ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3364
Скачиваний: 14
другое исходит из одного источника, живой жизни, о котором не
должна забывать никакая философия, даже если она поняла, что
ее задача не может заключаться в том, чтобы улавливать своими
понятиями сами эти живые потоки. Она должна отдавать себе
точный отчет также в том, чего она не может. Только так она
приходит к действительно всеобъемлющему мировоззрению.
В связи с этим можно было бы указать еще ряд пунктов, по
которым мы также можем идти рука об руку с современной фи
лософией жизни. Она справедливо отстаивает прогрессирующее
развитие живой жизни против консервативного принципа непод
вижности, характерного для математически-физического мышле
ния, неустанное становление и творческий расцвет против окаме
нелого бытия и бесплодной косности, взгляд, что сущность дей
ствительного мира — движение и изменение, а не покой и неиз
менность. Равным образом, в отличие от психологии представле
ний, она с полным основанием подчеркивает значение воли и
действия, присущих всякой живой жрзни, которая не только пас
сивно воспринимает и терпит, но повсюду, где она действительно
жива, она противопоставляет себя миру в качестве формирующей
и образующей силы. Короче, если воспользоваться расхожими
словами, эволюционизм, волюнтаризм и активизм по праву выс
тупают против статики интеллектуализма и рецептивности. И пов
сюду важно то, что при этом выступают свидетели живой жизни.
Это остается в силе даже, если с неменьшей достоверностью
существует также неизменное, непреходящее, вечное, о котором
философия также не должна забывать.
Перечислять дальнейшие особенности не нужно, так как общий
принцип, на котором основано положительное значение особен
но
интуитивной философии жизни, уже сейчас должен быть
ясен. Она не разрешает никаких проблем, но ставит мышление
перед новыми задачами, а это уже много значит.
Правда, осторожность всегда уместна по отношению к мод
ным течениям. Им недостает принципиальной ясности как раз
относительно важнейшего, что они в себе заключают, и поэтому
они легко склоняются к тому, чтобы слишком односторонне выд
вигать свое лучшее на первый план. Так говорили о «новом
идеализме», который, на место характеризующих идеализм 1800
года «разума, гуманности, закона», ставит «жизнь, любовь, силу», и
в качестве представителей его наряду со Стефаном Георге, Диль-
теем и Бергсоном называли также автора этой книги и его уче
ников*. Против этого, однако, приходится сделать некоторые воз
*
Gertrud Bäumer. Weit hinter den Schützengräben. Aufsätze aus dem
Weltkrieg. 1916.
434
ражения, в особенности, если думают, что один род идеализма
исключает другой. Ведь сказал же один из классических предс
тавителей старого идеализма, Фихте, в 1800 году, в своем «Назна
чении человека»: «Мертвая, тяжелая масса, которая только запол
няла пространство, исчезла, и вместо нее течет, волнуется и бур
лит вечный поток жизни, силы и действия первозданной жизни».
Здесь мы имеем жизнь и силу (вместе с тем Бергсона in nuce)27,
также у одного из «старых» идеалистов. И любовь у Фихте
также не отсутствует. Уже одно это не позволяет нам предпола
гать в этом отношении противоположность нового старому, и
кроме того, мы не в праве были бы отказаться от разума, гуман
ности и закона, если бы даже считали их несовместимыми с
жизнью, любовью и силой. В действительности же оба направле
ния в философии могут быть вполне объединены. Вернее, вооб
ще не входит в задачу науки отстаивать тот или иной атеорети-
ческий идеал. Она будет стремится достигнуть ясного понимания
всех жизненных целей, чтобы затем избегать всякого односто
роннего или-или, которое обедняет, ради всесторонности обога
щающего синтеза.
Однако, это приводит нас вместе с тем еще к одному послед
нему пункту, благодаря которому современная философия жизни
имеет также
положительное значение. Идеалы существуют только
на почве полагания
ценностей, и достаточно вспомнить Ницше,
чтобы тотчас же увидеть, что философские течения нашего вре
мени выдвинули на первый план не только понятие жизни, но
также понятие ценности. Оба они тесно связаны друг с другом.
Живая жизнь всегда вместе с тем — оценивающая жизнь. Поэ
тому, проблема жизни неизбежно ведет к проблеме ценности и
вместе с тем к тому вопросу философии, который может считать
ся важнейшим из поставленных в наше время. Также и за то, что
философская мода привлекла внимание к проблеме ценности,
мы должны приветствовать ее тенденции.
