ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3372
Скачиваний: 14
познать сущность мира как таковую (ибо внутренняя жизнь точ
но также доступна нам лишь как явление) не лишает объектов их
феноменального характера. Впрочем сомнения в возможности
познать «сущность» (Wesen) лишь постольку можно считать спра
ведливыми, поскольку под познанием понимают объективирую
щее познание. Такое отождествление однако весьма односто
ронне и даже поверхностно. Мы обладаем непосредственным поз
нанием действительности, для этого нам нужно только углубить
ся в самих себя. Только идя таинственным внутренним путем,
сможем мы в конце концов раскрыть мировую тайну. Объективи
руя, мы только ходим вокруг вещей. Нет, мы по-настоящему дол
жны войти в них, а для этого нам необходимо пройти через
чистилище нашего «я».
Оправдавши таким образом свой принцип знания, субъекти
визм может перейти к положительному определению положи
тельного начала, причем обнаружится, что он повсюду приходит
к выводам, противоположным выводам объективирующей фило
софии. Следующая форма субъективизма представляется нам осо
бенно важной. Мы сами непосредственно познаем себя, как во
лю, как целеположение, как животворящую деятельность. Между
этим непосредственно познаваемым миром и простой только свя
зью объектов существует непримиримое противоречие. Но толь
ко в первом сможем мы обрести сущность мира. Объективизм
разрушает эту элементарную жизнь, вечно юную и чреватую бес
конечными возможностями, эту творческую эволюцию, — все зас
тывает в мертвом причинном механизме его. Он убивает волю,
превращая ее в комплекс ассоциативных представлений или в
простую смену психических фактов. Надо преодолеть такой интел
лектуализм в пользу волюнтаризма. Объективирующая филосо
фия, насильно включая субъект в связь объектов, делает нас авто
матами. Она игнорирует непосредственность активной и личной
жизни нашего «я». Против такого пассивизма и восстает субъек
тивирующая философия, основываясь на принципе активности
И
свободы воли. Нет мертвых вещей, существуют только живые
действия. Лишь они составляют действительность. Объективизм
же игнорирует истинную действительность. Наконец, только с
точки зрения непосредственного переживания нашего «я» и воз
можно .религиозное миропонимание, на которое несправедливо
притязает объективизм. Бог-юбъект, о котором он говорит, — не
истинный Бог. Лишь свободная, охватывающая мир, живая, твор
ческая личность, обнаруживающаяся в излучаемых ею объектах;
заслуживает имени Высшего Существа. Бог объективизма — мер
твая и отвлеченная субстанция, религиозное отношение к ней
возможно лишь путем внутренних противоречий.
15*
451
Этой краткой характеристики достаточно, нам кажется, для уяс
нения основного противоречия. Как мы видели, с ним связан
целый ряд философских антитез. Мы упомянули уже противоре
чия интеллектуализма и волюнтаризма, пассивизма и активизма,
детерминизма и теории свободы воли, пантеизма и теизма. Точ
но также можно было бы показать, как к этому основному про
тиворечию тесно примыкают противоречия механизма и телеоло
гии, — догматизма и критицизма, эмпиризма и рационализма,
психологизма и априоризма, номинализма и реализма, натурализ
ма и идеализма или какого-нибудь супранатурализма. Мы оста
новимся здесь только на том последнем мотиве, который лежит в
основе всех этих контраверз и который многих заставляет отка
зывать объективизму и в значении мировоззрения.
Что понимаем мы собственно под «мировоззрением»? Мы
понимаем под мировоззрением действительно нечто большее, не
жели простое знание причин, порадивших нас и весь остальной
мир; нам мало объяснения причинной необходимости мира, мы
хотим также, чтобы «миросозерцание» помогло нам понять, как
это часто приходится слышать, «смысл» нашей жизни, значение
нашего «я» в мире. Только по-этому противоречие субъекта и
объекта и приобретает значение мировой проблемы. Но смысл и
значение и их понимание нечто совершенно иное, нежели бытие
и действительность и ее объяснение. Ставя вопрос о смысле и
значении, мы в последнем счете ищем руководящие нити, послед
ние цели для нашего отношения к миру, для нашего хотения и
деятельности. Куда мы идем? В чем цель этого существования?
