Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
81
ся менее значимой: здоровому человеку запреще- но убить безнадежно больного, чтобы спасти свою жизнь.
37
. ЗАПРЕТ НАНИМАТЬ ИЛИ ПОСЫЛАТЬ
УБИЙЦ И ТРАВИТЬ ЗВЕРЯМИ
Сказано: «От всякого зверя взыщу ее и от руки чело- века». Устная Тора интерпретирует эти слова, как за-
прет осуществления убийства чужими руками или по- средством диких зверей. К этому закону относится и запрет давать советы, направленные на причинение физического ущерба другим людям.
38
. ОБЯЗАННОСТЬ СПАСАТЬ ЛЮДЕЙ
В ЧАС ОПАСНОСТИ
Таков нравственный долг каждого, вытекающий из запрета убийства: от нас требуется приложить все усилия, чтобы спасти другого, дабы бездействие не
обрекло его на смерть. Человек не обязан спасать его ценой собственной жизни, однако он должен быть готов пострадать ради спасения другого. В Торе ска- зано: «Не стой на крови ближнего твоего»
1
– т.е. не оставайся безучастным, когда ему угрожает гибель.
Из этого повеления вытекает так называемый «за- кон преследователя», согласно которому на каждого ложится обязанность защитить преследуемого, даже ценой жизни преследователя, если нет возможно- сти остановить его иным путем (например, только ранив). Эта обязанность лежит и на самом преследу- емом: если это в его силах, он должен убить своего преследователя, чтобы спастись.
1
Ваикра, 19:16.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
82
Из этого повеления вытекает и запрет подвергать себя
опасности – ставить себя в ситуации, угрожающие жизни или здоровью.
К нему относится и нравственный закон, повелевающий
любить ближнего и не испытывать к нему ненависти.
Ведь любовь выливается в заботу о благополучии ближнего и толкает на его спасение в час опасности, а ненависть влечет за собой желание причинить вред другому и может довести до кровопролития.
39
. НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ ДОБРОВОЛЬНОГО
ИЗГНАНИЯ, ЛОЖАЩИЙСЯ НА ТОГО,
КТО СОВЕРШИЛ НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ
УБИЙСТВО
Тот, кто непреднамеренно убил ближнего, да обра- тится к Всевышнему с мольбой о прощении; поми- мо этого, искуплению греха служит добровольное
изгнание. Указание на это содержится в Писании:
Всевышний обрек убившего своего брата Каина на скитания: «Изгнанником и скитальцем будешь ты на земле»
1
. Мудрецы объясняют, что слова: «от руки брата его взыщу душу человека» означают, что Все- вышний не оставит без возмездия и того, кто по ошибке убил человека, которого любил как брата.
Убийца нуждается в искуплении тяжкого греха, и ему следует уйти в изгнание и молить Всевышнего дать ему возможность искупить свой грех.
Тора обязывает суд в стране Израиля отправлять нееврейского жителя страны, соблюдающего обще- человеческие заповеди и совершившего непредна-
1
Берешит, 4:12.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
83
меренное убийство в город-убежище, однако это правило действительно лишь в эпоху правления царей, когда действуют предусмотренные Торой го- рода-убежища. При этом город, функционирующий как убежище, обязан принять нееврея, убившего другого нееврея только в том случае, если он соблю- дает семь заповедей; у того, кто их не соблюдает во- обще, нет права на проживание в стране Израиля
(см. главу 12).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40
. ЗАПРЕТ ПРИЧИНЯТЬ
ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ
Тот, кто бьет другого человека и причиняет ему те- лесные повреждения, назван Торой злодеем, как ска- зано: «И сказал злодею: зачем ты бьешь ближнего твоего?»
1
Ударивший был назван злодеем. Запрещено причинять не только телесную, но и душевную трав- му, угрожать другому, запугивать его. Поступающий так также относится к категории злодеев.
Запрещено также ранить самого себя. Точно так же, как человек не вправе распоряжаться своей душой, и поэтому ему запрещено самоубийство, он не имеет
права и причинять вред своему телу. В частности, за- прещено причинять себе бессмысленные страдания, однако, если это служит разумной цели, это разре- шено: например, человек может тяжело работать, чтобы прокормить себя. Разрешаются хирургические операции с эстетическими целями.
