Файл: Риккерт_ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Киев 1998).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2021

Просмотров: 3261

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Каковы политические и социальные идеалы биологизма, если 

взять  их частные учения,  при  помощи  которых  они  строят свои 
программы жизни?

Поразительно, что почти каждое социально-политическое нап­

равление смогло себе найти теоретическое обоснование в био­

логистической философии жизни.  В последующем нашем схема­
тическом  обзоре,  которого будет достаточно для  обнаружения 
этого,  мы  связываем  понятия  социализма  и  индивидуализма  с 

понятиями демократии и аристократии. Таким образом, возника­
ют четыре группы направлений: индивидуалистически-демократи- 

ческое,  т.  е.  «либерализм»  или так  называемое  манчестерство, 
социалистически-демократическое, которое нашло себе самое инте­
ресное  выражение  в  марксизме  (само  собой  разумеется,  не  у 
самого Маркса), индивидуалистически аристократическое, наибо­
лее известным поборником которого служит Фридрих Ницше, и, 
наконец, те стремления, представители которого сами себя назы­
вают социал-аристократами*.

Каждое из этих четырех направлений должно бороться с осталь­

ными, что и происходит.  Но в одном отношении  все-таки сущес­

твует согласие: три из них попытались обосновать действенность 

своих идеалов  исключительно  на  современной  биологии, а для 

четвертого, т. е. для Ницше, можно легко показать, что, по край­

ней мере, для ее  возникновения  биологические понятия  играли 

особенное значение.

Никто  с такой  обстоятельностью  не  оправдывал  демократи- 

чески-индивидуалистических  убеждений  при  помощи  эволюци­
онного биологизма, как Герберт Спенсер. Естественный отбор и 

приспособление  служат  основными  понятиями  его  этики  и  его 

общий принцип примерно можно усматривать в следующем: для 

понимания  развития  социально-политической  жизни  и  ее  цели 

нужно различать между действиями,  направленными на самосох­
ранение, и действиями, имеющими в виду сохранение рода.

Первоначально  между  ними  происходит  борьба,  но  так  как 

эта борьба мучительна и вредна, то естественный процесс отбора 

приводит  к  тому,  что  действия  самосохранения  одновременно 

служат и для сохранения  рода,  и  величайшая ступень  культуры 
достигается тогда, когда одно другому не только не мешает, но 
также в положительном смысле побуждает к  действию.

Такое положение дела, однако, предполагает, что постепенно

Это  направление  менее  всего  известно,  но  из  теоретических  соображе­

ний  его  не  следует  опускать.  Оно  нашло  себе  выражение  в  книге  Алексан­

дра Тилле  «От Дарвина  к  Ницше»  1895  г.  и  может быть еще яснее  высказано 

в  анонимной  работе,  должно  быть,  также  принадлежащей  Тилле  «Общест­
венное  служение.  Написано  социал-демократом». 1893  г.

344


background image

все больше  стирается естественное  неравенство людей  и  обус­

ловленное им преобладание сильнейшего. Таким образом, поли­
тический  идеал  биологии  должен  привести  к 

демократии.  Но 

все  же  было  бы  ошибкой  всякое  насильственное  вторжение  в 

естественный ход развития.  Государство должно заботиться толь­

ко о правовой стороне  и охранять граждан от правонарушений.

В случае, если оно пытается создавать также и организации  в 

области  хозяйственной  жизни,  имеющие  целью  искусственно 
исправлять существующие недостатки, то тем самым оно задер­

живает естественный,  понимаемый биологически, процесс разви­
тия. Фабричное законодательство, государственное призрение бед­

ных и т. д. только обессиливают естественный отбор. То, что не 
может держаться своей силой, должно гибнуть согласно законам 
природы.

Демократический  идеал  гармонического содействия  свобод­

ных, равноправных людей может быть достигнут только естест­
венным путем, т. е. путем естественного приспособления. Только 

тогда  он  может  приобрести  устойчивость.  Поэтому  социализм 

несчастье. Он полагает возможным исправить социальную жизнь 
путем  нарушения  или  уничтожения  благодетельных  следствий 

основного  закона  всякой  жизни:  закона  развития  при  помощи 
естественного отбора в свободном соревновании. Так здесь воз­

никают индивидуалистически-демократические идеалы.