Что должны мы делать? Некоторые мыслители, правда, отрицают
за наукой право разрешения подобных вопросов. Но в данной
связи, где речь идет о наиболее общем понятии философии, нас
не должно смущать это обстоятельство. Мы знаем, что все вели
кие философы прошлого более или менее явно ставили также и
вопрос о смысле жизни, и что их ответ на этот вопрос определял
все их «мировоззрение». Но и помимо этого факта, исключение
подобных вопросов из сферы философии было бы совершенно
произвольно. Даже если бы до сих пор никто их не ставил,
философия должна была бы, наконец, заняться ими. Философия
не имеет права игнорировать ни одного действительно серьез
ного вопроса, на который другие науки не хотят дать ответа.
В этой потребности в мировоззрении, которое есть нечто боль
шее, нежели простое объяснение действительности, кроется при
чина неудовлетворенности объективизмом. Максимум, что он мо
жет дать, это ответ на вопрос, как что существует или необходи
мо должно существовать. Даже более того. Включение субъекта
в причинную связь объектов, по-видимому, совершенно уничто
452
жает идею того, что придает нашей жизни значение, глубину, ве
личие. Объективизм превращает мир в совершенно индиффе
рентное бытие, в лишенный какого бы то ни было значения
процесс, о смысле которого невозможно спрашивать. Потому-то
субъективизм и говорит о воли и стремлении к цели, потому-то и
противится он пониманию душевной жизни, как простой смены
представлений, потому-то и выдвигает он на первый план актив
ность нашего «я» и смотрит на мир, как на деятельность, ибо
только тогда мир становится близким нам, нашей настоящей ро
диной, где мы можем действительно жить и творить. Только с
таким миром можем мы быть внутренне связаны, только об этом
мире можем мы сказать, что мы его понимаем. Только он есть
плоть от нашей плоти и дух от нашего духа. Объективирующая
же тенденция, наоборот, уничтожает то, что наиболее близко нам:
волю и деятельность. И чем сильнее развивается она, тем более
удаляет она от нас этот подлинный мир. Можно даже сказать:
чем лучше объективизм объясняет мир, тем непонятнее делает он
его. Мысля наше собственное «я» как простую смену психичес
ких событий, мы в конце концов перестаем понимать его. То, что
нами непосредственно пережито и нам известно, превращается в
какой-то бледный, чуждый нам призрак, в немой и бездушный
механизм. Короче говоря, философствующий объективизм, выс
тавляющий свое всеобъемлющее понятие о мире, есть враг вся
кого истинного мировоззрения, ибо он уничтожает всякую лич
ную жизнь, которая в сознании свободы своей и ответственности
следует поставленным себе целям, и уверенность которой в собс
твенном смысле не поддается никакому объективированию. Только
субъективизм действительно дает нам единое понятие о мире,
такое, которое уясняет нам наше отношение к миру, между тем как
объективизм только обостряет мировую проблему, бесконечно
углубляя пропасть между жизнью и наукой.
Мы привели выше наиболее сильные и существенные аргу
менты субъективизма. Объективирующее мировоззрение дейст
вительно не в состоянии истолковать (denten) нам смысла нашей
жизни. Мир, понятый только как объект и действительность, ли
шен смысла. Но отказаться в философии от истолкования смысла
мы имели бы право лишь тогда, если бы было неопровержимо
доказано, что наука ни в коем случае не может дать ничего
большего, как только причинное объяснение явлений. Из того,
что объективизм не может дать такого истолкования, еще реши
тельно ничего не следует. Он должен был бы нам доказать, что
мир вообще лишен смысла, но этот путь закрыт для него, ибо
такое доказательство было бы уже своего рода толкованием
мирового смысла, хотя бы и с отрицательным знаком. Нам ни
453
когда не понять, каким образом в мире простых объектов можно
прийти хотя бы только к сознанию их бессмысленности. После
довательно проведенная точка зрения объективирования требует
полного воздержания от суждения в этих вопросах, отказа от
какого бы то ни было — положительного или отрицательно
го — ответа на них. Но еще больше поэтому противоречит себе
объективизм тогда, когда, не ограничиваясь простым объяснением,
он в форме панпсихизма или пантеизма пытается придать миру
религиозный или какой бы то ни было иной смысл. Тут поло
жение его уже совсем безнадежно. Причинные цепи объектов, из
которых по его мнению состоит мир, вполне исчерпываются сво
им бытием, и нет совершенно никакого основания приписывать
его физическим и иным каким-нибудь силам божественного про
исхождения. То обожествление объектов, с которым мы в насто
ящее время так часто встречаемся и которое распространяется
даже на вспомогательные понятия физикальных наук, есть ред
кий пример спутанности и бедности мысли. Мы имеем здесь
дело с действительно сильной стороной субъективирующего по
нимания действительности. Неудивительно поэтому, что к этому
учению снова и снова примыкает столь много мыслителей.
