ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3319
Скачиваний: 14
судка, сколь бы он ни был филистерским. Иначе непонятно, за
чем нам вообще наука. Этот предрассудок — «предрассудок» в
смысле а priori учения Канта.
Да кроме этого, вне науки нет никакой проблемы жизни, кото
рая была бы похожа на ставящуюся Зиммелем, и если эта его
проблема в ходе исследования остается неразрешимой, то этим
обнаруживается лишь то, что его соображениями в науке мы не
может удовлетвориться. Как раз его попытка, поведшая нас в
глубину проблем, одновременно обнаруживает, что в указанном
здесь направлении наука не может развиваться. Это же означает:
для теоретизирующего человека философия жизни Зиммеля, имен
но ввиду ее глубины и радикальности, знаменует самое ради
кальное
опровержение всякой философии чистой жизни, какова
бы она ни была.
Жизнь одно, а мышление о жизни другое. Нельзя то и дру
гое превращать в неразличимое единство. Это также становится
ясным благодаря Зиммелю: философия чистой жизни не
то л ь
ко результат научного или вообще логического размышления,
но основывается, главным образом, на
любви к живой жизни.
Любовь, конечно, сама по себе прекрасная вещь, но она не может
быть основой теории. Поскольку мы стремимся к науке о жизни,
мы нуждаемся в твердых безжизненных формах жизни.
Не необходимо искать их в реальном. Там, быть может, они
никогда нам не встретятся. По отношению к действительному,
думается, должно сохранять свою истинность положение Герак
лита, что все течет, и поэтому-то все реальное называется жиз
ненным. В этом философия жизни права. Все действительное
протекает в гетерогенном континууме содержания. Тем необходи
мее становится признание «нереального» мира форм, которые
сами уже не могут мыслиться живыми даже в том случае, когда
они осуществляют мир форм жизни. Как раз по отношению к
последним нужно повторить: формы жизни не живые формы.
Что живет, то уже не сама форма, но жизнь в этой форме.
Следовательно, можно спорить только о том, в какой
мере
жизнь обладает твердыми формами, а не о том, должны ли мы
вообще признавать формы жизни «безжизненными». Разве не
уничтожилось бы именно понятие устойчивого изменения жиз
ни, если бы не было изъято из-под власти изменения и не обла
дало бы длительностью то, что служит предпосылкою всякого
изменения? В таком случае любое изменение могло бы в один
прекрасный момент взять да и прекратиться. Этого никогда не
случится, подобно тому, как у изменения не могло быть и нача
ла. Изменение всегда было и всегда останется. Таким образом,
формы всякого изменения сами не изменяются.
334
В нашем случае это значит только то и другое вместе: изме
няющееся содержание жизни и неизменная форма жизни сос
тавляют вместе мир жизненного. Мир, как целое, нежизненен, но
только жизнь в мире жива. Во всем есть жизнь, но не все есть
жизнь. Все не может быть текучим, приходить в движение. Дви
жущееся соотносительное понятие и предполагает неподвижное,
по отношению к которому оно движется. Этого ни в коем слу
чае не следует забывать в эпоху «теории относительности».
Вот что можно сказать о попытке превратить в самое жизнь
те формы жизни, без которых нельзя обойтись. Она обречена на
неудачу.
335
5. Биодогистический принцип
«Geprägte Form, die lebend sich
entwickelt»
Urworte.
На основании
т о г о
,
ч т о
д о
с и х
пор все рассмотренные попыт
ки философии жизни не увенчались успехом, не следует отчаи
ваться в возможности всякой вообще философии жизни. Толь
ко отчасти тенденции во взглядах на жизнь нашего времени
одушевляются вненаучным предпочтением непосредственной и наг
лядной жизни всему выводному и принявшему форму понятия. С
одной только наглядностью мышлению нечего делать. Поэтому
интуитивного принципа самого по себе недостаточно для пост
роения философии жизни. Зиммель также это понял. Он не
обходится без формы жизни. Но он потерпел неудачу, так как
его понятие жизни стало всеобъемлющим и философия жизни
перешла в ее метафизику, которая все формы уничтожала в жиз
ненном потоке.
Но если не быть столь притязательным, то, быть может, мы
кое-чего добьемся, и собственно модная философия нашего
времени в самом деле не имеет таких уже притязаний. Она.
прибегает к помощи твердых форм, чтобы на основе пережива
емой жизни создавать
учение о жизни, и для избежания опас
ности удаления от жизни она считает достаточным пользоваг
ние при этом только той наукой, которая говорит о витальном
в жизни и об организмах, т. е. о биологии. Эта дисциплина
дает нам
твердые формы жизни, и как не признать за жизнь
эти формы в их качестве форм жизни? Таким образом, опять
получается философия жизни.
