ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
Целью исследования было доказательство эффективности использования экологической тропы для продуктивного и интересного построения процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Нами решены следующие задачи исследования:
- изучены теоретические основы экологического образования детей в трудах зарубежных и отечественных психологов;
- проведена опытно - экспериментальная работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе;
- оценена эффективность организации экологической тропы на территории ДОУ.
Изучив теоретические источники, мы сделали вывод, что эффективность экологического образования – это не только успешность освоения того или иного курса. Она включает в себя и изменение поведения по отношению к окружающим объектам, и мотивацию поступков, и самостоятельную реализацию элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и окружающей среде. Наряду с этим это и владение, и самостоятельная реализация элементарных навыков и рационального природопользования, и желание участвовать в посильной практической деятельности, и умение сопереживать, сочувствовать и сострадать, гуманно относиться к окружающим людям и природному окружению. Это и потребность участия в природосберегающей деятельности, и воспитание ответственности за свои поступки, и понимание их последствий для окружающего мира, и умение, и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков, и соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде.
Проводя исследование во второй главе работы, нами использованы методики С.Н. Николаевой «Формирование начал экологической культуры у дошкольников» и Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», О.В. Дыбиной «Неизведанное рядом» и ряд других технологий, способствующих наиболее эффективному формированию элементарной экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-исследовательской деятельности.
Рекомендации для педагогов:
Рекомендации заведующей:
Продолжать обеспечивать условия, способствующие экологическому образованию детей.
Рекомендации методисту:
Продолжить составление паспорта экологической тропы, расширять видовой состав объектов экологической тропы:
-
Регулярно проводить семинары, практикумы по экологическому образованию среди педагогического состава; -
Пополнить методические пособия, инвентарь для проведения наблюдений; -
Посвятить ряд родительских собраний экологическим вопросам; -
Усилить контроль за проведением прогулок, планированием работы по экологической тропе;
Рекомендации музыкальному руководителю:
Составить фонотеку с записями «Голоса птиц»; «Шумы природы»
Рекомендации завхозу и родителям:
Считаем, что гипотеза о том, что экологическое сознание старших дошкольников будет повышено при условии активации форм и методов работы с детьми и родителями на экологической тропе в ДОУ, подтвердилась.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 № 1155 // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 48. – Ст. 1252.
2. Ашиков В.И. Путь к экологическому человеку / В.И. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 7. – С. 9-10.
3. Белавина И.Г. Планета – наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И.Г. Белавина. – М.: Изд. «Лайда», 2016. – 220 с.
4. Бобылева Л.Д. Экологические знания дошкольникам / Л.Д. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 7. – С. 13-14.
5. Бобылева Л.Д. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л.Д. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2018. - № 7. -С 36-37.
6. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада / Т.М. Бондаренко. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2015. – 300 с.
7. Бронникова М.С. Психолого – педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: методические рекомендации / М.С. Бронникова. – Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет. 2014. – 130 с.
8. Венгер Л.А. О некоторых проблемах и путях изучения умственных способностей ребенка/ Л.А. Венгер. – М.: Норма, 2015. – 400 с.
9. Газина О. Играя, изучаем природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 7. – С. 14-17.
10. Газина О. Дети и экология / О. Газина // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 9. – С. 39-40.
11. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В.А. Дрязгунова. – М.: Детство, 2015. – 310 с.
12. Дремлюга В.Н. Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды / В.Н. Дремлюга // Молодой ученый. - 2016. - № 23. - С. 30-42.
13. Згурская Л.Д. Экология – малышам / Л.Д. Згурская // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 40-48.
14. Зенина Т. Экологическое воспитание детей раннего возраста / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 10. – С. 2-4.
15. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей дошкольного возраста «Мы» / Н.Н. Кондратьева. - С-Пб.: Питер, 2017. – 190 с.
16. Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы / Н.Н. Кондратьева // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 2. – С. 43-45.
17. Лапицкая С.А. Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической тропинке детского сада / С.А. Лапицкая // Молодой ученый. - 2017. - № 34. - С. 41-47.
18. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Новейшая школа, 2014. – 347 с.
19. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - Издательский центр «Академия», 2015. - 184 с.
20. Павлова Л.Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей / Л.Ю. Павлова. - М.: Детство. 2015. – 199 с.
21. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2016. – 220 с.
22. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. – 250 с.