Правда, и здесь надо предостеречь от увлечения. «Переоценка
всех ценностей», к какой стремился Ницше, не может быть зада
чей науки. Более того: могут ли вообще быть переоценены цен
ности как ценности? На человеческие оценки и отношения к
ценностям, которых не нужно смешивать с самими ценностями,
можно влиять. Можно, стало быть, добиться того, что одна цен
ность заменяет собой другую и ценится вместо нее. Сами цен
ности при этом не «переоцениваются». Они остаются тем, что
они есть. Ценности как ценности не могут меняться, только наше
отношение к ним подвержено изменению. Ницше недостает ясно
го лонятия ценности, но если даже отвлечься от этого, все же
философия как наука, как повсюду, так и по отношению к цен
435
ностям, не должна быть практически оценивающей; она берет
свой предмет чисто теоретически, и поэтому «переоценка», если
вообще говорить о ней, не входит в ее область.
С другой стороны, нельзя отрицать, что ценности как ценности
совершенно так же принадлежат к «миру», как и свободное от
ценности действительное, и потому так же должны стать предме
том исследования философии, как универсальные науки. Что че
ловек теории должен ограничиваться исследованием того, что
действительно — это ничем не оправдываемый предрассудок.
Ценности как ценности недействительны и несмотря на это они
могут быть поняты теоретически не мёнее, чем свободная от цен
ностей реальность. Более того, как раз, если подчеркивается, что
философия как наука должна не оценивать, а познавать, предс
тавляется необходимой задачей узнать, до каких пор простирает
ся в мире область ценностей. Только тогда философия, навер
ное, избегнет оценки ценностей в своей сфере, если она в точнос
ти знает, где она имеет дело с ценностями, и какого рода эти
ценности.
По отношению к этим проблемам философия, лежащая за
пределами современных течений, особенно академическая, обна
руживает в настоящее время поразительную робость. Проблему
ценностей она почти со страхом обходит или, вернее, трактует ее
только имплицитно, не называя по имени, что ведет к ряду неяс
ностей. Здесь многие могли бы поучиться у модной философии.
Примеры пояснят это. Лотце хотел не только «исчислять»
мир, но также «понимать его». О понимании много говорят и
сейчас, противопоставляя его описанию и объяснению. Но что
значит «понимать», если слово это должно сохранять свой мно
гозначительный смысл и принципиально отличаться от исчисле
ния, объяснения или описания? Только действительное всегда
остается непонятным. Понимать можно только «смысл» или «зна
чение» вещи, а смысл и значение что бы то ни было имеет
только по отношению к ценности. Во всех отношениях свобод
ное от ценностей бытие вместе с тем лишено смысла и значе
ния. Поэтому, если хотеть «понимать», то нельзя игнорировать
ценности. Иначе не знают, что понимается.
Также о «значимости» (Gelten) говорят в философии со вре
мени Лотце; выражение это даже стало почти что модным. За
нятие же ценностями, несмотря на это, считается «ненаучным».
Как будто что-либо иное, кроме ценности, может иметь значи
мость! Что же называется словом «значимость», если оно не
имеет значения ценности? Только сущее никогда не имеет значи
мости, точно так же, как оно остается непонятным. Правда, гово
рят: факт имеет значимость. Но это неточно. Не факт, а
положе
436
ние, что нечто фактично, имеет значимость, и лишь постольку,
поскольку оно имеет
истинный смысл. Истина же по сущности
своей есть ценность. Следовательно, нет также свободной от цен
ности теоретической значимости.
Это приводит нас вместе с тем к особому пункту, имеющему
принципиальное значение. Истина есть ценность. Она обращает
ся к нашему интересу. Мы относимся к ней оценочно. Непонятно,
как это можно отрицать*. В этом отношении даже биологисти-
ческая теория знания прагматизма имеет заслуги. Правда, она
сбивается с пути, полагая, что теоретическая ценность может быть
сведена к «полезности» или к какому-нибудь иному атеоретичес-
кому благу. В этом заключено грубое смешение двух коренным
образом различных понятий ценности. Но с полным правом утвер
ждается, что истина по сущности своей ценностна, и что познаю
щий человек также должен рассматриваться как оценивающий
субъект.
