ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3349
Скачиваний: 14
ные индивиды будут упразднены естественным отбором. Однако
и из этого нельзя извлечь нравственного идеала, так как любой
индивид, лучше всех других умеющий отстаивать свои интересы,
должен, с биологистической точки зрения, считаться также эти
чески совершенным. Какими средствами отдельные люди или
группы осуществляют своё господство, с биологистической точки
зрения совершенно безразлично. В последовательно биологис
тической этике вопрос о ценности решается исключительно успе
хом, и поэтому биологистическая социальная политика должна
оправдывать какое угодно состояние общества.
Попытка установить идеал, который должен руководить нашим
поведением, в рамках биологизма, вообще, лишена какого-либо смыс
ла. То, что хорошо, с необходимостью приходит само по себе. Более
того, оно в каждый данный момент достигнуто как раз в той степени,
в какой это возможно и необходимо для жизни. Биологизм приво
дит, таким образом, к радикальному оптимизму. Он делает излишни
ми установку целей и стремление к их осуществлению. Если все
представляется жизненным развитием, то все обозначает также прог
ресс. Бытие и долженствование никогда не могут оказаться разъеди
ненными. «То, что разумно, то и действительно, и что действительно,
то разумно», — говорит Гегель. То, что живет, то и разумно, должен
сказать биологизм. Там — действительное оказывается разумным,
здесь разумное — живым. Так мы приходим к гегельянству, правда, с
обратным знаком. Во всяком случае, тот, кто спрашивает, что он
должен делать, не уразумел еще основных биологических понятий.
Он ничего не должен делать. Единственный этический вывод из
биологизма — это абсолютный квиетизм.
Даже то обстоятельство, что в этом лучшем из миров, очень
многие индивиды в высшей степени недовольны, ничуть не опро
вергает этого вывода, но скорее легко объяснимо именно сог
ласно биологистическим принципам. В жалобах недовольных ска
зываются биологически неблагоприятные вариации. Их недовольс
тво является симптомом недостаточной приспособленности, и по
ка индивидуальные вариации не исчезнут, всегда будут находить
ся недовольные. Они всегда будут также возводить свою плохо
приспособленную конституцию в степень идеала и ощущать как
несправедливость, что жизнь отбрасывает их с дороги. Но, если
они поняли, что жизненный закон есть закон прогресса, то они
должны прекратить свои вопли, более того, они должны изум
ляться мудрости жизни, уничтожающей в их лице плохо приспо
собленные вариации.
Чтобы кто-нибудь стал придерживаться этого принципа также
в поведении, представляется, правда, мало вероятным. Плохо прис
пособленный, даже обладающий правильным пониманием, прак
тически всегда будет чуждым пришельцем в жизни. Этот раскол
между знанием и хотением может стать для него невыносимым, и
тогда он либо будет пытаться забыть всякое знание или же он
впадет опять водно из тех устаревших, неживых мировоззрений,
которые грезят о не живых ценностях. Так новая жизненная
мудрость объясняет заодно, почему не отмирает старая и почему
все вновь находятся люди, противопоставляющие свои индивиду
альные желания законам развития жизни.
Разумеется, эти замечания очень далеки от намерения приба
вить к существующим биологистическим мировоззрениям еще но
вое. Надлежало только показать путем общей критики биологис-
тического принципа ценности, что на почве биологизма невоз
можно прийти ни к каким идеалам, будь они «демократические»
или «аристократические», индивидуалистические или социалис
тические.
