ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3330
Скачиваний: 14
Конечно, в таком простом виде, как мы это представили, возз
рений о познавании как процессе отображения при помощи пред
ставления теперь больше не встречается. Быть может думают, что
есть еще другие основания кроме изложенных, которые делают
необходимым расщепление бытия на вещи и представления, но
если при этом не оперируют с совершенно произвольными мета
физическими допущениями, то всегда нужно все-таки перемес
тить представления в другое
м е с т о , чем вещи, следовательно,
положить в основание рассмотрения в качестве субъекта позна
ния психофизический наполняющий пространство субъект. Бла
годаря разного рода опровержениям, пожалуй, также признают,
что отображение не может быть рдекватно вещи, или еще пред
ложить иные вариации в теории отображения. Но в принципе
этим в ней ничего не изменяется. Что она должна стать пробле
матической, лишь только привести самые простые гносеологи
ческие возражения, показать нетрудно. Кто уяснил себе, что прос
транство само есть содержание сознания, — отметим один толь
ко »тот пункт, — тот не может уж считать познающего субъекта
вещью в пространстве, и, следовательно, должен отбросить деле
ние мира на отображение и оригинал. Но тогда и познание не
может быть больше процессом отображения, так как отображение
должно быть пространственно отделено от своего оригинала^
если слово отображать не должно потерять свое значение. Итак,
уже с воззрением, что представления не могут быть мыслимы в
телесных субъектах пространственно отделенными от предметов,
теория, опирающаяся на наблюдения над психофизическими су
бъектами, принципиально несовместима.
Исходя из другой точки зрения Р. Авенариус* преодолел «ин-
троекцию» или «вкладывание» познания в человека, как вариа
цию «естественного» миропонятия, и достиг ее «выключения».. Ö
этом пункте мы вполне согласны с Авенариусом, и если мы, нес
мотря на это, приходим к совершенно иному результату, чем он,
то это зависит от того, что он слишком широко брал понятие
интроекции и, следовательно, предлагал другую «вариацию» ми
ропонятия, благодаря которой он именно в принцип теории поз
нания возводит
н е д о стато к большинства гносеологических иссле
дований. В связи с его точкой зрения, поэтому, можно легче
всего показать, в чем состоит принципиальное заблуждение вся
кой теории познания, которая видит познание в представлениях.
Авенариус именно считал родом интроекции также положе
*
Der menschliche Weltbegriff
(1891). (Рус. пер. И. Федорова под ред. М. Фи
липпова:
Авенариус,
Человеческое понятие о мире. Спб. Без йбозн. года.)
3
*
67
ние, что всякое бытие есть содержание сознания. Однако здесь,
кажется,только из-за разговорного выражения
содержание соз
нания соединяются две вещи, не имеющие между собой ровно
ничего общего. Гносеологический идеализм, поэтому, как мы
его понимаем, так мало затрагивается опровержением интроек-
ции, что, скорее, он есть единственное средство в основании
устранить расщепление бытия на представления и вещи и расп
ределение их в двух различных частях пространства, не отказы
ваясь при этом от возможности действительного
познания, Аве
нариус именно просто выключает не только «интроекцию», но
и познающего субъекта и рассматривает мир исключительно
как объект. Мы решительно должны оспаривать, что это «ес
тественное» миропонятие. Это только односторонний способ
рассмотрения специальных наук, требующий именно от теории
познания своего дополнения. Конечно, и «обозначаемое через
я» есть «преднаходимое», следовательно, объект, по крайней ме
ре, в том смысле, как мы это указали выше, но преднаходимое
к е м ? Без познающего субъекта не существует познания точно
так же, как без предмета. Задача именно теории познания сос
тоит в том,чтобы,исходя из субъек/па, понять,что такое позна
ние, в противоположность специальным наукам, которые не за
нимаются этим вопросом и, поэтому, обращают внимание только
на объекты.
Заметив это, мы видим, почему не может быть представлений, в
которых мы обладаем познанием. Пока познание видят в предс
тавлениях, познающий субъект еще вовсе не входит в понятие
познания, так как представления точно так же, как вещи, которые
мы должны познавать посредством их, суть объекты. Таким обра
зом, воззрение о представляющем познавании имеет дело не с
отношением субъекта к объекту, а с отношением двух объектов
друг к другу*.
