ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3354
Скачиваний: 14
димо высвободить из живой связи с действительностью, по край
ней мере, изолировать его так, чтобы оно утратило свою непос
редственную и живую жизнь. Этим мы не становимся на сторону
эстетического «формализма». Даже тогда, когда художник Изли
вает свою живую душу в свои произведения, и они вследствие
этого излучают всю теплоту его чувства, то все же эта «жизнен
ность» не имеет ничего общего с той жизнью, которой мы как
живые существа витально живем.
Можно, правда, сказать о статуе, что она «живет», в отличие
от мертвого мрамора, из которого она в действительности сос
тоит. Однако, эта жизнь ее протекает не в действительности
витальной жизни, ибо действительность ее остается мертвой, но
есть некая «идеальная» сфера, в которой движется эстетическая
«жизнь». Все то в произведении искусства, что относится к
искусству, настолько отделено от действительности витальной
жизни, что его вообще нельзя уже более назвать «действитель
ностью», если под этим словом разуметь протекающую во вре
мени и протяженную в пространстве психофизическую реаль
ность, к которой принадлежат живые существа. Точно так же,
как логический смысл истинного положения, эстетический смысл
произведения искусства, который мы понимаем и который толь
ко и важен для эстетического человека, представляется недейс
твительным, равно как и неживым.
В современном искусстве встречаются, правда, произведения,
которые, по-видимому, противоречат этому. В них не весь мате
риал подвергается такому оформлению, которое отдаляет его
от действительной жизни. Это можно уяснить себе на одном
из изваяний Родена. Человеческое тело вырастает из куска
мрамора. Само тело художественно оформлено и отделено
от действительности камня. Мрамор же под ним остается кам
нем, но тем не менее принадлежит к произведению искусства.
В то время, стало быть, как тело означает нечто иное, чем то,
что оно есть, мрамор этот одновременно в действительности
есть то, что он означает в произведении. Здесь как бы нет
более распада действительности и эстетического смысла, и в
других искусствах можно найти подобные примеры. В музы
кальных произведениях встречаются тоны, действующие толь
ко как действительность, например, как живой крик. Здесь эсте
тическому грозит опасность совершенно совпасть с живой дей
ствительностью.
Тем не менее, этот и другие примеры не могут быть противо
поставлены нашему утверждению, так как нужно иметь в виду,
что дело идет всегда лишь о
частях внутри эстетического це
лого, и что, совершенно независимо от того, одобряем ли мы
414
эстетически подобные эффекты или нет, живая действительность,
поскольку она вообще входит в искусство, принимается в расчет
только как
ко н тр а с т к эстетически оформленному. Эти элемен
ты действительности все же имеют, таким образом, эстетическое
значение, не совпадающее с их живой действительностью, и пото
му не только не противоречат нашему взгляду, но скорее подт
верждают его: только в своем неживом значении, а не в качестве
живых действительностей, входят они в эстетическую сферу. Итак,
они также свидетельствуют об удалении искусства от жизни и о
неизбежном распаде между жизненными и культурными ценнос
тями. Напрасно станут искать произведение искусства, которое
содержало бы одну лишь живую жизнь.
В нашу биологическую эпоху, как мы видели, нет недостатка в
попытках придать искусству непосредственность жизни, несвойст
венную ему. Одухотворенная попытка в этом направлении, насы
щенная, правда, Шопенгауэровой метафизикой воли, принадлежит
тому же Ницше. Когда в книге о «Рождении трагедии из духа
музыки» дионисическое противопоставляется аполлоновскому, то,
помимо других, тесно связанных с этим мотивов, это означает,
что для человека, желающего жить стихийной жизнью, аполло-
ново искусство, оно же и есть удаленное от живой жизни, недос
таточно.
Но уже одна мысль Ницше, что музыка ближе к жизни, чем
другие искусства, не верна. Скорее можно было бы сказать, что
среди искусств она представляет то, что математика среди наук. В
ней достигается наибольшее удаление от живой жизни, какое только
возможно при сохранении наглядности. Именно она поэтому бо
лее, чем что-либо иное, относится к царству аполлоновского и
неживого и то же самое относится, если, быть может, и не в такой
мере, к другим искусствам, к трагедии, равно как и пластике.
