ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3336
Скачиваний: 14
тавляем. Но из предыдущего ясно, что это или-или имеет место
и при процессе суждения, который совершенно развился в ясный
процесс утверждения или отрицания. Такое суждение, поэтому,
ведет не к безучастному рассмотрению, в процессе утверждения
или отрицания выражается одобрение или неодобрение, отноше^
ние к ценности. Пока представления только представляются, они
приходят и уходят без вмешательства в это с нашей стороны. Но,
как мы их чувствуем приятными или неприятными, как мы к ним
стремимся или отталкиваем их, когда мы хотим, так мы соглаша
емся с ними или отклоняем их, когда мы рассуждаем. Таким
образом, тогда как беглый взгляд на процессы мышления и поз
нания схватывает процессы представления и суждения и проти
вопоставляет чувствованию и желанию, как взаимно связанные,
мы думаем, — если вообще можно делать такое разделение
психических процессов, — что процесс представления должен
быть отнесен в один класс, а утверждающие и отрицающие суж
дения как взаимно связанные с чувствованиями и желаниями в
другой класс. В совершенно развитом суждении, и именно как
существенное для его логического смысла, заключается «практи
ческое» отношение, которое в утверждении нечто одобряет или
признает, в отрицании нечто отвергает.
Так как действительное для суждения должно быть действи
тельно и для познавания, потому что всякое познавание выража
ется в совершенно развитых суждениях, то из родства, которое
суждение имеет с желанием и чувствованием, оказывается, что и
при чисто те о р е ти ч е ско м познавании речь и д е т об отнош е
нии к ценности. Нет надобности приводить для этого еще отдель
ное доказательство. Только по отношению к ценностям имеет
смысл альтернативное отношение одобрения или неодобрения.
То, что я утверждаю, должно мне нравиться, то что я отрицаю*
должно возбуждать мое недовольство. Познавание, таким обра
зом, есть процесс, который определяется чувствами, а чувства с
психологической точки зрения всегда удовольствие или неудо
вольствие. Как бы странно ни звучало это, что удовольствие
или неудовольствие руководят всяким познаванием, однако это
только несомненный вывод из учения, что в совершенно разви
том суждении к представлениям привходит обсуждение, то есть
утверждение или отрицание, благодаря которым из представле
ний вообще впервые только получается познание.
Далее, нам нет также надобности еще особенно показывать,
что эта истина имеет значение опять-таки независимо от всех
психологических теорий. Даже немыслимо, чтобы нас могло по
буждать к согласию или отклонению что-нибудь иное, чем чувст
во, выражающееся в утверждении или отрицании. Да, эта «прак
82
тическая» природа всякого познавания, которая принципиально
отделяется от всякого простого процесса представления, должна
быть принята даже и теми, которые видят познание в согласова
нии представлений с их предметом. Они не смогут утверждать,
что само согласование для них всякий раз прямо может служить
критерием истины. И именно не только потому, что вещи в себе
никогда не могут сравниваться с представлениями, непосредст
венное чувство не может быть для них критерием, на основании
которого они решают, выполнило ли их познавание свою задачу,
но даже если бы вещи могли привлекаться для сравнения с
представлениями, все же познавание не достигло бы чего-нибудь
другого, выходящего за пределы соответственного чувствам кри
терия, потому что по своей логической сущности оно есть про
цесс утверждения или отрицания, и потому что, таким образом,
положение, что вещи согласуются с представлениями, только тог
да можно утверждать, стало быть, можно признавать, когда оно
благодаря чувству добивается признания, утверждения.
Таким образом, мы достигли своего результата независимо не
только от всякой психологической теории, но и от всех предпо
сылок о трансцендентном бытии. На какую бы гносеологичес
кую точку зрения ни стать, всегда остается очевидным: всякое
убеждение о познавании, в конце концов, должно основываться
на чувстве, и чувства, стало быть, руководят нашим познанием.
Самый акт познания может состоять только в признании ценнос
ти чувства, а отсюда прямо следует:
познавание е с т ь процесс
признания или отверж ения. На это можно было не обращать
внимания только до тех пор, пока суждение считалось разложен
нием или связыванием представлений и не обращали внимания
на то, что собственно логическое зерно суждения, процесс утвер
ждения или отрицания, одобрения или неодобрения, есть отно
шение к ценности.