Но это пока лишь одна сторона дела. Из того, что объекти
визм не в состоянии дать нам подлинного мировоззрения, еще
не следует, что субъективизм безусловно прав. В той своей фор
ме, в которой мы с ним обычно встречаемся, он также полон
недостатков, лишающих его научной ценности и принципиально
мешающих ему дать то, что он обещает, и отсутствие чего в
объективизме он сам порицает с такой силой.
В особенности несостоятельны его гносеологические рассуж
дения, основанные на низведении мира объектов до степени прос
того явления. Что такое представляет из себя тот субъект, для
которого единственно существуют объекты, по мнению субъек
тивизма? С чисто гносеологической, а не с произвольно метафи
зической точки зрения, такой субъект сам не есть действитель
ность, но только логическая форма, понятие, в области гносеоло
гии быть может очень ценное, но не допускающее никаких зак
лючений относительно какой бы то ни было абсолютной реаль
ности, в сравнении с которой вся эмпирическая действительность
носила бы только феноменальный характер. Предметы, с кото
рыми имеют дело естествознание и психология, история и дру
гие науки о культуре, и которые они изучают при помощи гене
рализирующего или индивидуализирующего метода, суть части
истинной действительности. Не признавать за ними реальности
на основании чисто логического и формального положения, что
каждый объект существует для субъекта, низводить их на степень
454
какой-то внешней стороны мира может только тот, кто не оста
навливается перед фантастической метафизикой, в конце концов
неизбежно приводящей к солипсизму. Действительно, существу
ющие субъекты реальны в том же смысле, как и существующие
объекты. Всякое утверждение, что будто бы они «сущность»
(Wesen), объекты же только «явления», — несостоятельно.
Но признавая реальность предметов специальных наук, субъек
тивирующая философия впадает в конфликт со специальным зна
нием. Специальные науки необходимо объективируют действи
тельность, и единство мировоззрения рушится, как только один и
тот же материал подчиняем двум взаимно себя исключающим точ
кам зрения. Это приводит нас либо к научно несостоятельной
двойственной истине, либо к нарушению принципа причинности,
т. е. к конфликту со специальным знанием. Для примера укажем
на витализм, который, утверждая реальное воздействие каких-то
целевых и вместе с тем психических сил на физическую природу,
тем самым отрицает возможность чисто физиологического пони
мания организмов, или на теорию свободы воли, как беспричинно
го изменения, отрицающего возможность какого бы то ни было
объяснения психической действительности. Можно было бы при
вести еще много таких отрицательных примеров субъективирую
щего изучения действительности. Специальные науки всегда бу
дут протестовать против такой философии, и они могут быть уве
рены в конечном успехе. В этой своей форме субъективизм не в
состоянии дать единого понятия о мире. Он находится в непри
миримом противоречии с теми началами современного специаль
ного знания, которым оно обязано своими успехами.
Но не одно только это обстоятельство говорит против субъ
ективизма. Допустим, что не существовало бы никаких наук, ни
успехов, которыми науки обязаны объективирующему методу. Что
собственно могут дать субъективирующие принципы волюнта
ризма и активизма? В состоянии ли понимание мира, как дея
тельности, удовлетворить даже те запросы духа, которые были
главными стимулами в борьбе субъективизма против включения
субъекта в общую связь объектов? Конечно нет, ибо воля и
деятельность, как таковые, мало что значат для мировоззрения.
Весь вопрос в том, каковы те цели и задачи, которым должны
служить эти воля и деятельность. В поисках за мировоззрением,
которое бы ответило нам на вопрос о значении мира, мы спра
шиваем прежде всего, имеет ли жизнь наша
ценность,
и что мы
должны делать, чтобы она приобрела таковую. Если цели субъ
екта лишены ценности, то они не могут осмыслить нашего су
ществования. Главный аргумент субъективизма в его борьбе про
тив объективизма был тот, что этот последний обесценивает
455