Файл: 6. Изучение научной организации труда менеджера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оглавление
Введение……………………………………………….……………………………..3

1. Поиск, анализ и оценка информации о ведущих ученых в области организации и управления производства………………………………………… 5

2. Анализ работы передовых отечественных и зарубежных предприятий в определенной отрасли промышленности…………………………………………10

3. Сбор информации об управленческих союзах (профессиональных сообществах) и результатах их деятельности……………………………………15

4. Кросс-культурный анализ для различных управленческих школ……………19

5. Изучение особенностей управленческого труда и практических навыков в управленческой деятельности……………………………………………………24

6. Изучение научной организации труда менеджера…………………………….28

7. Изучение профессиональной этики менеджера………………………………34

8. Подготовка лекции-беседы со студентами……………………………………37

Заключение………………………………………………………………………….41

Библиографический список………………………………………………………42

Введение
Учебно-ознакомительная практика является необходимым начальным этапом подготовки бакалавров менеджмента, позволяющим закрепить на практике полученные студентами теоретические знания, способствуя интеллектуальному развитию будущих бакалавров менеджмента, овладению предметными знаниями и умениями, развитию и повышению мотивации к профессиональной деятельности, осознанию себя как компетентного менеджера.

Целью прохождения учебно-ознакомительной практики является понимание практической значимости будущей профессии, закрепление и углубление теоретических знаний с позиций их практического применения.

Для достижения указанных целей студент должен решить следующие задачи:

- закрепление и дальнейшее углубление имеющихся теоретических знаний;

- приобретение умений и навыков на основе знаний, получаемых в процессе теоретического обучения;

- приобретение первичных профессиональных практических навыков самостоятельной работы;

- развитие способностей к самостоятельной деятельности в сфере управления: организаторских, аналитических, коммуникативных, исследовательских, самоорганизации и самоконтроля;

- формирование понятия сущности и социальной значимости профессии менеджера; - повышение мотивации к профессиональной деятельности;

- овладение искусством общения с людьми;


- получение представлений об использовании компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки управленческой информации;

- формирование умения обрабатывать полученные результаты исследования, анализировать и осмысливать их, использовать при решении организационно-управленческих задач;

- ознакомление с формами и приемами организации сбора информации (в том числе по электронным каталогам и через интернет);

- выработка умений вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

- освоение приемов работы с нормативно-методическими источниками и нормативно-правовыми источниками;

- выполнение индивидуальных заданий;

- формирование навыков представления итогов проделанной работы в виде отчета.



  1. Информация о ведущих ученых в области организации и управления производства


Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда. По мере роста масштабов производства, усложнения его структуры и объема, развития специализации и кооперации расширились задачи управления производством.

Историю формирования и развития науки «Организация производства на промышленном предприятии» можно проследить, начиная с первой половины XVIII в., когда английский предприниматель, механик по образованию, Р. Аркрайт (1732—1792) создал «Фабричный кодекс», предусматривавший систему штрафов за нарушение трудовой дисциплины в процессе производства и казарменный режим для рабочих. Размер штрафа зависел от того, насколько рабочий отклонялся от графика работы. «Фабричный кодекс» Аркрайта положил начало формированию науки об организации производства, явился первым теоретическим документом для регулирования общественного труда на предприятии и более сотни лет использовался на предприятиях разных стран мира.

Основоположником разработки принципов научной организации труда считается американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856—1915). Основные положения его теории изложены в работах «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911). К числу предложенных Тейлором принципов организации труда относятся:

· замена традиционных, рутинных приемов выполнения работы методами и правилами, выработанными на основе обобщения опыта и специального изучения времени, необходимого для выполнения работы;

· отбор рабочих и систематическое обучение их новым приемам работы;



· отделение подготовки к работе от непосредственного исполнения, в частности освобождение основного рабочего от выполнения функций, связанных с расчетом и подготовкой работ, и передача их специальным исполнителям;

· введение так называемой дифференцированной оплаты труда, при которой лишь выполняющим задание сохраняется установленный размер оплаты, а при недовыполнении его размер оплаты за каждую невыполненную единицу работы снижается. Как правило, это на 20-30% уменьшало ставку.

Эта система содержала скрытую форму штрафов для большинства рабочих.

Тейлор и его соратники занимались рационализацией труда отдельного рабочего, не пытаясь установить взаимосвязи и кооперацию труда рабочих на отдельных участках и на предприятии и целом. Эту проблему решил Гаррингтон Эмерсон (1853—1931), который в своей книге «Двенадцать принципов производительности» (1911) впервые изложил систему научной организации и управления коллективным трудом. При этом он отметил необходимость комплексного подхода к решению сложных задач организации и управления производством с учетом их эффективности.

