ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3366
Скачиваний: 14
но не может видеть ничего иного, кроме в ней существующей
для себя объективной реальности, и даже теория познания долж
на считать это понятие свободным от понятия всякого человечес
кого восприятия.
Но до сих пор мы занимались методологическими формами
только в том отношении, что они не принадлежат к понятию
объективной действительности. Наконец, для теории познания
речь идет также только о том, чтобы понять ее положительное
значение для объективности науки. Но эта новая проблема не
лежит более в рамках нашего исследования, и мы проследим еще
ход мыслей только до тех пор, пока принципиальная возмож
ность проведения нашего понятия познания станет ясна и в этом
отношении.
Методологические исследования независимы от исследования
о конститутивных категориях постольку, поскольку учение о ме
тоде становится на почву эмпирического реализма и с ним мате
риал научного образования понятий можно рассматривать как
существующую для себя объективную действительность. Но эта
независимость учения о методе существует только до известной
степени. Именно первый вопрос, который должен быть постав
лен с точки зрения отношения понятий к действительности, гла
сит, существует ли только
один род образования понятий, или
может быть развито несколько систем форм, по которым обра
батывается действительность. Но при ответе на этот вопрос нельзя
двинуться дальше без выяснения различия конститутивных и ме
тодологических форм. В случае, если формы, которые являются
только методологическими, считаются конститутивными, то это
может иметь следствием то, что возможность большинства раз
личных методов отклоняется заранее. Объективная действитель
ность только одна, и то, что для ее понятия конститутивно, долж
но сделаться поэтому действительным также во всяком научном
методе.
Мы можем при этом опять вспомнить о понятии закономер
ности. Если мы допустим, что она есть конститутивная категория,
то законы для эмпирического реализма относятся к самой объек
тивной действительности, и
все науки, если они хотят основатель
но познавать действительность, должны также исследовать по ее
законам. Если мы, напротив, отделим закономерность как методо
логическую форму от причинности, то все же, хотя всякая дейст
вительность обусловлена причинно, могут существовать науки, ко
торые вовсе не интересуются законами, но стремятся познать
индивидуальные причинные ряды. Да, эти науки тогда по отно
шению к индивидуальному содержанию своих понятий объек
тивной действительности, которая всегда индивидуальна, стоят даже
152
ближе, чем науки о законах, и могут в противоположность им
быть названы именно науками о действительности. Догма, отож^
дествляющая друг с другом науку и науку о законах, таким обра
зом, устраняется одним ударом. Она падает вместе с метафизи
ческим гипостазированием законов в действительности, и этим
вместе с тем найден путь, чтобы бывшую объектом стольких спо
ров
историю, которая, действительно, не может быть подведена
под понятие науки о законах, понимать как науку при полном
признании принципа причинности, а именно как науку, которая
содержанием своих понятий стоит ближе к объективной действи
тельности, чем всякая наука об общих законах. Благодаря разде
лению конститутивных форм от методологических, следователь
но, возможно впервые действительно истинное восприятие науч
ной деятельности. Если формы научных понятий понимались как
формы восприятий эмпирического познающего субъекта, то вов
се нельзя усмотреть, почему большее количество различных спо
собов восприятия той же самой объективной действительности
не должно мирно стоять друг возле друга.
Но именно эта возможность кажется все же, с другой сторо
ны, опять очень сомнительной. Не теряет ли так всякая научная,
образующая понятия работа, несмотря на объективность своего
материала, собственное значение? Если формы образования по
нятий не основываются на конститутивных категориях, а также, с
точки зрения эмпирического реализма, наука не может рассмат
риваться как отображение объективной действительности, то в
чем состоит тогда
предмет научного познания?
