Файл: Риккерт_ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Киев 1998).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2021

Просмотров: 3253

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

да  есть  нечто  большее,  чем  ряд  чисто  причинных  изменений. 

Изменения  указывают  на  конечную  стадию  проходящего  по  их 

ступеням  развития.  Предыдущие стадии, с одной стороны, явля­

ются  условиями  для  достижения  последней,  а  с  другой  сторо­
ны  — так как последняя стадия  мыслится как цель — также сред­

ствами, ведущими к ней.  Биологическое развитие, стало быть, так 
же, как и организм, есть понятие телеологическое. Так мы видим, 
что биология, даже в качестве чистой естественной  науки, дейст­

вительно не может обойтись без телеологического момента.  «Ме­

ханический  организм»  —  это  нелепость,  если  под  механизмом 
понимается то, что самим своим понятием исключает всякую теле­
ологию. Слово «организм»  происходит от «органа», т. е. орудия, 
а это слово имеет ясно  выраженное телеологическое значение.

Из этого далее, по-видимому, следует: когда в науке цели  рас­

сматриваются  как цели, то те ценности, ради которых  вещи ста­

новятся целями,  равно как и средства, служащие  их осуществле­
нию, должны считаться нормами. Достаточно, стало быть, устано­
вить цели живых существ и условия их достижения, чтобы суметь 

указать также средства,  которые должны считаться естественны­

ми нормами.  Еще лучше, чем прежде, понимаем мы теперь, почему 
из того факта,  например, что развитие организма определяется 

естественным отбором,  пытались вывести  нормы для устроения 
жизни. То, что обнаруживается  как средство в телеологическом 

развитии живых существ, тем самым должно получить также нор­
мативное  значение.  Таким образом,  принцип  биологистической 

философии культуры  как будто получил блестящее оправдание.

Тем  не  менее,  в  основе  этой  мысли  также  лежит  принципи­

альная  неясность, а именно, она основана,  как это часто случа­
ется  при  широко  распространенных  взглядах  на  двусмыслен­

ности  слова,  которую мы до сих пор намеренно скрывали.  Как 
известно,  о  телеологии  говорят  потому,  что  цель  по-гречески 
называется  «телос»  (тёХос).  Известный  род телеологии,  как  мы 
видели,  в  биологии  несомненно  необходим.  Однако,  «телос» 

означает  не только цель,  но также  конец  или  результат,  и толь­

ко тогда,  когда слово это означает цель,  оно является  ценност­
ным понятием, которым можно пользоваться для выведения норм. 
Напротив,  понятие конца свободно от элемента ценности  и  неп­
ригодно  ни  для  какой  нормировки.  Поэтому  все  зависит  от 
того,  необходим  ли для  биологии  «телос»  только  как  «конец» 
или также  как  цель.

Решение, пожалуй, не слишком трудно. При установлении отно­

шения  физики  к технике  мы  видели,  что  причинное  рассмотре­
ние  обратимо,  а это  означает  не  что  иное  как то,  что  от  конца 
или результата мы восходим к его условиям. Эти условия слага­

379


background image

ются затем в особого рода кондициональное единство.  Без тако- 

го единства биология действительно обойтись не может,  говоря 
об организмах  или  о  развитии, тогда  как физика  может  и даже 
вынуждена без него обходиться, если она хочет оставаться чисто 
каузальным рассмотрением. Этим, следовательно, биология прин­
ципиально отличается от физики.  В последней такое обращение, 
правда, также возможно.  Можно,  например, рассматривать ско­
рость  падающего  камня  с  конца,  как  «развитие»  той  скорости, 
которую  он  имеет  при  ударе  об  землю.  Однако,  для  физики 
такое  рассмотрение  произвольно.  Напротив,  в  биологии  части 
организма  с  необходимостью  мыслятся  как  условия  целого,  и, 
равным образом, всякое развитие состоит из ряда предшествую­
щих  ступеней,  необходимых для  достижения  конечной  стадии. 
Постольку  кондициональное  единство заключено  в самых био­

логических понятиях, и если  конец называть «телосом», то био­
логия, говоря об организмах и о развитии, действительно предс­
тавляется телеологичной, оставаясь чистой естественной наукой.

