ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3376
Скачиваний: 14
ся к ней. С течением времени специальные науки постепенно
отобрали у философии все проблемы, касающиеся действитель
ного бытия, а поэтому и предмет философии должен был изме
ниться. В последнее время процесс этот, по крайней мере в прин
ципе, завершился, и это обстоятельство имеет решающее значе
ние для понятия философии, как особой науки, хотя оно, правда, и
не оказывает непосредственного влияния на практику филосо
фов. Мы можем теперь резко различать между специально-науч
ными и специфически философскими проблемами, как бы тесно
философская практика ни связывала эти логически совершенно
разнородные группы проблем, и как бы неизбежна и даже ценна
ни была совместная разработка их со стороны отдельных уче
ных. Все физические и психические процессы подлежат ныне
ведению объективирующего метода специальных наук. Не дело
философии выступать в этой области с какими-то особыми при
тязаниями, противоречащими выводам частных наук. В мире дей
ствительных объектов уже совсем нет места для специфически-
философской постановки и обработки проблем.
Поэтому в отношении к действительности у философии оста
ется еще только
одна
задача: в противоположность к частным
наукам, ограничивающимся всегда частями действительности, она
должна быть наукой о целом ее. Такое определение грешит,
однако, некоторой двусмысленностью. Ведь в известном смысле
и специальные науки имеют дело с целым. Их теории, например,
обладают безусловной значимостью по отношению ко всем те
лам и ко всякой духовной жизни. И они, наконец, не откажутся
от исследования взаимоотношения психического к физическому,
несмотря на все притязания современной философии разрешить
эту не подлежащую ей проблему. Метод, который единственно
может привести нас к разрешению всех этих проблем, в принципе
ничем не отличается от метода частного исследования. Лишь там,
где специально-научный метод объективирующих наук наталки
вается на принципиальные границы, философия может надеяться
отыскать в сфере действительности место приложения своего
особого, ей только свойственного метода.
И действительно нетрудно показать, что частные науки ограни
чены в известных пределах, и что даже никакой прогресс их не
позволит им преступить эти границы. Частные науки всегда ограни
чены какой-нибудь одной частью действительности, как бы велика
эта часть ни была. Возьмем для примера все целое физической
действительности. Частные науки никогда не исчерпают до конца
скрытых в нем проблем. Они всегда вращаются только в сфере
предпоследнего. Своими понятиями они не в состоянии охватить
последнего, т. е. целое действительности в строгом смысле
461
этого слова. И тем не менее не подлежит никакому сомнению,
что и это понятие целого действительности скрывает в себе
проблему, ибо каждая часть действительности необходимо свя
зана с ее целым и даже лишь постольку и является частью дейс
твительности, поскольку является частью этого целого; это зна
чит, что без этого целого она не могла бы быть сама действи
тельностью. Философия, принципиально свободная от ограни
ченности частных наук, и должна начать свою работу с исследо
вания этого целого.
Но что представляет из себя эта философская проблема це
лого действительности? В каком смысле проблема эта есть проб
лема действительности? Можно ли приравнивать ее к проблемам
действительного бытия, подлежащим ведению частных наук? Сле^
дующее характерное различие позволит нам отрицательно отве
тить на этот вопрос. Всякая действительность, изучаемая частны
ми науками, необходимо должна быть найдена нами или дана
нам как факт опыта, или в крайнем случае она принципиально
доступна нашему опыту, как все то, что нам фактически в нем
дано. Но целое действительности, к которому относятся все дос
тупные части ее, и без которого части эти не были бы действи
тельными, принципиально недоступно нашему опыту и никогда
не может быть дано нам. Мы его можем только мыслить, как
нечто, что мы постоянно должны искать и что мы никогда не
найдем, как нечто, никогда не данное и все же всегда заданное
нам, как постулат, необходимо встающий пред нами, А отсюда
следует, что понятие целого действительности уже не представ*:
ляет из себя чистого понятия действительности, но что в нем
сочетается действительность с ценностью. Постигая целое дейст
вительности, мы превращаем его в постулат, обладающий значи
мостью, и именно вследствие этого скрытого в нем момента
ценности целое ускользает из ведения частных наук. Таким обра
зом поскольку мы говорим о частях действительности, мы еще
остаемся в сфере чистой действительности, в которой филосо
фии нечего делать. Но лишь только мы восходим от частей к
целому, мы уже преступаем границы самой действительности.