И на этот вопрос следует отвечать только в таком случае, если
мы строго держимся понятия познания, по которому идея согла
сования представлений с действительностью совершенно отбра
сывается, и предмет познания находится единственно в долженс
твовании. Отображать эмпирическую действительность нельзя, но
она может быть дана только под таким понятием, содержанием
которого, будь оно индивидуально или всеобще, всегда предс
тавляет преобразование действительности, безразлично более или
менее далеко удалится это преобразование от действительнос
ти. Но если познавание понимать так, то его объективность тог
да зависит единственно от того, обосновываются ли формы на
учного образования понятий в нормах, и долженствование, кото
рое в этих нормах выражается, оказывается ли несомненным.
Учение о методе также есть наука о нормах и ценностях.
Конечно, долженствование, на котором покоятся методологи
ческие формы, и которое, например, как норма закономерности
implicite признается всяким суждением, утверждающим истину за
кона природы, не может быть трансцендентно в том смысле, что
153
оно указывает также за переделы рассуждающего сознания во
обще или гносеологического субъекта. Ведь понятие рассужда
ющего сознания вообще, как мы знаем, следует мыслить как по
нятие субъек-га, который утверждает объективную действитель
ность, рассуждая только в категориях индивидуального и приз
навая трансцендентные нормы индивидуального. Но учение о
методе может показать, что нормы образования понятий транс-
цендёнтно действительны для всякого человеческого, даже для
всякого мыслимого эмпирического или конечного познающего
субъекта, и больше этого никто, — кто считает себя научным
работником, — не требует от предмета, с которым должны сооб
разоваться формы научного образования понятий.
Как это доказывается, сюда не относится*. Нужно было толь
ко подчеркнуть, что разделение методологических форм от конс
титутивных совершенно не включает релятивизма научного обра
зования понятий. Во всяком случае, мы отклоняем всякий реа
лизм понятий и поэтому не видим действительности и в законе.
Но мы также далеки от всякого номинализма, который всеобщий
закон считает только общим именем. Напротив, законы безус
ловно всеобщего суждения, и форма этих суждений, закономер
ность, должна покоиться на абсолютно несомненной для всяко
го эмпирического субъекта норме, если вообще должна сущест
вовать наука о законах*
Этим мы можем закончить наши замечания о систематическом
расчленении системы теоретической трансцендентальной фило
софии. Мы указали на задачи, состоящие в обосновании консти
тутивных и методологических форм, чтобы показать, в каком нап
равлении должно двигаться созидаемое на нашем понятии поз
нания наукоучение. Мы видим, как единство и последователь
ность в обосновании объективности всякого познания получает
ся благодаря тому, что мы материал познания понимаем как за
имствованные определения данного в содержании, предметность,
напротив, дающая форму познания, всецело опирается на дол
женствование, которое признается в суждениях. Главны^ для вве
дения в трансцендентальную философию было то, что мы это
долженствование и его абсолютную несомненность или транс
цендентное значение доказали уже для чисто фактических суж
дений или познания данного, и что мы могли здесь объяснить
как гармонию, так и принципиальное различие трансценденталь
но-идеалистического и эмпирически-реалистического способа рас
смотрения. Эмпиристическая догма, что познание может обхо-
4 В своей книге о границах естественнонаучного образования понятий я
подробно разработал эту проблему. Ср. особенно
Kapitel V, Abschnitt V:
Die kritische Objectivität,
S. 674 ff. [Рус. пер. стр. 561.].
154
диться без трансцендентного момента вообще, совершенно оче
видно должна быть разрушена, если можно показать, что и сфе
ра простой фактичности не свободна от надэмпирических цен
ностей. Но «реалистическая» догма должна исчезнуть перед ука
занием на то, что в прочих областях познания также всегда речь
идет только о надэмпирических ценностях или трансцендентном
долженствовании, но никогда не идет о надэмпирической транс
цендентной реальности. Главным остается борьба против гносео
логического эмпиризма, тот взгляд, который думает, что можно
разрешить проблему тем, что объявляет ее не существующей. Раз
допущение трансцендентной ценности признается неизбежным
там, где думают, что вращаются наидостовернейшим образом в
чисто эмпирическом, и если эмпиризм таким образом подрезыва
ется в своем корне, тогда, быть может, с несколько меньшим
предубеждением обратятся к дальнейшим стремлениям трансцен
дентальной философии и, по крайней мере, признают неизбеж
ность постановки проблемы.
