ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3381
Скачиваний: 14
суть «свободные» существа, и что потому историку нечего искать
причинных связей. Не говоря уже о том, что понятие свободы
вряд ли тождественно с понятием беспричинности и что вся эта
проблема свободы воли относится более к этике, нежели к тео
ретической философии, — для эмпирической науки понятие бес
причинности во всяком случае лишено всякого смысла. И исто
рия тоже должна предполагать, что каждый ее объект есть необ
ходимое действие предшествовавших ему событий, — и потому
она тоже должна искать причинные связи.
Мы здесь снова наталкиваемся на один из тех пунктов,, кото
рые могут дать повод ко многим недоразумениям. Мы имеем в
виду провозглашение «причинного метода» в истории, который
будто бы тождественен с методом генерализирующих наук. Пос
леднее, однако, правильно лишь в том случае, если понятие при
чинности отождествлять с понятием закономерности. Тогда, ко
нечно, всякая наука, которая ищет причинных связей, и, следова
тельно, также и история, является наукой, формулирующей зако
ны
(Gesetzeswissenschaft);
но в том-то и дело, что для подоб
ного отождествления не имеется никаких оснований. Скорее на
оборот: причинные связи, если они вообще обладают эмпиричес
кой реальностью, суть части индивидуальной действительности,
ибо кроме индивидуальной эмпирической действительности нет
никакой другой действительности. Напротив, законы всегда общи,
и потому они лишь понятия, не больше: иначе они необходимо
превращаются в метафизические реальности. Учение о методе
должно быть, однако, свободно от метафизических предпосылок,.
и потому оно может иметь дело лишь с
индивидуальными при
чинными связями, как частями эмпирической действительнос
ти , и с законами, как общими понятиями. Выражение «причин
ный метод», который ныне в особенности любят противопостав
лять «телеологическому методу», ничего поэтому не говорит, имен
но потому, что «каждая» эмпирическая наука имеет дело с при
чинными связями, и потому, что причинных связей, как таковых,
еще совершенно не касаются методологические различия: по
добно всякой другой эмпирической и индивидуальной действи
тельности они допускают но отношению к себе как генерализи
рующее, так и индивидуализирующее понимание.
Но, возвращаясь к вопросу о значении общих понятий в исто
рии, мы должны заметить, что, если всякая историческая причин
ная связь между двумя стадиями исторического ряда развития
есть процесс, в котором причина вызывает нечто такое, чего еще
никогда нигде не было, то все же
изображения подобных и скь
рических причинных связей нельзя достичь при помощи одних
лишь абстрактных элементов, из которых каждый имеет некою-
рое обще« содержание, и лишь особое сочетание которых выра
жает индивидуальность действительности, что именно и характе
ризует всякое изображение индивидуального. При изображении
индивидуальных причинных связей сюда еще привходит нечто,
что още в другом особом смысле требует употребления общих
понятий. Дело в том, что историк не только хочет указать вре
менную последовательность причины и действия, но он хочет
также постичь
необходимость, с которой из определенной инди
видуальной, никогда не повторяющейся причины вытекает опре
деленное индивидуальное, никогда не повторяющееся действие.
При этом ему не обойтись без
обходного п у ти общих лонятий
о причинных отношениях и, если возможно, о причинных зако
нах (Kausalgesetz). Хотя название общий и менее всего подхо
дит к причинной связи, являющейся частью эмпирической дейст
вительности, мы все же научно можем
выразить необходимость
этой связи лишь при посредстве пространственной и временной
«схемы» того, что повсюду и всегда было, есть и будет, и потому
с научным изображением даже всякой индивидуальной причин
ной необходимости постоянно связано построение общего по
нятия или, где это достижимо, общего причинного закона. Пос
ледним обстоятельством объясняется также обычное смешение
закона и причинности. Таким образом, история, желая понять не
обходимость причинной связи и, стало быть, перебросить мост
между индивидуальной причиной и ее индивидуальным действи
ем, принуждена пользоваться при этом общими понятиями при
чинных отношений.
