Файл: Риккерт_ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ (Киев 1998).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.04.2021

Просмотров: 3250

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Остается  еще  рассмотрение четвертого  из  подчеркнутых на­

ми  пунктов: тенденция отвергает всякую 

систему как нечто  ока­

менелое  и  неживое.  От  этой  тенденции  философия  жизни  на­
шего  времени  не отступит под  влиянием доказательства,  что она 
неспособна  разрешить важнейшие философские  проблемы.  Ско­
рее  напротив!  Указанию  на  ее  беспринципность  и  требованию 
прочного  фундамента  из связных  понятий  она как  раз  и  проти­
вопоставит заявление, что от нее, желающей быть живой  фило­

софией,  не следует ожидать твердой системы, а затем она может 

пойти дальше и утверждать: поэтому она и  не обязана ставить  и 
разрешать философские проблемы в старом, общепринятом смыс­

ле.  Она  является  именно 

новой философией,  живой,  как  сама 

жизнь,  и  потому  враждебной  всякому твердому  принципу и ока­

менелой  неподвижности.

Так философы жизни  в действительности часто защищаются: 

направленная  против них критика является, дескать, petitio princi- 
pii25.  Она исходит,  не имея  на то  права,  из  предпосылок неприз- 
наваемых  интуитивным  и живым  мышлением.

Таким образом,  как бы снова встает вопрос, не права ли фило­

софия жизни,  причем все теперь заостряется в вопросе: нуждает­
ся  ли  философия,  чтобы  быть  действительно  философичной,  в 
форме  системы,  в  которую  включается  мировое  целое,  или же 
она  может обходиться  без  системы.  Если  не хотеть системы  фи­
лософского мышления, то тогда, пожалуй, можно удовлетворить 
ся  интуитивной  или  биологической трактовкой  проблем,  как фи 
лософской.

Конечно, это можно. Кто может определить,  чем должна быть 

философия?  Какую угодно  манифестацию любви  к жизни  мож­
но  назвать  «философией»  и  затем  отклонять  систему  филосо 
фии жизни  как нечто  мертвое.

Но разве,  в таком случае,  не  придется  отклонить всякое 

уни­

версальное мышление, при этом как в отношении мира как объекта, 

так  и  в  отношении  человека  и  его  места  в  мире?  Для  нас  необ­

ходимость  системы  явилась  следствием, философского  универ­
сализма. Если вместе с системой падает также универсализм, что 

тогда остается еще от философии?

Вопрос этот тем более важен, что, несомненно, борьба против 

системы привлекла к современной философии жизни весьма мно­
гих.  Многим  систематическое  мышление  в  высокой  степени  не­
симпатично,  и ему могут быть противопоставлены самые  различ­
ные мотивы.  Поэтому мы  вынуждены  принципиально  разъяснить 

также  отношение  современного  культа  жизни  к  философской 
системе.  Только таким  образом  может быть доведена до  конца 

критика его.

399


background image

Чтобы предотвратить всякие недоразумения, надо прежде все­

го отметить,  что  борьба  против системы  не  поддается  опровер­

жению,  если  она  ведется  с  вненаучной  точки  зрения.  Мы  не 
отстаиваем одностороннего интеллектуализма, т. е. мы далеки от 
того, чтобы уменьшать значение человека, вообще нежелающего 

научно  мыслить  мир  в  его  целостности.  Поэтому  если  кто-либо 
борется  против системы, как, например,  Киркегор против филосо­
фии  Гегеля,  во  имя  «существования»,  мыслителя  или  ради  его 
бессмертной  души,  то  против  этого  ничего  не  поделаешь  логи­

ческими доводами. Это есть тогда религиозная оценка,  и теоре­
тику не остается  ничего иного,  как понять ее, исходя из лежащих 

в  ее  основе  религиозных  ценностей.  Опровержение  становится 
бессмысленным. Также  и  в том  случае,  когда любовь  к  красоте 
руководит  в борьбе  против лишенной  наглядности  системы,  по­

зиция борющегося  неприступна. Сомнительнее становится дело, 

когда Ницше  видит в  воле к системе недостаток честности.  Про­

тив такой  узкой  морально-фанатической  нетерпимости  человек 

науки  вправе  обороняться.  Но  и это  может  сойти.

Более того, даже те случаи,  когда на систему  нападают ради 

живой жизни,  могут быть поняты. С теоретической точки зрения 

можно  будет,  правда,  указать  тогда  на то,  что  любовь  к жизни 
ради одной лишь жизни, т. е. любовь к растительному существо­
ванию, есть нечто бессмысленное, так как только ценности, явля­
ющиеся чем-то большим, чем жизненные ценности, сообщают цен­
ность  самой  жизни,  и  что  пророк  чистой  жизни  сам  себя  не 
понимает,  если  он  полагает,  что  ставит жизнь  выше  всего  ради 
одной  лишь  жизни.  Однако  сама  теоретическая  точка  зрения 

уже может быть сочтена за 

petitio principii, и,  пока борьба против 

системы не выставляет научных доводов, она остается неопровер­

жимой.  Человек,  ведущий  такую  борьбу  и  принимающий  ее  за 

«философию»,  должен  только  знать,  что  при  этом  он  стоит  на 

почве мировоззрения,  которое  никогда не сможет быть теорети­

чески обосновано.

