ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3365
Скачиваний: 14
зываются последним основанием не только желающей, но и чис
то теоретической деятельности.
Но значение этого результата может быть нуждается в даль
нейшем разъяснении. Именно, можно было бы сказать следую
щее. Между долженствованием, определяющим наши волевые
действия и долженствованием, которое мы признаем в сужде
нии, существует различие, которое важно именно по отноше
нию к вопросу, как далеко наш результат выводит нас за преде
лы теории познания. Абсолютная действительность долга,
по-прежнему, должна быть подвергнута сомнению с чисто тео
ретической, научной точки зрения, и голос совести, руководящий
желающим человеком, следует рассматривать как индивидуаль
ный образ. По отношению к интеллектуальной совести такая
чисто теоретическая точка зрения, конечно, более невозможна,
так как и наше знание в конечном счете покоится на нашей
интеллектуальной совести и поэтому всякий, кто борется против
притязаний этой совести на абсолютную действительность, опи
рается при этом на самое совесть, следовательно, должен приз
нать то, против чего он борется. Но интеллектуальная совесть
ручается только за мир интеллектуальных ценностей, а для дру
гих областей философии, как например, для этики, это обстоя
тельство не имеет значения. Если я не
хочу признать долга и
совести, которые руководят моими поступками, то никто не в
состоянии мне доказать их абсолютное значение. Напротив, это
исключительно мое решение повиноваться совести, которая за
ведует всей этической жизнью, а для науки всякое решение есть
индивидуальный факт. Итак, чисто теоретический, научный че
ловек никогда не может стать по ту сторону истины и лжи, хотя
он все же всегда стоит по ту сторону добра и зла и, следова
тельно, для философских проблем, лежащих вне теории позна
ния, все остается по-старому.
Однако это верно только до тех пор, пока понятие совести и
долга в этической области понимают слишком узко, т. е. имеют в
виду по содержанию уже определенную форму нравственного
императива. Если мы возьмем понятие совести, руководящее же
лающим человеком, точно так же, как понятие логической совести,
чисто формально, то только что отмеченное принципиальное
различие но отношению к безусловному значению отпадает. Это,
конечно, верно, что значение сознания долга для желающего
человека в конечном счете основывается на решении воли, пото
му что всякий, чтобы поступать по совести и долгу, должен
х о
т е т ь поступать только по совести и долгу, и точно так же вер
но, что это решение повиноваться чувству долга, которое руково
дит всей нравственной жизнью, не может быть более доказано в
157
его необходимости. Но такое заключение, как мы видели, являет
ся также предпосылкой теоретического познавания.
Воля к исти
не необходима, если признать в эмпирическом индивидуальном
субъекте интеллектуальную совесть, да, мы можем сказать, что
только там стремление к истине существует совершенно чисто,
где мы соглашаемся с необходимостью в суждении только пото
му, что мы желаем истины, точно так же, как мы поступаем нрав
ственно только тогда, когда мы добровольно подчиняемся нрав
ственному закону и воспринимаем его в нашей воле. Поэтому и
познавание в конечном счете покоится на решении воли, на
sit
venia verbo15,
осуществлении и поэтому всякий, кто становится
вообще на теоретическую точку зрения, уже совершил это осу
ществление, уже принял решение повиноваться совести и долгу.
Итак, мы пришли к понятию
логической автономии, и уже
более нельзя понимать автономию желающего человека с теоре
тической точки зрения в ее абсолютном значении. Оба понятия
имеют один и тот же базис в сознательной, добровольно подчи
няющейся долгу воле. Решение управляет не только этической,
но и научной жизнью. Да, можно прямо-таки сказать, что логи
ческая совесть есть только особая форма этической совести во
обще. Доказательство, что долженствование в логическом зак
лючается в понятии прежде, чем бытие, ведет к учению о «прима
те практического разума» в самом решительном значении слова.
Признание логического долженствования есть род исполнения
долга вообще, и этим основное понятие этики, совесть, участвует
вместе с тем в логической важности истинного или абсолютной
несомненности.