Мы таким образом снова приходим к невозможности отожест
влять понятия мира и действительности. Такое понятие о мире
явно узко, раз даже понятие целого действительности необходи
мо уже требует понятия ценности. Вместе с тем выясняется поня
тие философии, и становится вполне определенным ее отноше
ние к частным наукам. Все чисто бытийные проблемы необходи
мо касаются только частей действительности и составляют поэ
тому предмет специальных наук. Ведению этих наук подлежат
также и оценки, и блага; они изучают все эти предметы объекти-
462
вирующим методом, что не может вызвать никаких трудностей,
если только отвлечься от проблемы значимости ценностей, свя
занных с этими оценками и благами. Таким образом, все реши
тельно части действительности могут быть подчинены объекти
вирующему методу частных наук. Поэтому можно, употребляя
Гегелевскую терминологию, сказать, что в науках этих'«снят»
(aufheben) объективизм. Для философии не остается более ни
одной чисто бытийной проблемы. Философия начинается там,
где начинаются проблемы ценности. Это различие позволяет нам
провести резкую границу между нею и специальным знанием.
Соответственно этому и объективирующему методу также нет
места в философии. Проблемы ценности не поддаются объекти
вирующему рассмотрению. Поэтому и проблема целого действи
тельности не может быть разрешена этим методом.
Каким же методом пользуется философия? Может быть, субъ
ективирующим? Не противостоит ли в таком случае философия,
как субъективирующая наука о ценностях, частным наукам, как
объективирующим наукам о действительности? Поскольку речь
идет только о ценностях, как таковых, мы должны отрицательно
ответить на этот вопрос, как это ясно следует из всего, сказанно
го нами уже о понятии ценности. Но на этом пункте необходи
мо остановиться подробнее, почему мы и перейдем сейчас к бо
лее точному определению отношения философии к отдельно
(«в себе») рассмотренным ценностям, подобно тому, как мы опре
делили уже отношение ее к отдельно рассмотренной действи
тельности. Лишь тогда сможем мы подойти к основной проблеме
мировоззрения, к проблеме взаимного отношения ценности и
действительности, разрешение которой позволит нам выяснить
также вопрос о сущности субъективизма.
Мысль, что философские проблемы суть проблемы ценности^,
уже и раньше часто высказывалась; со времени же последнего
возрождения философского интереса она получает все большее
и большее признание. В наиболее радикальной форме, требовав
шей от философии переоценки всех ценностей, мысль эта стала
даже модой, лозунгом дня, но даже и помимо этого все чаще и
чаще приходится встречаться с исследованиями, посвященными
проблемам оценки и ценности. Поскольку, однако, исследования
эти главным образом говорят об оценке, т. е. о действительном
субъекте и его субъективных оценках, они, как мы уже знаем, не
касаются еще собственной проблемы философии. Философия
оценок не есть еще философия ценностей, даже и тогда, когда
себя таковой называет. В лучшем случае она между прочим каса
ется
также
и проблем ценности, но, не проводя резкого разли
чия между этими проблемами и проблемами действитель-
463
ности, она тем самым лишает себя возможности хотя бы только
ясно поставить и сознать философскую проблему. В особеннос
ти невозможной представляется попытка вывести из общей при
роды оценивающего субъекта материальное многообразие цен
ностей, а между тем знание всего многообразного содержания
ценностей особенно важно для философии, ибо только на осно
вании этого знания сможем мы выработать мировоззрение и
найти истолкование смысла жизни. Если при этом в качестве
исходной точки мы возьмем акт оценки, то мы, конечно, должны
будем отвлечься от единичного индивидуального субъекта и всей
полноты его личных оценок, иначе мы не выйдем за пределы
чисто личного и индивидуального и никогда не сможем прийти
к общему мировоззрению. Нам пришлось бы в этом случае обра
зовать общее понятие оценивающего субъекта. Но такой субъект
с его обобщенными волевыми действиями и целями слишком
беден и отвлечен, не в состоянии разрешить проблемы содержа
ния ценностей, а потому и изучение такого субъекта должно
необходимо оказаться бесплодным для теории ценностей. Борь
ба против субъективизма постольку правомерна, поскольку она
направлена против возможности обосновать мировоззрение на
понятии как бы то ни было обобщенного субъекта и его воли.