Чтобы подчеркнуть характерное этого нового понятия позна
ния, мы еще раз укажем на мысли, с которыми Дильтей делал
попытку разрешить вопрос о реальности «внешнего мира». Он
требует, как мы знаем, чтобы в этой проблеме не исходили из
чистого представляющего сознания, а в другом месте* он также
совершенно обще ставит в упрек теории познания, что она объяс
няет познание из обстоятельства, относящегося к простому про
цессу представления. Теперь в
одном отношении мы безусловно
согласны с этим упреком. Познавание не есть процесс представ
ления. Но у Дильтея центр тяжести не в этой мысли, да, он и эт6
понимает собственно вовсе не так. Он хочет рассматривать тео
* Einleitung in die Geisteswissenschaften. 1, (1883). Vorrede, S . XVII.
83
ретического субъекта вообще не изолированно, а мы никогда не
можем допустить, чтобы не только познающий, но и
весь чело
век в многообразии его способностей должен был быть поло
жен в основу исследования познания и его понятий. Напротив,
ничего нельзя возразить, поскольку речь идет только о психоло
гическом генезисе этих понятий. Но до этого психологического
генезиса нам нет ровно никакого дела. В теории познания спра
шивается о понятии познавания и объективности его функций,
и там совершенно необходимо изолировать и отдельно обсуж
дать познающий субъект. Нисколько не вредит делу, если в его
жилах течет не «действительная кровь», а только «утонченный
сок разума как простая мыслительная деятельность». Ведь мы
х о т и м узнать только сущность мышления и его способность к
объективности. Итак, ошибка лежит не в
одностороннем интел-
лектуалистическом понимании, как думает Дильтей, но в л о ж
ном понимании интеллекта и познания, и это ложное понимание
в основе еще разделяет сам Дильтей. У него нигде не выяснено,
что разум, сама деятельность мышления, даже когда она рассмат
ривается совершенно обособленно от прочей душевной жизни,
далека от того, чтобы быть только процессом представления, что,
следовательно, изолированно мыслимое чистое познавание по
своей логической сущности также есть отношение к ценности.
Лишь поскольку интеллект рассматривается как чистый про
цесс представления при интеллектуалистическом значении «по
ложения феноменальности» невозможно решение проблемы тран
сцендентности. Напротив, если к интеллекту причисляется утвер
ждающее или отрицающее суждение, то и при интеллектуалисти
ческом значении, наш вопрос о предмете познания приобретает
иной вид, и при том в решающем пункте. Потребность именно в
трансцендентной действительности, знаками или отображениями
которой должны быть представления, теперь уже совершенно не
имеет места. Ведь познающий субъект может овладеть тем, к чему
он стремится в познавании не благодаря представлениям, а толь
ко благодаря процессам утверждения или отрицания. Но этим
нам предуказывается также путь, который мы должны избрать,
чтобы найти предмет познания. Теперь речь идет о том, чтобы
установить не то, что представляет, а то, что утверждает или отри
цает, то есть то, что признается в суждении или отвергается, а для
этой цели мы прежде всего еще ближе должны познакомиться с
чувством, на котором основывается познание и которое им руко
водит« До сих пор мы подчеркивали только родство, которое
есть у познавании с хотением и чувствованием, чтобы по возмож
ности до основания разрушить привычный взгляд, который ви
дит в познавании только состоящий из представлений процесс.
84
Теперь мы должны обратить внимание также на различие между
обоими процессами и, таким образом, отграничить чувство исти
ны от других чувств.
IV. Необходимость в суждении
Во всяком познании, как мы видели, признается ценность. Как
мы различаем эту ценность от других ценностей, с которыми мы
соглашаемся? Прежде всего мы здесь говорим только о том, что
мы все делаем, и оставляем вопрос о праве на это пока в стороне.
Чувственному удовольствию, которое связано с представлени
ем, мы придаем значение только постольку, поскольку мы его
чувствуем. Мы не спрашиваем о том, всегда ли это представле
ние будет иметь для нас ценность, или если мы спрашиваем, то в
большинстве случаев убеждаемся, что тут этого нет. Мы можем
очень хорошо себе представить, что при других условиях то же
представление не обладает для нас ровно никакой ценностью.
Гедоническое обсуждение, — назовем его так, — стало быть,
действительно только для индивидуального Л в том месте прос
транства и в том пункте времени, где именно индивидуум испы
тывает удовольствие.