Однако, сторонники жизненных ценностей, быть может, все еще
не удовлетворятся этим. Всякий телесно «нормальный», то есть
средний, человек любит жизнь. Понятие восходящей и нисходя
щей жизни, скажут они, заключает в себе неоспоримую противо
положность ценностей, важную также для философии. Ближай
шим образом, правда, всякий хочет лишь своего собственного
здоровья, и это может быть объявлено частным делом, совер
шенно не касающимся философии. Однако, это желание нельзя
считать
только частным делом, так как из него могут быть выве
дены общие принципы. Или разве не имеет общеобязательного
значения жизненная цель, заключающаяся в том, чтобы сделать
жизнь здоровой, естественной, свежей, непосредственной? Сущес
твует, так можно развивать далее эту мысль, широко распростра
ненное «движение молодых», начертавшее на своих знаменах
ясные жизненные идеалы. Оно доверяет своей юности, так как
она воплощает жизненность, т. е. здоровье, свежесть, силу и не
посредственность. В таких понятиях скрыто не только бытие, но
вместе с тем и долженствование, и, что важнее всего, добываемый
таким путем естественный идеал оказывается плодотворным для
ведения в жизни в целом. Жизненный принцип выставляется
против чрезмерно интеллектуалистического или эстетизирующе
го образования, так как оно убивает жизнь. Осуждают большие
города и их школы, так как в них не произрастает непосредствен
ная, свежая, здоровая жизнь. Уходят к свободной природе и хотят
пробудить любовь к странствованию, так как оно делает челове
ка поистине живым. Борются против алкоголя и никотина, так
как они подкапывают корни восходящей жизни. Это ли не обос
нованные жизненные цели, и можно ли удивляться тому, что
философия жизни оказывает магическое влияние преимущест
390
венно на молодежь? Соображения вроде изложенных нами вов
се не возникают. Не содержится ли в философии жизни также и
оправданное теоретическое ядро, раз она оказывается столь по
лезной для устроения жизни? Нечто теоретически совсем нео
боснованное не могло бы оказаться плодотворным.
Надо, наконец, посчитаться и с этим. Конечно, глупо было бы
недооценивать такие стремления, как движение молодых, более
того, прямо-таки абсурдно было бы отрицать ценность здоровья,
свежести, силы и непосредственности жизни. Скорее вполне по
нятно, когда в противовес ряду культурных зол говорят: мы дол
жны быть прежде всего живыми, то есть здоровыми, естествен
ными, свежими и непосредственными. Это самое главное. Осталь
ное приложится, если только заложен фундамент. В особеннос
ти после ужасного уничтожения жизней, каковое Шелеру предс
тавляется политикой народонаселения по преимуществу, можно
подумать: нам бы только опять начать
ж и т ь , тогда мы сможем
также надеяться на то, что жизнеспособный народ будет также
прогрессировать. Что для практической жизни это полезная точ
ка зрения, в этом нельзя сомневаться.
Однако, с такой же достоверностью можно сказать, что это
еще не есть точка зрения для философии. То «иное», которое
якобы само придет, если только мы будем живы, и есть как раз
то, что для философского размышления о жизни становится
самым главным. Именно в положениях, что жизненность в смыс
ле здоровья, непосредственности и свежести есть фундамент, и
заключается мысль: в жизни мы должны видеть средство этого
иного. Только потому, что мы надеемся на «иное» жизни, мы
восхваляем жизненность. Таким образом, эти размышления, пра
вильно понятые, подтверждают только то, что мы хотим сказать.
Будучи доведены до полной ясности, они обращаются против
всякой философии жизни, которая пытается заимствовать цен
ности у самой жизни. Ценность, которая после этого сохраняется
у жизни, коренится ведь не в самой жизни, но делается зависи
мой от иных ценностей и потому имеет значение лишь тогда,
когда имеют значение иные ценности.
Итак, несомненно верно следующее: жизнь есть условие всякой
культуры, и постольку все враждебные жизни тенденции, как, напри
мер, идеал абсолютного целомудрия у Толстого, вместе с тем враж
дебны культуре. Но в той же мере верно, что жизнь, как простое
пребывание в живых, есть
только условие. Так называемую «цен
ность жизни» мы имеем, таким образом, не в виде самодовлеющей
(Eigenwert), а в виде условной ценности (Bedingungswert). На нее не
может опереться никакой биологизм в качестве мировоззрения. Да
же и того нельзя сказать, что исключительно живая жизнь является
391
условием исключительно высокой культуры. Поэтому тот, кто восх
валяет жизнь как условие, этим самым удаляется от всякой биоло
гистической философии жизни, то есть отказывается понимать куль
турные ценности просто как жизненные ценности.
Таким образом, окончательно уясняется: тот, кто только живет*
живет бессмысленно. Остается только возможность придать жизни
ценность на основе самодовлеющих ценностей, которые не суть
жизненные ценности. Именно потому, что жизнь — условие
вся
кого осуществления благ и связанных с ними ценностей, она не
может иметь самодовлеющей ценности. Она получает ценность
всегда только благодаря тому, что мы, имея в виду покоющиеся в
себе, самодовлеющие ценности, делаем ее благом.
В практической жизни можно забывать об этом. Там имеет
силу правило, что сперва надо строить фундамент, а затем дом.
