ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3393
Скачиваний: 14
начинают видеть в
единичном отнесенном к Богу историческом
процессе его становления.
Нас не интересуют здесь все многообразные философско-
исторические теории, возникшие на этой почве. Ясно, что их
понятие и их расчленение исторического универсума имеют с
логической точки зрения такую же структуру, как и обрисованное
выше понятие и расчленение последнего исторического целого.
А что, как это особенно важно для нас, их основные принципы
суть понятия ценности, это ясно уже из того, что все эти теории
носят философско-религиозный характер: Бог есть абсолютная
ценность, к которой все относится. Но простое отнесение к цен
ности не удовлетворяет. Всемирная история хочет быть своего
рода «судом мира», и притом в ином, нежели у Шиллера смысле.
Она хочет пока, так сказать, дать лишь отчет о ценности истори
ческого процесса, а Бог уже затем на страшном суде произнесет
в соответствии с ним свой окончательный приговор.
Что же лишило все эти философско-исторические теории
почвы под ногами и вызвало характеризующий вторую эпоху
поворот в сторону скептицизма? Сделал это главным обра
зом переворот в представлениях о космосе, происшедший в на
чале современной эпохи. Переворот этот и в настоящее время
еще не лишен значения, ибо он именно создал в принципе ту
картину мира, которая и поныне является последним словом
науки, которой, во всяком случае, мы только и можем приписы
вать научный характер. При этом, как это в особенности пока
зал Риль, перемена геоцентрической точки зрения на гелиоцен
трическую не имела уже такого решающего значения; ибо с
переменой положения земли внутри мирового шара можно бы
ло бы еще помириться. Решающим моментом явилось учение
Джордано Бруно о
бесконечности мира; о него должна бы
ла сломиться всякая философия истории, желавшая быть вмес
те с тем «всемирной историей» в строгом смысле этого слова.
О том, что не ограничено во времени и в пространстве, можно
только формулировать законы, и то лишь в уже указанном
выше смысле, так чтобы значимость законов простиралась на
любую
часть этого «мира». Выражение «всемирная история»,
таким образом,уже навсегда лишается своего подлинного зна
чения. Одновременно и все понятие последнего исторического
целого тем самым становится проблемой, и на первый взгляд,
по-видимому, и нет даже пути к ее разрешению. Даже и на
историю человеческого «мира» нельзя уже смотреть, как на
какое-то единое, необходимо отнесенное в своей индивидуаль-
253
кости к абсолютной ценности, в соответствии с ней измеряемое
целое. Место действия ее, земля, потеряла все свое значение в
бесконечной вселенной. Она стала безразличным экземпляром
родового понятия, и столь же безразличным стало ныне, под
углом зрения наук, формулирующих законы, все то единичное и
особое, что на ней разыгрывается.
Для нас важно здесь отметить, что весь этот поворот в сторо
ну скептицизма был в принципе уже подготовлен учением Копер
ника и Джордано Бруно, а отнюдь не вызван, как многие это
считают, современной биологией. Значение теории происхожде
ния видов для специальной науки, конечно, громадно. Мы уже
показали, однако, что она не может дать никаких положительных
принципов для исторического понимания действительности, и те
перь должны еще прибавить, что ей даже собственно уже ничего
не осталось разрушать от древней философии истории, в осо
бенности, если идею временной безграничности мира продумать
до конца. Таким образом, из естественных наук для общих воп
росов мировоззрения действительное значение имела не биоло
гия, а астрономия, и даже она, по крайней мере, что касается
философско-исторических проблем, имела лишь отрицательное,
разрушающее значение.
Мы можем даже сказать, что решающий шаг для нового и
положительного поворота в философии истории был сделан
еще раньше, чем эволюционная биология действительно стала
научной теорией; ибо поворот этот, как и все, что касается пос
ледних
основ нашего философского мышления, был дан
Кан
том , которого,как это ни забавно, хотят ныне опровергнуть при
помощи дарвинизма; при этом поворот этот был вызван своеоб
разным сплетением гносеологических и этических проблем. Кант
сам сравнил свою гносеологию с открытием Коперника, и мы
можем еще и в другом направлении продолжить это сравнение.