Если бы даже надо было допустить, что и без пространствен
ного разделения имеет смысл говорить об отображении вещи
представлением, то и тогда представление еще не было бы позна
нием. Всегда еще нужен был бы субъект, чтобы познать согласо
вание, и это познание опять не могло бы быть представлением,
потому что тогда нужно было бы познать новое согласование и
т.д. до бесконечности. Таким образом, для представляющего поз
навания не существует вообще никакого предмета, с которым он
*
Мы можем также не удивляться на то, если эта теория познания совер
шенно садится на мель и констатирует «мировую загадку» там, где она дол
жна объяснить, как один объект начинает воспроизводить в другом объекте
отображение себя как содержания сознания.
68
мог бы сообразоваться. Обычное понятие познания, которое осно
вывается на противоположении бытия и познающего это бытие
при помощи представлений сознания, может считаться доказанным*
посла этого, как неприемлемое ни в каком отношении. Поэтому, мы
должны искать другого фундамента, на котором может быть выст
роено новое понятие познания, и этот фундамент, естественно, мо
жет быть найден только проникновением в сущность акта позна
ния, содержащего истину. В чем заключается истина, если она не
заключается в представлениях? С этим вопросом мы идем дальше.
II Процесс представления и процесс суждения
Ответ на этот вопрос, по-видимому, очень недалеко. Уже Арис
тотель признавал, что истина содержится собственно не в пред
ставлениях, а всегда только в суждениях. Поэтому, мы могли
бы заранее сказать, что суждения должны быть тем, в чем мы
обладаем познанием, и что, поэтому, основная проблема теории
познания состоит в вопросе о
п р е д м е т е суждения. Однако
это мало изменяет дело и, во всяком случае, не в состоянии
сделать лишней потребность в трансцендентной действитель
ности как предмете познания, пока думают, что суждения сос
тоят только в связывании или расчленении представлений и
имеют, поэтому, сами характер соответственный представлени
ям. Ведь потом, в конце концов, при познавании все же прихо
дят всегда к представлениям, и стало быть, все остается по-
стмрому. Проблеме только отодвигается: суждения отобража
ют известным обрезом представления. Но мы этим не можем
удовлетвориться, так как что дае,т отображаемым представле
ниям их значение как познания? И суждения, кажется, должны
тогда, по крайней мере, косвенно сообразоваться с трансцен
дентным бытием, чтобы дать познание.
Но может быть взгляд, по которому суждения только в дру
гой форме выражают те же мысли, что представления, неправи
лен? Может ли быть доказано суждение как процесс самостоя
тельного значения по отношению к представлениям? Это указа
ло С>ы нашему исследованию новый путь, каким мы можем при
обрести НОВОв понятие познания. Если мы должны отрицать так
же независимый от
представляющего субъекта мир, то остается,
быть может, привести доказательство в пользу чего-нибудь от
рассуждающего субъекта независимого, чего, однако, достаточно,^;
если даже нет трансцендентной действительности для образова
ния во всех отношениях от субъекта независимого, «объективно
го» критерия познавания. Такое доказательство было бы отве
том на вопрос о предмете познания, так как всякое познание
должно иметь форму суждения.
69
Трудность, без сомнения, заключается уже в этой постановке
вопроса. Раньше мы легко могли, исходя из понятия чисто тео
ретического субъекта, приобрести понятие безличного сознания
вообще, именно, пока мы рассматривали теоретический субъект
только как представляющий субъект. Но можно ли и теорети
ческий субъект, который становится рассуждающим субъектом,
также понимать как безличное сознание? Не является ли, напро
тив, рассуждающий субъект всегда я, и не является ли я всегда
индивидуальным? Не попадаем ли мы опять этим путем во все те
затруднения, которые были устранены только разделением в по
нятии индивидуального психологического от над-индивидуаль-
ного гносеологического субъекта? Мы не станем здесь отвечать
на этот вопрос, но оставим пока еще неопределенным отношение
рассуждающего субъекта к индивидуальному Я-объекту. Уже из-
за простоты речи мы будем пользоваться словом я, хотя говорит
ся о чисто познающем субъекте. Пока мы только спрашиваем,
что действительно для всякого рассуждающего субъекта, и тог
да только исследуем, остаются ли действительными приобретен
ные результаты, если мы в тоже время особенно обратим внима
ние на сказанное о безличном характере познающего субъекта.
