Файл: Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Посещение школы из-за того, что там много ребят и можно поиграть для детей данной группы не актуально, то есть отсутствует игровой мотив. Следовательно, у обучающихся сформированы мотивы учения, что обеспечит в дальнейшем благоприятное пребывание в школе.
Глава 3. Методические рекомендации с учётом особых образовательных потребностей обучающихся
3.1 Методические рекомендации по формированию учебной деятельности у обучающихся младших классов с легкой степенью олигофрении
Помощь первокласснику в преодолении возникающих трудностей адаптационных затруднений в школе может оказать учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь.
В процессе психологической адаптации первоклассников должны решаться следующие задачи:
1. Выявление предпосылок успешной адаптации ребенка, что включает в себя сбор и анализ необходимой информации о ребенке, прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случае серьезных адаптационных нарушений.
2. Непосредственное создание условий для быстрой и безболезненной адаптации ребенка. Сюда входят: реализация пропедевтического подхода, наблюдение и анализ результатов адаптации детей и собственной деятельности учителя, а также осуществление коррекционной работы в случае серьезных адаптационных нарушений.
Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение ребенка в учебную деятельность, содействует его развитию.
Обучение первоклассников с нарушением интеллекта должно строиться на индивидуальных особенностях психического развития обучающихся, способствовать успешному вхождению в школьную жизнь, созданию благоприятных и эффективных условий для развития способностей.
Эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается благодаря такому построению обучения, которое направлено на развитие познавательных процессов и творческой активности. Решающую роль в этом играют дополнительные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, проводимые педагогом-психологом школы.
Важную роль в развитии учебной мотивации приобретает использование адекватных форм оценки результатов, достигаемых детьми.
Ориентирующая оценка воздействует на интеллектуальную деятельность, способствует осознанию учениками предложенного задания.
Стимулирующая помогает развитию личностных качеств. Оценка должна содействовать школьникам в осознании своей успеваемости и стимулировать их к более качественной работе, формированию положительного отношения к учению.
Значительную роль в развитии положительного отношения к учению играет авторитет педагога, который в свою очередь определяет выбор «любимого предмета». Доброжелательные отношения между учителем и обучающимся с нарушением в интеллектуальной сфере - одно из условий, формирующих учебную направленность.
Развитие коммуникации, способность адекватно оценивать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, возникающие в процессе общения с окружающими, способствуют более быстрому вхождению в школьную среду.
Необходимо отметить и тот факт, что стремление умственно отсталых учеников к новому, является важным условием, влияющим на возникновение положительного отношения к учебной деятельности. Педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать этот факт.
Особо важна роль в определении дезадаптационного стресса. Поэтому, психолог, дефектолог, родители помогают ребёнку- первокласснику в преодолении наиболее сложного периода в новой системе социальных отношений.
Целесообразно, наряду с психолого-педагогическим понятием готовности к обучению в школе, рассматривать фактор сформированности высших психических функций в зависимости от зрелости различных зон мозга в соответствии с возрастным этапом развития ребенка. Соматически ослабленные дети обладают более низким уровнем потенциальных учебных и адаптационных возможностей, что требует особого внимания при организации учебно-воспитательного процесса с учащимся младших классов с легкой степенью олигофрении.
Необходимо привлекать и родителей к разрешению проблем своего ребенка в период адаптации к школьной жизни. Специалисты должны помочь родителям правильно понимать и оценивать возможные трудности, возникающие на данном этапе.
Необходимо проводить экскурсии с целью расширения кругозора учащихся, научить их слушать музыку, познакомить с творчеством композиторов и художников. Целесообразно проводить обсуждение книг, музыкальные и литературные викторины. Дети старшего возраста разучивают с малышами игры, песни, танцы, разыгрывают сказки, проводят игры на воздухе
, делают простые игрушки. Сила детской организации заключается в том, что участие в ее работе воздействует не только на сознание ребенка, но и на его эмоции. Через эмоциональное воздействие можно добиться многого в деле коррекции тех или иных недостатков.
Проведение различных внеклассных мероприятий следует тщательно готовить. Каждая экскурсия должна быть тщательно проанализирована после ее проведения. Необходимо проводить экскурсии с целью расширения кругозора у обучающихся, научить их слушать музыку, познакомить с творчеством композиторов и художников.
Более глубокому и всестороннему развитию обучающихся способствует внутришкольная кружковая работа. В школе успешно осуществляется работа кружков по различным общеобразовательным предметам. Работа кружков проводится во второй половине дня.
Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке обучающихся школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту.
Физическое воспитание с данной категорией школьников занимает видное место, так как оно помогает решать задачи не только физического развития детей-олигофренов, но и умственного. Ее особенности: коррекционно-оздоровительная направленность, учет индивидуальных отклонений и взаимодействие педагогов с врачом.
Внеклассная работа по физическому воспитанию – это массовые физкультурные мероприятия (организация соревнований, спортивных праздников и спартакиад).
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия чувства ребенка, обогащает их, способствует дифференциации эмоций. Во внеклассной работе используют три формы воспитания: массовая (праздники, утренники); групповая (кружки, секции); индивидуальная (обучение отдельных учеников).
