ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3367
Скачиваний: 14
пошли философии
Почему философы так много говорят о понятии своей науки,
вместо того, чтобы подобно другим ученым заниматься разра
боткой подлежащих им проблем? Даже в определении предмета
своей науки они все еще не пришли к соглашению!
Надо сказать, что — как упрек — слова эти, которые доволь
но часто приходится слышать, несправедливы. Правда, в других
науках предмет, подлежащий исследованию, почти никогда не вы
зывает никаких сомнений; некоторая неуверенность существует в
них только в виде исключения, в момент возникновения новых
дисциплин или когда новые открытия изменяют границы старых
наук. Но этим преимуществам специальные науки обязаны тому
обстоятельству, что они именно частные науки, т. е. они ограни
чиваются отдельными частями мира. Философия же, желая весь
мир в целом сделать предметом своего исследования, находится
в совершенно ином положении. Так как все остальные науки
изучают части того же самого единого целого, то ясно, что с их
развитием и расширением должно было изменяться и понятие
философии, первоначально включавшей в себя все науки. По
нятно также, что только о частях мира можно образовать такие
предварительные понятия, которые предшествовали бы детально
му их изучению и вместе с тем были бы достаточно определен
ны для того, чтобы более или менее резко отграничить соответ
ствующие научные области. Вопрос о мировом целом относится
к проблемам, разрешить которые — уже дело самой филосо
фии. Таким образом, с одной стороны, у философии постепенно
отнимаются старые проблемы, ей раньше подлежащие, а с другой
стороны, развитие понятия о мире ставит ей все новые и новые
проблемы. Потому-то и возникает каждый раз снова вопрос о
предмете философии. Что следует понимать под «миром»? В
чем отличие задач специальных наук от философских? Какую
проблему выдвигает мир, если мы имеем в виду его целое, и в
чем состоит собственно философская работа? В дальнейшем мы
попытаемся содействовать выяснению всех этих вопросов.
447
I. СУБЪ ЕКТ И О БЪ ЕКТ
Что мировое целое — предмет философии, и что она в пос
леднем счете стремится к тому, что мы называем малозначущим,
но почти незаменимым словом «мировоззрение», вряд ли кто
решится оспаривать. Только наука ^auv6?oxi5|v, т. е. наука, ставя
щая себе наиболее широкие познавательные задачи, может быть
названа философией. Это вообще единственный способ отгра
ничить ее от специальных наук. В этом только отношении поня
тие философии представляется неизменным. Что иные эпохи не
знали мировой проблемы, доказывает только, что они были не
философскими. Чтобы определить, однако, в чем состоит эта ми
ровая проблема, обратим внимание на двойственный смысл сло
ва «мир». Тот, кто размышляет о мире, противополагает себя
ему. «Я и мир», говорим мы, понимая в таком случае под миром,
конечно, не все мировое целое, но только одну часть его, хотя бы
и несравненно большую. Но кроме того, под миром можно по
нимать весь мир в его целом, обнимающем все, т. е. и меня, и мир
в узком смысле, и философия имеет в виду именно это второе
более широкое понятие о мире. Мировая проблема кроется,та
ким образом,в отношении «я» к «миру». Это отношение мы
можем также назвать как отношение субъекта к объекту и попы
таться подвести под оба эти понятия все то, что составляет мир в
более широком смысле слова. В таком случае задача филосо
фии — показать, каким образом субъект и объект объединяются
в едином понятии о мире. Так называемое «мировоззрение» и
должно дать ответ на этот вопрос, оно должно показать нам
место, занимаемое нами в мировом целом.
Таким образом,поставленная мировая проблема допускает два
решения. Можно сделать попытку понять мировое целое, исходя
из объекта, т.е. достигнуть единства посредством вовлечения су
бъекта в мир объектов, или обратно можно, основываясь на су
бъекте, искать объекты во всеобъемлющем мировом субъекте.
Так возникают два противоположных мировоззрения, которые
448
можно обозначить бесцветными, то в данной связи достаточно
определенными терминами объективирующей и субъективирую
щей философии, и большинство философских споров и проб
лем, постоянно возникающих вновь, можно было бы до извест
ной степени свести к понятому таким образом противоречию объек
тивизма и субъективизма, как к последнему основанию спора.
Попробуем показать, как следует понимать данное противоречие,
чтобы оно действительно заключало в себе наиболее широкую
мировую проблему, и какой путь следует избрать для того, чтобы
подойти к ее разрешению.