В  частностях  же  этот  род  антисистематики  не  представляет 

интереса  для  науки.  Философия  обращается  к  людям  теории  и 

только  их  и может хотеть убедить.

Вместе с тем  из этого следует, что положение  принципиально 

меняется,  как только борьба против системы  пробует опереться 
на  теоретические  основания.  Только  этот  случай  мы  имеем  в 
виду.  Только  он  имеет  значение  для  вопроса  о  возможности 

философии жизни. Такую борьбу, однако,  биологизм и  ведет на 
деле.  Ему  приходится  так  поступать;  ибо  если  уже  понятие  в 

качестве единичного понятия представляется ему негодным  из-за 

своей неподвижности, то  подавно он будет вооружаться  против

400


background image

системы  понятий,  стоящих  в твердых  отношениях  друг к другу, 

как  против чего-то  в  высшей  степени окаменелого  и  неживого.

Мы  не  стайем  обсуждать  правомерность  этого  на  примере 

такого  философа  жизни,  относительно  которого  остается  под 

сомнением, желает ли он дать  в своих мыслях одну лишь  науку. 

Но  мы  будем  рассматривать  этот  вопрос  не  только  в  общей 

форме,  но  также  и  на  частном  случае,  и  для  этого  в  качестве 

примера возьмем труд,  вовсе не  преследующий цели учить фило­

софии  жизни,  а  скорее  становящийся  на  чисто  теоретическую 
или наблюдательную точку зрения, чтобы опровергнуть, как «про­

роческую»,  всякую философию в старом смысле,  занимающуюся 
проблемами  мировоззрения*  При  этом  с  особенной  ясностью 

обнаружится  влияние  модных  философских  течений,  и  так  как 
борьба против системы  ведется  здесь автором, намеренным  мыс­

лить  чисто  теоретически,  то  с  ним  удобнее  всего  теоретически 

размежеваться.  Мы  придерживаемся  в данном случае таких мыс­

лей,  которые  по  замыслу  имеют  в  своей  основе  нашу  petitio 

principii.

В своей  «Психологии  мировоззрений»  Ясперс отвергает  вся­

кую  неподвижную  систему,  полагая,  что  этим  самым  он  служит 

чисто  наблюдательной  науке.  Что  исследователь  не  обходится 

без  понятий,  это ему хорошо известно.  Более того, без  система­
тики  понятий тоже не обойдешься.  Простое перечисление уводит 
в бесконечность.  Нам  нужны  схемы  для  понимания.  Но  считаясь 
с многообразием материала,  мы будем  искать возможно больше­

го  количества точек зрения  и остерегаться  подведения  всего под 
одну схему.  При этом  имеется  в виду не только  начало  исследо­
вания  —  против  этого  ничего  нельзя  было  бы  возразить,  —  но 
такая  смена схем должна оставаться  в науке  постоянно.  Каждая 
систематика с большей ясностью  покажет что-либо особое:  каж­
дая до  известной степени  права и становится  неправой,  как толь­

ко  начинает  выдавать себя за единственно  правомерную.

Итак,  систематика противопоставляется  системе. Систематика 

необходима, система же должна быть отвергаема. Задача состо­
ит  в том,  чтобы  быть  постоянно  систематичным,  но все же  пы­
таться  не отдавать  предпочтения  никакой  системе.  Обнаружива­
ется тенденция систематикой уничтожить систему.  Пытаются  сде­
лать  точки  зрения  живыми  и  подвижными  и  пробудить  созна­
ние,  что  возможны  разные  пути.  Всякое завершение  неизбежно

Karl  Jaspers,  Psychologie  der  Weltanschauungen.  (Карл  Ясперс. 

Философия  мировоззрения). 

1919.  Ср.  также  мою  статью:  Psychologie  der 

Weltanschauungen  und  Philosophie  der Werte.  Logos,  Rd:  IX  S.  1  ff  Часть 

изложенных  там  соображений  вошла  в  настоящую  книгу.

401


background image

вызывает  подозрение. Окаменелость не должна становиться  на 
место  подвижности.

Такова точка зрения современной философии жизни.  Ницше 

безусловно  согласился  бы  с  нею,  пожалуй,  и  Джемс,  а  также 

многие другие  философы жизни.  Но здесь  борьба  против  сис­

темы  выступает в  качестве  результата чистого  созерцания.

Но есть ли это теоретическая точка зрения?  Есть ли это чистое 

созерцание?  Почему,  наконец,  все должно быть живым?  Почему 
подвижность более ценна,  нежели твердость? 

Пророк  жизни мо­

жет считать это само собою понятным. Исследователю, желающе­

му только 

созерцать, такая партийность не к лицу.  Более того,не 

противоречит ли она самой сущности его?  В боязни затвердения 
может  иной  раз  сказываться  также  «добросовестный  дух», т.  е. 

