ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3368
Скачиваний: 14
философ в качестве человека теории также ценит, но только
теоретически. Поэтому ему приходится не
оценивать атеорети-
ческие ценности, но только теоретически понимать их. Он дол
жен избегать всякого пророчества ценностей и повсюду стре
миться к пониманию ценностей. Это разделение в наши дни, к
сожалению, почти никогда не проводится в философии жизни и
ценностей. Постольку мы не можем остановиться на моде. Одна
ко, если мы ограничимся теоретическим пониманием ценностей и
разовьем его так, что оно станет всесторонним, то мы придем как
раз благодаря этому к всестороннему жизнепониманию*
Исходя из понятия ценности, мы сможем также дать многоз
начному понятию жизни такое определение, что поставленная им
философская проблема уяснится. Живыми в том смысле, кото
рый философия жизни всегда имеет в виду, если и не всегда
ясно сознает это, мы можем назвать те существа, жизнь которых
есть ценящая жизнь, и «живым» человеком, смысл жизни которо
го хочет истолковать философия, для нее всегда будет
ценящий
человек. Но если под жизнью разуметь всю ценящую жизнь, то
открывается возможность на основе всестороннего понимания
ценности прийти также к всеобъемлющей философии жизни.
Во всяком случае, если мы хотим истолковать смысл жизни,
мы должны знать ценности, лежащие в ее основе. Так понятия
жизни и ценности неразрывано связаны не только в проблеме
теоретической истины о жизни, но вообще во
всех проблемах
жизни, и также в этом смысле мы можем примкнуть к современ
ной философии жизни, которая оба эти понятия вместе ставит на
первый план.
О построении правильно понятой философии жизни и цен
ностей мы можем сделать здесь лишь несколько беглых замеча
ний. Прежде всего она будет стремиться
понять односторонние
жизнепонимания, развивающиеся внутри и вне науки, т. е. она
будет спрашивать об оценках, лежащих в основе этих учений, а
для этой цели она должна знать те ценности, которые руководят
оценками. Если это удалось, то в качестве последней цели может
быть поставлено
всес/яо/ЮА/яее
жизнепонимание, в котором со
вокупность ценностей сознается равномерно.
Также и здесь мы должны остерегаться увлечения, полагаю
щего, что философствование должно быть вместе с тем жизнью.
Философия остается
теорией жизни, и если философ размыш
ляет о ценящей жизни, то он не может хотеть реализовать в
самом себе эту жизнь в целом. Скорее он должен ограничиться
тем, чтобы в качестве философа жить теоретически ценящей жиз
нью. Но в качестве теоретика всей ценящей жизни он может
ставить самые высокие цели, к которым он должен стремиться
439
как представитель универсальной науки, и чтобы хоть приблизи
тельно пояснить, что мы при этом имеем в виду, мы еще раз
отчетливо укажем на те четыре признака, которые отличают фи
лософию от специальных наук.
Мы видели, что философия одной лишь жизни ни в какой
мере не может удовлетворить требованиям, которые должны
быть поставлены универсальной науке. Напротив, если фило
софия жизни соединяется с философией ценностей и тем са
мым перестает быть философией одной лишь жизни, то воз
никают новые возможности, и это мы в заключение также опре
деленно подчеркнем для каждого из намеченных четырех пун
ктов в отдельности.
Труднее всего будет понять, каким образом опирающаяся на
ценности философия жизни делает вместе с тем своим предме
том мировое
целое, т. е. становится всеобъемлющим мировоз
зрением. Однако, при этом надо иметь в виду, что в настоящее
время действительность во всех своих частях стала материалом
исследования отдельных наук, и что поэтому на долю филосо
фии не остается больше частичных проблем реального мира.
Познание всего действительного представляется ей задачею, над
которой должны длительно работать отдельные науки в своей
совокупности. Философия не может хотеть закончить эту работу
одним взмахом. Это было бы бессмысленным предприятием. К
универсальному познанию действительности она стремится толь
ко в том смысле, что пытается добиться ясности относительно
последних
целей всякого познания действительности.