Проблема истины никогда не сможет быть решена как проб
лема действительности. Взгляд этот, правда, вовсе не нов. Он
никому, особенно после Канта, не должен был бы оставаться
неизвестным. Но современная философия жизни также вновь
дала ему эффективное выражение и этим указала многим на то,
что теоретик-исследователь как оценивающее существо должен
быть поставлен в один ряд с человеком нравственности, искусс
тва и религии. Дело не обстоит так, что только атеоретический
человек оценивает, а познающий остается независимым от цен
ности, но оба оценивают, и только род ценностей, которыми они
руководствуются, и соответственно этому род оценки принципи
ально отличны друг от друга.
Что эта важная мысль в модной философии смешана с эле
ментами, не выдерживающими критики, не слишком много меняет
ее значение. Мысль эта может легко освободиться от этих эле
ментов и тогда она обнаружится во всей своей значительности
для построения обоснованного миро- и жизнепонимания. Лишь
благодаря тому, что мы также субъект теперь понимаем как ценя
щего истину и соответственно этому его познание понимаем как
теоретическое благо, с которым связана ценность истины, мы мо
жем понять человеческую жизнь как в ее
многообразии, так и в
*
Подробное обоснование этого взгляда я пытался дать в моей книге
«Gegenstand der Erkenntnis» Dritte Aufl. 1915. В этом философская pointe28
этого «Введения в трансцендентальную философию». Я надеюсь, что в бли
жайшее время смогу опубликовать первый том системы философии, постро
енной на этой гносеологической основе. Здесь я вынужден ограничиться
замечаниями, которые должны лишь указать на связь между критикою совре
менной философии и положительным построением философии жизни.
437
ее
единстве. Взгляд, которому как учению о «примате практи
ческого разума» положено начало у Канта, мы находим вновь,
хотя отчасти, в очень искаженном виде, у мыслителей, как Ницше
и Бергсон, Дильтей и Джемс, и поэтому также их мысли могут
стать по крайней мере важными исходными точками для плодот
ворного развития философии. Необходимо только, чтобы мы,
поняв ценность истины как ценность, охарактеризовали в ее свое
образии и затем отчетливо представили сознанию научный «мир»
во всем многообразии его форм как мир теоретических, смысло
вых и ценностных образований. Только так мы будем в состоя
нии оценить значение их для жизни в целом.
Взгляд на сущность истины как на ценность во многих отно
шениях важен как раз для философии
жизни. Здесь мы особен
но подчеркнем то, что этот взгляд указывает нам, где надлежит
искать «*///ое» жизни, о котором уже неоднократно заходила
речь. Тот, кто философствует о жизни именно в качестве чисто
познающего, не может сомневаться в дом, что истина о жизни как
ценность имеет значимость независимо от жизни, так как иначе
она не была бы истиной, доступной познанию, а если он понял
это, то вместе с тем он неизбежно будет принципиально
проти
вопоставлять ее ценящей жизни, протекающей во времени. Нет
философии жизни, которая не предполагала бы истины о жизни
как значимой и не искала бы ее; истина же эта о жизни может
быть понята только как нечто
большее, чем жизнь. Так в знача
щих истинах о жизни полагается в своей самостоятельности вы
ше всяких сомнений нечто «иное», чем жизнь.
Как раз философ жизни не может колебать это «иное», не
объявляя этим самым свое собственное философствование бес
смысленным. Итак, если философия жизни развивается в уче
ние о ценностях, и если она понимает сущность вневременной
значимости теоретической ценности, то она неизбежно порыва
ет с принципом чистой имманентности жизни. В этом философ
ски значительный пункт соединения проблемы жизни с пробле
мою ценностей. Поскольку философия жизни есть философия
ценностей, постольку же она в качестве философии теоретичес
кой ценности истины не может быть философией одной лишь
жизни.
Однако, она не остановится на одной только теоретической
ценности, а разовьется в теорию
всех ценностей, и на этой осно
ве должка быть построена затем всеобъемлющая философия всей
жизни. Именно, если мы ориентированы уже на теоретические
ценности, то мы можем теоретически мерить ими другие ценнос
ти в их атеоретическом своеобразии и вместе с тем оценивать их
в их атеоретическом значении.
438