех детей. А специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полноценное осуществление возможно только совместно с другими детьми.
Учебная деятельность имеет определенную структуру:
1) мотивы учения;
2) учебные задачи;
3) учебные действия;
4) контроль;
5) оценка.
Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Поэтому, при диагностике возможных причин неуспеваемости или других затруднений школьников необходимо проанализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.
Мотивы учения
Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов.
У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим общественно значимую деятельность. На начальном этапе пребывания в школе эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами способны обеспечить включение ребенка в освоении учебной деятельности и поддерживать интерес к ней.
К концу первого класса из большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается реализованной и на ее месте по мере вхождения в школьную жизнь и освоения учебной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает в себя следующие группы мотивов.
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом;
2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа.
Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного усвоения учебной деятельности, а не вне ее.
К концу младшего школьного возраста отмечается снижение учебной мотивации, что препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности.
Критерием нового уровня развития учебной мотивации младшего школьника может служить возникновение позиции учащегося.
«Итог начального образования» – это ребенок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся.
Умение выделять учебную задачу