41
. ПОВЕЛЕНИЕ СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ
ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ НАМ НЕ СТАЛО
1
Шмот, 2:13.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
84
ПРИЧИНОЙ ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ
МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА БЛИЖНЕМУ
Например, мы обязаны следить за тем, чтобы при- надлежащие нам домашние животные не нападали на людей. Тот, кто выкопает яму, должен ее огоро- дить, чтобы в нее никто не упал. Разведя огонь, надо следить за тем, чтобы не устроить пожара. Мы обя- заны следить за тем, чтобы те предметы или живот- ные, за которые мы несем ответственность, не нанес- ли никакого ущерба. Поэтому Тора велела человеку поставить загородку на крыше, как сказано: «Когда будешь строить новый дом, сделай перила к кровле твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, дабы никто не упал с него»
1
42
. ЗАПРЕТ ОСКОРБЛЕНИЙ
Запрещено называть человека бранными именами, оскорблять и позорить его, а также запрещено сплет- ничать и злословить. Об этом сказано в Торе: «Не ходи сплетником в народе твоем»
2
. Запрещение этих действий вытекает из запрета на убийство, посколь- ку они вызывают раздоры и сеют ненависть, и могут стать причиной кровопролития. При этом запрещено
не только злословить самому, но и слушать, как это де-
лают другие, ведь слушающий поощряет говорящего.
Однако, хотя запрещено рассказывать дурные вещи о ближнем с тем, чтобы его позорить, это дозволено в тех случаях, когда распространение порочащей дру- гого информации может принести пользу и пойти
1
Дварим, 22:8.
2
Ваикра, 19:16.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
85
во благо. Например, разрешено рассказать товарищу что-либо дурное о том или ином человеке с тем, что- бы слушатель помог обратить его на путь истинный.
Можно также предостеречь других от контактов с дурными людьми – не для того, чтобы заклеймить злодея, но чтобы порядочные люди не стали жертвами
обмана или не попали под дурное влияние. А также тому, кого спросили о порядочности определенного челове- ка, например, о том, можно ли иметь с ним дело, сле- дует сказать правду, чтобы не подвести собеседника.
Запрещено позорить другого человека прилюдно. Мудре- цы говорят: «У того, кто прилюдно позорит ближне- го, нет доли в будущем мире». К этому же относится знаменитое изречение Ґиллеля: «Не делай другому то, что ненавистно тебе».
С этим законом связана и обязанность каждого соци- ума ограничить возможность средств массовой ин- формации распространять сплетни и порочащие све- дения, ибо это приносит вредкак отдельным людям, так и всему обществу. Во многих случаях публика- ции подобного рода не несут никакой общественной пользы и не имеют никакого нравственного оправда- ния, но ставят перед собой единственную цель – опо- рочить и опозорить. Следует также воспрепятство- вать публикации порнографии, ибо это способствует распространению порока и вводит в грех.
43
. ОБЯЗАННОСТЬ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ
У ТЕХ, КОМУ МЫ ПРИЧИНИЛИ ВРЕД
СЛОВОМ ИЛИ ДЕЛОМ
Тот, кто ударил другого человека, рассказал пороча- щую его историю, публично опозорил его, заставил
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
86
его страдать или нанес какой-либо иной физический или материальный ущерб, обязан повиниться перед ним и просить его о прощении до тех пор, пока тот
не согласится его простить. Всевышний не простит обидчика, пока этого не сделает человек, ставший его жертвой. Помимо этого, обидчику следует возме-
стить нанесенный им материальный ущерб или запла- тить компенсацию за причиненные страдания (если только другая сторона не откажется от возмещения).
44
. ЗАПРЕТ УНИЧТОЖЕНИЯ СЕМЕНИ
Напрасное извлечение семени запрещено. По мне- нию мудрецов, эта практика получила распростра- нение перед потопом, на что указывают слова: «Из- вратила всякая плоть путь свой на земле»
1
. Сыновей
Йеѓуды (Иуды), Эра и Онана, постигла смерть за этот грех, как сказано: «И бывало, когда входил к жене брата своего, ронял на землю [семя], чтобы не дать потомства брата своему. И было зло пред очами Го- спода за то, что он делал, и Он умертвил и его»
2
Запрет напрасного извлечения семени охватывает различные случаи семяизвержения в процессе поло- вых отношений, за исключением вагинального или анального секса; в частности, запрещено извлечение семени путем орального секса.
