ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3375
Скачиваний: 14
вались в течение исторического развития теоретические ценнос
ти истины, и, только исходя из науки, сможем мы к ним подойти.
Этика примыкает к исторически развившимся благам социальной
жизни, как, например, брачный союз, семья, государство, нация и
т. п. Эстетика имеет в виду искусство в его историческом много
образии. То же самое можно сказать и об остальных частях
философии, наружно не связанных ни с какой исторической
жизнью, но несомненно обязанных ей своим существованием:
ибо что делала бы философия религии, если бы исторические
религии не поставили ей всех тех проблем, которые она разбира
ет? Таким образом, повторяем, не к коренному преобразованию
философии мы стремимся. Мы стремимся лишь к уяснению и
сознательному продолжению уже начавшегося развития.
Мысль, что и религии тоже относятся к исторической культуре,
поможет нам убедиться в том, что, отожествляя понятие ценности
с понятием культурной ценности, мы отнюдь не сужаем его. Ре
лигия, по существу своему, выходит за пределы всякой культуры
и истории, и философия точно также всегда будет стремиться к
сверхисторическому и трансцендентному. И все же, подобно ре
лигии, воплощающейся всегда в земной жизни, философия также
необходимо примыкает к историческому и имманентному, как к
единственно доступному ей материалу, открывающему ей уже
собственные ее проблемы. Только через историческое лежит путь
к сверхисторическому. Лишь анализируя исторический материал,
сможет философия подойти к миру ценностей.
Лишь по выполнении этой предварительной работы сможет
философия перейти к дальнейшей главной своей задаче: отгра
ничению различных видов ценностей друг от друга, проникнове
нию в существенные особенности каждого из них, к определе
нию взаимного отношения их между собой и, наконец, к постро
ению системы ценностей, поскольку, конечно, такая задача в виду
неизбежной незаконченности исторического материала, лежаще
го в основе философского исследования, вообще выполнима.
Так возникает понятие чистой теории ценностей, которое мы мо
жем противопоставить понятию частных наук о действительности,
как понятию чистой теории бытия. Не субъективирующий анализ
оценок, а лишь такая ориентированная на великих силах истории
и вместе с тем систематикой своей преодолевающая историзм
теория ценностей в состоянии окончательно преодолеть плохой
субъективизм, так легко уживающийся с философией ценностей,
и положить прочное основание для разработки мировых проб
лем. Жизненный опыт, нужный нам для выработки ^мировоззре
ния, есть опыт в исторической жизни. Проблеме мира предшест
вует проблема ценности, точнее проблема культуры, а этой проб
466
леме предшествует проблема истории. Философия, конечно, не
растворяется в истории. Напротив, она должна своей системати
кой уничтожить все чисто историческое. Но и к истории приме
нимо то, что как-то было сказано о природе: лишь повинуясь
ей, мы ее победим. Лишь с помощью истории отдельный индиви
дуум выходит за пределы ее.
467
III. ИСТОЛКОВАНИЕ СМЫСЛА
Но понятие философии не исчерпывается понятием чистой
теории ценностей. Теория ценностей не разрешает последней
проблемы, проблемы единства ценности и действительности, и
задача философии поэтому — найти то третье царство, которое
объединяло бы обе области, до сих пор умышленно рассматри
вавшиеся раздельно. Иначе философия не сможет дать нам ми
ровоззрения, т. е. истолкования смысла жизни. Одного только
понимания ценностей для этого еще недостаточно. Отрешенные
нами от исторических культурных благ и приведенные в систему
ценности должны быть снова связаны с действительной жизнью,
которую мы тщетно ищем в истории.
В самые различные времена философия стремилась к един
ству ценности и действительности, даже тогда, когда не знала
того, что делает, и не могла знать, так как само разделение
ценности и действительности еще отсутствовало. Можно даже
сказать, что с этой точки зрения нам впервые становятся вполне
понятными основные мотивы тех философских построений, ко
торые обычно обозначают именем метафизики и которые ха
рактеризуются стремлением выйти за пределы этого мира. Уче
ние Платона об идеях может служйть классическим примером
такого рода метафизики, тем более что оно стало образцом
для большинства позднейших метафизических учений. Платон
превращает ценности, обладающие значимостью, в истинную дей
ствительность, и такого рода гипостазирование ценностей пов
торяется весьма часто, например, также и там, где естественному
закону придают характер реальности. В последнем случае мы
имеем дело с гипостазированием теоретической ценности «все
общего». Так как, однако, в непосредственно доступной нам
действительности мы не можем обрести единства ценности и
действительности, — не можем уже потому, что такое единство
должно быть всеобщим, непосредственная же действительность
никогда не всеобща, — то искомое единство и переносится
необходимо в область, что лежит по ту сторону всякого опыта,
468
т. е. в область метафизического. Там безраздельно царствует
единая действительность ценностей, как обладающая абсолют
ной ценностью реальность, начало всех вещей, всеобщий крите
рий ценности, к которой должно стремиться все, что притязает
на общее значение.