Дионис, понятый как бог одного лишь дикого жизненного
импульса, не имеет ничего общего с эстетической сферой. Изгнать
его из этой сферы или, по крайней мере, наложить на него
оковы, — вот в чем должна заключаться задача всякого истинно
художественного оформления.
Правда, взгляд, что искусство также «умерщвляет» непосредс
твенную жизнь, как наука, покажется многим совершенно пара
доксальным. Как часто чувствуем мы повышение всех наших
жизненных сил при созерцании произведения искусства! И тем
не менее мы не должны поддаваться обману и должны помнить,
что здесь слово жизнь имеет другое значение, чем непосредст
венная витальная жизнь или та жизнь, о которой существуют
биологические теории. Остается верным, что истинная эстетичес
кая культура возможна только тогда, когда мы строим мир над
415
жизнью, который уже не является живым в том же смысле, как и
живая природа в отличие от мертвой действительности.
Как глубока пропасть между искусством и жизнью, станет, быть
может, еще яснее, когда мы перейдем от художественной к
нравс
твенной культуре. Здесь речь идет о желающем и действующем
человеке. Он никогда не удаляется настолько от жизни, как на
учно-мыслящий или художественно-созерцающий. Снова мы дол
жны здесь, принимая во внимание также жизненность самих куль
турных благ, установить принципиальное различие, отделяющее
нравственные образования, как брак и семья, право и государст
во, нация и человечество, от художественных и научных произве
дений в еще большей степени, чем эти последние разделены
между собой.
Этическая ценность прежде всего всегда связана с волей и
может быть только перенесена отсюда на другие действитель
ности. Это этическое благо, однако, тотчас же потеряло бы свой
этический ценностный характер или свой этический смысл, если
бы воля не оказывалась деятельной в мире живой, витальной
жизни. Это уяснится, как только мы вспомним, что также иссле
дователь или художник, поскольку он творит, имеет в широчай
шем смысле автономную волю, то есть, стремится осуществлять
культурные блага ради ценностей истины или красоты. И это
станет, быть может, еще ясней, если мы будем искать этический
принцип не только в чисто формальной автономии воли, кото
рая может относиться ко веяному осуществлению ценных благ,
но вспомним, что нравственное желание в более узком смысле
предполагает отношения нравственных существ, автономных лич
ностей друг к другу, то есть, должно носить социальный харак
тер, причем тогда центр тяжести лежит либо на отдельном инди
видууме как члене общества, которому он противопоставляется,
либо на тех связях, которые объединяют в единое целое соци
альные индивидуумы, то есть, на самом обществе. Человек в ка
честве социального существа, конечно, имеет дело с живой, ви
тальной жизнью совершенно по-иному, чем асоциальный по су
ществу человек теории или искусства.
Тем не менее, для него не только принципиально не совпада
ют жизненные ценности и ценности этические, но и в социаль
ной жизни культура непосредственно обращена против одной
лишь витальной жизненности. Именно постольку, поскольку она,
не имея в виду, правда, ее уничтожения, все же стремится подчи
нить ее своим этическим целям. С этим неизбежно связывается
ограничение витальности.
Можно даже утверждать, что, если в одном отношении жизнь
и культура связаны здесь теснее, чем в области науки или искус--
416
ства, то в другом отношении антагонизм между ними выступит с
особенной ясностью. Социально-этический человек лишь редко
вправе позволить своей жизни, за которую он ответствен перед
собою и другими, идти просто своим «жизненным путем». Ско
рей наоборот, он должен чувствовать себя призванным к тому,
чтобы вмешаться в живое, которое само по себе по отношению
к этической ценности индиферентно, чтобы в нем оказались зна
чение и смысл. Как раз вследствие близости этого стремления к
жизни, напряжение между жизнью и культурой достигает здесь
особенно высокой степени. Поэтому оно должно также замет
нее ощущаться, чем, например, в области искусства. И поэтому и
случается, что натуры с эстетическими задатками, ищущие покоя
и гармонии, отворачиваются от этического стремления вследст
вие его «ригористической» враждебности жизни, чтобы соскольз
нуть в область эстетического, правда, не всегда отдавая себе при
этом отчет в том, что этим они отнюдь не приближаются к живой
витальной жизни. Напряжение перестало только давать знать о
себе, так как они совсем далеко ушли от живой жизни, и такое
«разрешение» противоречия удовлетворяет их.