По своим демократическим целям марксисты сходятся со Спен­

сером,  но  ведущие к  ним  биологические  принципы там  и здесь 

продумываются  как  раз  противоположным  образом.  Конечно, 

естественный отбор и свободное соревнование служат рычага­

ми  всякого  движения  вперед  в  свободной  природе.  Но  их  не 
следует смешивать  с существующим  социальным  порядком.  В 
нем  небольшое меньшинство, обладающее капиталом,  порабо­

щает  все,  что  в  широких  массах  стремится  на  Божий  свет  в 

своих  жизнеспособных  ростках.  Все  это  умерщвляется  не  по 

природному  праву сильнейшего,  но  вследствие противоестест­
венной грубости капитализма, основанного на праве наследова­

ния.  Последний  делает  бессильным  закон  отбора  в  народной 

толще;  даже  в  капиталистических  кругах  нельзя  уже  говорить 

об естественном отборе,  потому что здесь искусственно выха­
живается больное и слабое, что должно гибнуть.  Приспособле­

ние совершается также и тут, но приспособляются к противоес­

тественной среде, и так естественный  прогресс неизбежно прев­

ращается  в свою противоположность.

Согласно биологическим принципам, существует только одно 

средство восстановления  естественных  отношений: освободите 

человечество от его наследственного врага, капитализма, осно-

345


background image

ванного на праве наследства. Дайте всем равную долю в коллек­

тивной собственности  и  равную возможность  проявления  своих 

сил,  как это имеет место в природной свободной жизни  всякого 

животного, где воздух и солнце, корм и кров принадлежат всяко­

му.  Только  тогда  наступят  такие  условия,  при  которых  живые 
существа когда-то развились от простейших до человека, благо­

даря чему откроются самые неожиданные блестящие перспекти­

вы в будущем. То соображение,  что революционный идеал  про­

тиворечит биологическому принципу постепенного развития,  не 

устрашает марксистов. Они указывают на биологические процес­
сы,  например, на рождение. Социальный строй уже давно  «соз­

рел»,  и неожиданно, как птенец из яйца, он вылупится  на Божий 

свет. Правителям здесь предоставляется роль акушеров.

Нет надобности отмечать особо ряд других моментов социал- 

демократического биологизма, как, например, борьба против пос­
тоянной армии,  которая  мешает принципу отбора с его половой 
стороны,  искусственно заставляет воздерживаться от деторожде­

ния  наиболее  сильных  особей  в  их  лучшие  годы,  отдает  их  в 
руки  проституции,  делает  их  бесплодными  и  т.  д.  Всюду  дело 

сводится  к тому, что современное  развитие культуры замедляет 

процесс  отбора  и  поэтому должно  быть  отвергнуто  с  биологи­

ческой точки зрения.  Этого достаточно для  характеристики  со- 

циалистически-демократических идеалов биологизма.

У демократии не было более страстного врага, чем  Ницше,  но 

как тесно связан  его  радикально-аристократический  и  индиви­

дуалистический идеал сверхчеловека не только с общим принци­

пом жизни, но  и  с современной  биологией,  в частности.  Доста­

точно  прочесть  несколько  стихов  Заратустры,  которые  служат 

вступлением  в учение о сверхчеловеке.  Из них видно,  как мысль 
о существе, стоящем  по своему развитию выше человека, связы­
вается с биологическими соображениями; ее, впрочем, можно найти 

у  известного  биолога  Раймона  Кайе  в  его  мечтании  о  «сверх­
позвоночном».  Но уже  и  молодой  Ницше  определенно  и  созна­

тельно  выдвинул  биологические  понятия  против  гуманитарных 

идеалов,  которые Штраус еще считал согласимыми с биологией, 
в  целях  оправдания  своего  аристократического  воззрения  на 

жизнь,  и этим  идеям он  не изменил  впоследствии.

Более  сильный должен  господствовать  над слабейшим,  того 

хочет  природа,  наша  наставница.  Естественное  неравенство  — 
это двигатель всякого прогресса,  и всякая  рабская мораль, оспа­

ривающая  права «господина», знаменует поэтому падение и раз­

ложение.  Все  зависит  от  отдельного,  исключительного  по  силе 

индивидуума,  и подчас слышатся такие нотки,  как будто бы  Ниц­
ше готов был ввести дисциплину воспитания, согласную с биоло­

346


background image

гическими принципами.  Несомненно, под лозунгом «возвращение 

к  природе»  скрыты  все  эти  мысли,  с  той  только  разницей,  что 

теперь речь  идет не  об идиллии  гармонической природы  Руссо, 

но об естественном- поле битвы современной биологии.  На осно­
вании  ее  Ницше  отвергает  демократию  и  социализм.  Конечно, 

есть  на  свете  и  животные  с  социальными  инстинктами,  но  в 
стадности  их  природы  не  заключено  ничего  великого.  Любим­

цами  Заратустры  служат  орлы  и  львы,  и  можно  ли  удивляться 

тому, что именно эти живые существа выдвинуты,  как образцы, 

раз природная жизненность должна быть всеобщим мерилом цен­
ностей?  Не  развивается ли индивидуализм столь же последова­

тельно  из биологии,  как  и демократические идеалы Спенсера и 

марксистов.

