ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3374
Скачиваний: 14
ла» (Sinn) ее или общих ее «законов». Даже не определяя точ
нее понятия «смысл» и «закон», мы все же наталкиваемся таким
образом на понятие науки об
исторических принципах, резко
отличающееся от понятия всеобщей истории.
Понимая же под историей не самую минувшую действитель
ность, но изображение этой минувшей действительности, или исто
рическую науку, мы получаем, наконец, третье понятие филосо
фии истории. Это последнее понятие находится в тесной связи с
многократно высказывавшимся взглядом на задачи философии
вообще, согласно которому философия, в особенности теорети
ческая, касается не столько самих вещей, сколько знания о ве
щах. Таким образом, под философией истории можно также под
разумевать науку об историческом познании, видеть в ней часть
логики в самом широком смысле этого слова.
Можно, конечно, указать еще на возможность и такой науки,
которая занималась бы выяснением значения исторического мыш
ления для разработки общих проблем мировоззрения и жизне
понимания. Все эти вопросы лишены самостоятельного значе
ния, на них легко будет дать ответ по выполнении работы, ука
занной выше, и потому нет никакого основания для выставления
четвертого вида философии истории. Таким образом, по-видимо
му, остаются три одинаково правомерных науки, из которых каж
дая имеет свой особый круг проблем: это всеобщая история,
учение о принципах исторической жизни и логика исторической
науки. Все они одинаково обладают правом на название фило
софии истории.
Прй ближайшем рассмотрении получается несколько иная кар
тина. Каким образом всеобщая история может существовать на
ряду с отдельными историческими науками? Можно ли видеть в
ней простое лишь суммирование добытых последними результа
тов? Конечно, нет. От нее по крайней мере будут требовать того,
чтобы она изображала историческую жизнь в виде единого це
лого. Что такое это целое, в чем состоит
принципе го единства и
его расчленения? Таким образом, разбирая основные понятия
философии истории, мы от первого ее вида необходимо прихо
дим ко второму. Но точно также мы не должны предполагать
известными, ссылаясь на очевидность, и те понятия, которыми
пользуется наука о принципах для определения своей задачи:
будь то понятие общих «законов», которым должна быть подчи
нена вся историческая жизнь, или понятие единого «смысла»,
который должен быть положен в основу всего исторического
развития, как единого целого. В этих понятиях сокрыты пробле
мы. Тогда как искание законов природы есть факт, сам собой
понятный и не требующий дальнейших разъяснений, возможность
178
нахождения исторических законов оспаривается нередко самым
решительным образом. Но если даже мы и отвлечемся от этого,
возникает новый вопрос. В области естествознания нахождение
законов есть задача отдельных наук. Почему же в области исто
рии задача эта выпадает на долю философской науки? Далее:
по какому праву принимаем мы, что исторический процесс вооб
ще имеет какой-нибудь смысл? И какими средствами обладаем
мы для его познания? Философия истории, как наука о принци
пах, не может даже приступить к своей работе, не ответив предва
рительно на поставленные вопросы. А она не сможет дать на
них ответа без ясного проникновения в сущность исторического
познания, т. е. без логических сведений. Так, вторая из трех
рассматриваемых дисциплин наталкивает нас на изучение тре
тьей, подобно тому, как первая привела нас ко второй. Таким
образом между различными видами философии истории, кото
рые сначала казались нам тремя совершенно самостоятельными
науками, имеющими каждая свой особый круг проблем, обнару- *
живается известная связь: Зпогика истории является исходным
пунктом и основой всех философско-исторических исследований
вообще. Лишь в результате самого дальнейшего исследования
обнаружится, в какой мере проблемы науки о принципах и все
общей истории должны быть превращедо в логические пробле
мы, если они вообще поддаются разрешению. Но уже из всего
сказанного выше, кажется нам, ясно, что не простое желание, а
необходимость заставляет нас начать этот очерк с краткого обзо
ра важнейших проблем и спорных вопросов логики истории.
179
1. Логика исторической науки
В
т о й
области философии истории,
к
обзору которой мы те
перь приступаем, в области логики исторической науки — наше
время может еще более чем где-либо притязать на известную
оригинальность. В философии немецкого идеализма мы нахо
дим лишь несколько, правда ценных, но разобщенных и несисте
матизированных замечаний по вопросу о логическом формули
ровании и трактовании проблем. В докантовской же философии
прошлого и настоящего для выяснения этих вопросов не сдела
но решительно ничего. Несмотря на то, что связь между логи
кой истории и философией истории в широком смысле ярко
бросается в глаза, более или менее серьезные попытки понять
логическую сущность исторических наук во всем ее своеобразии
восходят не далее как к Паулю, Навилю, Зиммелю и в особеннос
ти к Виндельбанду. Относительно самых элементарных вопро
сов в этой области еще до сих пор господствует ожесточенней
шая борьба мнений, так что логика истории, действительно зас
луживающая этого имени, должна даже еще бороться за свое
право на существование. Наряду с уверенностью в том, что фи
лософско-исторические проблемы возможно трактовать без вся
кой логической подготовки (например, Линднер), мы даже встре
чаемся с прямым отрицанием возможности выставления чисто
логического понятия истории и исторического метода.
