Файл: Министерство науки и высшего образования рф федеральное государственное образовательное бюджетное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структура единства основных прав и обязанностей распадается лишь от реального поведения государств, которые реализуют правила поведения, содержащиеся в основных правах и обязанностях. При этом государства не вправе брать на себя «особые обязательства», «особые права» вопреки интересам других государств, без их согласия или в нарушение основных прав и свобод государств. В истории международных отношений имелись такие случаи, когда государства принимали на себя особые обязательства при нарушении суверенитета других государств. Например, США на основании доктрины Монро и принятия законодательных актов объявили свои «особые обязательства» в целях так называемой консолидации латиноамериканского континента. Руководствуясь правилами «особых обязательств», США взяли на себя обязательство отсрочивать признание американских государств, которые могли образоваться вопреки этим правилам. Другой пример: США взяли «особые обязательства» по договору 1903 г. с Панамой, объявив Панамский канал «особым государством», образовав тем самым колониальный анклав на территории Панамы. И даже после подписания нового договора с Панамой от 7 сентября 1977 г. США будут сохранять «особые обязательства» в Панаме до 31 декабря J999 г.

Основные права и обязанности государств наиболее конкретизировано урегулировали международные отношения в юридической форме. В международном праве закреплена презумпция, что государства в силу суверенитета обладают основными правами и обязанностями, которые характеризуют правовой статус государств как совокупность основных, первичных, типичных субъектов международного права. Государства равны перед международным правом, им предоставлено равное условие в правотворчестве и реализации норм международного права. Концепция равных прав и обязанностей содержится в общем международном праве. В содержание принципа суверенного равенства государств входит признак, что все государства «имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества...» (Декларация о принципах международного права).

Равные права и обязанности государств закреплены в Заключительном акте (Хельсинки). Между государствами достигнута договоренность, что «они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации». Следовательно, международное право устанавливает равновесие основных прав и обязанностей. С фактической точки зрения государства участвуют в международных отношениях и принимают множество прав и обязанностей независимо друг от друга. Невозможно составить индекс этих прав и обязанностей. В фактическом отношении правовой статус государства не совпадает с юридической основой равновесия прав и обязанностей: государства свободны в выборе участников отношений и принятии международных прав и обязанностей. По объему прав и обязанностей государства отличаются друг от друга, это их, так сказать, индивидуализированный статус в пределах единства и равенства основных прав и обязанностей.


На современном этапе развития международного права существенное значение имеет кодификация основных прав и обязанностей государств. Институт основных прав и обязанностей сложился под влиянием принципов международного права, закрепления основных прав и обязанностей в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, Заключительном акте, в многосторонних, двусторонних и региональных соглашениях. Дальнейшее развитие международного права, подписание важнейших международных договоров, исключающих войну, применение ядерного оружия, а также заключение основ соглашений между великими державами и другими государствами свидетельствует о том, что кодификация основных прав и обязанностей государств должна быть продолжена.

История юридической мысли об основных правах и обязанностях государств и их кодификация прошла сложный путь, начиная от естественно-правового признания основных прав и обязанностей, признания их в качестве основополагающих правил поведения, кончая отрицанием основных прав и обязанностей, их попранием, нарушениями. По мнению В. М. Корецкого, в развитии проблемы основных прав и обязанностей имелось две линии: реакционная и демократическая. Вопрос о кодификации основных прав и обязанностей государств был поднят еще в XIX веке и в настоящее время разрабатывается Комиссией международного права. В. М. Корецкий в работе «Декларации прав и обязанностей государств» подробно проанализировал все проекты деклараций, большинство из них были схожи тем, что основывались на благих пожеланиях, но не предусматривали реальных мер, которые могли бы обеспечить национальный суверенитет, право народов на самоопределение, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела, а последний проект Декларации прав и обязанностей государств, подготовленный Комиссией международного права (1949г.), даже «склонился перед «доктриной мирового государства»»26. Как известно, в ст. 14 проекта Декларации прав и обязанностей 1949 г. составители добивались признания «супрематии международного права», отбросив, таким образом, суверенитет государств. Этим самым провозглашался принцип примата международного права над внутригосударственным. Статья проекта противоречит тому, что государства в международном праве являются суверенными субъектами и по Уставу ООН (п. 3 ст. 1) должны преследовать цель осуществления сотрудничества в разрешении важнейших международных проблем.