Достаточно того, что мы указали таким образом самый общий
принцип, благодаря которому теория познания выходит за пре
делы самой себя и ведет туда, где лежит исходный пункт всякой
философии, именно к понятию абсолютной ценности или дол
женствования и признающей ценность воли вообще. Этим пре
одолевается противоположение теоретического и практическо
го, и, таким образом, вместе с тем находится не только базис
для наукоучения и этики, но мы видим также, что в этих поняти
ях заключается общий корень
всех философских дисциплин,
так как философия занимается вообще ценностями и нормами
своего признания.
Это определение понятия философии не произвольно. Конеч
но, задачи этой науки менялись, и именно потому, что филосо
фия первоначально была всеобъемлющей наукой, и только пос
тепенно освободилась от различных разветвлений, которые отно
сятся к различным областям Исследования. Но с тех пор, как и
психология начинает становиться специальной наукой, этот про
цесс освобождения в принципе завершен; всякая область бытия
теперь претендует на особую науку для себя. Однако вследствие
этого философия не стала излишней, но задача, которой она
прежде себя посвящала наряду с другими задачами, выступает
теперь только в полной чистоте. Философия оставляет все
бы
ти е специальным наукам, чтобы всюду спрашивать о смысле.
При этом она должна оставаться в самом тесном соприкоснове
нии со многими специальными науками, но ее цели и ее методы
принципиально различны от целей и методов специальных наук.
Как
наука она противостоит наукам о бытии, и притом, естествен
но, не как наука о бытии ценностей, но как наука о их значении,
как наука о долженствовании. Больше никакой задачи при сов
ременном состоянии специальных наук она иметь не
м о ж е т, и
она необходимо
должна иметь эту задачу.
Идея, что она из результатов всех наук должна созидать соб
ственный образ мира, должна быть отклонена потому, что она
вовсе не показывает, что могла бы добавить при этом принципи
ально нового философия к открытиям специальных наук. Мне
ние, что она должна наследовать «сущность» мира в противопо
ложность «явлениям», утеряло всякий смысл потому, что проти
воположение сущности явлениям стало проблематичным, и пото
му, что науки с чисто проблематическим и непознаваемым объек
том не существует. Но спрашивать о смысле мира и значении
ценностей люди никогда не перестанут, и на эти вопросы поэтот
му философия пытается дать ответ. Только тогда можно было
бы отклонить задачу, которую должна себе поставить филосо
фия как наука о ценностях, если бы можно было показать, что
все ценности суть чисто индивидуальные образы, и проблема их
надиндивидуального значения поэтому не научная проблема.
Но такое доказательство никогда не будет приведено. Оно
наталкивается на гносеологические рассуждения, которые мы здесь
развили, и постольку основания теории познания суть вместе с
тем основания всей философии. Вера в относительность всех
ценностей есть предрассудок, догма, которая не может устоять
против трансцендентальной философии. Мы проследили доказа
тельство этому только до тех пор, пока мы пришли к понятиям
субъекта, признающего надиндивидуальные ценности вообще и
трансцендентного долженствования, но уже этих понятий доста
точно, чтобы доказать неизбежность проблемы философии как
науки о ценностях, а именно такой философии, которая нечто
большее, чем просто теория познания. До сих пор мы ограничи
вались разработкой ценностей, которые лежат в основании науч
ной деятельности. Можем ли мы на этом остановиться? Не долж
ны ли мы пойти дальше и спросить, существуют ли ценности
159
абсолютного значения только для человека науки? Но наука
только часть более великой связи, которую мы называем
куль-
турой*, а в культурной жизни выступают, не считая уже назван
ных этических основных понятий, еще другие ценности, например,
ценности государства, искусства, религии, также с притязанием на
необходимость и обязательность для всякого. Оправдывается ли
это притязание? Это также неизбежный вопрос.
Чтобы ответить на него, философия должна обратиться к по
пытке прежде всего отыскать в культурной жизни различные
группы оценок, а потом эти ценности исследовать с точки зрения
их значения. Таким образом, они превратятся в политику, эстетику,
философию религии. Их расчленение, естественно, нельзя вывес
ти гносеологически. Она должна, чтобы приобрести основание
для своего разделения, прежде всего обратиться к истории. Только
таким образом она может узнать все, что становится для нее
проблемой**, и только позже она должна вспомнить о том, чтобы
систематизировать найденные в исторической жизни ценности.
