ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3395
Скачиваний: 14
Но не придется ли нам и здесь повторить то, что мы уже как-
то сказали ранЬше: что все дело исчерпывается лишь простым
указанием на метафизическую связь с эмпирической действие
тальностью, что этим уже дано все то, что дозволительно еще
мыслить науке? И что для нас вполне достаточно допущения
вообще
какого бы т о ни было необходимого отнесения дейс
твительности к ценностям, хотя бы оно и не поддавалось более
точному определению?
Если мы опять-таки обратимся к гегелевской философии
истории, то мы увидим, что там, где дело касается
частнос
те й , метафизика почти не играет никакой роли. При отграни
чении и расчленении исторического универсума все дело сво
дится в конце концов лишь к понятию свободы как к поня
тию
ценности и к убеждению вполне общего свойства, именно,
что мир в самой сущности своей предрасположен уже к раз
витию к свободе. Но все, что здесь предполагается, и исчер
пывается одними названными предпосылками: предпосылкой
абсолютной ценности и вообще необходимого отнесения ее
к исторической действительности. Вообще же философия исто
рии Гегеля оперирует исключительно с понятиями, взятыми
из имманентной исторической жизни и к этой имманентной
жизни только и относимыми.
Не точно так же ли обстоит дело и во всех философских
трудах по всеобщей истории? Не должны ли мы сказать, что
за указанным нами пределом метафизика не только не нужна
философу истории, но что она прямо-таки вредит ему? Его,
так же как и эмпирика, интересует
развитие культуры в имма
нентном, временном и пространственном мире. Если же благо
даря метафизике этот имманентный мир опустится до реаль
ности второстепенного свойства, истинная же реальность, в ко
торой наивысшие ценности совпадают с наивысшим бытием,
будет мыслиться вне времени и пространства, то единичное и
индивидуальное
развитие во времени и пространстве теряет
смысл как с философско-исторической, так и с эмпирико-исто
рической точки зрения. К чему весь этот процесс борьбы и
стремлений человечества, раз он лишь приблизительно и не
совершенно осуществляет в течение столетий то, что вечно
реально существует в глубочайшей сущности мира? Если вре
мя представляется нам лишь нитью в таинственной ткани пок
рывала Майи, и все временное лишь бытием второстепенного
свойства, то мы не можем признавать более никакой положи
тельной философии истории. Тогда вся задача последней сво-
263
дйтся лишь к одному: мы должны постичь ничтожество всего
исторического, необходимо протекающего во времени, и вмес
те с Шопенгауэром отрицать всякий смысл за историей. Таким
образом, именно временное в мире не должна деградировать
в его реальности никакая метафизика, ибо, делая это, мы отри
цаем вместе с тем не только эмпирическую историческую нау
ку, но и философию истории.
Но можно, наконец, задать следующий вопрос: нельзя ли
временному тоже приписать метафизической реальности? Или
трансцендентное бытие нельзя мыслить иначе как вне време
ни? Здесь, по-видимому, открывается все-таки еще одно пос
леднее убежище для тех, кто хочет соединить философию исто
рии с метафизикой. Но только по-видимому; ибо, допуская
метафизическую реальность временного, мы тем самым унич
тожаем подлинные мотивы метафизического мышления в фи
лософии истории. То, что нам единственно только и указыва
ло на трансцендентную сущность мира, — это было убежде
ние в трансцендентной значимости ценностей и требование их
реальной связи с исторической действительностью. Трансцен
дентность же ценности означает именно ее
вневременную
значимость, и поэтому лишь вневременная реальность могла
бы быть метафизической «носительницей» вневременных цен
ностей. Поэтому также, желая установить необходимую связь
исторического развития с вневременными ценностями, мы ни
в коем случае не можем основывать значимости ценности на
протекающем во времени метафизическом бытии, ибо подоб
но имманентному и
э то го рода трансцендентное бытие оста
валось бы всегда позади трансцендентного долженствования
и в лучшем случае представляло бы из себя излишнее удвое
ние имманентной временной действительности.
Одним словом, метафизика, которая хочет служить базисом
для философии истории, сразу впадает в большие почти не
преодолимые трудности, раз она, не удовлетворяясь понятием
трансцендентного
долженствования или ценностей, облада
ющих вневременной значимостью, ищет иной абстрактной фор
мулировки своих трансцендентных предпосылок. Мы нужда
емся в чем-нибудь вневременном для того, чтобы придать вре
менному историческому процессу объективный смысл. Прев
ращая же это вневременное в метафизическую реальность,
мы тем самым отказываем историческому в истинной реаль
ности, уничтожаем смысл истории и возможность ее фило
соф ского трактования. Возможно ли избежать этого закол
264
дованного круга, или о него должна разбиться всякая мета
физика истории? Не принуждены ли мы поэтому также, фи
лософски трактуя всеобщую историю, видеть в вневременных
це нно стя х и необходимом, но научно неопределимом отне
сении их к временной реальности
последних предпосылок,
дальше которых мы не имеем права идти?
В случае положительного ответа на этот вопрос — а до сих
пор по крайней мере мы не видим никакой возможности отве
тить на него отрицательно — задачи философии истории, ко
торые вначале, казалось, распадались на три различные дис
циплины, принимают в конце концов совершенно тождествен
ный вид. Предоставив всю область эмпирического бытия спе
циальным наукам и подчинившись необходимости отречься от
желания проникнуть в метафизическую сущность мира, фило
софия оставляет себе царство ценностей, в котором она видит
свой истинный домен. Целью ее является исследовать эти цен
ности
ка к ценности, подвергнуть вопросу их значимость и вклю
чить их в общую телеологическую связь всех ценностей. Одной
из этих областей ценностей является область науки, поскольку
наука стремится реализовать ценность истины, и потому фило
софия истории должна прежде всего проникнуть в сущность
исторической науки. Она видит в ней индивидуализирующее
изображение единичного развития культуры, под которой она
понимает имманентную действительность, обладающую в сво
ей индивидуальности значением по отношению к культурным
ценностям. Отсюда вытекает далее, что принципы историчес
кой жизни сами являются ценностями, и исследование вопроса
о значимости этих ценностей и составляет,таким образом,вто
рую задачу философии истории, задачу, которая в конце кон
цов совпадает с задачей философии, как науки о ценностях.
Таким образом, оба эти одинаково необходимые вида проблем
систематически связаны друг с другом, и к ним под конец
присоединяется еще и третья группа философско-историчес
ких вопросов. Она замыкает собою всю философскую систе
му, указывая нам, какие из критически обоснованных ценнос
тей реализовались пока в течение истории и на какие великие
эпохи распадается весь этот процесс реализации ценностей. И
мы понимаем, таким образом, в какой стадии развития мы ныне
находимся и какие задачи нам предстоит решить в будущем.
Но во всех случаях мы видим, философия истории имеет де
ло с
ценностями, причем исходит она из логики истории.
Прежде всего— это ценности, на которых зиждутся формы и
265
нормы эмпирического исторического познания; во-вторых, это
ценности, которые в качестве принципов исторически сущест
венного материала конституируют саму историю; и в-третьих,
наконец, это ценности, которые постепенно реализуются в про
цессе истории.
Философия