Файл: Риккерт_ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Киев 1998).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2021

Просмотров: 3256

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

кой эволюции. Живая жизнь означает, однако, повышение мощи, 
а этого  не  бывает без борьбы.  Так выступает  на передний  план 
героическое  воззрение на жизнь в противоположность мечте об 

упокоении  механистов.  Нужно бороться со всем, что стремится 
только поддерживать свое существование. Люди обязаны посто­
янно стремиться  к большему, чем  ими уже достигнуто.  Человек 
находит свое  назначение только  в том, что служит выражением 
роста  и  раскрытия  витальной  жизни,  которая  знаменует  собой 
общий  космический принцип. Так здесь в самом  мировоззрении 
укоренены  взгляды на жизнь.

364


background image

7.  Критика  биологистического  принципа 

реальности

«Grau, teurer Freund, ist alle Theorie» 

Mephistopheles

Теперь  перед нами весь биологизм, поскольку он притязает на 

то,  чтобы  стать общим  принципом философии,  и  пора перейти  к 

его  критическому рассмотрению,  при этом  мы будем  привлекать 
к  делу  более  старое  направление  только  постольку,  поскольку 
его отзвуки  встречаются  в  новом. Основным  нашим делом будет 

рассмотрение, собственно говоря,  модного течения, т. е. антиме- 

ханистического биологизма.  Но тут мы  не будем  касаться таких 
экстравагантностей,  как философия  войны  Шелера.  На этом пути 

критика  была  бы  очень  легка.  Частности  будут  важны  только 

случайно, для примеров. Нужно прежде  всего рассмотреть прин­

ципиально  и систематически основные  понятия этой философии 

жизни,  и  для  этой  цели  мы  различаем  в  дальнейшем  проблемы 

бытия  от  проблем  ценности,  хотя  это  различение  редко  прово­
дится  последовательно в философии нашего времени. Его основ­

ная  важность будет становиться  все яснее.

Мы  начинаем с проблем бытия и  прежде всего  задаем вопрос, 

может ли  работающая  только с биологическими  понятиями  фи­

лософия  называться  «философией»  в том  смысле, что она дает 

универсальное знание о реальном мире.

Если только поставить этот вопрос, то представляется  нетруд­

ным  ответить на него. По самой  своей  сущности  биология  огра­

ничивается 

частью  мирового  целого,  поскольку  она  говорит о 

«ЖИ'ШИ».  Она должна так поступать в качестве специальной нау­

ки. Она но  занимается жизнью вообще,  не  касается  переживаний 
п  юм смысле слова,  при котором под них подходит все, что толь­
ко  нлм  ни  дано.  Она  производит ограничение самого  широкого

365


background image

понятия жизни. Только таким путем она достигает определеннос­
ти в своих понятиях, без  которой она  не  может быть наукой.

Но  эта  определенность  куплена  все  же  дорогой  ценой,  если 

посмотреть с точки зрения  философии.  Часть мира,  которой  мы 
здесь  ограничиваемся,  никогда  не  станет  большим,  чем  только 
часть.  Внутри биологии,  как специальной  науки,  в этом не может 
быть  никаких сомнений.  Вопреки этому биологизм,  как филосо­
фия,  старается  превратить часть  в  целое.  Не  превращает  ли  он 

тем самым  целое в часть и так становится  нефилософским,  пос­

кольку под философией  понимается универсальная  наука о ми­

ровом  целом?

Если мы  примем во внимание этот вопрос, то уже самое указа­

ние  на биологистичность  принципа  равносильно  критике.  Конеч­
но, эта философия жизни,  в  противоположность чисто  интуитив­
ным формам, обладает научным принципом.  Но как раз в нем,  нам 

думается,  кроется нефилософская тенденция.  В целях достижения 

всеохватывающей философии,  мы  не должны вверяться ни одной 
из специальных наук. Ограничение биологическими  понятиями ве­

дет к специализированному универсализму.  В этом отношении би­

ологизм  нового  направления  представляется  стоящим  на  одной 

линии  не  только  с  историзмом,  но  также  и  с  механистическим 

«монизмом», т. е. принципиально ничуть не превосходит мировоз­

зрения,  с  которым  он  борется.  Не  заключает  ли  в  себе  уже  с 

самого  начала  противоречия  ориентирующаяся  на биологии  фи­
лософия,  имеющая одновременно универсальные тенденции?

Уже этого, быть может, достаточно, чтобы в корне  расшатать 

подобную форму философии жизни.  Она вовсе и не философия 

жизни.  Подлинный философ жизни должен  выступить  на защи­
ту  всеохватывающей жизни в  противоположность  односторон­

ней узости антимеханистического биологизма.

Но  можно думать,  что этим  вопрос еще  не  решен.  Не  можем 

ли  мы  от той части мира,  которой занимается  биология,  умозак­

лючать  ко  всему  мировому  целому?  Вообще  не 

должны ли  мы 

как раз биологические  категории  расширять до мировых  катего­
рий  и  таким  путем  проникать  до  сущности  всего  бытия?  Это 
ведь и утверждает философия жизни  новейшей формации:  под­

линно  реально  только  непосредственно  переживаемое  бытие. 
Все же  непосредственно переживаемое 

жизненно.  Так  связы­

ва е тся  принцип  жизни  с  принципом  д ействительности 
В  этом решающий  момент.  Поэтому действительный  мир может 

быть  понят как  мир жизненный.

Таким образом,  представляется  вполне обоснованным  приме­

нение  понятий  жизни,  которые  почерпнуты  из  науки  о  живой 

жизни, т. е.  биологии, для  построения  науки о мире.