23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. – М.: Изд.Дом «Карапуз», 2001. – 256 с.
24. Филлипова Г. Экологическое воспитание: психологические основы / Г. Филиппова // Дошкольное воспитание. – 2017. - № 10. - С. 14-16.
Приложение 1
Диагностика педагогического процесса по экологическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении по методике Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», «НОД в подготовительной группе детского сада»
1. Задания для определения уровня сформированности знаний дошкольников о животных.
2. Задания для определения уровня сформированности знаний дошкольников о растениях.
3. Задания для определения уровня сформированности знаний дошкольников о неживой природе.
Задание 1
Животные:
1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?
2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
3. Знают ли как обеспечить уход за животными?
4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
4. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
5. Умеют устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?
6. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные».
Методика диагностики.
Приготовить картинки с изображением животных разных классов, а так же с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые»,«животные».
Беседа по картинкам:
1. Кто это?
2. Составь группы «звери», «птицы», «Рыбы», «насекомые», «животные»
3. Найди модели к этим группам животных.
4. Почему ты объединил рыб (птиц)в одну группу?
5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала? Что потом?
6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом?
7. Почему это происходит?
Задание 2.
Растения:
1.Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
2. Знают ли органы растений, их функции?
3. Знают ли стадии развития и роста растений?
4. Знают ли их потребности?
5. Знают ли особенности ухода за домашними растениями?
6. Знают ли как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
7. Относят ли растения к живым существами?
8. Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья».
Методика диагностики.
Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья».
Беседа по картинкам:
1. Назови растение.
2. Где растет?
3. Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
4. Что нужно делать, чтобы растение росло?
5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги?
6. Почему они любят много света и влаги?
7. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
8. Почему это происходит?
Организовать дидактическую игру «Путаница». Задания:
а) расположи части растения правильно;
б) почему части растения нужно расположить именно так?
в) зачем растению листья, стебель, корни, цветы?
Задание «подбери модели» Детям предлагают картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «кустарники», «деревья» и подобрать соответствующие модели.
Задание 3.
Воздух:
1. Знают ли дети, что такое воздух?
2. Можно ли увидеть воздух, его свойства и роль в жизни человека?(воздух прозрачный, невидимый, воздух везде вокруг нас; когда воздух дрожит возникают звуки, его можно услышать)
3. Знают ли дети предметы внутри которых есть воздух? (колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, аквариум и т. д.)
4. Знают ли дети, что такое ветер? (это движение воздуха)
5. Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья и т. д.)
6. Знают ли дети чем мы его слышим?
7. Знают ли дети как человек использует ветер? (Пылесос, вентилятор, надувной круг и т. д.)
8. Умеют ли дети обнаруживать ветер?
Методика диагностики:
Беседа по рисункам, рассматривают рисунок дома - природы (Программа Н. Рыжовой «Наш дом- природа», блок «Я и природа»)
Что в них есть? Дети перечисляют, сравнивают. И в нашем обычном доме и в доме – природе есть воздух, мы им дышим. Знания детьми свойств воздуха определяется с помощью опытнической работы (опыт с пустым стаканом, воздушным шариком - программа Н. Рыжовой, блок «Воздух»). Дать задание ребенку приложить лист тонкой бумаги к губам и подуть так, чтобы получился звук, - значит мы можем услышать звук.
Дидактическая Игра «Угадай, кто я!» или игру превращения к губам и подуть так, чтобы получился звук- значит мы можем «услышать» воздух. Что загрязняет воздух? Картинки с деревьями. Как деревья помогают очищать воздух?
Задание 4.
Вода:
1. Знают ли дети, что такое вода?
2. Где встречается вода? (В ручейке, реке, кране и.т. д.)
3. Знают ли дети для чего мы ее используем?
4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, роса, туман, снегопад, пурга, лед, сосульки)
5. Сформировано ли понятие, что вода не исчезает, а «превращается» из одного состояния в другое (путешествует по кругу)
6. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.)
7. Знают ли дети, что растет в воде?
8. Знают ли дети, кто живет в воде?
9. Кому нужна вода?
10. Знают ли дети, почему воду нужно беречь?
Методика диагностики:
Беседа с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые- вода, белые- льды, снега); стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность), соломинки для коктейлей (вкус); сахарный песок (в воде одни вещества растворяются, другие нет); кусочки льда, термос с горячей водой (пар).