ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3369
Скачиваний: 14
ния не было бы дано никакого принуждения в смысле естест-
венно-закономерно необходимого. Да, если бы мы закономер
ность не считали конститутивными категориями объективной дей
ствительности, а только методологическими формами, то антино
мии между нормой и естественным законом не существовало бы
для точки зрения эмпирического реализма. Понятия закона суть
продукты науки, а наука есть реализование ценностей благодаря
эмпирическому субъекту. Для проблемы свободы при этом пони
мании понятие закона не имеет ровно никакого значения, так как
закон всегда есть всеобщее понятие, напротив, всякое действие»
следовательно, также признание всякого долженствования, есть
индивидуальный акт, и так как никакой реальной зависимости
между всеобщими понятиями и индивидуальными действитель
ностями не существует, то закон природы также никогда не мо
жет уничтожить свободы индивида.
Но, естественно, этим вопрос не упраздняется. С точки зрения
эмпирического реализма понятие индивидуальной свободы, как
беспричинность, действительно недопустимо. Если даже
законо
мерность относится только к методологическим формам, то все-
таки
причинность должна быть отнесена к конститутивным кате
гориям объективной действительности, и этим свобода индивида
уничтожается в смысле беспричинности. Всякий индивидуаль
ный процесс обусловливается абсолютно причинно. Как прими
ряется здесь понятие долженствования и нормы?
Мы здесь не намерены решать вопрос, правильно ли понима
ется эмпирический индивидуум, когда он для своих поступков
добивается не только свободы от закономерности, которой он
обладает, но и свободы от причинности, которой он не обладает,
но мы проследим этот ход мыслей только в том направлении,
что спросим, теряет ли где-нибудь благодаря конститутивному
причинному принципу понятие долженствования свой смысл, или
может оставаться также только антиномия между долженствова
нием и принуждением, и так как сразу ясно, что именно, если
причинность есть категория, а всякая категория, как мы показали,
состоит в признании трансцендентной нормы, то и здесь дол
женствование в понятии является прежде, чем принуждение, и что
поэтому и в этом смысле нельзя говорить об антиномии между
долженствованием и принуждением с последней гносеологичес
кой точки зрения. Конечно, с точки зрения эмпирического реа
лизма
эта антиномия существует, но это доказывает только, что
с этой точки зрения нельзя разрешить никакой философской
проблемы, но что разработка этих вопросов нуждается в транс
цендентально-философском основании. Мы знаем: идея, что вся
кое бытие причинно обусловлено, находит свое оправдание толь
162
ко в той мысли, что долженствование, признаваемое причинными
суждениями, трансцендентно действительно. Итак, принуждение
следует только из долженствования и поэтому принуждение ни
когда не может приводиться в непримиримое противоположение
с долженствованием или даже подвергать сомнению смысл дол
женствования.
Мы можем расширить этот результат в том смысле, что об
антиномии в отношении норм к каким-нибудь
формам позна
ния, которые с точки зрения эмпирического реализма суть фор
мы действительности, вообще не может быть речи, так как все
эти формы суть формы мышления, точнее — процесса сужде
ния, а всякое мышление и суждение единственно в нормах на
ходят свое обоснование. Несмотря на это антиномия существу
ет и именно в отношении между нормами и формами, с одной
стороны,и содержанием объективной действительности,с дру
гой стороны. Это содержание может, как мы показали, быть
только допущено и с гносеологической точки зрения, потому
что оно абсолютно иррационально, и оно приобретает огром
ное значение, если только мы вспомним, что всякое действи
тельное желание или поступание, следовательно, и всякий дейс
твительный процесс суждения совершается только индивидами,
и что всякое действительное суждение определяется по содер
жанию.. Тогда именно должно быть ясно, что мы для нашего
познавания обладаем предметом только по отношению к его
форме, которую мы можем обнять в суждении, что, напротив,
осуществление истины по отношению к его содержанию от нас
не зависит Если мы но сомневаемся, несмотря на это, в осущес
твлении научной истины в этом всецело иррациональном мире,
ю мы и как познающие люди обеспечиваемся
верованием, что
верное следование логическому долгу и признание логическо
го долженствования всегда приближают нас к реализованию
цели, к которой стремится наука. Но это верование ведет нас
все-таки в трансцендентное, еще в другом отношении, чем мы
яго до сих пор установили. Оно приписывает тому, что должно
быть абсолютно вместе с тем
силу проникать в иррациональ
ную действительность. Этим мы приходим тогда к чему-то, что
мы, если мы вообще хотим говорить об этом, не можем назвать
иначе, как трансцендентной «действительностью», так как прос
тое долженствование не имеет силы над происходящим.
