Файл: Министерство науки и высшего образования рф федеральное государственное образовательное бюджетное.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Процессы интеграции совершаются в разных формах. В нашей литературе наметилась тенденция исследования, главным образом, интеграции экономической. Действительно, экономические процессы, как закономерность интернационализации производства, являются основой для других международных процессов и целей. Первоначально интеграционные процессы складываются в форме отношений «между национальными хозяйственными системами, организованными как суверенные государства». Помимо экономической, существует интеграция политическая, собственно государственная, интеграция в виде международных организаций. Так или иначе эти формы охватывают интеграционную тенденцию и регулируются юридическими средствами. Содержание интеграции неотделимо от сознательного осуществления экономических и политических мероприятий, этим интеграция отличается от интернационализации как объективного процесса.
Болгарский юрист Л. Попов указывает, что понятие социалистической интеграции не покрывается понятием социалистической экономической интеграции, так как социалистическая экономическая интеграция -- часть социалистической интеграции, которая, помимо экономической, охватывает и другие интеграционные процессы.
Особенно тесно взаимосвязаны экономическая и политическая интеграции. В широком смысле политические аспекты имеют все виды интеграции. На XXV съезде КПСС, например, отмечалось, что Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ 1971 г. «поднимает сотрудничество соцстран на гораздо более высокую ступень, чем просто развитие торговли... Речь идет не только о большой взаимной выгоде, но и о задаче огромного политического значения».
Политические аспекты интеграции предполагают выработку международно-правовых форм сотрудничества, создание международных экономических организаций, институтов для экономической интеграции. Что касается непосредственной политической интеграции государств, то ее называют довольно сложным процессом координации и унификации политических решений, в результате чего возникают межгосударственные или надгосударственные политико-правовые институты, которые проводят в жизнь совместную политику государств. Политическая интеграция, следовательно, состоит из элементов политико-правовой надстройки и, как правило, однородного экономического базиса. Структура политико-правовой надстройки при такой форме интеграции строится на основе принятия политических решений, право же выполняет своего рода управленческую роль и включает в себя элементы национального и международного законодательства. Если создаются наднациональные органы, наделенные правом принятия общеобязательных постановлений независимо от суверенной воли государств-участников интеграции, то роль международного права по существу сводится к минимуму.
Интеграцию можно рассматривать и как движение к цели, то есть конечное объединение наций и государств. Это движение обусловлено объективными факторами и имеет в своей основе исторические предпосылки и перспективу. Говорить о «мировой интеграции государств и наций» было бы пустой абстракцией, ибо процессы социалистической и капиталистической интеграции происходят в противоположных направлениях.
Однако, учитывая, что закономерностью развития человеческого общества является социализм, можно реально говорить об объединении наций и государств, В. И. Ленин писал: «Целью социализма является не только уничтожение раздробленности человечества на мелкие государства и всякой обособленности наций, не только сближение наций, но и слияние их».
Следствием интернационализации материального производства в международных отношениях стали два типа интеграции: социалистическая и капиталистическая. Обе интеграции выводят государства за национальные рамки, устраняют их изолированность, но этот процесс совершается в разных формах. Если социалистическая интеграция строится с учетом суверенного равенства государств и политической независимости, не сопровождается созданием наднациональных органов, то капиталистической интеграции присущи неравноправие, под-чинение империалистическим монополиям. В этой системе сильные государства являются субъектами, а слабые -- объектом интеграции. Формирование капиталистической интеграции по типу «развитые и развивающиеся государства» также ведет к неравноправию субъектов международного права, нарушает систему МПР. Капиталистической и социалистической интеграциям свойственны противоположные идеологические основания. Капиталистическая интеграция направлена против социалистических государств, в ней налицо антикоммунистические аспекты политики интеграции.
Интеграция, как движение к цели, приводит к конкретным формам сотрудничества государств, это должны быть международно-правовые формы сотрудничества.
Объективный процесс межгосударственных отношений проявляется в виде организованной интеграции, необходимым признаком которой являются «соглашения между государствами, направленные на планомерное развитие интеграционных процессов». Все большее значение приобретают международный договор и нормы внутригосударственного права как формы государственного руководства интеграцией. В социалистической экономической интеграции «при посредстве национально-правовых форм, как правило, получают практическую реализацию согласованные в международных договорах и в международных организациях интеграционные мероприятия». Образование интеграции предполагает в принципе договорную форму, и самим государствам принадлежит право выбирать стадию заключения международного договора. Так, акт о создании СЭВ не имел формы традиционного международного договора: СЭВ был организован в 1949 г., а Устав СЭВ, подписанный 14 декабря 1959 г., вступил в силу 13 апреля 1960 г., после ратификации всеми странами-членами СЭВ. В этом же году он был зарегистрирован в Секретариате ООН. Организованная интеграция бывает ограничена определенными территориальными рамками, регионом земного шара. В последующем эти ограничения могут быть сняты. Например, СЭВ сначала был создан только для европейских государств, а в 1962 г. XII сессия внесла поправки о приеме в члены СЭВ и неевропейских государств. Ст. 6 раздела 17 Комплексной программы установила, что «в осуществлении Комплексной программы может участвовать полностью или частично любая страна -- не член СЭВ».
