Файл: Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2-й блок: карты обследования учебной деятельности и основных школьно-значимых функций.
На основе анализа психологических структур основных школьных навыков (письма, чтения, математических навыков), причин трудностей при овладении ими у детей с задержкой психического развития, нами выделены области развития, от состояния которых зависит успешность формирования школьных навыков. Это послужило основой для определения количества карт данного блока.
Содержание каждой карты определено на основе выделения структурных составляющих изучаемых областей развития, мера сформированности которых влияет на успешность учения ребенка в начальной школе. Кратко представим это содержание ниже.
Карта 2.1. Учебная деятельность
Исследуемые составляющие:
1. Учебная мотивация.
2. Умение ориентироваться в задании, представленном: в наглядной форме; в устной словесной форме; в письменной текстовой форме.
3. Умение планировать ход деятельности по выполнению задания.
4. Удержание цели деятельности до конца выполнения задания.
5. Умение осуществлять самоконтроль: по ходу деятельности; по ее результату.
6. Умение выполнять самооценку деятельности.
7. Умение обобщать (определять общий способ выполнения заданий определенного вида).
8. Умение выполнять задания: по образцу; по плану (алгоритму); по словесной инструкции.
9. Работоспособность.
В графе «Примечания» отмечаются (при их наличии) такие особенности ребенка, проявляющиеся в его деятельности, как гиперактивность, медлительность. Эти особенности важно знать, чтобы учитывать при работе с ребенком.
Карта 2.2. Зрительное восприятие
Исследуемые составляющие:
1. Восприятие цвета: дифференциация основных цветов и их оттенков.
2. Предметное восприятие: узнавание предметов на стилизованных изображениях (контурных, силуэтных, пунктирных); зрительный анализ и синтез предметного изображения.
3. Восприятие сюжетных изображений: зрительный анализ и синтез сюжетного изображения; восприятие лиц (эмоциональная идентификация изображенных лиц).
4. Восприятие символов: дифференциация зрительных образов букв, цифр; зрительный анализ и синтез букв, цифр.
Карта 2.3. Пространственная ориентировка
Исследуемые составляющие:
1. Представления о пространственных признаках объектов: форма, величина.
2. Ориентировка в схеме тела: собственного тела; тела человека, стоящего напротив.
3. Представления о пространственных отношениях объектов:
3.1. Ориентировка в трехмерном пространстве: ориентировка в расположении объектов относительно собственного тела; ориентировка в направлениях пространства относительно собственного тела; ориентировка во взаиморасположении объектов друг относительно друга; ориентировка во взаиморасположении объектов при заданном направлении;
3.2. Ориентировка в двухмерном пространстве: ориентировка в расположении объектов на плоскости листа; ориентировка в направлениях пространства на плоскости листа.
4. Пространственно-временные представления: представления о временных последовательностях; представления о порядково-временных отношениях в ряду событий; представления о длительности событий и интервалов между ними (что длиннее, что короче); ориентировка в индивидуальном времени; ориентировка во внешнем времени.
Карта 2.4. Слуховое восприятие
Исследуемые составляющие:
1. Слуховое восприятие неречевых звуков: различение неречевых звуков; чувство ритма: восприятие и воспроизведение ритмов.
2. Слуховое восприятие речевых звуков: фонематическое восприятие; фонематический анализ (простой: узнавание звука на фоне слова, выделение звука из слова (в начале и конце слова); ложный: определение места, последовательности и количества звуков в слове; фонематический синтез; фонематические представления (подбор слов на заданный звук).
3. Умения перекодирования: фонема - артикулема - графема (составление схем слов); графема - артикулема - фонема («чтение» схем слов).
Карта 2.5. Языковой анализ и синтез
Исследуемые составляющие:
1. Языковой анализ и синтез на уровне текста: выделение предложения из текста, определение границ предложения.
2. Языковой анализ и синтез на уровне предложения (анализ структуры предложения): выделение слов из предложения, определение последовательности и места слов в предложении, составление предложения из слов.
3. Слоговой анализ и синтез: деление слов на слоги, определение количества слогов в словах, составление слов из слогов.
Карта 2.6. Кинестетическое восприятие, двигательная сфера тонких движений
Исследуемые составляющие:
1. Артикуляционная моторика: различение в произношении сходных по артикуляции звуков (д-н, б-м и др.); дифференциация в произношении звуков в сложных сочетаниях согласных звуков.
2. Тонкая моторика рук:
2.1. Координация движений пальцев и кистей рук: статическая координация движений (удержание статичных поз); динамическая координация движений; ритмическая координация движений.