Для этой цели она должна понимать познание действитель
ности как постижение теоретической ценности, которая укоре
нена в совокупности познаний действительности, когда из них
составляется целое. Так универсальные проблемы
бытия прев
ращаются в теоретические вопросы о
ценностях. Тем самым
теоретическая философия по своему улавливает понятие ми
рового целого как
задачи познания, и, поступая так, она в
качестве науки о теоретических ценностях использует послед
ний путь, остающийся после раздела реального между специ
альными науками, если она не хочет вступить в конфликт с
ними. Познание действительного во всех его частях она дол
жна предоставить отдельным наукам, и универсальной она ста
новится лишь благодаря тому, что пытается истолковать это
познание в его теоретическом смысле и последних всеобъем
лющих целях как единое целое. Благодаря этому она понима
ет, что познание действительности представляется в теорети
ческой жизни человека как все вновь подлежащая отысканию,
но никогда не достижимая целостность, и, таким образом, она
440
понимает также самое действительность в целом, поскольку на
ука вообще в состоянии улавливать это целое.
Как она берется за другие проблемы ценности, мы уже видели,
и поэтому, в отношении ко второму пункту, который касается
жизнепонимания, следует подчеркнуть только ее универсаль
ный характер. Она не станет ограничиваться одной лишь теоре
тической жизнью, но попытается представить ценящую жизнь всего
человека, в различных направлениях своих далеко выходящую за
пределы познания. Повсюду это ценности, которые придают жизни
осмысленную «жизненность» и тем самым превращают ее в неч
то иное, чем просто жизнь. Ради тех ценностей, которые находят
себе выражение в жизни, мы любим ее как целое; более того,
непонятно, как мы могли бы любить ее, если бы она не воплоща
ла ценностей. Так, философия как учение о ценностях дает нам
знание о нашем жизневоззрении, освещая перед нами совокуп
ность ценностей, из-за которых дорога жизнь. Больше, чем такую
теоретическую ясность, она нам не может дать, и мы не вправе
поэтому требовать от нее большего.
Третьего пункта, который относится к вопросу об отношении
временного к вневременному, мы уже тоже коснулись. Ценнос
ти, имеющие значимость, представляют собою не только иное,
чем жизнь, поскольку они делают жизнь чем-то большим, чем
лросто жизнь, но, в качестве ценностей, они вместе с тем превос
ходят в своей значимости всякое время. Относительно вневре
менной значимости теоретических ценностей не может быть сом
нений, и уже этим общий принцип уяснен.
Как обстоит дело с вневременностью атеоретических ценнос
тей, мы не станем здесь спрашивать. В этом вопросе заключены
труднейшие проблемы теории ценностей, которая хочет оставать
ся теорией. При определении в самых общих чертах понятия
философии жизни это и неважно. Достаточно, если мы понима
ем, что только на основе учения о ценностях, философия жизни
вообще в состоянии взяться за
проблему отношения временной
жизни к вечной. Во времени всякая жизнь, поскольку она только
живет, становится вечной постольку, поскольку живет в том, что в
качестве ценности имеет вневременную значимость. Так, пробле
ма вечности должна ставиться как проблема ценности. Тогда
вместе с тем обнаруживается, как «окаменелость» вневременной
значимости может сочетаться с «подвижностью» живой времен
ной жизни.
Одно — вневременная значимость — не только не исключает
другого — временной жизни, — но то и другое связано друг с
другом в
осмысленной жизни, и только философская рефлексия
должна сделать здесь разрыв для того, чтобы понять.
441
Наконец, что касается вопроса о
системе философии, то нет
надобности в пространных объяснениях. Повсюду ценности обра
зуют основу правильно понятой философии жизни, и системати
ческое расчленение ее зависит от систематического порядка цен
ностей. Система философии жизни может быть поэтому постро
ена только на основе
системы ценностей.
