Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
42
шить любую из заповедей Торы, вне зависимости от того, относится она к евреям или к неевреям.
Из этого закона вытекает запрещение слушать лже- пророка и того, кто убеждает совершить идолопо- клонство, неважно, вещает ли он от имени истинно- го Бога или от имени лже-божеств, а также всякого, кто подталкивает ко греху.
Пророк языческого божества – это тот, кто сообщит, что языческие божество или высшая сила велели ему поступить тем или иным образом. Нельзя соглашать- ся ни с чем из сказанного им и нельзя ему следовать, даже в том случае, если законы Торы дозволяют со- вершить то, к чему он призывает, или не делать того, что он хочет запретить.
А если он предсказывает будущее, показывая чуде- са и знамения в подтверждение своих слов, не сле- дует его слушать: ведь это языческие уловки, всякая причастность к которым категорически запрещена.
Послушав лжепророка, призвавшего именем языче- ского божества совершить разрешенное Торой дей- ствие, мы тем самым признаем подлинность этого божества и его право повелевать людям, что является разновидностью язычества.
Об этом сказано в Торе: «Если восстанет в среде тво- ей пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо, и появится то знамение или чудо, о кото- ром он говорил тебе, чтобы сказать: «пойдем же за богами иными, неведомыми тебе, и будем служить им» – то не слушай слов пророка того или сновид- ца того, ибо испытывает вас Господь Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа Бога вашего всем серд-
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
43
цем вашим и всею душою вашею. Господу Богу ваше- му следуйте и Его бойтесь, и заповеди Его соблюдай- те, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепитесь. А пророка того или сновидца должно предать смерти…»
1
Тот, кто ложно пророчествует именем Господа, убе- ждая нарушить Его заповеди, подобен тому, кто лож- но пророчествует именем языческого божества: их объединяет ложь, поэтому оба они именуются на ив- рите «пророками лжи». И поэтому запрет что-либо добавлять к Торе или убавлять от нее: «Блюдите все, что я заповедую вам, не прибавляй к тому и не убав- ляй от этого»
2
, – предшествует изложению закона о лжепророке: «Если восстанет в среде твоей пророк… чтобы сказать: «пойдем же за богами иными, неведо- мыми тебе, и будем служить им».
Суть лжепророчества состоит в измышлении пове- ления, которое на самом деле вовсе не проистекает от Всевышнего – ведь Его веления уже были явлены
Моше на горе Синай, и Он изрек, что никогда не из- менит Своего закона и не заменит его другим. Если же теперь окажется, что Всевышний изменил Свои повеления, это превращает Тору Всевышнего в ложь, поэтому тот, кто будет это утверждать, именует- ся «пророком лжи». Но и тот, кто станет призывать к соблюдению заповедей, ссылаясь на пророчество, которое в действительности не получал, является лжепророком: ведь он проповедует от своего имени, словно ставя себя на место Бога.
1
Дварим, 13:2-6.
2
Дварим, 13:1.
РАВВИН
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
44
9
. ОБЯЗАННОСТЬ ВНИМАТЬ
СЛОВАМ ИСТИННОГО ПРОРОКА,
ПРОРОЧЕСТВУЮЩЕГО ИМЕНЕМ ГОСПОДА И
ПОВЕЛЕВАЮЩЕГО ТО,
ЧТО ДОЗВОЛЕНО ТОРОЙ
Феномен пророчества является одной из основ иу- даизма
1
. Почему он имеет столь большое значение?
Пророческое откровение устанавливает связь между
Богом и человеком. Тот, кто пришел к Богу и стре- мился в своем служении как можно ближе прибли- зиться к Нему, очистив свои помыслы и сердце от суеты и обмана, готов принять свыше откровение, которое, если Господь того пожелает, озарит его путь.
И поскольку Бог сотворил мир с определенной целью, а тварные существа не в силах сами постичь, ради чего они были созданы, естественно предположить, что Бог раскроет человечеству его предназначение.
Это и есть пророчество: Бог устанавливает связь с че- ловеком и наделяет его знанием.