2.2. Графические умения: обводка трафарета, шаблона; рисование линий, фигур по образцу: прямых изогнутых, волнистых линий, кругов, овалов; рисование линий, фигур заданной конфигурации;соединение точек прямыми линиями; штрихование.
В графе «Примечания» фиксируются сведения о ведущей руке у каждого ребенка, а также о силе/слабости мышц кисти руки, что важно учитывать при работе с учащимися.
Карта 2.7. Интегративные функции
Исследуемые функции:
1. Координации в системе «глаз-рука» (зрительно-моторная интеграция).
2. Координация в системе «ухо-рука» (слухо-моторная интеграция).
Карта 2.8. Память
Исследуемые составляющие: зрительная память: продуктивность запоминания: ряда предметных картинок; ряда символических фигур (цифр, букв и др.); организованной по смыслу зрительной информации (сюжетная картинка); текстовой информации.
2. Слухоречевая память: продуктивность запоминания: групп слов; предложения; текста.
3. Умения межмодального переноса (перекодирование): перевод из тактильной в зрительную модальность; перевод из тактильной в слухоречевую модальность; перевод из зрительной в тактильную модальность; перевод из зрительной в слухоречевую модальность; перевод из слуховой в зрительную модальность; перевод из слуховой в тактильную модальность.
4. Владение приемами опосредованного запоминания: использование внешних опор; использование смысловых опор.
Карта 2.9. Мыслительная деятельность
Исследуемые составляющие:
1. Ориентировка в условиях мыслительной задачи: умение целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи; умение планировать решение мыслительной задачи.
2. Решение мыслительной задачи
2.1. Умения выполнять мыслительные действия: выделение частей и системы признаков объекта (анализ); объединение частей и признаков в единое целое (синтез); установление сходства и различия между объектами (сравнение); объединение в группы по существенным признакам (обобщение); группировка: по заданному основанию и по самостоятельно найденному основанию; выполнение группировки одного множества объектов в разных вариантах (в зависимости от основания); выстраивание сериационных рядов.
2.2. Умения устанавливать отношения: род - вид; целое - часть; причина - следствие; противоположность; последовательность; равенство и неравенство двух величин или двух множеств (больше, меньше, равно); установление закономерностей.
3. Умение осуществлять самоконтроль за результатом умственных действий: упреждающий, текущий, итоговый.
4. Умение делать выводы.
Карта 2.10. Устная речь
Исследуемые составляющие:
1. Адекватное (по значению) употребление слов в речи.
2. Подбор антонимов: существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
3. Подбор синонимов: существительных, прилагательных, глаголов.
4. Словообразование: образование существительных с помощью суффиксов; образование от существительных с помощью суффиксов прилагательных: притяжательных, качественных, относительных; образование глаголов: возвратных, совершенного и несовершенного вида, приставочных.
5. Словоизменение: существительных; глаголов; прилагательных.
6. Структура предложения (при самостоятельном составлении):
глубинно-семантическая: отражение глубинно-семантических отношений; поверхностная: преобладающий тип предложений (простые, сложные), длина предложений.
7. Связная речь: репродуктивная связная речь: пересказ текста цепной и параллельной организации; продуктивные виды связной речи (по наглядным опорам): рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, рассказ-описание предмета; продуктивные виды связной речи (инициативное связное сообщение): рассказ по отобранным ребенком предметным картинкам; рассказ на самостоятельно выбранную тему.
Выводы
Коррекционно-развивающая работа с учащимися 1-го класса с легкой степенью олигофрении должна основываться на учете индивидуальных особенностей психического развития детей при участии специальных педагогов, психологов, родителей с учётом требований законодательства и достижений современной науки; на основе алгоритма создания специальных образовательных условий (Приложение 4).
Заключение
Современная школы готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов.
Задача воспитанности школьников с легкой степенью олигофрении приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.
Анализ литературных источников показал, что проблема формирования учебной деятельности учащихся младших классов с легкой степенью олигофрении изучена недостаточно широко.
Проведенное нами исследование позволило определить наличие мотивов учения. Наиболее популярен мотив получения отметки и учебный, отсутствует игровой мотив.
На основе анализа литературных данных и экспериментального изучения учебной деятельности и отношения к ней обучающихся 1-го класса с нарушением интеллекта разработана система методических рекомендаций, используя которые в целенаправленной работе по формированию учебной деятельности возможно добиться более высоких результатов.