Итак, исходя из системы МПР, интеграция государств содержит, следующие международно-правовые признаки: международный договор, суверенитет участников, политическую независимость, государственное руководство, организационное объединение государств. Можно указать также на принятие политических решений, координацию, общность государственных интересов, интернационализацию хозяйственной жизни. Однако эти признаки требуют своей конкретизации.
Интеграция не строится по идеальной модели. «Выбор конкретной модели интеграции,-- отмечает В. Мо-равецкий,-- должен осуществляться на основе всестороннего и перспективного расчета выгод и издержек как экономических, так и социальных и политических».
Социалистическая и капиталистическая интеграция основываются на разных целях, принципах и методах. Социалистическая интеграция строится на принципах социалистического интернационализма с учетом всех принципов и институтов общего международного права, она является «выражением объективных потребностей развития мирового социализма». Комплексная программа еще раз подтвердила, что социалистическая интеграция будет «и впредь осуществляться в соответствии с принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи». Социалистическая интеграция организована на межгосударственном уровне и носит международно-правовой характер, она основана на нормах международного права и урегулирована нормами этого права.
Социалистические государства путем формирования собственных международно-правовых норм внесли новое в систему МПР. Одним из своеобразных международных юридических средств в системе МПР явились рекомендации и решения, создаваемые СЭВ. «Все рекомендации и решения в Совете принимаются лишь с согласия заинтересованных стран -- членов Совета.1..» (ст. 14 п. 3 Устава СЭВ). Значение рекомендаций рассматривается юристами в двух аспектах: 1) рекомендация как односторонний юридический акт международной организации -- СЭВ (так как она является субъектом международного права и обладает международным правотворчеством); 2) принятие рекомендации государствами ведет к возникновению международного договора.
Оригинальными международно-правовыми актами являются Устав СЭВ и Комплексная программа. Комплексная программа -- то международный договор особого рода и принципы ее носят характер jus cogens. Социалистическая интеграция дала необычный образец широкого правового регулирования отношений между государствами. В Комплексной программе специально выделен раздел (15) под названием «Северленствование правовых основ сотрудничества стран-членов СЭВ». В нем установлено, что государства будут разрабатывать и принимать нормативные акты, регулирующие экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ, развивать общий правовой режим, разрабатывая для этой цели общие правовые нормы. Программа наметила также пути совершенствования национально-правовых актов, регулирующих экономическое сотрудничество, которые приведут впоследствии к сближению и унификации норм, к созданию специального регулирования и единообразных норм.
Некоторые юристы полагают, что взаимодействие внутригосударственно-правовых и международно-правовой систем в процессе социалистической интеграции «объективно обусловливает необходимость и целесообразность сближения правовых систем стран-членов СЭВ»26. Однако речь должна идти о сближении норм, регулирующих сотрудничество государств в форме интеграции, а не о полном слиянии национально-правовых систем. Сближение и унификация имеют свои пределы, так как сохраняются национальная и международная правовые системы, суверенитет государств и создаваемые ими межгосударственные организации.
Социалистическая экономическая интеграция подготовила условия для многостороннего сближения социалистических государств. Их постепенное сближение «предполагает синхронизированный процесс усиления взаимосвязей по всем линиям -- в экономике, политике, идеологии»27. В этом смысле социалистическая интеграция подпадает под понятие «социалистическое содружество». В системе МПР социалистическое содружество связано широким диапазоном многосторонних и двусторонних соглашений. Эти соглашения не замыкаются в радиусе социалистических государств, они влияют в целом на систему МПР, на международно-правовое сотрудничество других государств. На VII съезде ПОРП Л. И. Брежнев следующим образом определил социалистическое содружество: «Социалистическое содружество -- это добровольный союз равноправных, суверенных и независимых государств», ... «это союз совершенно нового типа. Он основан не только на общности государственных интересов группы стран, а представляет собой братскую семью народов, руководимых марксистско-ленинскими партиями, спаянных общим мировоззрением, общими высокими целями, отношениями товарищеской солидарности и взаимной поддержки». Социалистическое содружество в системе МПР не является самостоятельным субъектом международного права типа федерации или конфедерации, все государства социалистического содружества остаются полноправными субъектами международного права. Капиталистическая интеграция,
главным образом западноевропейская, имеет более чем столетний период развития. После второй мировой войны западноевропейская интеграция прошла в основном три этапа. Первый этап -- создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. и неудачная попытка сколотить европейское оборонительное сообщество (ЕОС) в 1954 г.; второй-этап -- подписание Римского договора (25 марта 1957 г.) и создание Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС)-- экономической интеграции (многофазовой) Европы с общей тенденцией развития, договор предусматривал создание «общего рынка» стран-участниц ЕЭС и участие в ЕЭС развивающихся государств; третий этап начинается с совещания глав государств и правительств в Гааге (1--2 декабря 1969 г.), на котором были преодолены разногласия о приеме Англии и других государств в ЕЭС.
Образовавшееся право европейских сообществ отличает как содержание, так и форма принципиальных понятий. Оно специфично по объекту правового регулирования -- международным и внутригосударственным отношениям. «Своеобразие права сообщества усугубляется императивным характером большей части его норм, которые автоматически действуют на территории государств-членов и обладают приоритетом над нормами национального права».