Поэтому бывают времена, когда для практики вопрос о жизнен
ности жизни оттесняет на задний план все другие вопросы. Но
философия хочет теоретически размышлять о жизни, и посколь
ку она это делает, она должна спрашивать о том «ином», чтобы
знать, каким целям служит в качестве средства здоровая, свежая и
непосредственная жизнь. Она ищет ясного понимания плана до
ма. Только после этого она может решить, каков должен быть
фундамент, чтобы он был в состоянии нести на себе дом. Это
должно было бы стать ясным также для тех, кто любит движе
ние молодых и другие стремления, за их подчеркивание непос
редственности и жизненности жизни. С вопросом о теоретичес
кой ценности философии жизни это не имеет ничего общего.
Надо даже сделать еще один шаг дальше. Пребывание в
живых есть минимум, к которому мы стремимся, если мы хорошо
понимаем самих себя, а не максимум. И только там, где минимум
подвергается угрозе, он выступает на первый план. Поэтому слиш
ком высокую оценку одной лишь жизни мы поймем, быть может,
лучше всего, как рожденную из жизненной нужды. Из нее не
следует делать философской добродетели. Однако Ницше пос
тупил именно так. Его личная любовь к жизни имела, пожалуй,
свои глубочайшие корни в том, что сам он был тяжело болен и
несказанно страдал от жизни. Это лишь кажущийся парадокс.
Больному должно было казаться героическим утверждение жиз
ни. Так жизненность стала для него благом из благ. Он восхва
лял волю к власти, потому что у самого у него было так мало
ее. «Наши недостатки — это глаза, которыми мы видим иде
ал»19. Эти слова подходят более, чем к кому-либо, к самому Ниц
ше. Не обнаружится ли весь современный энтузиазм жизни и
прославление жизненности, как симптом жизненной слабости?
Не ценим ли мы, быть может, так высоко простую жизнь только
392
потому, что видим ее угрожаемой и чувствуем инстинктивно, что
вместе с фундаментом подвергается опасности также и то «иное»,
которое мы хотим на нем построить?
Нет надобности развивать далее эти мысли. Уже теперь долж
но быть ясно следующее: даже более узкое понятие жизни био--
логизма все еще слишком широко и неопределенно, чтобы быть
годным в качестве основы жизнепонимания. Трава, растущая на
дюне, отличается от песка, из которого она возникает, тем, что она
произрастает с полной жизненной силой, но пшеница погибла
бы там. Каракатица, плавающая в море также выделяется на фо
не воды, в которой она движется и роскошно развивается, тогда
как человек погиб бы там жалким образом- Разве поэтому рост
травы и движение каракатицы, из-за того только, что они явля
ются живой развивающейся, ширящейся жизнью, должны быть
подведены под понятие жизненных благ? Ни один человек не
станет утверждать это. Но в таком случае
всякая простая жиз
ненность заслуживает стремления к ней не потому, что она есть
жизненность в смысле повышения жизни и мощи.
Эта простая истина в научном смысле наносит принципу цен
ности современного биологизма смертельный удар. Как только
мы занимаем какую-либо позицию по отношению к жизни, мы
тотчас знаем также нечто иное, что происходит не только из
самой восходящей жизни.
Итак, остается в силе: жизнь не есть высшее из благ. Правда,
такими цитатами нужно пользоваться с осторожностью. Им мо
гут быть противопоставлены другие. Гете говорит: «В жизни, оче
видно, важна сама жизнь, а не результат ее»20. В этом как будто
сказывается вера в жизнь, не нуждающаяся ни в чем «ином» для
оправдания жизни. Раз мы цитировали Шиллера, то мы не в
праве также сказать, что слово жизнь во времена Гете имело
иное значение, нежели в современной философии жизни, и что
поэтому нельзя в этой связи ссылаться на Гете. Это должно
было бы касаться также и Шиллера. Независимо от этого, Гете
действительно можно назвать предтечей современной филосо
фии жизни. Точное определение того, в каком смысле это мож
но понимать, завело бы нас слишком далеко. Поэтому мы отка
зываемся от
всяких ссылок на авторитеты и указываем только
еще на то, что можно даже соглашаться со словами Гете, не
становясь тем самым сторонником биологизма. Ведь то, что мы
ставим жизнь в отношение к чему-то иному, вовсе не значит, что
только
отделенные от жизни результаты имеют значение.
Сколь немного можно достигнуть при помощи биологизма
показывает, наконец, сравнение нового направления со старым в
отношении понятия борьбы за существование. Новое направле-