ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3362
Скачиваний: 14
Бергсон может быть рекомендован веем тем, которые думают,
что философствуют «монистично», когда ориентируются, как не
когда Syst6me de la natuге, на комплексе физических понятий и,
таким образом, пытаются охватить мировое целое.
Все равно, кладут ли они при этом в основу Ньютона или
Эйнштейна. Мир не так мал и беден, как они думают. Бергсон
увидел иную его сторону, недоступную вычислению.
Этот мыслитель может содействовать также окончательному
преодолению всех попыток придавать человеку и человеческому
по возможности более низкую цену. Если сравнить его метафи
зику с более старым направлением биологизма, в котором все
сводится к исчислимой полезности, экономии мышления и энер
гии, массовому производству детей и к иным подобным «миро
вым целям», то он оказывается на большой высоте. Он ищет
всеобъемлющего мировоззрения, охватывающего также «не рас
судочное». Здесь есть надежда, тогда как там приходилось вся
кую надежду оставить.
Далее у него еще есть следы того великого, что принесло с
собою XIX столетие, особенно в его учении о воле и в мысли о
развитии, которые противопоставлялись рационализму и принци
пу устойчивости XVIII столетия. Правда, волюнтаризм немецкой
философии ориентировался более на автономную личность, чем
на «инстинкт», а эволюционизм — более на силы истории, чем
на «elan vital». Особенно по отношению к исторической жизни
жизненная философия Бергсона обнаруживает поразительно мало
понимания, и об этом модном течении, с его развивающейся во
лей к жизни, можно говорить только как о следах и остатках
классической немецкой философии. Но, быть может, эти остатки
дают возможность более полного развития этих мыслей, и в
таком случае отрадно, что, по крайней мере, волюнтаризм и эво
люционизм Бергсона стали модой.
Однако, выше остальных должен быть поставлен первый труд
Бергсона о непосредственных данных сознания, который появил
ся уже в 1889 г. и долгое время, к сожалению, оставался почти
незамеченным. Границы естественнонаучного образования поня
тий убедительно обнаружены здесь со своеобразной точки зре
ния. Особенно тщательно здесь показывается, как мало в состо
янии математическая физика уловить то, что мы называем дейст
вительностью.
Это останется главной заслугой Бергсона. То, что происходит
в бесконечном пространстве и может быть отнесено к нему, есть
лишь часть мирового целого. С философией жизни, в более
узком смысле, основанной на биологистическом принципе, как
раз эта книга Бергсона не имеет почти ничего общего. Но инту
429
иционизм применяется здесь очень удачно для критики рациона
листических догматов. Свою миссию — очистить почву для бо
лее широкого понятия мира — философия жизни выполняет здесь
в принципе так же, как это сделало открытие наглядной и живой
«природы» во времена бури и натиска. Она научает видеть не-
поддающёеся вычислению, которое ведь тоже существует. В этом
положительный смысл интуиционизма.
Также и у Ницше мы находим глубокие прозрения в области
непосредственно живого, в отличие от только мыслимой жиз
ни. И прежде всего, он с неподражаемой силой вновь выразил
настроение, охватывающее неизбежно всякого мыслящего че
ловека, когда он оказывается не в силах овладеть богатством
живого мира. И как раз
вненаучная сила языка является здесь
решающей. Ведь то непостижимое, которое сейчас называют
«жизнью», не входит ни в какое теоретическое или научное
словесное значение, и название жизнь было бы поэтому столь
же недостаточно, как и всякое другое, если бы Ницше не сумел
придать слову «жизнь» смысл, сверхнаучно доводящий до соз
нания огромную атеоретическую важность того, что не может
быть подведено ни под какое понятие. Эта важность
чувству
е тся у Ницше непосредственно, даже если она логически не
постигается. Это, правда, само еще не наука, но нечто научно
значительное, так как указывает на границы научного мышле
ния; поэтому всякий, кто смешивает понятия с действительнос
тью жизни, также в философском смысле может многому нау
читься у Ницше.
Что другие мыслители уже раньше думали подобное, не меня
ет его значения. Указание на «природу» или на «жизнь», как бы
не называть то, что имеется в виду, все вновь оказывается необ
ходимым. То, что надлежало сказать внятно для нашего поколе
ния и для наших ушей, Ницше выразил прекрасно и проникно
венно, и каждая эпоха должна по-своему найти и на своем языке
сказать то, что ей нужно*.