1
Берешит, 6:12.
2
Берешит, 38:9.
Глава 9
ЗАПРЕТ РАЗВРАТА
И ВЫТЕКАЮЩИЕ
ИЗ НЕГО ЗАКОНЫ
ПЯТАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЗАПОВЕДЬ –
ЭТО ЗАПРЕТ РАЗВРАТА
45
. ЗАПРЕТ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ И ИНЦЕСТА
Мужчине запрещено вступать в половые отношения с женой другого, с женой отца даже после смерти отца или их развода, с матерью и с сестрой по мате- ри. Во всех этих случаях запрет распространяется и на женщину: замужняя женщина не может вступать в половые отношения с кем-либо кроме мужа; запре- щены половые отношения с сыном, с сыном бывше- го или умершего мужа, а также с братом по мате- ри. Сказано: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и станут они одной плотью»
1
. В Устной Торе это место интерпрети- руется как указание на запрет половых отношений с родственниками по отцу («отца своего») и по матери
(«мать свою»), а также на запрет прелюбодеяния («к жене своей»).
1
Берешит, 2:24.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
88
О том, что запрет половых отношений между братом и сестрой относится лишь к родственной связи по ма- тери, можно заключить на основании слов Авраама
Авимелеху
1
, обвинившему его в том, что он солгал, назвав Сару своей сестрой, а не женой, (в результате чего Авимелех насильно забрал Сару, чтобы сделать ее своей женой, и был за это покаран Небом). Авра- ам ответил ему: «Она подлинно сестра моя, она дочь отца моего, но не дочь матери моей и стала моей же- ною»
2
. Из этого следует, что запрещено брать в жены сестру по матери, но не сестру по отцу.
Если женщина живет с мужчиной, и их связь широко из-
вестна людям, она считается его женой, и половая связь
с другим мужчиной будет считаться прелюбодеянием
(однако, если их отношения остаются втайне от дру- гих, то связь с иным человеком не является прелюбо- деянием). Она будет вправе выйти замуж за другого лишь после того, как расстанется со своим граждан- ским мужем, чтобы все знали, что они уже не жи- вут вместе. Пока она продолжает жить с ним, связь с другим мужчиной запрещена, даже если это про- исходит с согласия мужа. Половые отношения меж- ду близкими родственниками, как описано выше, запрещены и тогда, когда они осуществляются по добровольному согласию обеих сторон, ибо это грех пред Господом.
Следует отметить, что половые отношения между родственниками той или иной степени близости запрещены во всех обществах; не следует нарушать
принятых общественных запретов, ибо связь между
1
Берешит, гл. 20.
2
Берешит, 20:12.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
89
мужчиной и женщиной, которая противоречит усто- явшимся обычаям, не считается браком и относится к категории разврата.
Из запрета разврата вытекают семь законов.
46
. ЗАПРЕТ НА ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
Сказано: «И с мужчиной не ложись, как ложатся с женщиной. Это – мерзость»
1
. Этот запрет вытекает также из сказанного в Торе: «Поэтому оставит чело- век отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и станут они одной плотью». Запрет относится к обеим сторонам гомосексуальной пары.
Запрещено также лесбиянство. Подобные связи име- нуется Торой мерзостью, как сказано: «По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступай- те», – а в дальнейшем сказано: «Не делайте этих мер- зостей»
2
. Мудрецы объясняют, что под обычаями зем- ли Египетской здесь имеются в виду гомосексуальные и лесбиянские связи, а также женская полигамия.
Указание Писания: «По обычаям земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по обычаям зем- ли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по уставам их не ходите»
3
, – указывает на общее стремление Торы оградить того, кто служит Богу и стремится приблизиться к Нему, от всякой мерзости и разврата и отделить его от языческих обычаев и нравов, также именуемых мерзостью (см. закон 24).
1
Ваикра, 18:22.
2
Ваикра, 18:3, 26.
3
Ваикра, 18:3.