Том не менее мы напоминаем это только для того, чтобы
показать, где и трансцендентальная философия находит свои гра
ницы, где прекращается
всякое знание и можно ^ще только ве
рить. Вместе с тем мы подчеркиваем с особой силой, что высту
пающая как предмет верования «действительность» никогда не
6»
163
может восприниматься как предмет познания, даже не представля
ет более никакого интереса для гносеологии. В теории познания
необходимо ограничиться
формами познавания, и именно пото
му, что теория познания никогда не может перешагнуть этих гра
ниц, а только должна признать, что всякое содержание познания
должно возникать из абсолютно иррационального определения
имманентного бытия, проблема верования в трансцендентальную
реальность не имеет места в теории познания.
Она находит себе место в системе философии только там, где
должно быть выяснено отношение познающего к верящему че
ловеку, стало быть, в философии религии. Мы останавливаемся
здесь у границы теории познания с нашим исследованием и только
еще раз подчеркиваем, что, пока мы не перейдем этой границы,
предмет познания может быть найден только в трансцендентном
долженствовании, а не в трансцендентном бытии. Замечания это
го последнего отдела должны были только указать на то, что
теория познания имеет значение для всей философии. Они дол
жны были вместе с тем показать, что, если даже наряду с транс
цендентальной философией метафизика как наука не может бо
лее существовать, несмотря на это в философии существуют еще
совершенно иные, чем гносеологические проблемы, и что эти
проблемы точно так же, как и разрабатываемая здесь, суть проб
лемы ценности.
Философия
истории
Предисловие переводчика
Г*нрих Р иккврт, статью которого «Философия истории» мы
предлагаем ныне всем интересующимся философскими вопро
сами в русском переводе, достаточно известен уже русской чи
тающей публике. Главный методологический труд его «Грани
цы естественнонаучного образования понятий» уже два года
тому назад как появился в русском переводе, который, правда, и
Не передает изящества и легкости языка подлинника и тем зат
рудняет чтение книги, но все же удовлетворяет требованиям точ
ности и научности. Точно так же переведен и основной гносе
ологический труд Риккерта «Предмет познания». Из более мел
ких сочинений переведен еще на русский язык доклад «Культу-
роведение
и естествоведение», который хотя и дает некоторое
представление
о методологической теории Риккерта, но своими
неточными И
неосторожными формулировками может ввести
читателя в
заблуждение. Если поэтому перевод этого доклада
нельзя не
признать нецелесообразным, то, наоборот, предлагае
мая ртетья является весьма пригодной для перевода. Предназ
наченная для более широкой публики, она вместе с относитель
ной популярностью соединяет строгую научность и точность, а
рассеянная в ней полемика с целым рядом современных ученых
и указания на классиков философии придают этой статье ха
рактер программного
сочинения и делают ее интересной и для
специалиста.
В
некоторых отношениях
она представляет из себя
даже шаг вперед по сравнению
с «Границами», открывая и да
вая ПОПЫТКИ разрешения
для целого ряда проблем, не нашед-
ШИК
себе
места
■ большом труде Риккерта. Даже ученые, не
разделяющие
в общем точки зрения трансцендентального иде
ализма,
оригинальное понимание которого дает нам Риккерт,
согласны
с тем, что «пожалуй наиболее интересное и значи
тельное выражение это философское течение нашло в статье
Риккерта о философии истории». Тот же Геффдинг, которому
принадлежат эти слова, говорит, что «большое наслаждение дос
167