Но на каком основании этот биологический «телос» рассмат­

ривается  как  «цель», т.  е.  как  нечто,  связанное с  ценностью  и, 

следовательно, долженствующее быть? На оценку кондициональ- 

ных единств, каковыми надлежит считать организмы и  развития, 

биология  не имеет права, пока она желает оставаться естествен­
ной наукой. С тем, что она называет телосом, не связана никакая 
ценность,  и необходимые для достижения этого телоса условия 
не  являются  средствами  с  нормативным  значением.  Скорее  и 
здесь, точно так же,  как в основанной  на физике технике,  цель 
возникает лишь благодаря оценивающей человеческой воле. От 
такой воли, однако, биология должна отвлечься, хотя бы уже по­
тому, что она является  наукой о телах.  Конечно, можно сказать, 
что должно  хотеть  конца, так  как с  ним  связаны  значащие  цен­
ности.  Но эти  ценности  ни  малейшим образом  не касаются био­
логии.  Каким образом  может она,  будучи  естественной  наукой, 
обосновать  значение  ценности  и  полагание  цели?  Итак,  мы  ви­

дим:  нас  сбило  с  толку  слово  «телос»,  если  мы  думаем,  что 

между физикой и биологией существует принципиальное разли­

чие  также  по  отношению  их  к  ценностям  и  целям.  Обе  науки, 

правильно понятые,  оперируют совершенно независимо от цен-' 
ностей.  Обе  поэтому  сами  по  себе  не  создают  никаких  норм. 
Различия  между физикой  и биологией  в данной  связи  несущес­

твенны.

Следует еще отметить, что еще одно обстоятельство не позво­

ляет считать  це/мосотда-телеологический  момент  — так  мы бу­
дем говорить, чтобы предотвратить смешение с свободной от цен­

ностей телеологией —  признаком, отличающим биологию от фи-

380


background image

зики.  Всякая  машина,  изобретенная  для  определенной  цели  и 
достигающая ее, также является  насквозь  ценностно-телеологи­
ческой системой. Тем  не  менее  не  может быть  и  речи о ней,  как 
о чем-то живом,  и она до конца объяснима,  как мертвое образо-  * 

вание. Она представляется  механизмом,  который служит целям и 
механические  связи  которого  рассматриваются  не  только  как 
кондициональные,  но  и  как  ценностно-телеологические. То,  что 

делает организм  необъяснимым физически, не есть следователь­

но  ценностно-телеологический  момент.  Дело  идет скорее  о  не­
которых, ближайшим образом  нас здесь не касающихся, элемен­

тах организма,  иррациональных  по отношению  к физическим  по­

нятиям  и  потому  препятствующих  пониманию его  как машины,  а 

это для  проблемы  ценности  не  имеет  значения.

Для  нас различие между биологией и физикой, во всяком слу­

чае,  важно лишь  в том  отношении,  что техника,  создавая  нормы 

для постройки машин, вынуждена предварительно превращать фи­

зические причинные ряды  в  кондициональные связи, чтобы затем 

делать из них связи  ценностно-телеологические, тогда как терапия 

находит  уже  в  самой  биологии  готовые  кондициональные  ряды. 