Как складывается систематика и в каком смысле она может
быть полной, об этом мы не станем спрашивать. Повсюду важно
лишь показать, где в модных течениях современности находятся
исходные точки, к которым может примкнуть философия, чтобы
развиться в философию жизни, которая действительно есть
философия жизни.
Большего, чем такие исходные точки, современность, правда, не
дает нам. До тех пор, пока мы ограничиваемся ими, мы остаемся
в пределах временных взглядов. Надлежит выйти за эти пределы
и пройти через «жизнепонимание» к всеобъемлющему «миро
воззрению». Как это в частностях возможно, это, конечно, выхо
дит за рамки настоящего рассуждения.
Однако, если бы удалось из философии жизни и ценностей
наших дней выработать всеобъемлющую
философию ценящей
жизни, к которой познание принадлежит также, как и другие ро
ды созерцания, и частная жизнь, так же, как жизнь в обществе и
государстве, то должно стать ясным, насколько следует, несмот
ря на их беспринципность, радостно приветствовать модные тече
ния. Непосредственным образом они, во всяком случае, показали
нам, что жизнь и ценности могут стать предметом вопроса, а это
для философии значит уже очень много.
Правда, теорией и только теорией, т. е. «серой», останется так
же и наиболее всеобъемлющая философия жизни и постольку
всегда будет отличаться от «золотого дерева зеленой жизни». Но
даже если скорбеть об этом, нельзя хотеть изменить это, как толь
ко понята необходимость. И об этом не следовало бы скорбеть.
Как раз тот, кто любит жизнь, должен как философ понять, что
познание и жизнь должны быть разделены, так как, чем лучше он
понимает самого себя в своей сущности, тем меньше он рискует в
качестве теоретика жизни стать враждебным ей. Только там, где
мышлению о жизни ставится никогда не разрешимая задача при
нять в себя живую жизнь и, таким образом, самому стать ею, толь
ко там разочарование вследствие безуспешности такого предпри
ятия, заставит обвинять философию во враждебности жизни.
Следовало бы, наконец, перестать видеть в философии о жиз
ни простое повторение ее и затем мерить ценность философст
вования его жизненностью, философствовать значит творить, и
понимание дистанции между сотворенным и просто жизнью, ко
442
торому много содействовала по-своему также философия жизни
наших дней, несмотря на ее ненаучное жизненное пророчество и
вызываемое им антитеоретическое перенесение ценностного акцен
та — это понимание должно оказаться благотворным, как для
жизни, так и для философии. Только тот, кто понял, что жизнь и
познание жизни не совпадают, может стать философом жизни,
который любит жизнь и в то же время о ней размышляет.
Почему жизнь должна, как в плясовой песне Заратустры, «рев
новать к мудрости»?29 Никогда жизнь не станет мудрой и муд
рость живой. Именно потому, что они остаются постоянно в
разных сферах, они должны были быть в мире друг с другом.
Мы не станем также пытаться соединить их в «жизненную муд
рость», так как в «мудрость» мы, современные люди, все-таки
ведь не верим больше. Во всяком случае, мудрость есть нечто
такое, чему нельзя научиться, а, стало быть, нельзя и учить. Мы
ограничиваемся допускающим изучение и обучение
знанием о
жизни, и именно тогда, когда мы поймем неизбежную «нежиз
ненность» этого знания, мы перестанем видеть в столь подозри
тельном в настоящее время сократическом человеке опасность
для живой жизни. К подлинным последователям Сократа приме
нимы слова, сказанные уже Гельдерлином о Сократе:
«Wer das Tielste gedacht, liebt das Lebendigste»'.
Если полагают, что таков, в сущности, также взгляд Ницше и
других философов жизни, то тем лучше, только не всегда их так
понимало большинство, и поэтому должна была быть написана
эта маленькая книга о модных философских течениях современ
ности. Мы еще раз подчеркиваем, что в ней говорилось лишь о
широко распространенных мыслях, а не о личностях отдельных
мыслителей.
* «Кто мыслью достиг глубочайшего, любит самое живое».