Мы хотим теперь только знать, с чем мы сообразуемся всегда,
когда мы вообще рассуждаем, или каким предметом обладаем мы
для всех суждений.
Словом «суждение» мы пользуемся, естественно, для всех мыс
лительных образов, к которым могут быть применимы предика
ты истинно или ложно, и вместе с тем
то л ь к о для таких. На
Юмово отделение высказываний о relations of ideas от выска
зываний о matters of fact, которым придавали значение для
логики и теории познания, — Риль*, как различению «положе
ний в понятиях» от собственных суждений, и ф. Кр ис" (с более
удачной терминологией), как различению «суждений отноше
ния» и «реальных суждений», — мы здесь не будем обращать
внимания, как бы ценно оно ни было в другой связи. Нам
нужно установить, что подразумевают
везде, где нечто утверж
дается как истинное, и мы, поэтому, можем исходить только из
совершенно всеобщего понятия суждения, содержащего то, что
заключается во всяком познании, о чем бы в нем ни шла речь.
Да, должно даже оказаться, если наша проблема должна быть
разрешена, что принципиальное противоположение суждений, ко
торые касаются «только» отношения наших представлений и
тех, которые нечто высказывают о «действительности», с гносе-
ф
Beiträge zur Logik. (1892)
” Ueber R eal- und Beziehungsurtheile. Vierteljahrschrift für
wissenschaftliche Philosophie XVI, 3. (1892), S. 253 ff.
70
«логической точки зрения, как первоначальное вовсе не сущест
вует, а как выводимое может приобрести значение только при
более специальных вопросах.
Но каким путем мы должны проникнуть в самую всеобщую
I носвологическую сущность суждения? Так как мы совершенно
но обращаем внимания на над-индивидуального гносеологичес
кого субъекта и, прежде всего, рассматриваем суждение как инди
видуальный процесс, то могут подумать, что мы обращаемся с
допросом к
психологии.
Однако теория познания или наукоучение не тождественны с
психологией познавания*. Для предварительного ориентирова
ния мы можем сказать: проблема теории познания есть
значение
познания, и она стремится к понятию познавания, которое делает
понятной объективность. Психология, напротив, должна иметь де
ло с
ф актически наличными психическими процессами, благо
даря которым создается познание отдельных индивидов. Уже из
этого явствует, что гносеологическая проблема суждения не сов
падает с психологической. Психология может только спрашивать,
как фактически совершается процесс суждения и из каких психи
ческих составных частей он состоит. Она интересуется только
бы тием суждения. Напротив, наукоучение, которое исследует по
нятие познавания и хочеть установить, в чем состоит истина поз
нания, должно показать значение того, что
м ы слит суждение, и,
поэтому, она спрашивает только о
смысле, который должно
иметь всякое суждение, поскольку оно претендует быть истин
ным. Словом, наукоучение рассматривает суждение не с той точ
ки зрения, что оно
есть, скорее, напротив, с той точки зрения, что
оно
выполняет, и из чего должно состоять оно, чтобы быть в
состоянии совершить это выполнение.
Несмотря на это между этим quaestio juris теории познания и
quaestio facti12 психологии существуют отношения, так как разра
ботка вопроса о праве по отношению к необходимым составным
частям всякого исходящего из истины акта мышления может
размышлять о том, что действительно, только пользуясь прежде
установленными фактами. Если установление таких фактов расс
матривают как задачу психологии, то обработку вопроса о гносе
ологической сущности суждения также следует начинать с психо
*
Это воззрение, несмотря на сильно психологические лротивостремле-
нмя, все больше прокладывает себе дорогу. Очень характерны для него нео
быкновенно проницательные объяснения в
Hysserls «Logischen Untersuchun
gen»
I (1900), II (1901). Они тем интереснее, что Husserl сам раньше был
пристрастен к психологистическим догмам и, поэтому, очень хорошо знает
своего противника. Далеко не столь убедительна его борьба против понятия
«нормативной» логики.
71