Таким образом, создается впечатление, будто биологические поня­
тия более близки и к ценностной телеологии. Но это впечатление 

обманывает. Соединение конечного эффекта с ценностью, а, сле­

довательно,  и  полагание цели  и  возникающее  из  него  превраще­

ние условий  в  ценные  средства  не только  в технике,  но  и  в тера­
пии является делом  исключительно  воли. Там воля оценивает ма­
шины, здесь она оценивает жизнь  или здоровье.  Без нее не было 
бы  ни  техники,  ни  терапии.  Поэтому  нормирование  врача  также 
лежит целиком за пределами биологической естественной науки. 
Не  на  ней,  но  исключительно  на  воле  человека,  оценивающей 
жизнь и здоровье,  покоится эта нормировка.  Но этим у биологиз­
ма отнимается опора,  которая давала бы ему возможность претен­
довать на создание норм для устроения жизни,  или на истолкова­

ние  смысла жизни  из  самой жизни  на  основе  биологии.

Мы  должны  даже  пойти  еще  немного  дальше.  Биология  не 

только не содержит факторов,  пригодных для создания  норм,  но 

всякое соединение ее кондициональных связей с ценностями бе­

зусловно  противоречит духу  именно  современной биологии  как 

науки  и  принадлежит донаучному состоянию. Что живое сущест­
во  ценит  жизнь,  как  благо,  и  что  человек  ценит  человеческую 

жизнь, это, правда,  «само собой разумеется».  Благодаря этим  це- 
леполаганиям,  которые каждый совершает без особого размыш­
ления  и  как  бы  инстинктивно,  кондициональные  связи  живых 
существ  повсюду  оказываются  превращенными  в  ценностно-те- 
леологические,  и как таковые они  встают перед исследователем,:

381


background image

когда  он  приступает  к  их  научному  рассмотрению.  Ближайшим 
образом  кажется  неоспоримым,  что биологический  ряд  развития 

весть  прогрессивный  ряд, так  как он  ведет к человеку,  что  сущест­

вуют  «высшие»  и  «низшие»  животные  в зависимости от большей 
или  меньшей  близости  их  к  человеку  и  т.  д.  С  этой  донаучной 

точки зрения  предаются  затем  совершенно  наивному  изумлению 

перед огромными  «завоеваниями»,  которые достигнуты жизнью 

«из  самой  себя»  в  естественном  ходе  развития  от  бациллы  до 

человека.  Область биологии,  стало быть, с самого начала  как бы 
усеяна  для  человека  чистейшими  ценностными  акцентами 

(Wertakzente), 

и  с  точки  зрения 

хотящ его человека,  который 

неизбежно  полагает самого себя,  как цель,  это только  последо­
вательно.  Кто хочет цели,  неизбежно хочет и  средства.  Поэтому 

человек  поставит  всю область биологии  в  ценностно-телеологи­
ческую связь со  своей  собственной,  ценимой  им жизнью.

Однако  естественнонаучной  биологии  нет  никакого  дела до 

этих  точек  зрения  ценности,  и  ее  задача  заключается  скорее  в 
том, чтобы покончить со всеми этими антропоморфическими оцен­

ками  и  ценностно-телеологическим образованием  понятий.  Зна­

чительной  долей  своих  успехов  в  новейшее  время  она  обязана 
именно  все  более  прогрессирующему  исключению  ценностей  и 

целей.  Особенный  интерес для  оценки  биологизма  представляет 

опять-таки  понятие  «отбора»  или,  как говорят, полового  подбора. 

Первоначально  оно  имеет,  как  показывает уже  значение  слова, 
практический,  ценностно-телеологический смысл.  Дарвин  сделал 
наблюдение,  что  путем  сознательного  подбора  можно  сильно 
изменить организмы  в желательном  направлении. Таким  образом 

была  установлена  возможность  разновидностей.  В  научном  же 
объяснении  постепенного  изменения  в  природе,  где  отбор  не 
есть  дело  целеполагающей  воли,  он  вынужден  был  исключить 

всякое сознание  цели  и тем  самым  всякую телеологическую точ­
ку зрения, т. е. заменить  «отбор»  понятием,  свободным от какой 

бы  то  ни  было  мысли  о  цели,  которому  и  было  затем  дано 

название  «естественного»  отбора.