V. Теория познания и философия
Само собой разумеется, мы не скрываем от себя, что понятие
абсолютной ценности или трансцендентного долженствования,
которое трансцендентальная философия всюду должна сделать
собственным базисом познавания, далеко от современного мыш
ления и может рассчитывать только на постепенное признание.
Конечно, интерес к проблеме ценности всегда понимается в раз
витии. Но вопрос об отношении мира ценности к миру дейст
вительности, который всегда обозначается как кардинальный воп
рос теоретической философии*, получает теперь почти всеоб
щий ответ в смысле, который самым решительным образом про
тиворечит нашему воззрению. Мы не можем рассматривать здесь
этот вопрос во всем его объеме, но тем не менее мы, по край
ней мере, по возможности резко отграничим нашу точку зрения
от других воззрений, чтобы было совершенно ясно, что мы
хотим сказать.
Теперь по большей части думают, что все ценности, рассмат
риваемые чисто теоретически, суть ничто иное, как «субъектив
ные» образы, и понимают под этим их зависимость от индивиду
ального эмпирического субъекта. Во всяком случае, считают чис
то теоретическое рассмотрение некомпетентным в этом вопросе,
и существует воззрение, что, так как наука не может решить ни за,
ни против ценности, то имеют право, со своим практическим ве
рованием выступить на ту сторону, которая утверждает силу цен
*
Paulsen.
Was uns Kant sein kann? Vierteljahrschrift f. Wfss. Philos. Bd. Vt S. 23.
155
ности в действительности. Тогда считают себя в согласии с фи
лософией Канта.
Мы не можем согласиться ни с воззрением, которое во всех
ценностях видит исключительно субъективные образы, ни с тем,
которое думает, что чисто теоретическое проникновение здесь
недействительно и поэтому можно верить в абсолютное значе
ние ценностей. Мы думаем, напротив, кто увидал, что всякое
чисто теоретическое суждение содержит признание ценности
истины, что процесс суждения проявляется в утверждении или
отрицании как отношения к долженствованию, то больше уже
не может говорить только о веровании в ценности. Можно
предпринять только с теоретическим «рассудком» рассмотре
ние мира, можно представлять себе этот рассудок насколько
угодно «холодным» и «трезвым», но все же окажется, что этот
трезвый и холодный рассудок на каждом шагу, который он
делает в познании, по своей интимнейшей сущности есть
приз-
навание ценностей.
Это результат всего нашего исследования и мы имеем осно
вание подчеркнуть его со всей силой, так как это обстоятельст
во имеет также значение, выходящее за переделы области тео
рии познания. После этого более невозможно во всех отноше
ниях оставить принципиальное противоположение между теоре
тическим человеком, который ничего не ищет кроме истины, и
желающим человеком, который стремится к тому, чтобы испол
нять свой долг. И кто хочет истины, подчиняется долженствова
нию точно так же, как человек, который повинуется своему долгу,
ведь понятие логического долженствования лучше всего поясня
ется параллелью с нормами, которые действительны для желаю
щих людей. Что следует понимать под независимым от субъекта
долженствованием, впервые встречается большинству людей тог
да, когда сознание сливается у них с долгом, т. е. когда голос их
совести побуждает их как к ценному, к такому действию, которое
совершенно независимо от их индивидуальной склонности. Это
долженствование, противостоящее эмпирическому субъекту как
надиндивидуальный безусловный «категорический» императив,
знает всякий высоко развитой человек, и он признает его, как бы
он ни мыслил о своем происхождении.
Этим, по-видимому, отношение теоретического человека к же
лающему становится иным, чем обыкновенно принято думать. Из
нашего понятия познавания следует, что последний базис знания
есть
совесть. Это выражается в чувстве необходимости в сужде
нии и руководит нашим познаванием как сознание долга нашим
желанием и поступанием. Таким образом, понятия совести и дол
га занимают в системе философии центральное место. Они ока
156