Несмотря на отрицательные моменты Декларации ООН о правах и обязанностях государств 1949 г., она по достоинству может быть оценена как рекомендация, которая имеет морально-политическое значение для государств-членов ООН в тех ее частях, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам универсального международного права.

Все это говорит об актуальности проблемы дальнейшей кодификации основных прав и обязанностей государств.


3.2Интеграция государств в системе международно-правовогорегулирования

Система государств характеризуется тем, что имеет тенденцию к интеграции. Интеграция является в теории систем состоянием взаимосвязи компонентов системы и представляет процесс, обусловливающий такое состояние. Тенденция к интеграции государств связана с появлением принципа универсальности в международных отношениях, интернационализации экономической, политической и социальной жизни. Вообще как интеграция, так и дифференциация государств являются закономерностью развития международных отношений. Дифференциация есть результат появления новых государств после распада колониальной системы империализма, укрепления суверенитета и национальной независимости государств. (Необходимо отметить, что существуют и так называемые дезинтеграционные процессы -- раздел, выход государств, разъединение, отделение и т. д.).

Интеграция создает структурные взаимосвязи между разнотипными и однотипными государствами. Современная интеграция -- это, как правило, структурная взаимосвязь однотипных государств. Вместе с тем, государства, применяя многообразные формы сотрудничества, проводят различные интеграционные мероприятия, которые имеют политические и правовые аспекты. Государства живут в системе государств, что предполагает их объединение, взаимосвязанность, объективно данную «необходимость вступать в те или иные отношения». Эта взаимосвязанность ведет к образованию международных процессов объединительного характера: интеграции, федераций, конфедераций государств, к появлению новых образований -- субъектов международного права и прежде всего -- международных организаций. Международная организация не является полностью государственной, она представлена в виде ассоциации государств для достижения общих целей; объединение государств в этом случае приобретает новое качество.

Наука международного права в определенной степени обобщает интеграционные процессы, выявляет их связь с международным правом. Уже выработан ряд конкретных направлений, в частности, в науке возникло понятие «интеграционное право», как отрасль или подотрасль международного права, и его разновидности -- «право европейского экономического сообщества» (общего рынка), «право социалистической экономической интеграции».


Многие из этих направлений дискуссионны, однако бесспорно одно, что интеграция государств связана самым непосредственным образом с международно-правовым регулированием. Международное право исходит из того, что интеграция является процессом, управляемым на основе метода координации государств. Так, международно-правовой принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом вызывает различные формы сотрудничества в политической, экономической и социальной системах. Этот принцип предполагает такое объединение государств, которое направлено на укрепление международного сотрудничества в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Нарушение и игнорирование суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела других государств приводит к ограничению суверенных прав, к созданию наднациональных органов. Такая интеграция размывает систему МПР.

Субъектами интеграции являются государства, они регулируют интеграционные связи и отношения нормами международного и национального права. Поэтому правовое регулирование интеграционных процессов носит системный характер.

Общепризнанного определения интеграции в науке международного права не существует. Е. Т. Усенко отмечает, что интеграция -- «это многостороннее общественное явление, охватывающее как базис, так и политико-юридическую надстройку». По мнению В. Моравецкого, «понятие интеграция не полностью однозначно и, оперируя им, следует отдавать себе отчет, какое мы вкладываем в него содержание». Под международной интеграцией он понимает: 1) процесс укрепления сотрудничества между государствами, 2) процесс, имеющий целью объединение экономических, социальных и политических организмов разных стран в независимые от государств или даже надгосударственные организмы, 3) не только процесс, но и состояние, создание которого является актуальной задачей. А. Фердросс рассматривает государственное объединение в широком смысле, поскольку «всякой международно-правовой нормой устанавливается связь между государствами, которые этими нормами управомочиваются и к чему-либо обязываются». К отличительному признаку интеграции он относит право государств «ведения общих дел» (организованные объединения государств) и «образование более тесного внешнеполитического объединения» (политическое объединение государств). Таким образом, интеграция понимается как объединение государств, основанное на международно-правовых актах. Правовым признаком интеграции является международный договор, заключаемый между государствами. Механизм интеграции включает в себя элементы внутригосударственного и международно-правового регулирования. Объединение государств на основе международно-правовых принципов равенства, добровольности, самоопределения входит в систему МПР ее составной частью.