ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3384
Скачиваний: 14
ния исторического. Для того, чтобы уяснить себе это, достаточ
но опять-таки вспомнить, что, вследствие индивидуальности и
необозримого многообразия действительности, индивидуализи
рующее понимание ее не в состоянии рассмотреть
всего инди
видуального многообразия действительности,, но что историк,
изображая ее, всегда принужден ее упрощать. Возможно, что
нам на это возразят, что ведь историк в большинстве случаев
знает о событиях, которые он хочет изобразить, гораздо
мень
ше, чем ему это желательно, и что, стало быть, от него нельзя
требовать еще большего упрощения имеющегося у него мате
риала. Как ни мало правдоподобно такое возражение, мы все-
таки должны его рассмотреть. Не об упрощении
э то го матери
ала, т. е. «источников», идет здесь речь; ибо полнота или не
полнота его с логической точки зрения случайна и потому не
может нас здесь интересовать. Мы имеем здесь в виду лишь
содержание исторических понятий, которое несравненно про
ще
самих исторических событий во всем их многообразии. Не
все то, что мы могли бы знать об этих событиях, является в них
историческим, и потому историк всегда выбирает из содержания
своих объектов то, что для него существенно. В исторической
науке выбор этот и преобразование должны производиться на
основании какого-либо
принципа, и лишь по точном выяснении
этого принципа мы сможем вполне проникнуть в логическую
сущность исторического метода.
Для того, чтобы найти этот принцип, попробуем снова обра
титься к нашим донаучным познаниям. Они находятся а тесной
зависимости от
интереса, возбуждаемого в нас окружающей
нас средой. Что означает, однако, когда мы говорим, что нас
интересуют какие-нибудь объекты? Это значит, что мы не только
представляем их, но вместе с тем ставим их в известного рода
отношение к нашей воле, связывая их с нашими
оценками
(Wertung). Если мы понимаем какой-нибудь объект индивидуали
зирующим способом, то особность2 его должна быть связана
каким-нибудь образом с ценностями, которые уже ни с каким
другим объектом не могут находиться в такой же связи; если же
мы довольствуемся генерализирующим пониманием действитель
ности, то с ценностью связывается лишь то, что одинаково име
ется и у других объектов и потому может быть вполне заменено
другим экземпляром того же родового понятия. Эта еще не вы
ясненная нами сторона в различии генерализирующего и инди
видуализирующего понимания действительности имеет основное
значение: в соответствии с ней и оба научных метода также
обнаруживают принципиальную противоположность.
Если от донаучного генерализирования мы перейдем к науч
203
ному подведению объектов под систему общих понятий, то мы
заметим, что при этом мы не только лишь отвлекаемся от интере
са к единичному и индивидуальному; с дальнейшим развитием
процесса построения системы все более и более порывается так
же и связь между ценностями и тем, что обще известному мно
жеству объектов. Допустим, что каждое общее понятие подчине
но какому-нибудь еще более общему и что, наконец, все понятия
подведены под одно самое общее понятие, которое именно и
является целью всего исследования; в таком случае также и все
объекты, для которых система должна значить
(gelten),
должны
рассматриваться таким образом, как будто бы они обладают оди
наковой ценностью или одинаково лишены всякой ценности, ибо
принцип, определяющий то, что существенно в каком-нибудь
объекте, отнюдь не есть более первоначальный интерес, но лишь
положение, которое занимает объект в системе общих понятий.
Таким образом, в генерализирующей науке постепенно
вытесня
ется первоначальный тип отделения существенного от несущес
твенного, которое сначала повсюду совершалось на основании
точек зрения ценности
(Wertgesichtspunkte);
оно
заменяется
тем, что, существенное в этих науках совпадает с общим, как с
таковым. Это уничтожение всякой связи между объектами и цен
ностями или
отвлекающееся о т ценностей
(wertfrei)
понима
ние действительности составляет, следовательно, вторую, еще
не выясненную нами сторону генерализирующего метода.
Можно, конечно, сомневаться в том, чтобы в действительности
возможно было совершенно отвлечься от всяких ценностей. Ник
то ведь не исследует объектов, которые его так или иначе не
«интересовали» бы, а там, где есть интерес, имеется уже налицо и
связывание с ценностями
(Wertverbindung).