Прав он был  или  нет,  —  это  понятие должно было,  в  противо­

положность сознательному искусственному отбору, объяснить, как, 
помимо всякой  цели, создаются образования,  которые тем не ме­
нее, с точки зрения своей сознательной воли, необходимо должны 

быть  поняты  как  целесообразные.  Иными словами,  естественный 
отбор должен  быть  именно  не  «отбором», т.  е.  не сознательным 
отбором. Имея в виду историю возникновения дарвиновой теории, 

мы только и сможем понять,  почему тем  не менее было сохранено 

эго  телеологически  окрашенное  слово  и  другие  выражения,  как 

«польза»,  «приспособление»  и т. д. Освобождение от всякой теле­

382


background image

ологии  остается  смыслом этого учения. Оно,  собственно говоря, 

имеет  в  виду  показать,  что  организмы  стали  такими,  какими  им 
пришлось  стать  вследствие  причинной  необходимости. Лишь пос­

ле того,  как они существуют,  их бытие полагается ими самими  как 

цель,  и теперь 

задним числом,  путем рассмотренного обращения, 

чисто  причинная связь  превращается  ими сперва в кондиционапь- 

ную и,  наконец,  в ценностно-телеологическую. Или: не вследствие 
своей  целесообразности  организмы  как  раз  таковы,  каковы  они 
суть,  и могут сохранять этот свой способ существования, но наобо­
рот,  вследствие  того,  что  они  стали  такими,  каковы  они  суть  на 

деле,  и  потому  могут таковыми  сохраняться,  они  считают самих 
себя  в  этом  ценном  для  них  существовании  целесообразными. 
Такова эта мысль,  согласно  которой все телеологические связи  в 
самом  предмете исчезают, чтобы  предоставить место одним лишь 

причинным связям.  Из биологического объекта цель переносится 

в оценивающее понимание человека,  где она не может уже более 
стать помехой для  исследования  причин.

Тем  не  менее  именно отбор  пытались  использовать  в  ценнос- 

тно-телеологическом смысле для естественнонаучного обоснова­

ния  целей  культуры.  Это  показывает  в  странном  свете  степень 

ясности  для  некоторых  дарвинистов  сущности  их  собственных 

принципов,  и  не  иначе  обстоит  дело  с  антидарвинистическими 

биологистами.  Верно  лишь  одно.  Если  биологическое  развитие 
обусловлено  «естественным»  отбором, т. е. если  помимо всякой 

цели  и  пользы  возникает  ценность, то  из этого следует,  что оно 
(это  развитие)  именно  не  может рассматриваться  как естествен­
ный  прогрессивный  ряд,  ибо  прогресс есть  ценностное понятие и 
предполагает  ценную цель,  к  которой ряд постепенно приближа­

ется. Таким образом,  последовательное естественнонаучное рас­
смотрение  повсюду вытеснило  понятия  ценности  и  цели. Совре­

менная  биология  ставит человека в один  ряд с  прочими живыми 

существами.  Она 

лишает его, таким образом,  его исключитель­

ного  положения  в  качестве  «высшей точки  развития»,  поскольку 

он  является  лишь одним  из живых существ,  а другое,  благодаря 
чему человек,  быть  может,  заслуживает такого исключительного 

положения,  совершенно не  касается  биологии.

Наконец,  по той же  причине  понятия  восходящей  и  нисходя­

щей жизни  с биологической точки зрения  не  представляют про­

тивоположности  ценностей,  и  больной  и  здоровый  не суть чис­
то  биологические  понятия,  если  разуметь  под  ними  ценное  и 

противоценное.  Когда  человек болен,  живут  бациллы,  и  когда 

бациллы  умирают,  человек  выздоравливает.  Конечно,  дело че­
ловеческой  воли стать  на одну из сторон  и  рассматривать чело­

веческое здоровье  как цель. Однако, тогда целью явится уже не

383