Именно благодаря «точке зрения Коперника» трансценденталь
ный идеализм снова знаменует собой поворот на том пути, по
которому, по-видимому, должна была пойти философия вследст
вие новых открытий в астрономии, вызвавших перемену в наших
представлениях о мире. Но, и это самое главное, поворот этот
оставляет эту новую картину мира совершенно неприкосновен
ной, открывая вместе с тем возможность для новой постановки
старых проблем.
Вполне признавая современное естествознание, Кант снова отво
дит человеку «центральное место» в мире. Правда, не в прост
ранственном, но зато в еще более важном для философии исто
254
рии смысле. Теперь снова все «вращается» вокруг
субъекта.
«Природа» не есть абсолютная действительность, но соответст
венно общей сущности своей она определена «субъективными»
формами понимания, и именно «бесконечная» вселенная есть не
что иное, как «идея» субъекта, мысль о необходимо поставлен
ной ему и вместе с тем неразрешимой задаче. Этот «субъекти
визм» не только не затрагивает основ эмпирического естествоз
нания, но еще более укрепляет их; зато он совершенно разру
шает основы натурализма, не видящего в историческом никакого
смысла. Значение этой разрушительной работы было огромно;
она прежде всего уничтожала все препятствия, мешавшие истори
ческому пониманию бытия; а благодаря тесной связи между гно
сеологией и этикой, она клала первый камень для построения
положительной философско-исторической системы. Не только
со своим теоретическим разумом человек стоит в центре «приро
ды», но в то же самое время он своим практическим разумом
непосредственно постигает себя, как нечто, что дает культурной
жизни объективный смысл, именно как сознающую долг, авто
номную, «свободную» личность, и этому практическому разуму
принадлежит примат. Как незначителен в сравнении с этим тот
факт, что место действия истории ограничено в пространстве и
времени, что это бесконечно малая частица на одной из беско
нечных точек мирового целого! Для «законодательствующего» в
теоретической и практической области автономного субъекта все
эти пространственные и временные отношения уже не имеют
более никакого значения при обсуждении
вопросов ценности.
Автономный человек предоставляет науке, уничтожившей старые
представления о мире, полную свободу во всем том, что касается
исследования ею «природы», включая сюда и психическую жизнь.
Никогда, однако, не позволит он этой науке о
бытии вещей
высказывать что-нибудь о ценности или отсутствии ценности, о
смысле или бессмысленности мирового процесса; ибо в качест
ве практического разума он абсолютно уверен в своей «свобо
де», как в истинном смысле мира и его истории. Тем самым в
принципе найдена положительная
критическая точка зрения по
отношению к истории и положено начало третьей эпохе фило
софии истории.