Все это верно. Тем
не менее, этого рода интерес относится к
психологическим пред
посылкам, а не к логической структуре наук. Мы должны всегда
иметь в виду лишь логический идеал. И с этой точки зрения,
естествоиспытателя объекты интересуют лишь постольку, поскольку
он их стремится понять генерализирующим образом; поэтому
каждый из них неизбежно становится для него безразличным
экземпляром рода. Можно однако пойти еще дальше и утверж
дать, что как-никак, а интерес к генерализирующему образова
нию понятий все же есть интерес, что отделение существенного
от несущественного есть уже акт оценки
(Werten),
и что если
таким образом понятие существенного само становится понятием
ценности
(Wertbegriff),
то и связывание с ценностями не только
психологически, но и логически неотделимо от понятия научно
го образования понятий. И это тоже верно. Но дело в том, что
этого рода связывание с ценностями не касается самих
объек
204
то в науки; при этом оценивается только логическая цель науки,
образование понятий; и именно потому, что эта
логическая оценка
цели есть предпосылка
всякой науки, как бы последняя ни расс
матривала своих
объектов, т. е. отвлекаясь или не отвлекаясь от
ценностей, — именно потому мы должны теперь отвлечься от
неё, ибо мы хотим сейчас уяснить себе различные виды образо
вания понятий, и к тому же нас интересует лишь связь
объектов
с ценностями. Если, таким образом, мы пожелаем придать нашему
утверждению наиболее безукоризненную форму, то мы можем
его формулировать хотя бы следующим образом: независимо от
всех только психологических и потому с логической точки зре
ния несущественных связей с ценностями, и независимо от приз
нанной ценности цели генерализирования и вытекающего отсю
да значения
(Bewertung)
общего, являющегося существенным, —
генерализирующий метод уничтожает всякую связь между свои
ми
объектами и ценностями, получая таким образом возмож
ность рассматривать их как экземпляры общих родовых понятий,
причем каждый экземпляр свободно может быть заменен любым
другим.
Обстоятельство это для нас имеет большое значение: оно
указывает нам также на другую еще не выясненную нами сторо
ну научного
индивидуализирования. Может быть,также и в на
учном индивидуализировании остается в конце концов лишь
т а
связь с ценностями, которая является логической предпосылкой
всякой науки, поскольку цель науки повсюду имеет значение цен
ности, причем отделение существенного от несущественного, пред
принятое на основании этой цели, и является известного рода
оценкой? Или иными словами: может быть, историческая наука
точно также отличается от донаучного индивидуализирования
тем, что ведет к уничтожению всякой связи между объектами и
ценностями, сохраняя лишь чисто логические оценки своих це
лей? На этот вопрос можно ответить лишь отрицательно, ибо
невозможно представить себе, на основании какого другого прин
ципа, кроме принципа связи объектов с ценностями, могло бы
вообще возникнуть индивидуализирующее понимание этих объек
тов. Если мы уничтожим всякую связь между объектом и нашим
интересом к нему, то он будет для нас иметь лишь значение
экземпляра какого-нибудь общего понятия.
Только логическая
цель
генерализирования вытесняет и заменяет вместе с тем связь
объектов с ценностями, на которой,вообще говоря,основывается
различие существенного от несущественного, причем достигается
это тем, что общее, как таковое, является вместе с тем и сущест
венным. В противоположность этому логическая цель индивиду
ализирующего понимания действительности, как таковая, не дает
205
еще никакого указания на то, индивидуальность
каких именно
объектов существенна и
что именно из их индивидуальности
должно быть принято во внимание историческим изложением.
Соответственно этому оба вида образования понятий обнаружи
вают новую противоположность.
Лишь под углом зрения какой-
нибудь ценности индивидуальное может стать существенным, и
потому уничтожение бсякой связи с ценностями означало бы
также и уничтожение исторического интереса и самой истории.
