ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3377
Скачиваний: 14
дающимися кантианцами, например Рилем, видящим в нем «един
ство научного метода», — окончательно преодолеть его во всей
его односторонности и таким образом подойти к пониманию
всей научной работы, не исключая и исторической.
Утверждая, что для разрешения этой задачи до сих пор сде
лано еще очень мало, мы, может быть, наткнемся на сильное
сопротивление — ввиду множества исследований о сущности «на
ук о духе», предпринятых со времени Миля. Мы, конечно, и не
думаем отрицать ценности всех этих трудов. Мы хотим лишь
сказать, что у Дильтея, Вундта, Мюнстерберга и других авторов,
труды которых во многих отношениях весьма ценны, либо, как у
Вундта и Мюнстерберга, совсем не задет тот основной централь
ный пункт вопроса, уяснение которого есть необходимое условие
действительно
логического понимания истории, либо, как у Диль
тея, — недостаточно резко оттенен и не настолько выдвинут
вперед, чтобы стать действительно плодотворным в логике исто
рии. Это видно уже из обычной для всех этих трудов термино
логии, противопоставляющей
наукам о природе
(Naturwissen
schaften)
науки о духе. В настоящее время вряд ли найдется
что-нибудь менее однозначное, чем противоположность природы
и духа
(Geist).
Каждый из авторов, писавших о сущности наук о
духе, по-своему определяет также и основное понятие «духа»;
общее же у них всех собственно лишь то одно, что все они
вообще признают существование двух различных групп эмпири
ческих наук. Вряд ли, исходя из понятия духа, можно вообще
прийти к согласию относительно сущности исторического мыш
ления. В основе всех этих попыток заключается слишком много
предпосылок, большей частью метафизических, которые предос
тавляют лишь антиисторичному натурализму много удобных пун
ктов для нападения. Единственное понятие духа, не требующее
ныне более подробного обоснования, — это понятие психичес
кого в своей противоположности к понятию физического, ибо,
конечно, все авторы, более или менее принимаемые во внимание
наукой, согласны
в том, что то, что мы называем радостью, или
■вспоминанием, или волей, но есть тело. Точно так же никто не
станет отрицать, что объекты истории, если вообще только иметь
в виду отличие физического и психического, подпадают под по
нятие психического, и что, следовательно, история действительно
является наукой о духе постольку, поскольку она трактует глав
ным образом о психическом бытии.
Но это единственное, не требующее дальнейших разъяснений,
однозначное понятие духа решительно ничего не дает для логи
ческого разграничения отдельных наук и для понимания логи
ческой сущности истории. Натурализм вполне справедливо будет
183
утверждать, что, если духовное в вышеприведенном смысле и не
есть, конечно, тело, оно все же всецело относится к природе и
потому в одинаковой степени со всеми другими объектами при
роды должно стать предметом единого и однообразного науч
ного рассмотрения» И это не простая лишь теория: практика
современной психологии усиливает достоверность этого утверж
дения и ставит его выше борьбы различных методологических
воззрений. Защитники логической противоположности природы
и духа бессильны против утверждений подобного рода, бессиль
ны постольку, поскольку их основное понятие определяется ими
недостаточно безукоризненно; что же касается понятия духа, то
дать логическое определение его либо совершенно невозможно,
либо во всяком случае возможно лишь тогда, когда предвариг
тельно уже имеется логическое понятие истории»
Учение о методе и не должно начинать с рассмотрения всех
этих спорных вопросов; его целью является ведь уяснение мето
да., Метод же заключается в тех
формах, которыми пользуется
наука при обработке данного ей материала и прежде всего именно
в формах. Конечно, и сам метод часто обусловливается особен
ностями материала» Совершенно неправильно, нападая на логи
ческое трактование научных методов, указывать при этом на то,
что оно, игнорируя предметные различия, необходимо лишается
всякого значения. Выставляя
в начале формально-логические
точки зрения» мы не игнорируем вообще научного материала.
