Файл: Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В результате исследования литературных источников можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу под влияние обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать производительность, продуктивность и устойчивость.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Младший школьный возраст – период позитивных изменений и преобразований.
1.4 Особые образовательные потребности учащихся младших классов с легкой степенью олигофрении
При организации учебной деятельности важно учитывать особые образовательные потребности детей с нарушением интеллектуального развития. Они обусловлены особенностями психофизического развития.
В обучении детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Так, значительно снижаются объем и глубина изучаемого материала, увеличивается количество времени, необходимого для усвоения темы (раздела), замедляются темпы обучения. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у учащихся с нарушением интеллекта знания, умения и навыки должны быть вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.
В обучении детей рассматриваемой категории используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности - метод маленьких порций. Сложные действия разбиваются на отдельные операции, и обучение проводится пооперационно. Широко используется предметно-практическая деятельность, в ходе выполнения которой учащимися могут быть усвоены элементарные абстрактные понятия.
Одной из важных задач учителя является формирование системы доступных знаний, умений и навыков. Лишь в некоторых случаях может отсутствовать строгая систематизация в изложении учебного материала. Так, известно, что изучение исторических событий вызывает большие трудности у учащихся, поэтому учебный материал по истории может быть представлен как яркие рассказы из прошлого. Разобщенное изучение школьных дисциплин не может обеспечить формирование в сознании школьников с нарушением интеллекта целостной картины мира. Для того, чтобы преодолеть такую разобщенность, необходимо предусмотреть внутрипредметные и межпредметные связи.
Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.
Важное значение имеет привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации. На момент поступления в школу у большинства детей с нарушением интеллекта преобладают атрибутивные интересы, поэтому одной из важных задач учителя является развитие познавательных интересов. Необходимо целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности.
К особым образовательным потребностям детей с нарушением интеллекта относится необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Эту работу должны проводить специалисты: специальный педагог (олигофренопедагог), специальный психолог, логопед.
Для всех детей с нарушением интеллекта необходимо целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем формирования элементарных представлений об окружающем мире, расширения кругозора, обогащения устной речи, обучения последовательно излагать свои мысли и т.д.
Необходимо формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни; умений готовить пищу, соблюдать личную гигиену, планировать бюджет семьи; навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и т.п. Дети с нарушением интеллекта должны усвоить морально-этические нормы поведения, овладеть навыками общения с другими людьми.
К особым образовательным потребностям школьников с нарушением интеллекта относится трудовая и профессиональная подготовка. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей с нарушением интеллекта нарушений. Оно является основой нравственного воспитания этой категории детей, а также важным средством их социальной адаптации. У учащихся 1-х классов формируется общая готовность к труду.
Выводы
Учебная деятельность складывается у ребенка не сразу. Специальные исследования показывают, что к концу младшего школьного возраста индивидуальная учебная деятельность обычно еще не сформирована, ее полноценное существование возможно только совместно с другими детьми .
Учебная деятельность имеет определенную структуру:
1) мотивы учения;
2) учебные задания;
3) учебные действия;
4) контроль;
5) оценка.
Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Иначе возникают школьные трудности.
Особенности личности школьника - олигофрена обусловлены узким уровнем интеллекта, отклонениями в строении и мотивации деятельности, своеобразием развития психических процессов.
В процессе учения удовлетворяются важнейшие потребности в осознании и самоутверждении. Структура дефекта умственно отсталых учащихся способствует появлению специфических трудностей в их удовлетворении, вследствие чего возникают разные отношения к учению.
Таким образом, учение есть мощное средство коррекции основного дефекта умственно отсталого школьника - недоразвития познавательной деятельности, мощный фактор развития его личности в целом. Особенно велика роль учебной деятельности в переходе ученика вспомогательной школы от практических, предметных действий к умственным, требующим более высокого уровня мышления и речи (в частности, внутренней речи и отвлеченного мышления). На основе овладения знаниями формируется мировоззрение ребенка. В процессе учебной деятельности и в результате ее складываются отношения к труду, к обществу, к людям и к себе, к действительности в целом. В связи с формирующимся мировоззрением в процессе учебной деятельности у ребенка воспитывается целенаправленность, составляющая основу развития личности.
С учётом особых образовательных потребностей необходимо создавать психологически комфортную среду: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда учащихся во избежание их переутомления.
