ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3341
Скачиваний: 14
которое есть признавание, не мог бы иметь ровно никакого
значения. Несмотря на это, мы не скрываем от себя, что о боз
начение долженствования как «предмета» звучит очень пара
доксально. Но оно только звучит парадоксально, так как мы
понимаем ведь под предметом исключительно нечто такое, что
противостоит познающему субъекту постольку, поскольку он
сообразуется с ним, и мы намеренно выбираем парадоксаль
ное обозначение, чтобы можно было по возможности ясно
подчеркнуть противоположность всюду господствующему воз
зрению, будто существует независимый от познающего субъ
екта мир трансцендентных действительностей как предметов
познания. Мы хотим этим выразить наше убеждение, что оспа
риваемый взгляд основывается только на ложном значении
чувства необходимости, которым обладают наши суждения. Так
как правильное значение этого чувства должно вести к дол
женствованию как последнему критерию для правильности суж
дения, то этим оправдывается название предмета именно для
руководящего познанием долженствования, и он должен был
в гносеологической связи употребляться только для этого дол
женствования, так как это долженствование должно для поз
нания сделать как раз то, что реалистические воззрения счита
ют действием существующей в себе независимо от субъекта
действительности.
Естественно, нам можно здесь не стараться доказывать это
в
д е т а л я х . Для нас важно здесь прежде всего установить то,
что обще
всяком у познанию, и мы можем это сказать в нем
ногих словах. Противоположение познающего субъекта пред
мету, с которым сообразуется познание, не есть противополо
жение
представляю щ его сознания независимой от негоже#-
с т в и т е л ь н о с т и , а есть противоположение рассуж даю щ его,
то есть утверждающего или отрицающего, субъекта
д о л ж е н с
твованию , которое признается в суждениях. Если я хочу поз
навать действительность и выяснил себе, что единственно мо
жет значить истина, то я не буду стремиться отображать дейс
твительность посредством моих представлений. Не имеет ника
кого смысла допускать «за» представлениями еще действи
тельность. Трансцендентное бытие никогда не могло бы сде
лать для надобности познания того, что делает имманентный
комплекс представлений, связанный с чувством необходимости
в суждении. Не было бы необходимых отношений представ
лений, которые мы утверждаем, когда мы познаем. Кто выстав
ляет познаванию еще другие требования, тот стремится к тому,
чего мы, люди, не в состоянии выполнить ни в коем случае, и
нет ни малейшего основания стремиться к этому. Конечно,
92
познавание теряет свой смысл, если мы при этом не открываем
независимого от нас «порядка». Но это может не быть поряд
ком трансцендентных действительностей. Мы не можем открыть
ничего иного, кроме правильного порядка содержания созна
ния, то есть отношений представлений друг к другу, которые
должны
б ы т ь и поэтому должны быть утверждаемы. Мы поль
зуемся собою как познающим вовсе не потому, что интересу
емся, существует ли еще что-нибудь кроме необходимых отно
шений представлений.
Итак, в
одном пункте мы по-прежнему соглашаемся с «им
манентной философией», или «позитивизмом» или «идеализ
мом субъективного сознания». Мы хотим ограничить задачу
науки «упорядочением» содержания сознания. Но мы очень
далеки от позитивизма и родственных ему гносеологических
воззрений тем, что мы действительно говорим о
познавании
при помощи мышления, а не только о простом мышлении
мира или даже об «удобном» приведении в порядок содер
жания сознания. Мы можем делать это потому, что для нас
«мышление» мира не простой процесс представления, а про
цесс суждения, и потому, что всякое суждение представляется
признаванием долженствования, дающего о себе знать бла
годаря чувству необходимости в суждении. Долженствование
есть
п р е д м е т познания, и когда мы сообразуемся с ним, про
цесс мышления снова становится познаванием.
4. Обоснование объективности
Несмотря на это, мы далеко еще не
к о н ч и л и
нашего рассуж
дения.
В
некотором смысле нам не достает еще главного, ведь
собственно приобретенный до сих пор результат, по-видимому,
очень мало пригоден к тому, чтобы приблизить нас к конечной
цели, к которой мы стремимся. К понятию познавания относится
предмет, который только тогда обладает значением для познава
ния и сообщает ему объективность, когда он является предметом,
во всех отношениях
независимым от познающего субъекта. Итак,
долженствование, которое мы нашли как предмет познания, дол
жно быть во всех отношениях независимым от субъекта должен
ствованием, и именно независимым в том смысле, что это дол
женствование существует действительно, безразлично чувствует
ли о нем что-нибудь или признает его какой-нибудь познающий
субъект. Итак, если мы хотим независимое от познающего субъ
екта называть также трансцендентным, при этом нужно вести речь
о
тр ан сц е н д е н тн о м долженствовании как предмете познания,
так как без этого трансцендентного характера долженствование
не было бы ручающимся за объективность предметом.