Социал-аристократы, наконец, поскольку дело касается арис­

тократизма,  могут опираться на Ницше,  но большей частью они 
снова  возвращаются  к  идеалу  стадности.  Они  считают  Ницше 

правым в том, что для него демократия означает гибель всякого 

биологического прогресса. В особенности христианско-демокра­
тическая мораль любви к ближнему, caritas, говорящая о состра­
дании к каждому,  увеличивает только бессилие, бедствие и упа­
док, так как она задерживает естественный отбор.  Вопреки арис- 

тократически-биологистическому принципу мы должны принимать 
во внимание не отдельные индивидуумы,  но целые роды, и поэ­

тому должны разрушать тот общественный строй, в котором сво­

бодное развитие предоставляется только вырождающемуся ка­

питалисту по наследству, тогда как полному жизненных сил про­

летарию закрывается  всякая дорога к движению вперед. Таким 
образом,  мы должны помогать друг другу,  но только не «ближ­

нему», как этого желает демократическое христианство, но луч­
шему, чтобы таким образом род достиг величайшей степени свое­
го развития. Жизнь,  как это обнаруживается биологией,  всегда 
по  необходимости  борьба.  Но не только  индивидуумы  борятся 

друг с другом, но прежде всего расы,  группы,  народы, и поэтому 

нашей целью должны быть не столько аристократические инди­
видуумы, как, наоборот, аристократические государства и сооб­
щества.

Таким образом,  происходит объединение социализма с арис­

тократией на биологической почве.  Чем больше выделяется  на­

род,  как целое, благодаря социальному отбору, тем выше стано­
вится  плоскость  его заурядностей,  благодаря  действию естест­
венного  закона  развития,  и  тем  выше  еще  поднимаются  верхи 
народа, великие особи. Эти  взгляды в известной мере занимают 

среднее место между марксистами  и  Ницше, критикуя одновре­

менно ту  и другую сторону  и  образуя  диаметральную  противо­

347


background image

положность индивидуалистической демократии Спенсера. Следу­
ет указать еще  и  на то, что тогда, как у трех других биологисти- 
ческих направлений, преобладает определенно выраженная интер­
национальная окраска, социал-аристократы на первый план выд­
вигают национальность.  Так,  например, здесь делается  попытка 
представить немцев,  как собственно народ-аристократ среди жи­
вых существ, главным образом, в противоположность французам, 
которые обречены  на биологическую гибель, вследствие практи­
ческого мальтузианизма,  прямого издевательства над принципом 
отбора.

Беглый обзор, всюду указывающий только на самое важное, 

достаточно показывает, как пестро выглядят стремления, вытека­

ющие из попытки построить идеалы для жизни на понятиях сов­

ременной  биологии.  Перед  нами  замечательное  зрелище:  один 
опирающийся на биологию мыслитель доказывает всегда проти­
воположное тому, что выводит другой из учений биологии,  каса­
ющихся социальной политики.  Не только средства для достиже­
ния  цели,  которые  имеют  отношение  к  хозяйственной  жизни  и 

далее, приводят к индивидуалистическим и социалистическим тен­
денциям, но и сами цели стоят в резкой противоположности друг 

У  ДРУГУ- 

Идеал там аристократичен,  тут демократичен,  и оба  — 

следствие биологистических теорий.

В особенности  мы  должны  уяснить себе  причины  расхожде­

ния  в  целеполагании,  т.  е.  борьбы  «аристократических»  с  «де­
мократическими» тенденциями, понимаемыми здесь в самом ши­
роком смысле,  поскольку они тесно связаны с различиями внут- 
рибиологических понятий.  В связи с этим следует отметить:  су­
ществует более старое направление биологизма, обнаруживаю­
щееся с особенной силой у Спенсера  и у опирающихся  на Дар­
вина марксистов,  которое теперь  не  может считаться  на уровне 
времени. Ему нужно противопоставить, собственно говоря, совре­
менный биологизм, к которому принадлежат,  по крайней  мере, в 

части своих мыслей, модные философы современности, как Ниц­
ше  и  Бергсон.  Для  их исчерпывающего  понимания  и  оценки  мы 

должны все же ознакомиться с прежним течением, потому что не 
только  новое  направление  выступает  с  особенной  ясностью  в 

противоположении ему,  но отзвуки старого все время слышатся 
в  новом.  Четко логическое разделение  производится здесь,  по­

добно разделу на интуитивизм и биологизм, вообще, в интересах 

критики.

Философия  жизни  существовала задолго до того,  как слово 

жизнь стало  модным лозунгом.  Она исходила из теорий Дарви­

на,  и  мы  можем  этот  прежний  биологизм  кратко  наименовать 

дарвинистическим, хотя  он  создан  не этим  великим естествоис­

348