Всевышнему ведом каждый шаг человека, Он посто- янно печется о нем и хочет, чтобы он жил согласно с
Его волей. Тот, кто очистится и приведет все свои же- лания в соответствие с Божьей волей, в определенной мере словно достигнет соединения себя самого, своей воли и своих деяний с волей и жизненной силой Твор- ца, и они сольются воедино. То, что откроется мыслям и чувствам такого человека – это первая искра про- рочества. Раз сосуд был готов для того, чтобы вобрать в себя образ Божий, в нем непременно появятся и об- раз, и дух Божий, ибо Всевышний постоянно оживля- ет все сущее, придавая ему совершенство. Божья воля
1
См. Маймонид, Мишне Тора, Ґилхот йесодей ѓа-Тора, гл. 7.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
45
непременно проявится в том, кто готов ее принять:
Бог наполнит его помыслы истинными идеями.
В этом и состоит суть пророчества: в противополож- ность распространенным представлениям о пророке как о провидце или чудотворце, пророчество – это, в
первую очередь, связь между познанием человека и знани-
ем Бога, эманацией Божественного. Первая ступень про- рочества – это проявление промысла Божьего, помога- ющего человеку и направляющего его к истине. Более высоким уровнем пророчества является откровение
Бога праведникам, которые направили все свои силы на то, чтобы прилепиться к Нему. На этой ступени стоят библейские пророки: они испытали эманацию духа Божьего и призваны нести людям слово Господа.
Наивысшего уровня пророчества достиг Моше во вре- мя получения Торы на горе Синай. Пророчество учи-
теля нашего, Моше, уникально; оно никак не сравнимо с посланиями иных пророков ни по содержанию, ни по глубине и близости пророка к Всевышнему, оно обращено ко всему человечеству и ко всем поколе- ниям. Об этом сказано: «И не было более пророка в
Израиле, как Моше, которого Господь знал лицом к лицу». Ни один пророк не достиг той глубины по- стижения Господа, которая была дарована Моше.
Пророчество Моше уникально тем, что оно несет
Божью весть всему человечеству – Тору, обращен- ную ко всем и к каждому, раскрывающую смысл и предназначение мироздания согласно воле Творца.
Релевантность пророчества Моше не ограничена отдельным человеком, народом или определенной исторической эпохой. Оно предназначено всем поко- лениям; в нем раскрывается воля Господа по отноше-
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
46
нию к сотворенному Им миру. Это и есть Тора, пере- данная Богом Моше на горе Синай, на глазах у всего еврейского народа.
Пророчество Моше отличается от всех иных и по глубине полученного им откровения. Когда пророк совершает знамение или чудо в подтверждение ис- тинности своего пророчества, это оставляет место сомнению: быть может, перед нами результат хи- троумного обмана или магии. Поэтому тот, чья вера
опирается на знамения, не избежит сомнений.
Моше также сотворил немало чудес, однако не они были причиной того, что еврейский народ поверил в его пророчество. Чудеса, творимые Моше в пустыне, были призваны решить насущные проблемы, а не подтвердить истинность Торы. Когда народ оказал- ся на краю гибели, Моше совершил чудо рассечения моря, которое расступилось перед евреями и затопи- ло их преследователей. Он накормил голодных ман- ной небесной, иссек воду из скалы, чтобы напоить жаждущих. Бунт Кораха и его сторонников против
Бога привел к тому, что их поглотила земля.
Однако евреи убедились в истинности пророчества
Моше не при виде этих чудес, а когда они стояли у горы Синай, ибо тогда они сами испытали открове- ние. Они не понаслышке узнали об этом событии, но видели все своими глазами и слышали своими ушами Божий глас. На их глазах Моше поднялся в окутавший гору туман, в то время как воздух на- полнился речениями Всевышнего, повелевавшего передать Его слова народу. Об этом сказано: «вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверят также и в тебя
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
47
навек»
1
. И сказано также: «Лицом к лицу говорил с вами Господь на горе»
2
Итак, на горе Синай Господь открылся в пророчестве всему народу Израиля, все слышали глас Божий и убедились, что Моше – это посланец Божий, который должен получить и передать им Тору. Таким образом, каждый мог засвидетельствовать истинность проро- чества Моше, не было надобности подтверждать ее чудесами и знамениями.