Напротив, в ценности, которую мы признаем в суждении, сущ
ность заключается в совершенно ином. Мы здесь также конста
тируем нечто, что мы не можем описать иначе, как назвав его
чувством, удовольствием, в котором стремление к познанию нахо
дится в покое, и мы называем это чувство
уверенностью . При
всех непосредственно достоверных суждениях мы говорим об
очевидности, а суждения не непосредственно очевидные должны
быть также сведены к очевидности для нашего полного удовлет
ворения. Но хотя содержание сознания, приносящее с собой это
удовольствие уверенности, совершенно преходяще, тем не менее
чувству, определяющему на*ше утверждение или отрицание, мы
Ьрйда1ем совершенно иное значение, чем другим чувствам. Мы
твердо убеждены в том, что суждение, к которому мы получили
повод, должно быть высказано для всякого места и для всякого
времени. Представления, например, ряд звуков, приходят и уходят,
но суждение, что я их слышал, хотя звуки безразличнейшая вещь
в мире, имеет
длящееся значение, выходящее за их предел пос
тольку, поскольку немыслимо, чтобы я когда-нибудь мог сказать:
нет, я не слышал звуков. При всяком суждении, в момент, когда я
рассуждаю, я предполагаю, что я нечто признаю, что
д е й ств и
те л ьн о вне времени, независимо от наличного в данный мо
мент чувства ценности, и эта вера во вне-временное значение,
обладает свойством превращать
логическое обсуждение, — на-
збвём так утверждение или отрицание, — в гедоническое.
85
Итак, очевидность, с психологической точки зрения есть именно
чувство удовольствия, но она вместе с тем связана с тем свойст
вом, — которого недостает другим чувствам, — что она сообщает
суждению вне-временное значение, и этим придает ему ценность
для нас, которая никаким чувством удовольствия иначе не порож
дается. Но отсюда для нашей проблемы получается очень важное
следствие. Признаваемая во всяком суждении ценность, так как
она вне-временна, независима от всякого индивидуального содер
жания сознания, которое мы представляем и которое, как времен
ной образ, должно иметь начало и конец. Да, мы можем сказать
еще больше. Чувству, с которым мы соглашаемся в суждении, мы
придаем не только независимое от нас значение, но мы пережива
ем в нем нечто, от чего мы зависим. Я чувствую себя, когда я хочу
рассуждать, вместе с тем
связанным чувством очевидности^ кото
рым я согласен, то есть я не могу произвольно утверждать или
отрицать. Я чувствую себя определяемым силой, которой я подчи
няюсь, с которой я сообразуюсь и которую я признаю для себя
обязательной. Эта над-индивидуальная сила не может быть отри
цаема никем, кто допускает, что никогда не безразлично, отвечать
на однозначный вопрос нет или да, что, напротив, должно утверж
дать или отрицать. То или другое суждение, следовательно, всегда
неизбежно. Когда я слышу звуки и вообще хочу рассуждать, я,
безусловно, вынужден рассуждать, что я слышу звуки. Без такой
необходимости я нахожусь в состоянии неуверенности и не рас
суждаю вообще, или во всяком случае знаю, что я не должен был
рассуждать. Итак, чувство, которое я утверждаю в суждении, сооб
щает моему суждению характер безусловной
необходимости.
Эта необходимость под названием «необходимости в мышле
нии» — обычное понятие логики и теории познания, но мы
должны отметить, что мы о нем здесь говорим в особом смысле.
Именно, обыкновенно в ней видят принцип достоверности,
кото
рый отличается от т о й достоверности, которой обладает «опыт».
Едва ли есть надобность особенно отмечать, что в этом смысле
здесь это слово не может пониматься. Необходимость, о кото
рой мы говорим, есть у
всякого суждения, которое достоверно,
стало быть, также у всякого опыта. Да, у нас речь идет именно о
том, чтобы отметить, что и при простом констатировании факта
сознания всегда следует говорить о признании необходимости,
долженствовании рассуждать так, а не иначе. Поэтому, мы эту
необходимость, образующую основание
всех суждений, чтобы
яснее можно было подчеркнуть ее смысл, назовем
необходи
м о сть ю в суждении.
Мы предпочитаем это выражение слову необходимость в мыш
лении уже потому, что слово мышление может обозначать как
86