человек теории. Но в праве ли эта добросовестность доходить до 
отвержения  всякой системы,  не упраздняя тем самым возможности 
чистой теории и не делая бессмысленной теоретическую добросо­
вестность?

Для чистого созерцания,  в особенности если  оно,  как в фило­

софии,  должно  быть  универсальным,  недостаточно  упорядочи­

вать  необозримый  материал 

как-нибудь;  как  люди  теории,  мы 

должны  считать один  порядок более верным,  чем другой,  а это 
убеждение предполагает,  что в конце концов существует 

один и 

только один  порядок,  который,  правда,  может быть неизвестен 
нам,  но  тем  не  менее  есть  истинный  порядок,  приближение  к 
которому составляет цель всех научных порядков. Противополо­

жение систематики  и  системы  не  может быть  проведено. Систе­

матика должна быть  на  службе образования  системы.  Без этой 
предпосылки  она  и  равным  образом  чистое  созерцание теряют 
всякий теоретический смысл.

В  частности,  говорить  о  насиловании  жизненных  содержа­

ний  системою  можно  только  с  точки  зрения  вненаучного  ми­
ровоззрения, т.  е. в  интересах  каких-либо атеоретических цен­
ностей  и  благ.  В  устах  созерцающего  человека  такие  слова 
неуместны. Для того,  кто считает возможным теоретическое на­

силование жизни, существует независящий от познающего субъ­
екта, упорядоченный по другим,  нетеоретическим принципам мир, 

который он  не хочет отдать на разрешение науке. Для человека 

теории,  свободного  от  каких  бы  то  ни  было  вненаучных  оце­

нок,  мир  в  начале  исследования, т.  е.  вне зависимости от како­
го-либо  понимания,  представляется  еще  не  «миром»  в  смысле 
космоса, упорядоченного целого,  но в  виде хаоса,  изображение 
которого фактически  невозможно и,  как  мы  видели,  в теорети­

ческом  смысле  бесполезно,  так  как оно  было  бы  лишено  поз­

навательного значения, даже если бы  мы  могли  его совершить.

402


background image

Только  формами  логического  или  рационального  мышления 
мы  вводим  наши  воззрения  в  сферу  теории.  Не  хаос,  данный 
нам  непонятым,  но  только  космос,  т.  е.  нечто  оформленное  и 
упорядоченное, стало быть, с точки  зрения хаоса уже изнасило­

ванное,  может  подвергнуться  насилию со стороны  теоретичес­
кого  понимания,  причем это мнимое  насилие системою означает 
не  более,  как  теоретически  необходимую  замену  вненаучного 

оформления  мира наукою,  превращение эстетического,  или эти­
ческого,  или  религиозного,  или  «живого»  мира в теоретически 

понятый  и  оформленный  космос.

Перед таким  превращение созерцающий человек, желающий 

только  исследовать,  должен  добровольно  склониться.  Разно­

родный  континуум  из одних лишь  переживаний,  которому хоте­

ла бы довериться  современная  философия жизни,  не заслужи­

вает  пощады.  Для  научного  философа  это  есть  лишь  нечто 

такое,  что  должно  быть  преодолено,  дабы  возникло  теорети­
чески  упорядоченное  царство  понятий,  т.  е.  система  филосо­
фии.  Итак,  мы  должны  остаться  по теоретическим  основаниям 

при том требовании,  которое  мы  в первой главе  поставили  перед 

универсально  мыслящей  философией.  Она должна охватывать 

мир  в его  целостности,  как  космос,  и  лишь  благодаря  системе 

она  приходит от теоретического хаоса к теоретически  понятому 

космосу.  Последний  же  составляет  неизбежную  цель  всякой 

универсальной  науки. Таким образбм,  как  раз с чистым созерца­

нием  неизбежно  связана  «воля  к системе».

Также  и  по теоретическим  мотивам  возможно отрицательное 

отношение  к определенному 

роду систем.  Философ будет осте­

регаться  всякого скороспелого закрепления,  опасаясь  при этом 

за  полноту  своего  мышления.  Однако,  это  означает лишь  напа­
дение  на  недостаточную  систему  в  пользу системы,  по  возмож­

ности  всеобъемлющей  и  полной.  И  поэтому  осторожность  по 

отношению  к  слишком  рано  замыкающемуся  ряду  мыслей  не 

имеет ничего общего с борьбой  против системы  вообще.  Скорей 
остается  необходимой  предпосылкой всякого чисто научного фи­

лософского  мышления,  что  какое-либо упорядоченное  целое из 

понятий  и  суждений  безусловно  имеет  силу  для  совокупности 

жизненных содержаний,  которую  мы  научно обрабатываем в  ка­
честве  мира;  и  к этому  прибавляется  дальнейшая  предпосылка, 
что  мы,  как люди  теории,  в  состоянии  также  все  более  улавли­

вать содержание этого целого  из  понятий  и суждений  в систему 
и  излагать  ее  в  осмысленных  положениях.  Если  для  нас  не  су­
ществует такого пути от хаоса одних лишь жизненных содержа­
ний  к космосу оформленных в системе жизненных содержаний, 

то научная деятельность философа утрачивает  всякую теорети-

403