Надо подчеркнуть, что наша вера в пророков, после- довавших за Моше, основана не только на творимых ими знамениях, но, в первую очередь, на заповеди
Торы, как сказано: «Пророка из среды твоей, из брать- ев твоих, поставит тебе Господь Бог твой, его слушай- те»
3
. Подобно тому, как Тора повелела нам вершить суд на основании показаний двух надежных свиде- телей, даже если мы не можем достоверно убедить- ся в истинности их слов, нам заповедано слушаться пророка, хотя мы и не можем быть до конца уверены, что демонстрируемые им знамения истинны, а не являются результатом обмана или магии.
Но именно по этой причине мы не станем слушать того,
кто, объявив себя пророком и совершив в подтвержде-
ние великие чудеса, начнет противоречить пророчеству
Моше. Ведь наше убеждение в истинности пророче- ства Моше основано не на знамениях, а на откровении, пережитом нами на горе Синай, на непосредствен- ном свидетельстве наших чувств, на слышанных
1
Шмот, 19:9.
2
Дварим, 5:4.
3
Дварим, 18:15.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
48
нами словах Всевышнего, сделавшего Моше Своим пророком и заповедавшего ему передать людям Тору, которую он услышит из уст Господних.
Мы не поверим человеку, который станет красноре- чиво убеждать нас в ложности того, в чем мы имели возможность самостоятельно убедиться; такой чело- век, несомненно, обманщик. Точно так же Тора велит нам не обращать внимания на чудеса, явленные лже- пророком: ведь он отрицает то, чему мы являлись не- посредственными свидетелями, – пророчество Моше.
В Торе однозначно сказано, что содержащиеся в ней за-
коны вечны. Они никогда не будут изменены, ничто не будет добавлено к ним, и ничто не будет изъято, как сказано: «Блюдите все, что я заповедую вам, не прибавляй к тому и не убавляй от этого»
1
. И сказано также: «Сокрытое – это Господу Богу нашему, а от- крытое – нам и сынам нашим навеки, чтобы испол- нять все слова закона этого»
2
. Таким образом, слова
Торы – это вечные повеления. Написано также: «Это устав вечный, в роды ваши»
3
; «Ибо заповедь эта, ко- торую Я заповедую тебе ныне, не недоступна она для тебя и не далека она. Не на небе она…»
4
Тора была целиком передана еврейскому народу для того, что- бы ее изучали и соблюдали. Не будет явлено нового откровения с небес. Таким образом, после Синайского
откровения ни один пророк не может изменить Тору.
И поэтому если кто-либо – еврей или нееврей – со- вершит чудо, а потом объявит, что Господь послал его
1
Дварим, 13:1.
2
Дварим, 29:28.
3
Ваикра (Левит), 23:14.
4
Дварим, 30:11-12.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
49
с тем, чтобы добавить новую заповедь или отменить заповеди Торы или даже сообщить их новое толко- вание, которое не было передано нам Моше, или же скажет, что ниспосланные в Синайском откровении заповеди не вечны, но были даны на определенное время, а теперь пришла пора их отменить, так как веление Бога стало иным – это несомненно лжепро- рок. Ведь этот человек отрицает пророчество Моше, между тем, Сам Всевышний изрек, что дарованные
Моше заповеди останутся навек, а «Бог же не чело- век, чтобы лгать»
1
Для чего же тогда посылает нам Господь истинных пророков, как сказано «Пророка поставлю Я им… и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить им все, что повелю ему»
2
? Целью пророков после Моше не является дарование нового закона или новой ре- лигии. Их миссия состоит в том, чтобы призвать на- род к соблюдению Торы и предостеречь от греха, как сказал последний из пророков: «Помните Тору Моше, раба Моего»
3
. Иногда пророчество посылается с тем, чтобы повелеть что-либо из дозволенного Торой – например, начать войну или заключить мир, возве- сти стену или не делать этого. Во всех этих случаях заповедано следовать указаниям пророка.
При этом не каждый, кто в подтверждение своих притязаний явит чудо или знамение, автоматически признается пророком. То должен быть человек, явно достойный пророчества и выделяющийся на фоне своих современников, наделенный мудростью и до-
1
Бемидбар (Числа), 23:19.
2
Дварим, 18:18.
3
Малахи, 3:22.