Мы не можем здесь подробнее останавливаться на этом пунк
те. Мы хотели только наметить то логическое место, которое
метафизика занимает в системе очерченных нами понятий, чтобы
бросить новый свет на их содержание. Укажем лишь на то, в чем,
по-нашему мнению, заключается несостоятельность такого рода
метафизики трансцендентно-действительных ценностей. Метафи
зическое решение мировой проблемы заставляет нас мыслить
«сущность» мира одновременно как действительность и как цен
ность. Но легко может статься, что под этим нечто, которое дол
жно быть и тем, и другим, мы собственно не будем мыслить ни
того, ни другого, и что мы, следовательно, нйкогда не сможем в
этом ничто найти искомое все. Можно было бы даже попытать
ся объяснить весь этот тип монистической метафизики ценнос
тей смешением формальной индифферентности «ни того, ни дру
гого» («Weder-noch») с материальной полнотой «и того, и друго
го» («Sowohl-alsauch») и в качестве примера указать при этом на
субстанцию Спинозы. Но даже если и признать правомерность
такого объединения ценности и действительности в потусторон
ней реальности, то все же крайне сомнительно, сможем ли мы на
этом пути прийти к мировоззрению, которое было бы в состоя
нии истолковать нам смысл жизни. Пред нами по-прежнему сто
ял бы неразрешенный вопрос, на этот раз вопрос взаимоотноше
ния между метафизически существующими ценностями и нашей
жизнью, — а разве гипостазирование ценностей в трансцендент
ную действительность не означало бы полного их отрешения от
той жизни, которой они именно должны придать значение, и не
означало ли бы поэтому такого рода отрешение совершенного
уничтожения смысла жизни?
Мы, по-видимому, имеем все основания искать других путей
для решения мировой проблемы, тем более, что и метафизика не
исчерпывается той своей формой, которую мы выше бегло оха
рактеризовали. Для целого ряда мыслителей единая сущность
мира заключается не в трансцендентной реальности, а в непос
редственности наглядного представления или интуиции. Такая
«интуитивная философия» пытается обрести искомое единство
ценности и действительности в непосредственном «переживании»,
еще не тронутом и не разъединенном абстрактным, рациональг
ным мышлением. Противоречие ценности и действительности
для нее лишь простой продукт нашего мышления, расщепляю
469
щего то абсолютное и единое, что непосредственно дано нам в
переживании: стоит нам только забыть это дуалистическое обра
зование понятий, и мы вернемся к чистой и единой сущности
мира, т. е. обретем то третье царство, которого тщетно ищем.
Мы не можем здесь .дать исчерпывающей критики такого рода
интуитивной философии. Несомненно только, что последователь
ное проведение этих тенденций неминуемо должно привести ее
к выводу, к которому пришла уже последовательная мистика: к
признанию совершенной неизъяснимости и неизреченности обре
тенного по ее мнению единства. Мы можем в таком случае инту
итивно пережить единую сущность мира, но никогда не сможем
сообщить это наше переживание никому другому, а тем более
основать на нем одном какую бы то ни было науку. Всякое
общепонятное наименование предполагает уже образование по
нятий, оформляющее переживание и тем самым опять-таки разру
шающее его единство. Можно построить понятие лишенного
всякой формы «чистого содержания», можно даже для ясности
пользоваться этим понятием в разного рода гносеологических и
иных рассуждениях, как научным пограничным понятием
(Grenzbegriff), но ни в коем случае нельзя ему приписывать како
го бы то ни было положительного значения. Не подлежит так
же сомнению, что мы должны пережить все то, что включается
нами в науку. И поэтому, если интуитивистическая метафизика
хочет только сказать, что в основе всего нашего мышления в
качестве исходного пункта всякого образования понятий лежит
нечто абсолютно иррациональное, не входящее ни в какие наши
понятия, то она права. Возможно даже, как мы это далее увидим,
что философия, поскольку это вообще допустимо, необходимо
должна вернуться к непосредственности чистого переживания.
Но столь же несомненно, что всякое высказанное положение
(Aussage) и тем более всякая наука означают уничтожение ирра
ционального переживания, а это именно мы и утверждаем: лишь
только мы пытаемся совокупность наших элементарных и пер
вичных переживаний подвести под наиболее обширные понятия,
они необходимо распадаются на оба несводимые друг на друга
царства ценностей и действительного бытия. Поэтому даже инту
иция не поможет нам найти в переживании то третье, что восста
навливает между обоими царствами научную связь и что таким
образом разрешает мировую проблему. Даже говоря только о
действительности
переживания (Erlebniswirklichkeit), мы унич
тожаем его непосредственное единство и теоретически (begrifflich)
оформляем его. Действительность переживания составляет в та
ком случае только часть наших переживаний; она противостоит
переживаниям ценности (Werterlebnis), которые не являются дей
470