ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деятельность руководителя
В деятельности руководителя можно выделить два основных аспектов – целесообразность и эффективность. Целесообразность – это умение выполнять необходимую работу. Эффективность – это умение экономично использовать все имеющиеся ресурсы. Целесообразность несравнимо важнее эффективности, поскольку человек должен выполнять нужную работу, и только в этом случае имеет смысл о ее эффективности.
Выделяют три группы ролей, которые должен исполнять руководитель, желающий эффективно работать:
а) межличностные;
б) информационные;
в) управляющие.
Межличностные роли характеризуют отношения, существующие между менеджером и его подчиненными. А также другими людьми внутри и за пределами организации. Таким образом, он должен исполнять роли главы, лидера и связующего звена. Роль главы следует из его формального авторитета и положения. Как лидер, руководитель должен уметь совмещать цели организации и потребности отдельных людей, находящихся в его подчинении. Выступая в роли связующего звена, менеджер поддерживает контакты на горизонтальном уровне, общаясь со своими коллегами, возглавляющими другие организации.
Информационные роли связаны с тем, что менеджер является своеобразным информационным центром, так как, во – первых, к нему поступает информация, которую необходимо обработать и проанализировать; во – вторых, он должен передавать информацию, как своим подчиненным, так и за пределы возглавляемого коллектива. Таким образом, он должен исполнять роли получателя, распространителя информации и представителя своей организации в ее контактах с внешним миром.
Управляющие роли руководителя связаны с необходимостью принимать решения, проводить изменения в работе возглавляемого им подразделения и реагировать на изменения внешней среды. Таким образом, он должен исполнять роли инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов и посредника. Как инициатор менеджер принимает решения относительно инноваций. необходимых организации, при этом он должен как побуждать к изменениям, так и направлять их. Выполняя роль устранителя проблем, менеджер принимает решения в непредсказуемых ситуациях, возникающих помимо его воли. Как распределитель ресурсов менеджер принимает решения относительно финансов, персонала, оборудования и других ресурсов, одновременно с этим он распределяет работу между подчиненными. Руководитель вынужден вести переговоры и принимать решения, связанные с ответственностью при распределении ресурсов организации.
Среди названных трех групп наиболее важной является группа информационных ролей, посредством которой, кроме всего прочего, происходит взаимоувязка межгрупповых и управляющих ролей.
Репертуар ролей и их наполнение свои у каждого руководителя, т. е. роль, имеющая большое значение для одного, может не представлять ценности для его коллеги. Более того, на разных уровнях управленческой иерархии приоритет имеют разные роли.
Достоинствами ролевого подхода являются:
а) возможность выделить различные фрагменты деятельности руководителя и на основе этого деления производить ее анализ;
б) возможность понять, что определенные виды деятельности являются не прерыванием основной работы менеджера, а ее составной частью; например, время, в течение которого руководитель присутствует на дне рождения своего подчиненного или разговаривает со своим коллегой пусть даже не на производственные темы, не является потерянным для менеджера, поскольку эти действия – составная часть его работы.
Наиболее ценным личным ресурсом руководителя является его время. Исследования показали, что типичный менеджер очень дорожит теми промежутками времени, в течение которых его никто не отвлекал бы. В течение месяца он может рассчитывать только на 9 таких интервалов продолжительностью по полчаса.
7. Профессиональная этика менеджера
В современном обществе все большее внимание уделяется профессиональной этике. И это не удивительно, ведь соблюдение профессиональной этики является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом, особенно когда речь идет о менеджере или руководителе такой организации. Так что же такое «этика»?
Этика (греч. ethika, от греч.ethos – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль, регулирующая поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, быту, науке, в семейных, личных и международных отношениях.
Если говорить об этике менеджера, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Этика менеджера – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими требованиями.
Менеджер является стержнем организации и ее представителем. От поведения, внешнего вида, речевой культуры менеджера зависит имидж всей организации. Кроме того, он является примером для подчиненных, ведь этика менеджера проецируется на деятельность коллектива, организации и таким образом сама оказывает колоссальное влияние на индивидуальную этику подчиненных, решающим образом воздействует на формирование корпоративной культуры организации, корпоративной этики, серьезно влияет на будущее организации, на будущее каждого ее работника.