Перед нами, таким образом, не только открывается необходи
мая связь
генерализирующего метода с отвлечением о т вся
ких ценностей (в указанном нами смысле), но также и столь же
-необходимая связь между
индивидуализирующим пониманием
объектов и
привлечением точек зрения ценности (W ertverbin
dende); говоря точнее, ценность, являющуюся предпосылкой исто
рии, составляет не только сама ее научная
щель, как это имеет
место во всякой науке, но к логической сущности ее привходят
еще и
другие ценности, связанные с ее объектами, и без кото
рых невозможно вообще никакое индивидуализирующее пони
мание действительности. Поэтому, чтобы понять и эту сторону
логической структуры исторической науки, нам нужно теперь поб
лиже ознакомиться с тем, каковы эти исторические ценности и
каким образом они приводятся в связь с историческими объекта
ми. Установив сначала то, что обще как донаучному, так и науч
ному связыванию с ценностями, нам теперь, конечно, необходимо
будет резко отделить одно от другого.
Тот факт, что ценности вообще играют в науке решающую
роль и даже должны быть принципами образования понятий,
по-видимому, противоречит существу науки. Не без основания
требуют именно от историка, чтобы он был возможно «объек
тивнее» в своих исследованиях, и если цель эта до сих пор еще
никем вполне не достигнута, то она во всяком случае служит
логическим идеалом. Как согласовать с этим то утверждение,
что связывание с ценностью составляет одну из самых сущест
венных сторон исторического метода? Разве не должны
все
науки отвлекаться от всякого рода ценностей, кроме чисто ло
гических? В противном случае они ведь теряют свой научный
характер? Многие действительно придерживаются этого мне
ния, и еще недавно Ксенополь именно на этом основании пост
роил свои возражения против защищаемой здесь нами теории.
На возражения последнего мы должны ему прежде всего заме
тить, что не только его определение исторического, как «ряда»,
недостаточно и слишком широко, но что также и другие попыт
ки определить историческое без понятия ценности потерпели
неудачу. Всякий должен признать, что история изображает не
206
«все» индивидуальное, но лишь «важное», «значительное», «ин
тересное», короче говоря — существенное. Что же, однако, явля
ется существенным, если не иметь в виду генерализирующего
образования понятий, — у которого существенное совпадает с
тем, что обще известному множеству объектов? Эд. Мейер гово
рит в одном месте: историческим является все то, что
д ей ст
венно (wirksam), или было когда-нибудь таковым. Этим однако
проблема отнюдь не решена, но лишь отодвинута. Действенно
все в мире, только большая часть действий не интересует исто
рика, последний принимает во внимание одни лишь «сущест
венные» действия. Не действенное вообще, но лишь то, что
имеет или имело существенные действия и потому само также
существенно, является, таким образом, историческим. А без но
вых понятий ценности, дополняющих чисто логические ценнос
ти, это понятие исторически существенного совершенно не под
дается определению.
И все-таки стремление исключить из науки и, стало быть,
также из истории все нелогические ценности имеет за собой
некоторые основания. Эмпирическая наука действительно-таки
не может высказывать общеобязательных (allgemeingültig) суж
дений о положительной или отрицательной ценности вещей.
И если все же связывание объектов с ценностями составляет
одну из существенных сторон исторической науки, не нарушая
вместе с тем ее объективности, то это только потому, что име
ется еще такой род связывания с ценностью, который не сов
падает с практическим отношением к объекту и с актом оценки
его, что, напротив, можно также и чисто
теоретическим обра
зом относить (beziehen) объекты к ценностям, при этом не оце
нивая их. Иными словами, суть дела заключается в следую
щем: не является ли необходимым следствием того, что инди
видуальность объекта становится существенной под углом зре
ния какой-нибудь ценности, также и положительная либо отри
цательная оценка этого объекта, что противоречило бы су
ществу науки? На этот вопрос мы должны дать резко отрица
тельный ответ. Историческая наука, если мы отвлечемся от ло
гической ценности ее научной цели» имеет дело с ценностями
лишь постольку, поскольку объект, понятый индивидуализиру
ющим способом, имеет вообще
какое-нибудь значение для цен
ности; ей не нужно, однако, разрешать вопроса о том, какую
ценность имеет данный объект: положительную или отрица
тельную; поэтому она и может совершенно отвлечься от вся
кой — непременно положительной или отрицательной — оцен
ки. Таким образом,'объективность истории, вопреки моменту
ценности, совершенно не нарушается.
207