Итак, мы по-прежнему будем отвергать интуитивное и тем бо
лее биологистическое познание мира и жизни в ее жизненности,
0 Я не касаюсь незрелой болтовни тех, которые, не имея основательных
знаний, ставят Ницше в один ряд с мыслителями, как Платон, Аристотель,
Плотин, Августин, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель. По отношению к
Ницше совершается несправедливость, когда его сравнивают с этими мыс
лителями. Его можно сопоставлять с такими культурными явлениями, как
Руссо, хотя и здесь уместна осторожность. Значение Ницше для общей
культуры еще нельзя обозреть. Является ли он «европейским событием»?
На это у нас нет ответа. Несомненно он принадлежит к числу остроумней
ших писателей Германии. Этому мы можем радоваться. Но принадлежит ли
430
так как всякое познание нуждается в не живых понятиях, а поня
тия биологии, кроме того, и не универсальны. Но одному мы
действительно можем научиться у философии жизни, если мы
поймем ее лучше, чем она сама себя понимает: мы никогда не
должны думать, что понятиями философии мы поймали саму
живую жизнь, но в качестве философов можем только ставить
себе задачу приближаться к жизни настолько, насколько это
совместимо с сущностью философствования в понятиях.
Но прежде всего философия жизни заставит нас не забывать
в философии также о жизни, которую философия вынуждена
«умерщвлять». О жизни, которою все мы живем, приходится фи
лософствовать; более того, мы поступим правильно, если поста
вим ее в центр, чтобы из него продвигаться вперед к мировому
целому. Живого человека в его целостности должны мы понять
прежде всего, а затем в связи с ним мир, в котором он живет. В
особенности же философия не должна мыслить только мышле
ние и в качестве логицизма становиться враждебной полноте
жизни, подобно всем иным односторонним направлениям, расши
ряющим понятия специальных наук до пределов понятий о ми
ровом целом, поступают ли они так в форме материализма иди
психологизма, биологизма или историзма.
В этом смысле, стало быть, и мы должны философствовать,
исходя из полноты жизни, постольку мы можем даже сослаться
на ницшевскую
любовь к жизни. Будем благодарны всякому, кто,
как Некогда буря и натиск учили людей любви к «природе», учит
нас теперь любви к «жизни» в ее богатстве и неисчерпаемой
жизненности. Благо тем из нас, которым не только.как молодо
му Гете, великолепно сверкает природа, но которые могут также
вместе со старым Гете несмотря на все тяжелые переживания
сказать: «Какова бы она ни была, жизнь, она хороша». Такому
отношению к жизни может сейчас содействовать Ницше, если мы
в таком содействии нуждаемся.
он к числу «великих философов»? Кто
осмелится
назвать Платона или
Канта остроумными? Я позволю себе личное замечание. Молодым студен
том я прочел летом 1886 года первые три части Заратустры, с сильнейшим
одушевлением, в то время, когда Ницше был еще совершенно неизвестен, и
с тех пор я читал каждую строчку его, становившуюся доступной мне. Часто
ранее мне приходилось слышать, что я переоцениваю его, и сейчас еще, я
все вновь обращаюсь к его произведениям. Но «великим философом» я
стану считать его только тогда, когда мне покажут, что он добился чего-
либо существенно нового во
вневременных
проблемах философии, ко
торые господствуют со времени Платона над европейским мышлением. А
такая попытка до сих пор не сделана. Более того, в некоторых основных
вопросах Ницше остается позади того, что в науке было давно уяснено,
когда он начинал философствовать.
431
Правда, его любовь к жизни еще не есть философия, более
того, своею страстной партийностью она противоположна науке.
Однако как жизненное настроение она тем не менее может ока
зать благоприятное влияние на развитие подлинной философии
жизни, если она не влечет за собой презрения к мышлению. В
мышлении и философствовании мы также будем с любовью заг
лядывать в очи жизни, ища сверкающего в них «золота», и будем
хранить его, поскольку это совместимо вообще с мышлением.
В этом отношении мы можем вполне идти рука об руку с
современностью, даже с модой, испытывающей на себе влияние
Ницше. Что живой человек любит жизнь, из которой происходят
его радости и страдания, это только в порядке вещей, и что он
стремится к философии, раскрывающей ему сущность и смысл
этой жизни, поскольку это доступно мышлению, — против этого
нельзя сделать никаких возражений. Всякая действительно всео
бъемлющая философия должна быть философией всех нас объем
лющей жизни. О том, чем мы как-нибудь не «живем», мы не
можем и мыслить. И, с другой стороны, обо всей жизни мы
должны мыслить в философии.