Но оправдание для исследования исторического не только исто
рически, но и «критически», по его надисторическому содержа
нию, она получает от теории познания, и если она нашла под
руководством истории свою проблему, то и ее задачи приобрета
ют форму всюду по аналогии с задачами теории познания.
Да, значение наукоучения простирается еще дальше. Точно так
же, как философские исследования получают в теории познания
всеобщее оправдание своей постановки вопроса, они и дальше в
частностях должны всегда сообразоваться с теорией познания.
Всякая наука подчинена логическим нормам, стало быть, и всякая
часть философии. Часть, основания которой мы здесь разработа
ли, наукоучение или научное исследование логических норм, в извес
тном отношении находится на самой прочной почве, потому что
здесь наука имеет дело только с самой собою и логическое луч
ше всего можно понять научно. Но поэтому именно должно
иметь решающее значение сравнение человека политики, искусст
ва и религии с человеком науки и для сущности политических,
художественных и религиозных ценностей, и для их обоснования.
И религия, например, притязает на то, чтобы учить «истине».
Что может значить эта религиозная истина наряду с научной? На
О понятии культуры ср. мою статью:
Kulturwissenschaft und Natur
wissenschaft.
(1889). S. 20
ff.
[Рус. пер. стр.
11].
И здесь должна быть оставлена попытка опереть философию на психо
логию. Деление на различные роды психического бытия только тогда дос
тигает цели, если эти различные роды приобретаются уже по отношению к
различным областям культуры, стало быть, не психологически. Это один из
пунктов, в котором и Кант еще многое представлял психологически.
•160
такой вопрос можно ответить только тогда» когда сущность науч
ной истины уже известна. Религиозный человек верит в транс
цендентную реальность, которая вместе с тем есть содержание
абсолютно ценного. Без теории познания в это понятие нельзя
было бы внести никакой ясности. Искусство хочет представлять
действительность. Что означает эстетический образ в сравнении
с научным образованием понятий? Что такое действительность,
которую подразумевает художник? Есть ли это то, что с гносео
логической точки зрения должно пониматься под объективной
действительностью? Может ли искусство отображать эту дейст
вительность, как полагает натурализм, или и в искусстве возмож
но только преобразование действительного по определенным
нормам и идеалам, и, стало быть, можно считать только «идеа
листическую» эстетику сущностью искусства? Достаточно толь
ко этих замечаний, чтобы показать, что эстетика, как философия
религии, не может обойтись без гносеологического ориентирова
ния и поэтому можно остановиться на этих замечаниях.
В заключение мы хотели бы отметить несколько точнее толь
ко еще одну проблему, на которой можно пояснить важность
гносеологических исследований для труднейших и важнейших
вопросов философии, и это опять связано с уже много раз
приводившимся в качестве примера понятием причинности, имен
но на проблеме свободы. Мы уже однажды касались ее, когда
указывали но трудность сделать принципиальное различие в цен
ности между объектами, которые все возникают с одной и той же
причинной необходимостью.
Долженствование, по-видимону, те
рцет свой смысл о сравнении с
принуждением. Виндельбакд
именно в этом отношении говорил об антиномии сознания и она
особенно проявляется в отношении между нормами и естествен
ными законами6. Ясно, что этот пункт решающей важности для
всей философии, если под ней подразумевать науку о ценнос
тях. В случае если бы антиномия действительно существовала,
примирение противоположения теоретического и практического
человека, примирение, о котором мы говорили выше, и следова
тельно, оправдание всеобщей науки о ценностях не достигалось
бы. Тогда мы имели бы, действительно, два законодательства с
неизбежным антагонизмом.
Мо фактически доказательство логического приоритета дол
женствования перед бытием разрешает эту антиномию. Прежде
вс«го ясно, что форма закономерности природы только тогда
обладает объективным значением, когда она сама обосновывает
ся в норме, и из этого следует, что без признания долженствова-
0 Ср. Präludien, 2 Aufl., S. 361 ff.
[Рус. пер. стр.
195
сл.].
6 Риккерт
161