I. Трансцендентное долженствование
Имеем ли мы также
право на допущение этого трансцендент
ного? Тут мы имеем дело с чрезвычайно важным вопросом. До
сих пор мы только установили, что подразумевает или предпола
гает всякое правильно понятое познание. Можно ли также обос
новать это предположение? По-видимому, нет. Напротив, указа
нием на то, что познавание состоит в признании долженствова
ния, по-видимому, еще в большей степени, чем прежде, выступает
только «субъективность» познавания. Одобрение и неодобрение,
связываемые с желанием и чувствованием, являются не только
как представляющее познавание, заключенными в границах мира
сознания, но еще зависят от субъекта совершенно в другом смыс
ле. Мы видели, что только благодаря
ч увству необходимости в
94
суждении мы узнаем о долженствовании, а как могут чувства
давать знать о ценностях, которые имеют трансцендентное значе
ние? Быть может, с нами согласятся, что: суждение есть истинно,
без недоказуемых метафизических предпосылок, может значить
ничто иное, как: суждение ценно, но чувству никогда не приписы
вается более, чем субъективное значение. Все еще остается воп
рос: почему долженствование должно быть признано как пред
мет, противостоящий нашему суждению? Новое понятие познания,
приобретенное нами, об этом не говорит еще нам ровно ничего.
Разрушается только старое понятие предмета, но с новым поня
тием акта познания не приобретается никакого пригодного, т.е.
сообщающего «объективность» предмета познания. Напротив, раз
ве не выходит, в конце концов, что наше знание всего только
верование? Разве сообщаемое необходимостью в суждении дол
женствование является прочным, направляющим предметом поз
нания, большей логической важности, чем царство вещей в себе?
Не остаемся ли мы совершенно на том же месте, на котором мы
стояли, когда подвергли сомнению существование трансцендент
ного бытия?
Действительно, все зависит от ответа на этот вопрос, лишь только
речь идет об
обосновании объективности. Мы знаем новое поня
тие познания до сих пор только с одной стороны, как признание
долженствования. Мы знаем, что, если вообще существует пред
мет познания, его можно найти только в долженствовании, а не в
бытии. Теперь мы должны рассмотреть также наше понятие поз
нания некоторым образом с другой стороны и спросить о дол
женствовании признания. Имеет ли действительно в суждении
это признание абсолютную ценность, действительную независи
мо от всякого фактического признания? Только если мы можем
ответить утвердительно на этот вопрос, мы можем говорить о
трансцендентном долженствовании и, следовательно, о гносеоло
гически применимом предмете познания, действительно сообща
ющем процессу познания искомую «объективность».
Но как мы должны разрешить эту последнюю проблему и
также обосновать долженствование признания? Для этой цели
мы должны возвратиться к тому, из чего мы вышли: к
гносеоло
гическому сомнению. Все предыдущее состояло в существен
ном, в
анализе логической структуры, особенно в анализе поня
тия на основе проникновения в логический смысл всякого суж
дения. Но простой анализ не может дать обоснования объектив
ности, хотя в высшей степени может его подготовить. После того
как он закончен, опять должно выступить сомнение, «старый по
сох», но теперь оно должно раскрыть не только свою разруша
ющую, но и свою созидающую силу, и с нею мы проникнем к
*5
несомненным основаниям и предпосылкам познавания. Итак, мы
должны теперь поставить наш вопрос следующим образом: мож
но ли
сом неваться в том, что долженствование, которое мы
признаем в суждении, имеет значение, выходящее за содержание
сознания и независимое от познающего субъекта, стало быть,
трансцендентное, и в том, что оно необходимо должно быть
признано? Но ответ на это мы можем дать только исследовани
ем того, можно ли провести отрицание этого долженствования,
не впадая в противоречие и не уничтожая этим само отрицание.
Иным критерием, чем этот, для обоснования предпосылок мы не
обладаем.
Мы видели, что все суждения, которые, по-видимому, относятся
к трансцендентному бытию, могли быть превращены так, чтобы
они выражали только факты сознания и только в этой форме
были несомненны. Вместо «солнце сияет», я могу сказать: «я
вижу солнце». Тогда речь идет не о трансцендентном бытии в
суждении вообще, и так как это превращение может быть пред
принято со всеми суждениями, то отрицание трансцендентного
бы тия никогда не может привести к противоречиям.
Но как обстоит дело с отрицанием ценности суждений, кото
рые признают
долж енствование? Можно ли и эти суждения
превратить таким образом, чтобы они не содержали более приз
нания независимого от субъекта долженствования? Очевидно, нет,
так как мы доказали, что всякое суждение состоит в признании
н еобходим ости в суждении, и что эта необходимость всегда
выступает как долженствование, от которого зависит познающий
субъект. Хотя суждения можно превращать как угодно и удалить
из них в трансцендентную действительность все отношения, тем
не менее всегда их
ценность с точки зрения истины должна
быть признана действительной вне времени и поэтому совершен
но независимой от всякого познающего субъекта трансцендент
ной ценностью. Итак, трансцендентное долженствование, пока я
вообще рассуждаю, безусловно признается, и поэтому оно также
единственно несомненно. Если кто-нибудь сомневается, он не
выяснил себе, что значит сомневаться. Сомневаться значит спра
шивать. А спрашивать значит: истинно это суждение или истин
но противоположное суждение? Должен я сказать да или нет?
Безразлично, да ли, нет ли, всегда уже предполагается вопрос:
только
одно из двух м о ж е т , но и одно также необходимо
должно быть истинным* т. е. одно из двух возможных суждений
должно быть, а другое не должно быть, безразлично, чувствует
или признает познающий субъект долженствование. Без этой пред
посылки вопрос и, следовательно, сомнение теряет свой смысл.
Всегда можно сомневаться только в том, рассуждать ли так и ли
96