ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.04.2021
Просмотров: 3380
Скачиваний: 14
недостатка выражений для обозначения того, что не действи
тельно* Возьмем для примера какое-нибудь научное положение,
признаваемое нами за истинное, т. е. то, что мы называем теоре
тическим благом. Теоретическую ценность этого положения можнр
было бы тоже назвать его смыслом. Как все ценности, этот
смысл был бы в таком случае вполне независим от акта призна
ния или понимания, придающего этому положению смысл, т. е.
он обладал бы трансцендентной значимостью подобно всякой
истине. В данном случае однако под смыслом мы подразумеваем
не ценность, но то, что содержится в акте признания или понима
ния теоретической ценности, т. е. в «суждении», являющемся для
объективирующих наук такой же психической действительностью,
как и все остальные действительные объекты, — причем смысл
этот настолько связан с актом суждения, что прекращение пос
леднего вызвало бы и его собственное исчезновение. Поэтому
в отличие от чистой ценности мы будем его называть имманент
ным смыслом. Так как его можно истолковать только под углом
зрения ценности, то ясно, что он не растворяется в действитель
ности акта суждения и вообще не совпадает ни с какой действи
тельностью. Поэтому имманентный смысл так же, как и чистая
ценность, лежит вне сферы объективирующей науки о психичес
ком бытии. Объективированию поддается только акт оценки, в
котором погружен смысл, но ни в коем случае не сам имманент
ный смысл.
Короче говоря, смысл, присущий акту оценки, с одной стороны,
не психическое бытие, ибо он выходит за пределы простого
бытия, указывая на царство ценностей. С другой стороны, это не
ценность, ибо он только указывает на ценности. И наконец,
именно благодаря своему среднему положению он связывает
вместе оба разделенные царства ценностей и действительности.
Соответственно этому и истолкование смысла (Sinndeutung) не
есть установление бытия, не есть также понимание ценности, но
лишь постижение субъективного акта оценки с точки зрения его
значения (Bedeutung) для ценности, постижение акта оценки, как
субъективного отношения к тому, что обладает значимостью. Та
ким образом, подобно тому как мы различаем три царства: дейс
твительности, ценности и смысла, следует также различать и три
различных метода их постижения: объяснение, понимание и истол
кование.
Несомненно, наше понятие смысла, как единства ценности и
действительности, не удовлетворит тех, кто привык мыслить мир
с помощью метафизических понятий: оно им покажется слишком
сухим и безжизненным. На это мы укажем, что развивая здесь
наиболее широкое понятие о мире, мы имели в виду только
476
формулировать постановку философской проблемы, а не «ре
шить» мировой вопрос, а также хотели указать на преимущества
такой постановки вопроса, особенно по сравнению с субъективи
рующей философией действительности. И чем более мы приз
наем относительную правоту субъективизма, тем яснее станут пре
имущества нашей точки зрения. Мы вполне согласны с волюнта
ризмом и активизмом в его борьбе против отожествления мира с
действительностью объектов. Мы вполне признаем необходимость
наряду с понятием чистой ценности и понятия оценивающего,
активного, волящего субъекта. Но понятие этого субъекта пони
мается нами как понятие смысла: для нас, следовательно, речь
может идти только о субъективирующем истолковании смысла,
но никогда не о субъективирующем понимании действительнос
ти. Наконец, не следует забывать, что понятие субъекта для нас
до тех пор лишено всякого содержания, пока нам не удалось
истолковать смысла субъективных актов оценки с точки зрения
материально определенных ценностей. Поэтому и это новое по
нятие субъекта никогда не в состоянии будет раскрыть нам тай
ны мира, дать ответ на вопрос, что значим мы в этом мире. Чтобы
подойти к этим проблемам, нам нужно начать с понимания цен
ностей. Лишь исходя из ценностей, сможем мы действительно
понять найденного нами субъекта, а также его значение в мире.