К объективирующему мировоззрению обыкновенно склонны
те, что ориентирован на какой-нибудь специальной науке. Что
тела познаются нами только в качестве объектов, стало теперь
уже само собою понятным. Не иначе обстоит дело и с душевной
жизнью, как то показала современная психология, которая не
имеет более дела с душой, а только с психическими процессами.
Желая эти процессы научно описать и объяснить, мы должны их
объективировать подобно всякой другой действительности. Но
кроме физической и психической деятельности мы не знаем ни
какого иного бытия. Этому различию двух родов действитель
ности и соответствует, стало быть, противоречие объекта и субъ
екта, а это и решает, по-видимому, проблему понятия о мире. То,
что относится ко всем частям, относится также и ко всему цело
му, которое эти части составляют. Понять мир таким образом
значит понять его, как мир объектов; а для этого необходимо и
субъект, который есть не что иное, как комплекс психических
процессов, включить в общую связь объектов, подобно всем дру
гим объектам. Еще яснее это станет тогда, если мы вспомним, что
главная задача нашего знания — дать причинное объяснение
явлений. Это соображение приводит нас к следующему гносео
логическому обоснованию объективирующего мировоззрения. Как
бы ни понимать сущность причинной связи, всякая причинная
связь представляет из себя — во всяком случае цепь частей
объективной действительности (Objektwirklichkeit), протекающую
во времени. То, что не поддается включению в такую цепь, исклю
чается тем самым вообще из ведения науки. Единственно науч
ное понятие о мире, таким образом, не что иное, как понятие
причинной связи объектов. Субъекты тоже члены этой причин
ной цепи, т.е. такие же объекты, как и всё остальное бытие.
С этой точки зрения всякий протест против такого объективиз
ма основан на произвольном сужении понятия объекта. Объекти
вирующая философия, разумеется, не имеет ничего общего с ма
териализмом. Она вполне признает психическую жизнь во всем ее
своеобразии. Она настаивает только на том, что все части этой
15
Риккерт
/М О
психической жизни, также, как и то целое, которое мы называем
«душой», тоже подчинены закону причинности, т. е. могут и долж
ны быть включены в объективную действительность. Такое миро
воззрение не должно также носить непременно натуралистичес
кого характера, т. е. отождествлять действительность с приро
дой, — оно вполне согласуется и с историческим и даже с рели
гиозным миропониманием. Первое ясно для всякого, кто не отож
дествляет причинности с естественной закономерностью. Причин
ные ряды поддаются в таком случае двоякому рассмотрению: с
помощью индивидуализирующего метода — тогда мы получаем
единичные исторические ряды развития, и с помощью генерализи
рующего метода — тогда мы получаем постоянно возвращающу
юся и неизменяющуюся природу. Что же касается религии, то
объективизм исключает только Бога-субъекта, существующего ря
дом с миром объектов на правах второй действительности. Если
же, наоборот, искать Бога в самой действительности, в природе или
в истории, то объективизм ничего не сможет возразить против
Него. А ведь только такой Бог, в котором мы все живем, трудимся
и существуем, и достоен имени Бога. «Was war ein Gott, der nur
von Aussen stiesse»? Объективизм поэтому представляет из себя не
только единственно истинное научное и «объективное» мировоз
зрение, но также и единственный путь к удовлетворению правиль
но понятых нами «субъективных» запросов духа. Панпсихизм и
пантеизм являются для него таким образом последним словом
философии. Самое разумное, что мы можем желать, это — раст
ворить наше субъективное обособленное существование в вели
кой одушевленной и божественной связи мира объектов.
И тем не менее целый ряд мыслителей не хотят довольство
ваться миром объектов, как бы широко и полно мы его ни мыс
лили. Для них объекты вообще не представляют из себя само
довлеющей действительности, они зависят от субъекта, и потому
только в этом последнем можем мы искать истины и сущности
мира. Прежде всего, в чем состоит то гносеологическое рассуж
дение, на котором основывается объективизм? Мы увидим, его
нетрудно обратить против него самого. Если верно, что специ
альные науки должно в целях научного объяснения явлений
подчинить принципу причинности, то это только потому, что при
чинность является формой познающего субъекта. Только для
этого субъекта и существует потому действительность объектов
(Objektwirklichkeit). Мир объектов только «явление», так сказать,
внешняя сторона мира. Пусть специальные науки довольствуют
ся объективирующим описанием ее, объяснением и предвидением
этих явлений. Философия, стремящаяся к познанию мира, никог
да не сможет этим ограничиться. Даже отказ от возможности
450