366


background image

Тем самым мы приходим к той точке зрения, которая уже выяс­

нялась  при  установлении  общего  биологистического  принципа. 

Формы жизни, с которыми знакомит нас биология,  используются 
философией  жизни,  направленной  на  интуицию,  с  целью удов­
летворения  присущего ей  стремления  к наглядности и  непосред­
ственности  познания,  и  это  понятно.  Механика  действительно 
дает  меньше,  чем  биология,  из сферы того,  что  мы  переживаем 

непосредственно, как реальное. Соответственно этому можно также 
говорить, что  механистическая философия  «умерщвляет»  непос­
редственное переживание.  Биологические понятия стоят ближе  к 
непосредственности реального,  которое —  мы сами, воспринима­
ющие  вернее  всего  реальность,  и  поэтому  они  кажутся  более 
приспособленными для  научного постижения  сущности действи­

тельности  переживания,  каковое собственно и является действи­
тельной действительностью.

Поэтому  простое  указание  на  то,  что  биология  специальная 

наука,  на  деле  еще  не  содержит  решительного  опровержения 
биологистической  философии  жизни.  Последняя  ведь  вовсе  и 
не хочет ограничиваться  биологией  как специальной  наукой,  но 
старается так использовать созданные  ею формы жизни,  чтобы 
она смогла постигнуть реальный мир в его целостности,  как неч­

то  непосредственно жизненное  и  потому только  истинно реаль­

ное. Нужно теперь уяснить себе, что и эта затея основывается  на 
неясном  представлении  о сущности биологического  мышления.

Правда,  различные дисциплины, занимающиеся  исследовани­

ем  мира,  обладают большей  или  меньшей  близостью  к жизни  и 
действительности.  Очевидно,  что  в  понятиях  математики  нет  и 
следа жизненности  и  действительности  жизни,  если  брать  все 
эти  слова  в  их  обычном  значении.  Но  не  все  науки  имеют  так 

мало  соприкосновения  с  реальной  и  жизненной  жизнью.  По 

сравнению с математикой уже такие науки о  природе,  как физи­

ка  и химия,  содержат больше действительности  и жизненности, 
и  правильно  также  то,  что  биология  стоит  ближе  к  реальной 

жизни.

Но  различие  между  отдельными  частями  естествознания  не 

может считаться  принципиальным, это есть лишь различие в сте­
пени.  Прежде  всего  нужно отметить, что одинаково все  науки о 
природе  со  своими  общими  понятиями  отстоят далеко  от  инди­
видуальной  жизни  с ее  непосредственной  и  наглядно  реальной 
жизненностью.  Пока  мы  оставляем  еще  без  выяснения,  каким 
образом наукой постигается первоначальная действительная в пе­

реживании жизнь. Естественные науки, во всяком случае, все оди­
наково приводят к большей или  меньшей отдаленности от жизни

367


background image

и  действительности*.  Чем  больше  поэтому  философия  жизни 
ориентируется на понятии какой-либо из естественных наук, тем 
сильнее  она  противоречит  своему  собственному  стремлению  к 

жизненности и реальности с их первоначальностью и непосредс­
твенностью.

Новейшая  философия жизни заблуждается относительно са­

мой  себя,  теряет самое хорошее  в себе,  обращаясь  к  понятиям 

биологии.  Ее самая затаенная  мысль заключается  ведь в том, что 

«рассудочным понятиям»  никогда не станет доступна полнота ре­

альных переживаний в их многообразности, а поэтому и  настоя­
щая действительность. Может ли биологизм  внести сюда какие^ 
нибудь  существенные  изменения?  Разве  его  понятия  не  те  же 
рассудочные понятия? Постигает ли он  при помощи  их, благода­
ря тому, что они понятия жизни,  принципиально более непосред­

ственную реальность, чем это делается другими понятиями естес­
твознания?

Каким бы  нападкам  не подвергался с его стороны  механисти­

ческий  принцип  отбора и приспособления, он  все же нуждается  в 

понятиях биологии, т.  е. естественнонаучных понятиях, а все они 
понятия  рассудка, безразлично от степени своей близости к по­
нятиям  механики.  Всякая  биологизация  означает  прежде  всего 

логизацию.  Можно  ли  в  этом  сомневаться?  Это  не  только  игра 
словами.  Биология  вовсе  не берет в качестве содержания своих 

понятий  действительности  реальной  жизни  в  том  виде,  как  она 
непосредственно живется  и  переживается.  Как  наука  она этого 

не  может сделать.  Она  «умерщвляет» ее,  говоря  языком  интуи­

тивной философии жизни,  и при этом умерщвление происходит 

постольку,  поскольку развивается  понимание,  но мы имеем  науку 

только тогда,  когда есть  понимание.  У биолога,  правда, другой 

материал, чем у физика или  химика,  и он несомненно занят рас­

смотрением его специфических отличий от так называемой мерт­
вой природы.  Но значит ли это, что он пользуется другим, более 
интуитивным  методом?  Может  ли  он  поэтому  приблизиться  к 
непосредственной жизни и к более подлинно реальному не только 
по степени,  но и  принципиально?  Как он может этого достигнуть, 
поскольку им применяются  понятия  рассудка?

Простой самообман внушает нам тот взгляд, что путем замены 

понятий одной естественной науки понятиями другой постигается 
в понятии непосредственно переживаемая жизнь  и  вместе с тем 
подлинная  реальность, т. е. сущность реального мира.  Биология

Ф Подробное  обоснование  этих  взглядов,  которых  здесь  приходится толь­

ко  касаться,  можно  найти  в  моей  книге  «О  границах  естественнонаучного 

образования  понятий».  (1896— 1902  гг.,  2  изд:  1913).

368