Основы биологии играют большую, даже решающую роль не
только в эмпирических, но также и в метафизических воззрениях
на жизнь, не только в теоретической, но также и в практической
336
части современного мировоззрения. Мы должны теперь рас
смотреть значение этого хода мыслей для философии. Тогда
уже мы сможем критически отнестись к
то й философии жизни,
в которой собственно нужно видеть моду времени. Все пред
шествовавшее служило только подготовкой к этому.
Мы оказываемся на новой почве в философии биологических
форм жизни благодаря тому, что раз навсегда мы здесь отказы
ваемся от оглушающей полноты «переживаний». Мы получаем
здесь
принцип выбора, который отсутствует и не может не отсут
ствовать у философии жизни, направленной на интуицию. В орга
нической жизни растений и животных, к которым также принад
лежит и человек, мы имеем то, чем ближайшим образом интересу
ется философия жизни, живую жизнь в противоположность мер
твой природе. Таким образом, ограничивается до неопределен
ности широкое понятие жизни, делаясь только теперь действи
тельно понятием. До переживаний вообще, во всей их совокуп
ности, естественной науке об организмах нет никакого дела. Она
рассматривает только ту часть мира, которую мы называем «жи
вой» в самом понятном и обычном смысле этого слова, в проти
воположность той сфере, которой заняты физика, химия и астро
номия. Вследствие чрезвычайной многозначности слов жизнь и
жизненное, мы будем для обозначения этой жизни там, где воз
можны недоразумения, применять обозначение витализма жизни.
Впоследствии выяснится, что здесь нет плеоназма. Вместе с тем
нам становится понятным, почему самые общие тенденции интуи
тивной философии жизни, т. е. стремление к наглядности и не
посредственности, связываются с биологическими понятиями. В
физике, особенно понятой как механистическое воззрение на при
роду, гораздо меньше, чем в биологии, того, что мы переживаем
непосредственно и наглядно.
Вообще, можно все науки о природе расположить в ряд, в
зависимости от того, насколько далеко их содержание от пере
живаемой действительности. Чем более общи их теории, тем мень
ше в них полноты, присущей частностям. Содержание чисто ме
ханического понятия вообще нельзя уже непосредственно «наг
лядно видеть», если только не придавать понятию непосредст
венного такого широкого значения, что под него подойдет так
же и изолированно мыслимая количественность. Химия стоит
уже ближе к непосредственности наглядной действительности
переживания, а содержание биологических понятий вполне сход
но с содержанием интуитивно нами переживаемого.
Здесь нечего пускаться в большие подробности. Достаточно
указания на то, что построяющий науку человек сам в то же
время живое существо, изучаемое биологией, и нет ничего более
337
непосредственно подлежащего его восприятию, чем прямо ощу
щаемая им витальность его жизненности. Уже отсюда понятно,
почему интуитивное направление мышления легко связывается с
ориентацией на биологии. Насколько обоснована истинность этого,
нам сейчас не важно. В данную минуту достаточно только по
нять, как происходит соединение биологии и интуитивизма.
Но это в то же время лишь одна сторона дела. Если учение
о жизни, ориентирующееся на биологии, превращают в филосо
фию, т. е.
универсальную науку о мировом целом, то, ограничив
себя применением определенных, приложимых только для части
мира, понятий, нужно вновь расширить их область. Взгляды, по
лучившиеся на основе биологии, должны быть перенесены на
все другие сферы, по возможности на всю их совокупность, ина
че не может получиться действительно космического мышления.
Так становится необходимым биологизировать мировое целое,
раз мировоззрение должно строиться на биологической основе.
Биологическая форма становится сначала формой жизни вооб
ще, а затем уже и формой мира. Поэтому философия жизни
нашего времени, поскольку она отходит от интуитивизма, боль
шей частью носит характер
натуралистического биологизма.
Ее можно было бы назвать также витализмом, если бы этот
термин не имел более узкого и общеустановленного значения.
Поэтому там, где возможны смешения, мы будем говорить о био-
логистической модной философии.
Не все ее представители ясно понимают ее сущность, так же
как для них остаются неважными и интуитивизм и вненаучная
любовь к жизни. В самом деле, иные из них решительно бы
восстали против того мнения, будто биологические категории
они стремятся превратить в категории мирового целого. Поэто
му при изложении современной философии мы нарочно ничего
не говорили о биологизме. Указание на биологистичность прин
ципа и на проведение знака равенства между биологической фор
мой и формой жизни 'и мира вообще уже ведет к критике фило
софии жизни. Биологизм как мировоззрение возможен только
там, где более узкое, принадлежащее только частной науке, поня
тие жизни не отличают от того, под которое подходит все, что мы
ни считаем «переживаемым». На смешении обоих форм жизни
основывается как раз
принцип биологизма, если оставить пока в
стороне момент интуитивизма. Язык со своей многозначностью
слова «жизнь» помогает нам скрыть это смешение и таким обра
зом оказывает существенную услугу современным тенденциям уче
ния о жизни.
Для биологизма, таким образом, как раз и характерно то, что в
его приложениях слышатся отзвуки различных значений, кото
338