Как поступает при этом история, это вопрос, требующий особо
го и подробного исследования. Здесь мы лишь в самых общих
чертах укажем только принцип, которым история в данном случае
руководится. Свою цель она достигает тем, что разлагает понятие
индивидуального объекта, являющегося именно тем эффектом,
необходимость появления которого нужно понять, на всегда сос
тавляющие его общие элементы, соединяя затем эти элементы с
такими же общими элементами понятия индивидуальной причи
ны, причем каждая пара соединенных таким образом общих эле
мента« выражает необходимость причинной связи для той части
действительности* которая ей подчинена. Затем, история собирает
вновь общие элементы понятия причины, которые прежде были
рассмотрены каждый в отдельности, объединяя их снова в одно
понятие, выражающее индивидуальность этой причины, и таким
образом, с помощью обходного пути общих причинных лонятий,
она проникает в необходимость связи индивидуальной истори
ческой причины с индивидуальным историческим действием. Са
мо собой понятно, то, о чем мы говорим здесь, есть лишь логи
199
ческий идеал, вполне осуществить который невозможно там, где
не удается каузально подчинить все элементы понятия эффекта
элементам понятия причины. И потому в историческом изложе
нии лишь весьма редко может исчезнуть тот иррациональный
остаток, который не поддается каузальному выведению. В таких
случаях говорят часто о свободе, подразумевая под этим невоз
можность исчерпывающего проникновения в причинную необхо^
димость.
Какими средствами обладает история для того, чтобы воз
можно полнее понять необходимость исторической причинной
связи, и каково при этом ее отношение к генерализирующим
наукам, — подробное выяснение всех этих вопросов завело
бы нас слишком далеко. И без того уже достаточно ясно, что
и для историка важно знание причинных законов, и что таким
образом внутри самой исторической науки индивидуализиру
ющий метод может быть самым тесным образом связан с гене
рализирующим. Этим именно и объясняется стремление сде
лать из истории науку, формулирующую законы. Точно так же,
однако, ясно, что то обстоятельство, что понятия законов име
ют для историка известное значение, отнюдь не меняет конеч
ных целей истории и логической структуры ее метода, пос
кольку последний этими целями обусловлен, а следовательно
в особенности структуры исторического изложения в его окон
чательном виде. Продукты генерализирующего мышления явля
ются для неё всегда лишь обходными путями или средствами;
подобно общим элементам всех вообще исторических понятий;
они служат лишь средствами для индивидуализирующего изоб
ражения исторического целого.
Но даже рассмотревши все случаи, когда генерализирующий
способ является лишь средством для индивидуализирующего изоб
ражения, мы далеко еще не исчерпали всего того значения, кото
рое имеют в истории общие понятия. Лишь историческое
целое
рассматривается всегда с точки зрения его единственности и
индивидуальности, а отнюдь не все его
части. Многие из них
вообще не принимаются историком во внимание, — это те, кото
рые не имеют никакого значения для индивидуальности целого;
изображенные же части в большинстве случаев подводятся под
общие групповые понятия (Gruppenbegriffe). Мало того: можно
вообще утверждать, что понятия о частичных объектах (Teilobjekt),
содержащие в себе лишь единичное и индивидуальное, совсем
не необходимы для исторического изложения, и что, следова
тельно, в последнем следует образовывать одни лишь групповые
понятия, содержание которых обще известному множеству объек
тов. Без таких групповых понятий невозможно обойтись там, где
200
у историка не хватает сведений для того, чтобы проникнуть в
индивидуальность изображаемых им событий; в таких случаях
он поневоле довольствуется общим понятием. Часто, однако, и
если возможно даже всегда, историк действительно-таки
хо ч е т
строить одни лишь групповые понятия, и в таких случаях кажется,
что он даже и по цели своей пользуется генерализирующим
методом.
С этой точки зрения мы можем понять еще один спорный
■опрос, давший повод ко многим разговорам. Именно привержен-^
цы «нового» направления в истории говорили, что «старое нап
равление» действительно-таки было «индивидуалистично», но толь
ко потому, что оно придавало слишком большое значение поли^
тическим и другим событиям и, стало быть, отдельным личностям.