Глава 2. Исследование особенностей учебной деятельности обучающихся
1 класса с нарушением интеллекта
2.1 Организация исследования
С целью изучения особенностей учебной деятельности обучающихся первого класса с легкой степенью олигофрении использовалась методика изучения мотивов учения.
Психологическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени А.В. Суворова посёлка Новостройка муниципального района имени Лазо Хабаровского края. В нем принимало участие 10 обучающихся 1-го класса. В группу вошли дети 7-8 лет, имеющие органическое поражение коры головного мозга – олигофрению. Все дети имеют нарушение эмоционально-волевой сферы.
В группе 50 % мальчиков, 50 % девочек. Из них 30% из полных семей, 70% из неполных семей, 50% из многодетных (Приложение 2).
Психологическое исследование проводилось в индивидуальной форме. Время, отводимое на исследование - 40 минут. Исследование проводилось в период с 18.09.2019 г. по 20.09.2019 г. - была изучена мотивация учения.
Эффективность осуществляемого психологического исследования во многом определяется правильной организацией, грамотной подготовкой и проведением. Особенности психики определяют трудности исследований в психологии. В этой связи невозможно определить условия проведения универсального психологического исследования, так как каждое исследование имеет свою проблематику и свои характерные черты.
Исследование проводилось при соблюдении следующих условий.
1. При планировании исследования был осуществлен подбор методов, соответствующих его цели и задачам, выбран континент испытуемых. Ими стали учащиеся 1-го класса с легкой степенью олигофрении.
2. Перед началом исследования изучались личные дела учащихся, посещались учебные и внеучебные занятия, проводились беседы с учителями и воспитателями.
3. Обстановка во время проведения исследования была знакома учащимся, что способствовало снятию у них напряжения и большей включенности в процесс исследования.
4. Время проведения исследования было выбрано таким образом, чтобы испытуемые были в нормальном психологическом и физическом состоянии, не были утомлены или возбуждены.
5. Для психологического исследования важен характер отношения испытуемого к исследованию, наличие желания выполнять предлагаемые задания. С этой целью перед началом исследования было осуществлено знакомство со всеми детьми, установлен контакт, что способствовало созданию положительного настроя и вызвало интерес и желание детей принять участие в выполнении предложенных заданий.
6. Исследователь неизбежно влияет на ход проводимой работы. Его внешний вид, одежда, манера общения, отношение к испытуемому и т.д. – все это влияет на обстановку психологического исследования. С учетом этого, были соблюдены следующие правила:
- одежда экспериментатора была не яркой, не привлекающей внимание;
- отношение к испытуемому должно быть доброжелательным, заинтересованным.
7. Инструкции составлялись на стадии планирования с учетом требований четкости, краткости и однозначности их формулировки.
Помимо этих условий в процессе психологического исследования обучающихся с легкой степенью олигофрении имел место и ряд специфических особенностей:
1) во время проведения исследования на столе находился только тот материал, который необходим для работы и не отвлекающий внимания ребенка.
2) инструкция предъявлялась испытуемому громко и четко, обязательно выяснялось понимание ее. Если наблюдались трудности в понимании инструкции, она повторно произносилась.
3) с целью устранения неуверенности в правильности своих ответов, действий и стимулирования дальнейшей работы использовались подбадривающие высказывания типа: «молодец», «продолжай».
2.2 Результаты исследования
Проведя психологическое исследование по методикам изучения мотивов учения, можно вывести следующие результаты по каждому из выше перечисленных направлений.
Изучение мотивов учения.
Обучающиеся исследуемой группы сделали следующие выборы:
- внешний мотив - 10 %;
- учебный мотив – 40 %;
- игровой мотив - 20 %;
- позиционный мотив - 20 %;
- социальный мотив - 10 %;
- мотив получения отметки - 60 %.
Выводы
Анализируя эти данные (Приложение 3), можно сделать вывод, что в общем преобладает мотив получения отметки и учебный мотив. То есть учащиеся посещают школу, потому что им нравится учиться, делать уроки и получать положительные отметки.
Для двоих учащихся группы популярным является позиционный мотив, то есть они посещают школу, потому что хотят быть большими, чувствовать себя взрослыми.
Наименее популярными являются внешний мотив и социальный, то есть посещение школы является результатом наказов мамы, а не собственным желанием. Также посещение школы обосновывается получением знаний с целью овладения в дальнейшем профессией.