Разумеется, мы не хотим сказать, что этическая воля призвана
преобразовать
всю витальную жизнь от основания. Напротив, в
качестве условия нравственной культуры, вследствие относитель
ной близости ее к жизни, просто витально живое также может
оказаться связанным с этическими ценностями и получить иной
раз большее значение.
Это оказывается верным, например, при оценке сексуально
этических явлений. Правда, в корне неверно в чисто витальном
половом побуждении уже видеть этическое благо. Такие преуве
личения можно понять только как реакцию против не менее
извращенного постижения или «одЬяволения» его. Побуждение
как таковое подобно всем просто жизненным побуждениям, эти
чески совершенно индиферентно: исключительно от того, как
мы оформляем всю жизнь наших витальных побуждений, зависит
наличие или отсутствие в них этического характера. Говорить об
этических ценностях или противоценностях в самой сексуальной
жизни не имеет смысла. Но сексуальная этика может, пожалуй,
показать, что внутри ценностно-телеологических этических комп
лексов, трактуемых ею, некоторые части надлежит как раз по
этическим основаниям, ради общения автономных личностей, остав
лять в их чисто естественной или витальной жизненности. Био
логически «здоровое» получает поэтому при известных обстоя
тельствах этическое значение, неприсущее ему как таковому. Не
сомненно, существуют области культуры, в которых стихийные
жизненные побуждения в качестве чисто естественных основ игра
14
Рикксрг
417
ют столь огромную роль, что. далеко заходящая рефлексия мо
жет оказаться помехой для их функций и угрожать тому, что как
раз в своей биологической жизненности и нетронутости является
условием осуществления социально-этических благ, как брак, се
мья и т. д.
Это обстоятельство больше всего, пожалуй, склоняло к тому,
что биологическое или просто витально-жизненное отождеств
ляют с нравственным и любят говорить о «праве» на изживание
витальности.
Однако^ и здесь опять смешиваются цель и средство. Виталь
ность только средство. Всегда этическая ценность должна быть
уже перенесена на то, что только живо, чтобы жизнь вышла из
своей ценностной индифферентности. «Естественное состояние»,
в котором одни лишь жизненные побуждения действуют свобод
но и жизнь беспрепятственно изживает себя, повсюду противог
поставляется культурному состоянию. Культурный прогресс, за
некоторыми исключениями, которые ограничиваются частями бо
лее крупных комплексов, связан с упорядочением и ограничени
ем простого жизненного импульса. Это зачастую может оказы
ваться очень неудобным для отдельного лица, и если оно откры
то об этом заявляет, то не приходится ничего возражать на это.
Но только «право» на простую жизненность или на изживание
витальной жизни в качестве «нравственного требования» уж
слишком наивно и во всяком случае не имеет ничего общего с
культурой.
Этической личности живое противостоит повсюду как «вопло
щенный материал ее долга», который она должна охватить, что
бы преобразовать его согласно этическим нормам. Более того, в
этической области мы особенно должны привыкать к сознанию,
что сама жизнь никогда не может дать норм для нашего стрем
ления и поведения. Только витальная жизнь всегда остается фак
том, который имеется налицо, и о котором ничего нельзя сказать,
кроме того, каков ок.
Наконец, чтобы упомянуть еще и об этом, едва ли требуется
особое доказательство,
что религиозные ценности не суть жиз
ненные ценности. Попытки оправдания религиозной веры тем,
что религиозные народы имеют больше шансов на победу в
борьбе с другими народами, должны действовать на истинно
религиозных людей прямо-таки отталкивающе. Они сводятся к
похвале суеверия и имеют с обоснованием религиозных ценнос
тей столь же мало общего, как и известные восхваления религий
в качестве опоры трона и государства. Религиозный человек мо
жет видеть в религиозных ценностях лишь «абсолютные» цен
ности, стоящие выше всех иных. Он должен отвергнуть всякую
418