Необходимо, повторяем, начинать с противоположного конца: с
ценностей, а не с субъекта, как это обыкновенно делают. Только
исходя из ценностей можно проникнуть в смысл субъекта и его
актов. Подобно тому как объективизм воспринят и уничтожен в
специальных науках, точно так же и наше понятие и толкование
смысла «снимает» отвергнутый нами субъективизм: мы признаем
его относительную правоту сравнительно с объективизмом, но
сознаем также всю его беспомощность при решении мировых
проблем, поскольку его не дополняет теория ценностей. Понятие
истолкования смысла ничего не меняет в наших прежних выво
дах: в основе мировоззрения, не ограничивающегося простым
объяснением мира, необходимо должна лежать теория ценнос
тей. Сначала мы должны понять ценность культуры в ее истори
ческом многообразии, тогда только сможем мы подойти к истол
кованию смысла нашей жизни с точки зрения ценностей. Даже
отрицание культуры, если только оно притязает на научную обос
нованность, должно начать с понимания и критики культуры.
Лишь тогда возможно будет дать ответ на вопросы: Куда мы
собственно стремимся? В чем цель нашего существования? Что
должны мы делать? Тогда только обретем мы цель и направле
ние для нашей воли и деятельности. Но это все, что можно
требовать от мировоззрения.
477
Вместе с тем это единственное, что философия может нам
дать специфически философского, после того как частные науки
о бытии отобрали у нее в принципе все части дейстбительности,
а стало быть и все чистые проблемы действительности. Но та
кое ограничение задач философии отнюдь не уменьшает ее ком
петенции. Ибо ведь вся работа объективирующих наук о дейст
вительности, с точки зрения лежащих в ее основе теоретических
ценностей и присущего ей теоретического смысла, необходимо
становится предметом философского исследования. Таким обра
зом все те проблемы действительности, которые прежде относи
ли к философии и над которыми тщетно бьются теперь частные
науки, ибо проблемы эти неразрешимы с точки зрения действи
тельности, — появляются снова, но уже в преображенном виде,
именно как проблемы теоретических ценностей и смысла, в этой
философии истолкования смысла. Все мнимые предметы позна
ния, так же как и целое действительности, превращает она в пос
ледние задачи познания, в теоретические требования и в необхо
димые цели — ценности теоретического человека. Так, вполне
признавая самостоятельность объективирующих частных наук о
действительности, философия все же не отказывается ни от одной
из прежних своих областей. Можно даже сказать, что филосо
фия ценностей отличается от прежней философии, стремившейся
к познанию действительности, только тем, что она во всех отно
шениях шире последней. Она не только расширила понятие о
мире, включив в него кроме действительности еще ценности и
смысл, но и область ценностей не исчерпывается для нее теоре
тическими ценностями и смыслом познания. Как теория ценнос
тей философия должна охватить все многообразие культурных
благ и понять систему ценностей, лежащую в основе культуры.
Соответственно этому она должна также связать все эти ценнос
ти с действительностью, т. е. истолковать смысл разнообразных
проявлений жизни, а в последнем счете вскрыть единый общий
смысл многообразия человеческого существования. Такая фило
софия необходимо должна воспринять в себя всю полноту жиз
ни, обнаруженную историей в процессе временного ее развития,
а это откроет нам также возможность заглянуть в цели и буду
щее культурной работы человечества, т. е. в то, что должно
(soll) прийти, а не неизбежно придет (muss). Если под смыслом
понимать всю полноту смысла, обнаруживающуюся при помощи
системы ценностей, то понятие смысла потеряет присущую ему с
виду безжизненность. Точно так же потеряет свою остроту и
опасение, что у философии не останется больше никаких проб
лем, раз все чистые проблемы действительности целиком отойдут
к частным наукам.
478
В заключение заметим, что не только теория ценностей, но и
основанное на системе ценностей истолкование смысла, так как
мы его понимаем, отнюдь не представляет из себя чего-то прин
ципиально нового, дотоле совершенно не слыханного. Филосо
фия, собственно говоря, всегда стремилась к истолкованию смысла,
и при том не только к'истолкованию смысла отдельных сторон
жизни, но и к проникновению в общий смысл нашего существо
вания. Но при этом к истолкованию смысла всегда примешива
лись другие факторы, затемнявшие его своеобразную сущность
и мешавшие ясному познанию его. Две науки представляют в
этом отношении особенный интерес: психология и опять-таки ме
тафизика. В заключение мы и попытаемся бросить беглый взгляд
на эти науки, это поможет уяснению нашей позиции. Мы увидим,
что основные элементы нашей теории были в скрытом виде
давным давно признаны, что мы их можем отыскать в известных
и близких нам построениях.