Исследование, принимающее во внимание различия в содержа
нии отдельных наук, может, конечно, привести иногда к результа
там, весьма ценным в логическом отношении. Но это, вообще
говоря* дело случая, и потому логик, желающий наиболее верным
и кратчайшим путем достичь своей цели, должен отвлечься от
всех различий в содержании отдельных наук, чтобы тем лучше
понять чисто формальные методологические различия.
Прежде всего он должен только иметь в виду, что, во-первых,
во всех эмпирических науках объектам противостоит познающий
субъект, который — все равно, являются ли эти объекты духов
ными или телесными явлениями, естественными процессами
(Naturvorgänge)
или продуктами культуры — принимает их прос
то, как «данные» ему, и что, во-вторых, субъект этот ставит себе
целью познание какой-нибудь части или даже всего данного
ему мира. Далее нетрудно показать, что познание это не может
быть воспроизведением или
отображением
(Abbild)
объектов,
что оно есть, скорее,
преображающее
(umbildende)
их понима
ние. Чтобы доказать это, независимо от других оснований, впол
не достаточно простого соображения, что данная действитель
ность, которая является исходным пунктом всякой эмпирической
184
науки, представляет из себя, как в целом, так и в каждой своей
части, совершенно необозримое многообразие, не поддающееся
никакому изображению. По содержанию своему всякое сужде
ние, высказывающее что-нибудь о действительности, необходимо
является уже значительным
упрощением этой действительности.
Воззрительно
(anschaulich)
данный материал наука перерабаты
вает в абстрактные построения мысли, к которым лучше всего, в
отличие от воззрения, подходит название
понятия. В этом абстрак
тном
(begrifflich)
процессе переработки и заключается та сторона
научного метода, которая, с точки зрения логических различий,
является наиболее важной.
Далее однако — и это особенно важно отметить — своеоб
разные особенности различных форм научной работы, поскольку
формы эти являются средствами для достижения научной цели,
должны всецело зависеть от формальных особенностей тех це
лей, которые преследует познающий субъект. Логика, следова
тельно, должна установить те формально различные
задачи, ко
торые различные науки ставят себе, и попытаться понять научные
методы, т. е. в данном случае виды образования понятий
(Begriffsbildung), во всем их различии, смотря на них, как на необ
ходимо различные
средства для достижения этих различных
целей или как на необходимо различные способы преобразова
ния и абстрактной обработки данного в воззрении материала.
Само собой понятно, что обнаруживающиеся при этом отличия в
методах и целях чисто формальны; но именно вследствие свое
го чисто формального характера они должны иметь основное,
решающее значение для понимания логической сущности науч
ного метода. Как учение о методе, логика и имеет сначала дело
лишь с формами мышления, и, только по выяснении этих форм,
она может приступить к вопросу о применении ижк различному
материалу отдельных наук.
Если от этого общего определения логики отдельных наук
мы обратимся к особый задачам логики исторической науки, то
нам прежде всего необходимо будет уяснить себе основное фор
мальное противоречив в нашем понимании эмпирической дейст
вительности; нам нужно спросить себя, каково логическое значе
ние этого противоречия, и затем указать, какой из элементов это
го противоречия имеет решающее значение для исторического
изображения (Darstellung) действительности.
Что существуют два принципиально различных вида понима
ния действительности, это, пожалуй, лучше всего можно видеть
на примере тех донаучных знаний, которые мы составляем себе
о той или иной части окружающего нас мира. Ошибочно было
бы утверждать, что знания эти являются отображением действи
185
тельности, такой, какой она есть на самом деле. Еще до того, как
наука приступает к своей работе, уже повсюду находит она само
собой возникшее до нее образование понятий, и продукты этого
донаучного образования понятий, а не свободная от всякого
понимания действительность, являются, собственно, материалом на
уки. Внутри этого донаучного образования понятий имеются весь
ма существенные формальные различия. Основное различие зак
лючается в следующем.