Важнейшие аспекты этики профессии менеджера отражены в следующих принципах деятельности руководителя:
-
Верность организации, соблюдение ее традиций; -
Уважение к подчиненным, искренний интерес к ним, воздержанность от критики, унижающей достоинство подчиненного; -
Исключение проявления грубости, высокомерия, интриганства, манипулирования, попыток «столкнуть лбами»; -
Недопустимость обмана подчиненных, невыполнения обещаний, злоупотребление положением начальника, утаивания информации, представляющей интерес для подчиненного; -
Соблюдение субординации – воздержанность, с одной стороны, от попыток решения служебных вопросов с вышестоящим руководителем, минуя своего непосредственного начальника, а с другой – от поручений исполнителю «через голову» его непосредственного начальника; -
Использование по отношению к подчиненным преимущественно методов убеждения. Применение принуждения только при исчерпании возможностей убеждения; -
Недопустимость принятия руководителем управленческих решений при нахождении его в негативном состоянии, под влиянием негативной ситуации; -
Объективность при принятии решений, правовая защищенность управленческого решения; -
Нацеленность на гармонизацию деятельности коллектива и организации в целом, в частности конфликтных ситуаций; -
Профессиональная компетентность, постоянное повышение собственной профессиональной квалификации; -
Соблюдение профессиональной конфиденциальности; -
Готовность и способность брать ответственность за последствия принимаемых решений на себя.
Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной. Менеджер служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть воспринято рядовыми сотрудниками как своего рода «сигнальная ракета» – можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны
служат дурным примером в большей степени, нежели подобные же действия рядового сотрудника.
Любое действие, поступок менеджера имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов.
Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер – подчиненный» и т.п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.
8. Подготовка лекции-беседы со студентами.
Лекция «Профессия – менеджер»:
1. Понятие профессии
2. Профессия менеджера
3. Требования к профессиональной компетенции менеджеров
Глоссарий по теме (не менее 15 слов)
АВС (Activity Based Costing ) анализ — функционально-стоимостный анализ затрат (ФСА). Процесс распределения затрат с использованием первичных носителей стоимости, ориентированных на производственную и/или логистическую структуру предприятия с конечным распределением затрат по основным носителям (продуктам и услугам).
СLV (Customer Lifetime Value) — «оценка жизненного цикла клиента». Показатель и методология расчета чистой прибыли, которую получит компания от клиента за определенное время.
SWOT- анализ - Инструмент анализа рынка, который позволяет в сжатом виде представить рыночную ситуацию - опасности и возможности, которые ожидают фирму на рынке, а также ее слабые и сильные характеристики - то есть ее потенциал. Английские буквы данной аббревиатуры связаны с первыми буквами английских слов - сига, слабость, возможность и опасность.
Автократичный руководитель (autocratic leader) - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям. В случае необходимости он сделает это, не колеблясь.
Адаптация работника (в управлении персоналом
) - Процесс приспособления работника к новому месту работы (при переходе в новую фирму, на новую должность и др.).
Анализ - разложение, один из методов научного исследования. Самый распространенный вид анализа - классификация: черный - белый, большой - средний - маленький. Аналитик - специалист, хорошо владеющий методами научного анализа.
Анализ внешней среды (environmental analysis) - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей
АСУ - автоматизированная система управления (САМ – computer-assisted manufacturing) - ряд технологий производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.
Аутсорсинг - 1) (outsourcing — использование внешних источников) — это передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании; 2) замена "натурального хозяйства" (делаем все сами) выбором компанией внешних поставщиков товаров и услуг, необходимых для производства собственной продукции.
Делегирование (delegation) - передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность за них.
Иерархия потребностей Маслоу - подразделение всех потребностей людей на пять групп, осуществленное Абрахамом Маслоу. Им описаны следующие группы потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.
Консалтинг — это деятельность специалиста или фирмы, занимающихся стратегическим планированием проекта, анализом и формализацией требований к информационной системе, созданием системного проекта, иногда проектированием приложений.
Теория «X» - термин Дугласа Мак-Грегора, относящийся к оценке автократического руководителя. Такой руководитель считает, что люди не любят работать, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, хотят защищенности. Главный вывод - людей надо принуждать работать.
Теория «Y» - термин Дугласа Мак-Грегора. В соответствии с этой теорией при соответствующих условиях люди будут стремиться к работе, тогда как преданность целям организаций является функцией вознаграждений, связанных с достижением цели. Согласно этой теории, большая часть населения обладает творческим потенциалом.