ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис.1 Пирамида уровней управления
Лица на техническом уровне, в основном занимаются ежедневными операциями. Лица на управленческом уровне согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации, разрабатывают долгосрочные планы.
Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников, что способствует повышению качества управляющих воздействий.
Виды разделения управленческого труда
1. Функциональное разделение труда (горизонтальное), предполагающее выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, и закрепление их за отдельными работниками и подразделениями аппарата управления. В итоге выделяют руководителей, специалистов, служащих по функциональной роли в процессе управления. Все категории работников вносят свой вклад в разработку и реализацию управляющего воздействия .
2. Иерархическое (вертикальное) разделение труда предусматривает распределение комплексов работ по реализации управленческих функций по уровням иерархии управления, закрепление их за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.
3. Технологическое разделение труда – это дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению, анализу и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.
4. Профессиональное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда и закрепление за отдельными работниками в соответствии с их профессиональной подготовкой.
5. Квалификационное разделение труда – распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.
6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).
Типы руководителей
1. По признаку разделения труда выделяют линейных и функциональных менеджеров (руководителей, управляющих).
Линейные менеджеры – лица, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее подразделений. Например, линейными менеджерами являются: директор, начальник отдела внутреннего туризма, руководитель группы, сектора и т. п.
Функциональные менеджеры – лица, ответственные за определенную функциональную сферу деятельности в системе управления, возглавляющие функциональные подразделения. К примеру, директор по маркетингу, директор по персоналу и т. п.
2. По месту в системе управления организации выделяют:
-руководителей низового звена (руководители секторов, групп, мастера и т. п.);
-руководителей среднего уровня (начальники отделов, управляющие по продукту, проекту, региону и т. п.);
-руководителей высшего звена управления (директор, его заместители).
Каждый из уровней управления отличает характер выполняемой работы. Так, работа руководителей низового уровня управления связана с решением преимущественно оперативных (координация, контроль, регулирование деятельности) и тактических проблем, характеризуется разнообразием выполняемых действий, частой сменой деятельности, постоянным общением с непосредственными руководителями и подчиненными. В действиях руководителей среднего звена преобладает решение тактических задач, однако, могут решаться вопросы стратегического характера. Руководители высшего звена определяют общие направления функционирования и развития организации и ее крупных составляющих. Соответствующая деятельность имеет стратегическую направленность, характеризуется масштабностью, сложностью, наличием связи с внешней средой организации.
6. Особенности научной организации труда менеджера
Научная организация труда менеджера предполагает:
а) широкое использование методов и теоретических положений различных наук (общественных, естественных, технических) при организации труда менеджера;
б) научный анализ и комплексную рационализацию труда менеджеров на основе достижений науки, техники и передового опыта.
Задачи, решаемые с помощью научной организации труда, можно разделить на экономические, социальные и психофизиологические.
Экономические задачи состоят в обеспечении рационального использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов и создании условий для роста производительности труда и повышения интереса к труду.
К психофизиологическим задачам относятся создание наиболее благоприятных условий труда, снижение утомляемости, сохранение здоровья.
Основные принципы научной организации труда менеджера в основном совпадают с принципами НОТ в любой другой сфере трудовой деятельности. К ним относятся такие принципы
, как специализация, пропорциональность, параллельность, прямо точность, непрерывность, комплексность, мотивация и др.
К основным направлениям научной организации управленческого труда следует относить:
-
разделение и кооперацию труда менеджеров; -
повышение квалификации менеджеров; -
рационализацию труда; -
внедрение прогрессивных форм и методов стимулирования труда; -
улучшение условий и гигиены труда; -
развитие творческих основ труда на базе автоматизации рутинных видов деятельности.
Разделение и кооперация труда предполагают, что за каждым подразделением и исполнителем в аппарате управления должно быть закреплено определенное и в достаточной степени однородное количество видов работ. Это позволяет повышать производительность и качество труда, накапливать конкретный практический опыт.
Разделение и кооперация труда основываются на:
а) делегировании полномочий (с вышестоящего уровня управления на нижестоящий);
б) ”экономии квалификации” (запрете использовать высококвалифицированных работников на работах, требующих низкой квалификации);
в) документальном закреплении обязанностей в положениях о подразделениях, должностных инструкциях и т. п.
Повышение квалификации управленческих кадров рассматривается как важное условие эффективного управления. В условиях НТП темпы изменения производства настолько стремительны, что работник аппарата управления, как показывает зарубежный опыт, должен как минимум раз в 4-5 лет повышать свою квалификацию. Более того, он должен самостоятельно регулярно знакомиться с новейшей технической и экономической литературой.
Рационализация труда в управлении главным образом связана с совершенствованием документирования и документооборота, планированием совершенствования управления, улучшением системы контроля, качественной подготовкой и проведением совещаний, заседаний.
Внедрение прогрессивных форм и методов материального и морального стимулирования труда обеспечивает активизацию трудовой деятельности менеджеров за счет самоорганизации труда. В реализации данного направления важную роль должен играть правильный выбор методики и показателей оценки деятельности менеджеров, которые должны учитывать сложность, объем и качество работы; профессиональную компетентность; организаторские способности; исполнительность; инициативность; взаимоотношения с коллегами.
Организация рабочих мест менеджеров предполагает проведение мероприятий, предусматривающих:
- размещение менеджеров в помещениях, способствующих взаимодействию работников и служб;
- оснащение рабочих мест мебелью, соответствующей физиологическим особенностям работающих;
- расстановка мебели и оборудования с учетом последовательности трудовых операций;
- обеспечение рабочих мест средствами механизации, оргтехникой;
- учет психологического воздействия цвета, музыки, освещения при оформлении интерьеров кабинетов.
Улучшение условий труда предполагает улучшение той внешней среды, в которой трудится работник, той производственной обстановки, которая его окружает.
Внешняя среда оказывает сильное влияние на организм человека, его физиологические возможности, психику, а, следовательно, и работоспособность. Научная организация труда предполагает обеспечение таких условий труда (общее состояние производственных помещений, температура воздуха и его влажность, освещение, вибрация, шум и т. п.), которые соответствуют оптимальным с точки зрения санитарно – гигиенических норм.
Развитие творческих основ труда предполагает создание условий, при которых труд считается не только обязанностью, но и сферой самовыражения личности, раскрытия потенциала, заложенного в человеке природой. Современный этап позволяет освободить менеджера от традиционных операций, дать ему возможность проигрывать варианты решений, создать условия для полноценного творческого труда.
Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнить решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.
Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т. е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми.
Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуация постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.
Изучение личностных качеств и деятельности руководителя является неотъемлемой частью менеджмента. В этом изучении можно выделить четыре основных направления.
1 Ролевое направление, в рамках которого изучается сама деятельность руководителя, т. е. те роли, которые он должен исполнять на своем рабочем месте.
2 Личностное направление, в рамках которого ученые пытаются установить личностные характеристики, присущие наиболее деятельным руководителям. Пик своего расцвета данное направление переживало в 30 – 50-е годы XX столетия, когда разрабатывалась теория великих людей. Однако в этих и последующих исследованиях не были определены характеристики личности, обеспечивающие успешное руководство в любых ситуациях.
3 Поведенческое направление, которое рассматривает манеру поведения руководителя в отношении подчиненных, т. е. его стиль управления.
4 Ситуационное направление, в рамках которого делаются попытки, во – первых, установить взаимозависимость эффективности деятельности руководителя, его личностных характеристик, стиля управления и той ситуации, в которой он работает и принимает решения, во – вторых, определить степень адаптации разных руководителей к разным ситуациям.
- 1 2