Без сомнения, большая часть вещей и процессов представляют
для нас интерес лишь постольку, поскольку они имеют что-ни
будь общее с другими вещами и процессами; поэтому лишь это
общее и принимается нами во внимание, хотя фактически каждая
часть действительности во всей своей индивидуальности безус
ловно отличается от другой ее части и в мире ничто в точности
не повторяется. Ввиду того, что индивидуальность большей час
ти объектов нас совершенно не интересует, мы и не знаем их во
всей их индивидуальности; объекты эти являются для нас лишь
экземплярами общего родового понятия, которые всегда могут
быть заменены другими экземплярами того же понятия; иными
словами, мы рассматриваем их, как будто бы они были равными,
хотя
в действительности они никогда не равны, и потому мы
обозначаем их общими родовыми именами. Это каждому знако
мое ограничение интереса нашего общим, тем, что обще извест
ной группе предметов, иначе говоря — это
генерализирующее
понимание действительности
(generalisierende Auffassung),
ко
торое заставляет нас совершенно неправильно предполагать, будто
в мире действительно существует равенство и повторение, —:
этого рода понимание действительности обладает вместе с тем
для нас большой практической ценностью. Оно расчленяет для
нас и вносит известный порядок в необозримое многообразие и
пестроту действительности, оно дает нам возможность в ней ори
ентироваться.
С другой стороны, генерализирующее понимание действитель
ности отнюдь не исчерпывает нашего интереса к окружающему
нас миру и, следовательно, наших знаний о нем. Тот или иной
предмет часто интересует нас лишь постольку, поскольку он име
ет что-либо
особенное, ему только присущее
(eigentümlich),
что
отличает его от всех других объектов. Наш интерес, следователь-?
но, и наше знание о нем направлены всецело на его
индивиду
альность, на то, что делает его незаменимым; и если мы также
знаем, что и его, подобно всем другим объектам,
можнорассмат
ривать как экземпляр какого-нибудь родового понятия, то мы
все же
не желаем приравнивать его к другим вещам, стремимся
выделить его из группы; на языке это отражается в том, что мы
186
предмет в таком случае обозначаем не родовым, а собственным
именем.
Также и этот род расчленения и упорядочения действитель
ности или, иначе говоря,
индивидуализирующее понимание дей
ствительности
(individualisierende Auffassung)
знакомо каждо
му; оно и не требует поэтому дальнейшего разъяснения. Одно
только важное обстоятельство следовало бы особенно отме
тить: знание индивидуальности какого-нибудь объекта отнюдь
не является отражением его в смысле познания всего многооб
разия его содержания; наоборот, здесь также имеют место извес
тного рода выбор и преобразование первоначального материа
ла; из всей необозримой массы элементов выбирается опреде
ленный комплекс их, который в известной особой связи принад
лежит лишь
одному определенному объекту. Существуют вооб
ще лишь индивидуальные, а никоим образом не общие объекты,
существует лишь единичное
(Einmaliges)
и никогда не существу
ет ничего, что бы в действительности повторялось — ввиду того,
что истина эта, по-видимому, все еще часто забывается, ее не
мешает вновь и вновь повторять. Мы должны поэтому различать
два вида индивидуальности: индивидуальность, присущую любой
вещи и любому процессу, содержание которой совпадает с ее
действительностью и познание которой столь же недостижимо,
сколь и не нужно, и индивидуальность,
полную для нас значения,
состоящую из совершенно определенных элементов; мы долж
ны раз навсегда уяснить себе, что индивидуальность в последнем,
более узком и более обычном смысле, подобно общему родово
му понятию, не есть действительность, но лишь продукт нашего
понимания действительности, нашего донаучного образования по
нятий.
Различие, которое мы выше пытались обрисовать, имеет для
логики громадное значение. Во-первых, всякая научная работа при
мыкает к донаучным процессам и их результатам; мало того, на
н«а можно даже смотреть, как на планомерное продолжение и
развитие уже раньше бессознательно начатого умственного про
цесса. Далее, особенное значение это различие имеет потому, что
оно чисто формально, ибо любой объект может быть рассматри
ваем с точки зрения обоих методов: генерализирующего или инди
видуализирующего. К тому же, основываясь на противоположнос
ти общего и частного, различие это представляет из себя
наи
большее различие, которое только вообще мыслимо с логичес
кой точки зрения; между двумя крайними полюсами, его составля
ющими, должны поместиться все виды образования понятий так,
чтобы каждый из них занимал известное место в ряду, который
таким образом получится. Обладает ли это различие каким-нибудь