И не только лишь отсутствие необходимой логической подго
товки у многих участников спора явилось причиной такого поло
жения вещей. Трудности, здесь встречающиеся, также не могут
служить причиной этого, ибо, при правильной постановке вопроса,
понять сущность истории отнюдь не труднее, чем познать харак
тер других наук. Но странным образом именно в постановке
вопроса не наблюдается совсем согласия. Казалось бы, это само
собой понятно: тот, кто хочет добиться ясного решения вопроса,
прежде всего руководится при этом всеми признанными трудами
великих историков, устанавливая сначала те особенности, которы-
180
ми историческое мышление
отличается от мышления других
наук. Казалось бы далее, что сначала следовало бы понять логи
ческую структуру уже имеющихся налицо исторических наук, а
уж затем лишь высказывать суждения об их научной ценности.
Но то, что понятно само собой, не является в данном случае
общепринятым! Необходимость руководствоваться трудами вели
ких историков до сих пор отвергается многими ввиду якобы
ненаучности последних (например, Лампрехт и Тённиес): то, что
содержат в себе их произведения, говорят они, не есть настоящая
наука. В данном случае они приступают к логическому исследо
ванию такой опытной науки, какой является история, с уже пред
взятым, заранее установленным и до сих пор еще не осуществ
ленным понятием об этой науке. Их не смущает то, что в действи
тельности не находится историков, удовлетворяющих их идеалу;
это означает лишь, по их мнению, что историю необходимо под»
нять на ступень науки. И тзк поступают в особенности те, кото
рые неустанно твердят, что опыт является единственной основой
всякого знания! Эта мысль о противоположности науки и исто
рии прочно засела в головах многих. И странным образом именно
эти мыслители считают себя призванными указывать истории на
ее истинные цели.
Нет ничего удивительного в том, что большинство историков
не хотят даже и слышать о рассуждениях подобного рода, столь
чуждых духу истории. История и философия удаляются друг от
друга вследствие взаимного непонимания, и это дурно отзывает
ся на обеих науках. Антиисторичная философия истории, осо
бенно популярными теоретиками (не практиками) которой были
прежде Тэн и Бокль, обновляется ныне вновь, например Лампрех-
том, правда с большим рвением, нежели ясностью. Со стороны
эмпирической исторической науки она получила достаточную отпо
ведь в лице Дройзена, Бернгейма, Белова, Эд. Мейера и др. С
философской точки зрения, несмотря на много весьма ценных
результатов, многое также осталось еще невыясненным в этом
методологическом споре историков между собой, — в споре, в
котором к чисто логическим вопросам примешался целый ряд
других вопросов, вроде вопроса о свободе и необходимости, о
закономерности и случайности, о телеологии и механизме. Этим
и объясняется подчас весьма беспомощное положение тех исто
риков, которые, следуя философской «черте века», обращаются
от своих специальных научных исследований к вопросам более
общего характера. Но еще более страдает от всего этого фило
софия. Вследствие недостаточного понимания исторического
мышления, именно в наше время приобретшего громадное зна
чение, она надолго утратила свое прежнее, некогда могуществен
181
ное влияние. Насколько эта потеря влияния связана с отсутстви
ем у нее чутья к истории, это особенно ясно видно из того
факта, что, если у иных представителей так называемых наук о
духе
(Geisteswissenschaften)
и появляется подчас интерес к фи
лософии, ему почти всегда предшествуют исследования по мето
дологии истории.
Непонимание сущности исторической науки яснее всего, ко
нечно, проявляется в наше время у представителей
натуралис
тических &ош9 которые ныне снова стали модой дня. При этом
совершенно безразлично, в какой форме выступает этот натурат
лизм: в форме материализма или психологизма. В обоих случаях
признание за историей научного характера означало бы потря-
сение основных натуралистических понятий. Ибо, при последова
тельности в мышлении, там, где действительность отождествляет
ся с природой, для истории нет места. Отчужденность нашей
философии от истории имеет еще более глубокие основания«,
Если в принципе натурализм, как мировоззрение, и был оконча
тельно побежден Кантом, то это преодоление натурализма шло
у него, вообще говоря, помимо исторического мышления. Кант
был все-таки учеником Ньютона: в лучшем случае лишь отдель
ные замечания изобличают в нем некоторое понимание истори
ческого мышления. Вообще же говоря, методология Канта, и имен
но в том виде, в каком она вылилась в его главном теоретичес
ком труде, почти всецело определена интересом к математике и
естествознанию
(Naturwissenschaft).
Это действительно и дает*
по-видимому, некоторое право, отрицая научный характер исто
рии, ссылаться при этом на Канта, как это и делает М. Адлер.
Наконец, сюда еще привходит то обстоятельство, что между естес
твенными науками
(Naturwissenschaften),
поскольку они являют
ся науками систематическими, и философией, которая точно так
же ищет системы, имеется гораздо больше чисто внешнего сход
ства, нежели между философией и историей, которая никогда не
может стать систематической наукой. Более того: можно даже
говорить об известного рода антагонизме между историческим и
философским мышлением, антагонизме, весьма плодотворном и
желательном: ибо одной из задач философии безусловно являг
ется борьба с
историзмом, как мировоззрением. Все это в еще
большей степени увеличивает значение логики истории. Ввиду
односторонности обеих, философия должна одинаково бороть
ся как с натурализмом, так и с историзмом, а для того, чтобы
борьба эта увенчалась успехом, ей необходимо понять сущность
и значение исторического мышления. Этим ставится логике но
вая задача: она должна окончательно преодолеть
методологи
ческий натурализм, который еще и ныне защищается даже вы
182