Сам Кант, правда, не создал системы философии истории, но
целый ряд их вырос на почве созданной им системы, и это
одно составляет уже немаловажную заслугу. Единичный про
цесс развития человечества можно было отныне снова понять
как единое целое при помощи таких абсолютных понятий цен
ности, как понятие разума и свободы, и при этом расчленяя его
на различные стадии, так чтобы критерием оценки каждой сту
пени развития служило то, что каждая из них в своем своеобра
зии сделала для реализации мирового смысла. Эта возмож
ность снова положительно отнестись к исторической жизни сос
тавляет громадную надолго непреходящую заслугу философии
немецкого идеализма. Если какая-нибудь философская систе
ма не в состоянии обеспечить этой возможности, то как бы ни
была она интересна в частностях, она никогда не сможет удов
летворить культурного человека, дать ему действительно широ
кое мировоззрение. Во всяком случае, ей нечего надеяться прев
зойти философию немецкого идеализма. Находясь всецело под
влиянием той мысли, что целью земной жизни человечества
является проведение во взаимные отношения людей принципов
разума и свободы, Фихте первый после Канта построил фило
софское понятие «всемирной истории» как единого целого. За
ним Гегель, исходя из понятия свободы, набросал свою фило
софско-историческую систему, гораздо более обширную, неже
ли это видно из его посмертных «Лекций»13, достигнув этим в
то же самое время кульминационного пункта философско-ис
торических исследований подобного рода. Мы не можем здесь
войти в разбор содержания его системы, еще и до сих пор
мало понятой. Мы не можем также останавливаться здесь на
различиях в понятии свободы у Канта, Фихте и Гегеля. Для нас
важно здесь лишь указать на то, что философия немецкого
идеализма вообще нашла такое безусловное
понятие ценнос
т и , которое позволило ей подвергнуть философскому обсуж
дению в указанном выше смысле весь исторический процесс,
что это понятие ценности было вместе с тем достаточно фор
мально для того, чтобы служить пунктом отнесения к ценности
для всеобщей истории, как это особенно можно заметить у
Гегеля в его гениальной философско-исторической конструк
ции, и что при этом, наконец, оказалось в принципе вполне воз
можным обойтись без предпосылок, подобных тем, которые при
нимала прежде старая философия истории, уничтоженная сов
ременным естествознанием.
Для философии истории наш.его времени возникает поэтому
вопрос, возможно ли, на почве основанного Кантом идеализма и
при полном признании всех данных современного естествозна
ния, найти, во-первых, такую точку зрения ценности, которая поз
волила бы подвергнуть всеобщую историю философскому обсуж
дению, и, во-вторых, построить такую философию истории, кото
256
рая, принимая во внимание историческое знание нашего време
ни, при всем различии в содержании, все-таки обладала бы в
принципе точно такой же формальной структурой, как и фило
софско-исторические системы Фихте и Гегеля. Что такая фило
софия, исходя из формальных и абсолютных ценностей в целях
истолкования смысла истории, будет слишком высоко парить над
жизнью, — этого бояться нечего. Именно формальные ценнос
ти возможно применить ко всему содержанию жизни, и тот, кто
хочет подойти к жизни с какой-нибудь оценкой, должен сам иметь
прочную абсолютную точку зрения. Лишь благодаря непоследо
вательности релятивизм тоже интересуется проблемами культуры,
а натурализм со своей постоянной тенденцией к обобщению
необходимо подвергается опасности потерять из виду все особое
и единичное, т. е. единственно
действительное. Лишь с точки
зрения абсолютного идеала, служащего нам критерием для эмпи
рической действительности, имеет вообще смысл наполнить цен
ностями исторически обусловленную культурную жизнь во всем
ее своеобразии и индивидуальности. Что исторически настроен^
ный идеализм Гегеля имел для проблем культуры и истории
громадное значение, — этого не сможет отрицать никто, более
или менее знакомый с идейной жизнью последнего столетия.
Но, пожалуй, еще яснее мы увидим на примере Фихте, что даже
самый высоко парящий идеализм не только соединим с силь
ным чутьем действительности, но что он даже необходимо по
буждает интенсивно заниматься практическими вопросами исто
рической жизни, самыми жгучими вопросами дня.
Но именно напоминание об этих мыслителях указывает нам
на одну сторону в проблеме философского трактования исто
рического универсума, еще недостаточно выясненную нами. Де
ло в том, что если философия истории немецкого идеализма и
была, правда, независима от учений естествознания, то в тем
большей зависимости находилась она зато от предпосылок отно
сительно
метаф изической сущности, лежащей в основе исто
рического «мира явлений». Уже у Канта учение о свободе бы
ло связано с его метафизическим понятием «интеллигибельно
го характера», и вполне уже ясно проявляется это метафизи
ческое обоснование философии истории у Гегеля. Может ли
философия истории отрешиться от метафизики, или она всегда
предполагает
два рода бытия, один мир явлений, в котором
разыгрываются исторические события и другой мир истинной,
по ту сторону явлений лежащей реальности, к которой мы не
обходимо должны отнести исторические явления, раз мы хотим,
9Риккерт
257