«Новое» направление, не желая оставаться на поверхности явле
ний, должно поменьше заниматься политическими деяниями отдель
ных личностей; скорее наоборот: оно должно обращать внима
ние главным образом на
массовые движения1
, лишь таким путем
оно сможет проникнуть в подлинную «сущность» развития куль
туры. На этом основании старому «индивидуалистическому» мето
ду противопоставляют новый «коллективистический», а так ка ко й *
пользуется одними лишь общими понятиями, то в нем и усматри
вают новый метод истории, единственно научный метод, уже дав
ным-давно применяющийся в естественных науках.
Каково логическое значение этого воззрения? Чтобы понять
это, допустим, что историк действительно должен строить одни
лишь групповые понятия, ибо логического противоречия это по
ложение в себе не заключает, подобно утверждению, что целью
истории является построение системы общих понятий. Предста
вим себе, например, историю Французской революции, рассмат
ривающую одни лишь массовые движения, потому что действия
отдельных личностей, участвовавших в революции, кажутся исто
рику несущественными. Можно ли было бы сказать, что этот
новый метод истории является действительно не только коллек
тивистическим, но также и генерализирующим, что это — метод
естественных наук? Сколь бы очевидным ни казалось мнение
это приверженцам нового метода, оно все-таки ложно, ибо толь
ко
части целого подводятся в истории под общие понятия. (Как
мы видим, последнее обстоятельство опять-таки имеет при этом
решающ«« значение). Само же целое даже и историки, пользую
щиеся коллективистическим методом, всегда рассматривают во
всей «го единственности и индивидуальности, и потому, образо
вывая общие групповые понятия, они должны иметь в виду изоб
ражение индивидуальности целого. О генерализирующем методе
можно было бы говорить лишь в том случае, если бы при пос-
201
редстве этих групповых понятий имелось в виду
изобразить
лю
бую революцию, а не, как мы это предполагаем, — и, поскольку
речь идет об историческом изображении, необходимо должны
предполагать, — одну определенную Французскую революцию,
начавшуюся в 1789 г. и т. д. Поэтому противопоставление «ин
дивидуалистического» метода «коллективистическому» — оши
бочно. В большей или меньшей степени коллективистическим
методом, т. е. построением групповых понятий, пользуются и поль
зовались все историки. И, если теперь иные историки чаще всего
ограничиваются одними лишь общими фразами о характере эпохи
и массовых движениях, говорят лишь о социально-психических
факторах и отвергают за негодностью всю «индивидуальную пси
хологию» (которую, между прочим, одни лишь дилетанты могут
приводить в связь с «индивидуалистическим» пониманием исто
рии), то это, пожалуй, содействует расплывчатости и неопределен
ности этой новой истории и вызывает иллюзию, будто они при
меняют «метод естественных наук»; непризнание роли выдаю
щихся (wesentlich) личностей в истории, может быть, ведет их к
прямому искажению фактов; но все это ничуть не изменяет инди
видуализирующего характера исторического метода.
Мало того. Мы должны пойти еще дальше. Хотя общие груп
повые понятия истории и содержат только то, что обще извест
ному множеству объектов, они все же не являются общими поня
тиями в смысле понятий систематических, генерализирующих на
ук. Дело в том, что историк может удовольствоваться групповым
понятием лишь в том случае, если в нем уже содержится индиви
дуальность всех членов этой группы, имеющая для него извест
ное значение в исторической связи. Таким образом, целью, опре
деляющей построение исторических групповых понятий, является
не обобщение, подобное практикующемуся в генерализирующих
науках, но изображение
индивидуальности группы (Gruppenin
dividualität). Такого рода общие понятия также всегда являются
продуктами индивидуализирующего метода постольку, поскольку
принцип, определяющий их составные части, неразрывно связан
с целями индивидуализирующей истории и лишь в связи с эти
ми целями вообще может быть понят. Их можно поэтому также
назвать
индивидуализирующими коллективными понятиями,
(Kollektivbegriff), в отличие от коллективных понятий, построяе-
мых генерализирующими науками, а также от общих понятий, упот
ребляемых в истории в качестве средства.
Различие это может показаться слишком уже искусственным,
если мы не примем во внимание еще другой стороны истори
ческого метода. Дело в том, что не только понятие ряда, но
также и понятие единичного ряда недостаточно для определе
202