Одно лишь надлежит —■
все вновь подчеркивать и помнить,
чтобы жизненное настроение не повело нас на ложные пути
интуиционизма и биологизма: пропасть между мышлением и жиз
нью никогда не может быть заполнена. Поэтому, если в борьбе
жизни с мышлением, жизнь побеждает, то это означает вместе с
тем поражение философии. Жизнь только как жизнь остается
под философским углом зрения хаосом. Более того, чем живее
она, тем более хаотичной должна она представляться мыслителю,
если он переживает ее действительно в ее жизненности. Тот, кто
этого не пережил еще, очень далек от жизни. Правда, может быть,
верно и то, что говорит Заратустра: надо иметь в себе еще хаос,
чтобы уметь родить пляшущую звезду. Но хаос еще не есть
пляшущая звезда, она должна быть еще только рождена в нем.
А не подчинив путем понятий жизненный хаос мышлению, мы не
придем ни к какой звезде, не говоря уже о космосе, о мире звезд,
заслуживающем этого имени.
Это, конечно, показывает, с одной стороны, как правы те, кто
указывает на богатство жизни, на ее неисчерпаемое многообра
зие, которое каждую минуту бодрствования нас окружает, или
вырастает в нас, и которое столь часто забывают из-за понятий
науки. Но, с другой стороны, с неменьшей ясностью в этом обна
руживается, что человек теории никогда не охватит конкретного
живого богатства действительности, поскольку он хоть сколько-
нибудь занимается наукой. Видеть только одну сторону — это
ошибка рационализма и интеллектуализма. Антирационализм и
432
антиинтеллектуализм современной философии жизни не менее
односторонен в противоположном направлении. Из того обстоя
тельства, что продукты мышления кажутся бедными при сопос
тавлении с самой жизнью не следует выводить обвинения против
науки. Напротив, надо стараться понять, в чем несмотря на без
жизненность его содержания состоит тем не менее несравненное
положительное значение научного понятия. Быть может, мы пой
мем, что как раз в его ограниченности и заключается величие,
как только мы освободимся от модного предрассудка, требую
щего, чтобы
все было живым. Итак, положительная теоретичес
кая ценность философии жизни для человека науки главным
образом ограничивается все-таки тем, что указывает ему на но
вый
материал, требующий обработки в понятиях и предостере
гает философа, чтобы он не «разделывался» слишком скоро с
жизнью. Но и этого поистине не следует недооценивать. В осо
бенности, философия жизни может нам показать, как жизнь в
своей непосредственности носит печать неповторимости, своеоб
разия и, стало быть, незаменимости. Как раз в этом отношении
легко вводят в заблуждение сети понятий и слов, которыми мы
по
необходимости опутываем в науке индивидуальность и особ-
ность реального. Слова Бергсона о готовом платье в этом отно
шении так же справедливы, как жалоба Гете на похожие друг на
друга сапоги. Особенно естествознание не работает по индиви
дуальной мерке и не может этого делать. Ввиду того, что сущ
ность его в образовании
общих понятий, в содержание которо
го не входит однократное, особенное, индивидуальное, оно ни
когда не приводит нас к постоянно новой и повсюду оригиналь
ной, несравнимой реальности.
Как уже отмечено, бросается в глаза, что Бергсон, который
отождествляет науку и естествознание согласно французскому
словоупотреблению
(Science), по-видимому, не обнаруживает по
нимания исторических дисциплин, которые тоже ведь принадле
жат к науке, но тем не менее понимают жизнь не генерализируя, а
рассматривают ее в ее неповторимой однократности и тем самым
подходят к живому как индивидуальному, по крайней мере бли
же, чем обобщающее образование понятий естественных наук.
Зато другие философы жизни, как Ницше, Дильтей и Зиммелыв
этом отношении смотрели глубже и дали старой проблеме об
отношении общего к частному новое интересное освещение. С
ними нам придется согласиться, в особенности там, где они отста
ивают незаменимость личности или единичной души с ее «инди
видуальным законом», равно как и там, где они подчеркивают
наглядность и непосредственность содержаний переживания. И
то и другое мы находим уже у Гете эпохи бури и натиска; и то и
433