Используемые в школе формы и методы нравственного воспитания способствуют усвоению умственно отсталыми учащимися теоретических нравственных знаний, опыта нравственного поведения, воспитанию культуры поведения. В процессе нравственного воспитания необходимо включать детей в различные виды деятельности.
Приведённые рекомендации базируются на главных положениях отечественной олигофренопедагогики - это утверждение о том, что дети с лёгкой степенью умственной отсталости способны развиваться.
3.2 Методические рекомендации для педагогов по работе с диагностической картой
Младшие школьники с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, испытывают затруднения в овладении школьными навыками, прежде всего базовыми - письмом, чтением, счетом.
Цель коррекционной помощи учителя учащимся состоит в устранении причин их учебных затруднений. В этой связи целью диагностической деятельности учителя является выявление этих причин. Для получения данного результата диагностическая деятельность должна решить следующую триаду задач:
1) выявить симптомы (проявления) трудностей детей в учении;
2) выявить состояние сформированности учебной деятельности, проблемные (нарушенные или недостаточно развитые) школьно-значимые функции. На основании этих сведений определяются направления требующейся коррекционной помощи;
3) выявить «слабое звено» учебной деятельности, проблемной школьно-значимой функции. Это позволяет определить задачи коррекционной работы в рамках выделенных направлений.
Средства достижения цели обследования - специальные задания диагностического характера; анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков, поделок и т.п.); наблюдение за деятельностью учащихся на уроках.
Диагностическая деятельность осуществляется учителем в процессе коррекционных занятий. В начале учебного года (сентябрь) эти занятия носят непосредственно диагностический характер. В дальнейшем в течение года диагностическая деятельность осуществляется в процессе всей коррекционной работы.
Если учитель ведет и уроки государственного компонента в классе для детей с трудностями в обучении, то это дает ему возможность проведения определенной диагностической работы (специальные задания, наблюдение) и в процессе учебных занятий. Но и в случае, когда учитель ведет с классом только коррекционные занятия, целесообразно посещение им нескольких уроков для наблюдения за деятельностью детей в учебной ситуации. Программа наблюдения может предусматривать фиксацию симптомов (проявлений) учебных затруднений учащихся и изучение состояния сформированности учебной деятельности - ее основных компонентов: учебной мотивации, общеучебных интеллектуальных умений (ориентировки в задании, планирования, обобщения, самоконтроля, самооценки) и личностных компонентов учебной деятельности (познавательной активности, произвольности, самостоятельности).
2. Структурно-содержательная характеристика карты психолого-педагогического обследования учащихся с трудностями в обучении и рекомендации по периодичности и способам ее заполнения.
Разработанная карта предназначена для проведения углубленного психолого-педагогического обследования младших школьников с трудностями в обучении.
Выделенные цель и задачи диагностической деятельности учителя-дефектолога определили общую структуру и содержание диагностической карты. Карта психолого-педагогического обследования младших школьников с трудностями в обучении представлена тремя блоками диагностических карт.
1-й блок. Карты фиксации трудностей учащихся в овладении школьными навыками
1.1. Трудности учащихся в овладении письмом (разработчик В. В. Гладкая)
1.2. Трудности учащихся в овладении чтением (разработчик Н. Л. Жмачинская)
1.3. Трудности учащихся в овладении математикой (разработчик С. Л. Карпова)
2-й блок. Карты обследования учебной деятельности и основных школьно-значимых функций (разработчик В.В. Гладкая)
2.1. Учебная деятельность
2.2. Зрительное восприятие
2.3. Пространственная ориентировка
2.4. Слуховое восприятие
2.5. Языковой анализ и синтез
2.6. Кинестетическое восприятие, двигательная сфера
2.7. Интегративные функции
2.8. Память
2.9. Мыслительная деятельность
2.10. Устная речь
3-й блок. Общая характеристика учащихся класса (итоговая карта обследования) (разработчик В.В. Гладкая)
В 1-м блоке карт фиксируются трудности учащихся в овладении базовыми школьными навыками (письмом, чтением, математическими навыками), их причины.
В диагностических картах этого блока выделены четыре части: в первой части (колонке) перечислены симптомы (внешние проявления) трудностей в овладении школьным навыком; во второй части (колонке) напротив каждого симптома в процессе обследования учителем отмечаются дети, для которых этот симптом трудностей характерен; в третьей части (колонке) напротив каждого симптома дан перечень возможных причин его возникновения; в четвертой части карты выделено 12 колонок (12 - согласно нормативному количеству детей с трудностями в обучении в классе; реально же педагог выделяет столько колонок, сколько учащихся в его классе), в которых отмечаются причины имеющихся трудностей у каждого конкретного ребенка (фиксируются напротив соответствующей строки третьей колонки условными обозначениями - «+», «-» или др.).
Порядок заполнения 1-го блока карт: на первом этапе обследования учителем заполняется вторая часть карты - отмечаются учащиеся, у которых наблюдаются те или иные симптомы учебных затруднений. Четвертую часть карты учитель заполняет после всего проведенного обследования (отмеченного в картах второго блока), фиксируя, какая именно причина из перечисленных приводит у каждого ребенка к имеющимся у них трудностям. Таким образом, в предложенной карте учителю предстоит заполнять лишь вторую и четвертую ее части, что не является трудоемким процессом.