Истолкование отдельных проявлений жизни играет до сих лор
большую роль в психологии. И только потому, что эта наука о
психическом бытии сплошь и рядом не ограничивалась простым
лишь объяснением психического бытия, и становится понятным
то исключительное положение ее, которое ей до самого послед
него времени приписывали. Психологию еще до сих пор ставят
по сравнению с другими науками в какое-то привилегированное
положение в отношении к философии, а часто даже видят имен
но в ней настоящую философскую науку. Мы видели, что всякая
попытка истолковать имманентный смысл какого-нибудь процес
са должна исходить из субъективных актов переживания, т. е. из
того, что для объективирующей науки является частью психичес
кого бытия. Таким образом исходный пункт для установления
бытия психических процессов совпадает с исходным пунктом
истолкования смысла, в обоих случаях мы начинаем с акта пере
живания, еще нетронутого понятиями. Отсюда становится понят
ным сплетение обоих методов и смешение обоих видов образо
вания понятий. Но если задача психологии — дать простое опи
сание и объяснение актов субъекта с точки зрения их бытия,
подобно всякой другой действительности, то обозначение тем
же термином «психология» задачи истолкования смысла этих
актов может привести только к путанице. Такое смешение проб
лем одинаково вредит как философии, так и науке о психичес
ком бытии, которой до сих пор еще приходится отстаивать свою
самостоятельность. Разделение проблем поэтому одинаково же
лательно в интересах обеих наук.
Нетрудно было бы например показать, что все основные ошиб
ки так называемой психологии способностей
(Vermögenspsycho
479
logie) происходили единственно от истолкования смысла, бес
сознательно вкрадывавшегося в чисто психологические иссле
дования. Ставя себе задачей найти различные функции душев
ной жизни, психология способностей различала между тремя спо
собностями: способностью познания, способностью желания или
воли и способностью чувства. Неудивительно поэтому, что Кант
мог согласовать три свои области ценностей — область логичес
кого, этического и эстетического — с психологией способностей,
что повело даже к ошибочному мнению, будто его деление на
три группы ценностей основывалось на тройном делении психо
логической действительности. Познание, поскольку мы постигаем
в нем истину, есть безусловно понятие смысла, продукт истолко
вания с точки зрения логической ценности. Когда же из него
делают какую-то способность, особую психическую реальность,
то неизбежно возникает путаница. С этой точки зрения волюн
таристическая психология, борясь против интеллектуалистической,
на самом деле борется против бессознательного и односторон
него истолкования смысла психических процессов. Она, напри
мер, особенно восстает против попытки вывести все психические
процессы, в особенности же все субъективные чувства, волевые
движения и импульсы из представлений или, называя последние
с точки зрения их значения(!) для объективного познания, из
интеллектуальных процессов. Таким образом, правда не отделяя
установления бытия от истолкования смысла, волюнтаризм все
же явно и правильно указал на логическое истолкование, как на
основную ошибку интеллектуалистической психологии. Оконча
тельное отделение проблемы установления бытия поведет к пе
реоценке значения психологии для решения философских проб
лем, которое ныне оценивается исключительно высоко, отчего
психология конечно только выиграет.
В этом направлении сделано уже довольно много. Уже у
Канта мы встречаемся с понятиями, которые можно постигнуть
только как понятия смысла, что вполне сознавал сам Кант, резко
подчеркивавший их не психологический характер. Его трансцен
дентальную апперцепцию, например, нельзя понимать ни как пси
хический акт, ни как чистую ценность, ни как трансцендентную
действительность. Для нее
и
остается, таким образом, только
область смысла. В новейшее время защищаемая нами здесь тен
денция проявляется в стремлении различать два рода психоло
гии. Так, целый ряд ученых, не удовлетворяясь психологией инди
видуального «я», требуют еще науки о сверхиндивидуальном су
бъекте, называя ее тоже психологией, хотя сверхиндивидуальное
«я» не представляет собой психической действительности. Эта
же самая потребность различать между установлением бытия и
480