Кроме того, он предложил идею создания компетентной комиссии по ведению практической работы в области организации производства в промышленности. Основная задача этой комиссии (консультативной фирмы) сводилась к оказанию практической помощи отдельным предприятиям и фирмам в организации производства и управления, а также к подготовке и переподготовке кадров управления.

Свои двенадцать принципов производительности Г. Эмерсон назвал и прокомментировал следующим образом:

1. Точно поставленные цели или цели, к достижению которых должен стремиться каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.

2. Здравый смысл при анализе достигнутого и с учетом перспективы развития.

3. Компетентная консультация.

4-5. Дисциплина.

6-7. Справедливое отношение к персоналу, который проводится в жизнь путем быстрого, точного и полного учета, нормирования операций, точных писаных инструкций, подробных расписаний и вообще всего, что требует от предприятий 12 принципов производительности, включая и справедливость в отношении оплаты труда.

8. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий мгновенный доступ к нужной информации.

9. Принцип диспетчирования.


10. Нормы и расписания.

11. Писаные стандартные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность.

Г. Эмерсон утверждал, что ни один из рассмотренных выше принципов производительности не существует сам по себе, но всякий из них поддерживает и укрепляет все остальные, в то же время поддерживаясь и укрепляясь ими.

Почти одновременно с Г. Эмерсоном значительный вклад в развитие науки об организации производства внес французский исследователь Анри Файоль (1841 —1925), создавший систему управления производством, основанную на выделении следующих групп функций:

· технических (производство, выделка и обработка),

· коммерческих (покупка, продажа и обмен),

· финансовых (привлечение средств и распоряжение ими),

· охраны (страхование, охрана имущества и лиц),

· счетных (учет, статистика и т.д.),

· административных и управленческих задач — прогнозирование, планирование, организация, координация и контроль.

Ряд ученых (Н. А. Аносов, Ф. Р. Дунаевский, М. Н. Липский) обосновали идею о необходимости выделения особой науки организации и управления производством, ее полезности для практической деятельности. Было сформулировано понятие организационного процесса, определены его основные фазы. Большая группа ученых, к числу которых относятся Е. М. Альперович, М. И. Васильев, И. С. Лавров и др., сконцентрировали свои творческие усилия на решении проблем организации производства и управления в рамках отдельного предприятия.

Выдающийся ученый - естествоиспытатель, философ, экономист А. А. Богданов (1873--1920) отмечал, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, он разработал основные принципы новой науки о законах организации, действующих в технике (организация вещей), экономике (организация людей), политике (организация идей), и заявил о необходимости их изучения. Многие положения, выдвинутые

А. А. Богдановым, предвосхитили идеи кибернетики, теории систем, современной теории организации.

А. К. Гастев (1882--1941) разработал концепцию «узкой базы». Суть ее в том, что работу по научной организации труда надо начинать с отдельного человека, будь то руководитель или рабочий (все это было сформулировано еще до создания теории «человеческих отношений в управлении» Э. Мэйо). Концепция узкой базы сводилась к тому, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка», а закономерности управления станком можно распространить на предприятие и на государство в целом. Он считал, что труд любого работника может быть легко разложен на отдельные операции, легко поддающиеся регулированию, как и операции, производимые при помощи машин.


Сторонниками социальных концепций организации производства и управления, как уже отмечалось, являлись П. М. Керженцев (Лебедев), Н. А. Витке и Ф. Р. Дунаевский.

Керженцев выделял три элемента: труд, производство и управление. Причем последнему элементу он придавал особое значение и понимал под научной организацией управления изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и использование кадров, поддержание дисциплины. Керженцев сформулировал и свои принципы управления, к которым отнес: установление целей и задач, выбор формы организации, составление планов, учет и контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.

Н. А. Витке разработал «социально-трудовую концепцию управления производством», в которой четко разграничил управление вещами и управление людьми. Он видел главную задачу в целесообразной организации людей как главных участников единой трудовой кооперации (управление состоит в целесообразном сочетании людских воль). Витке рассматривал управление как процесс, объединяющий систему социально-трудовых отношений и реальную деятельность, в которой эти отношения воплощаются. Все эти элементы процесса управления соединяются с помощью административной функции, которой он уделял особое внимание.

Ф. Р. Дунаевский разработал теорию «административной емкости», под которой он понимал способность управленцев руководить определенным числом подчиненных. Причем эта способность руководителей, по его мнению, незначительно зависит от их личных качеств. Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточных звеньев, связанное с необходимостью компенсировать превышение «административной емкости» центра. Таким образом, он выделил нарастание информационного барьера в управлении и предложил некоторые способы его преодоления.

В современных условиях вопросы организации производства и управления им стали специальной отраслью знаний, сферой деятельности десятков и сотен научно-исследовательских организаций, государственных и частных, а также консалтинговых фирм. Круг решаемых этими организациями вопросов очень широк и охватывает как организационно-технико-экономические, так и психофизиологические и социально-психологические аспекты управления предприятием.