Всякая философия ценностей, пытающаяся дать такое обоснова
ние, не в состоянии преодолеть «плохого субъективизма», выра
жаясь словами Гегеля. Хотя философия и не имеет дела с объек
тами, она все же нуждается в «объективном» принципе, и ни
понятие оценивающего субъекта, ни понятие субъекта вообще не
могут ей такого принципа дать.
Это не значит однако, что теория ценностей должна совер
шенно отвлечься от действительности. Напротив, лишь взявши
действительность за исходный пункт, становится вообще воз
можным найти ценности во всем их многообразии и матери
альной определенности. Поэтому к понятию философии как
теории ценностей относится также и понятие действительнос
ти, связанной с существенными для нее ценностями, т. е. поня
тие блага. Скорее всего поймем мы это последнее понятие,
если вспомним, что сущность ценности заключается в ее значи
мости. Отсюда следует, что для теории ценностей интерес пред
ставляют именно такие ценности, которые возбуждают притяза
ние на значимость^ только в
сфере культуры
можно непос
редственно встретиться с действительностью, связанной с такого
рода значащими ценностями. Культура есть совокупность благ, и
только как таковая она и может быть понята. В культурных бла
гах как бы осела, окристаллизовалась множественность ценнос
тей. Историческое развитие и есть процесс такой кристалли
464
зации. Философия должна поэтому начинать с культурных благ,
для того чтобы вскрыть окристаллизовавшееся в них многооб
разие ценностей. Для этого она должна будет обратиться к той
науке, которая изучает культуру, как действительность, объекти
вируя ее и выявляя с помощью индивидуализирующего метода
ее богатство и многообразие. Наука эта — история. Не субъек
ты, таким образом, но действительные объекты суть исходный
пункт философии, как теории ценностей. Она должна подверг
нуть их анализу с точки зрения заложенных в них ценностей.
Она должна отделить ценности от объектов культуры и устано
вить при этом, какие именно ценности делают из объектов куль
туры культурные блага. Тогда собственно и изучит она ценнос
ти и поймет их во всей их чистоте, как ценности. Можно было
бы конечно подойти к ценностям, взявши за исходный пункт
субъект, т. е. отношение субъекта к культурным благам, его
оценки этих благ, — и так собственно и поступали, не зная того,
в тех случаях, где казалось, что ценности почерпнуты из сущес
тва самого субъекта. Но особенности и многообразие оценок,
которые следовало бы в таком случае подвергнуть изучению,
зависят от особенностей и многообразия культурных объектов,
которым субъекты противостоят, — и поскольку речь идет толь
ко об изучении ценностей во всей их особенности и многооб
разии, изучение оценивающих субъектов представляется излиш
ним, даже затемняющим существо дела отклонением в сторону.
Оно может вызвать иллюзию, будто теория ценностей основы
вает выводы свои на психологии оценивания или воли.
Вопрос о том, какому анализу должна философия подверг
нуть культурные блага, для того чтобы вскрыть желаемые цен
ности, не относится уже к общему понятию философии, а касает
ся деталей системы философии и будет, надеемся, рассмотрен
нами в другой связи. Здесь же для нас важно было указать на
тот общий принцип, посредством которого можно было бы пре
одолеть «плохой субъективизм» в теории ценностей. Несомнен
но, и наш принцип кроет в себе новую опасность: как бы из огня
психологизма не попасть нам в полымя историзма, также являю
щегося одной из разновидностей плохого субъективизма. Одна
из важнейших задач философии и заключается в том, чтобы
найти средства избежать этой опасности. Укажем только, что
наш принцип ориентирования философии на многообразии исто
рических культурных благ не представляет из себя чего-то совер
шенно нового. Философия и до сих пор очень часто следовала
ему, хотя быть может сама того не сознавала. Теоретическая фи
лософия или то, что называют логикой, теорией познания и т. п.,
исходит из культурного блага «науки». В науке окристаллизо-
465