ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||||
I. Постановка учебной задачи | – На острове Орфография есть город Кореньград – столица этого острова. Сегодня в нем нас ожидает в гости дедушка Корень и его друзья – Орфограммы. Но стражи города – Ударения – не хотят впускать нас в город до тех пор, пока мы не решим лингвистическую задачу. Перед вами, слова: гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. «Разведите» эти слова по их родовым гнездам. Значение одного – «пылать», другого – «возвышаться». – Проверим задание. – Вспомните правила, которым подчиняется правописание гласных в корнях этих слов. – Сегодня мы изучим еще одно правило правописания корней с чередованием. Прежде чем мы начнем изучать новое правило, вспомните, пожалуйста, от чего может зависеть написание чередующей гласной в корне слова? | Внимательно слушают. Выполняют задание. Ответ:
Под руководством учителя приходят к выводу, что слова первого столбика – это слова с проверяемой безударной гласной корня, а слова второго столбика – с чередующейся гласной. Вспоминают правило правописания корней Отвечают на вопрос. Ответ: написание чередующей гласной может зависеть от ударения, суффикса после корня | Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками работы со справочной литературой, а также навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы | ||||
II. Работа по теме урока. 1. Работа с материалом учебника | – Рассмотрим таблицу на с. 108. Давайте сформулируем правило на основе наших наблюдений и запишем его графически | Выполняют задание. Принимают участие в обсуждении. Формулируют правило правописания кор- ней Графически записывают правило: Если корни без ударенияпиши а: заря, зарни́цы; под ударением пиши, как слышишь: зо́ри | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопросы | ||||
2. Систематизация и обобщение знаний | Организует работу по выполнению упражнений 193, 195. Проводит выборочную проверку тетрадей обучающихся, быстрее всех справившихся с заданием. Оказывает консультационную помощь тем, кто в этом нуждается. Слуховой диктант. (См. Ресурсный материал.) – Выпишите из словосочетаний слова с изученной орфограммой. Выделите корни, поставьте ударение | Выполняют задание, при необходимости задают вопросы учителю. Предъявляют тетради на проверку. Выполняют задания, при необходимости задают вопросы учителю | Владеют способами конструктивного взаимодействия, а также навыками групповой работы | ||||
3. Игра «Кто быстрее?» | – Мы неплохо поработали сегодня. Давайте проведем блицтест (См. Ресурсный материал.) Приготовьте сиг- нальные карточки. Кто знает ответ на вопрос, поднимает карточку | Отвечают на вопросы, выполняют задания | Владеют навыками работы с наглядным материалом. Формулируют ответы на вопросы | ||||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Составьте обобщенную графическую модель орфограмм* в корнях с чередованием и (См. Ресурсный материал.) – Что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы буквы в корне с чередованием с другими видами орфограмм? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнение 192 | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Слуховой диктант
Вечерняя заря, летние зори, зоренька ясная, багровое зарево, яркие зарницы, ни свет ни заря; летний загар, загорать на солнце, нагар на свечке, молоко пригорело, лампочка перегорела.
Блицтест
1. На что нужно обращать внимание, когда пишешь слова с корнями
• На ударение.
• На значение.
• На суффикс в слове.
2. Все ли слова относятся к данному правилу: озарить, зори, заря, зарегистрировать, зараза, зарядка, зоренька, зарезать, озарение, зарницы?
• Да. • Нет.
3. Все ли слова написаны правильно: озарять, зорька, озаряя, зарничный, зоревать, зорюшка, озаривший, озарённый, озарённость, озорившийся?
• Да. • Нет.
Обобщенная графическая модель орфограмм
Уроки 51–52. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.
АНАЛИЗ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ В ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ*
Тип урока: контроль и коррекция знаний.
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения проверочной работы по изученным темам; способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем;
говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к ее преобразованию, сохранению и передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют способность к использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Образовательные ресурсы:
тест, словарный диктант.
Сценарии уроков
Тест
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?
1) Предл..жение, слаг..емое, изл..жение, дол..жить;
2) возл..гать, предл..гать, предпол..гаемый, пол..гать;
3) изл..гать, сл..жить, распол..жение, предпол..гать;
4) прил..жение, ул..жить, пол..жение, разл..жить.
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
1) Выр..сли, подр..сли, выр..щенный, отр..стать;
2) р..стение, разр..стаются, обр..стать, р..стущий;
3) зар..сло, прор..сли, пор..сль, отр..сль;
4) зар..сли, р..сток, р..стовщик, недор..сль.
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?
1) К..саться, к..саемся, соприк..саться, прик..сновение;
2) прик..сается, к..сание, к..снитесь, неприк..сновенный;
3) прик..сайтесь, к..сательная, к..саюсь, соприк..саешься;
4) к..снуться, прик..снешься, к..снись, соприк..снуться.
4. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?
1) Заг..релый, подг..реть, пог..релец, выг..рание;
2) возг..рание, к..снуться, прил..жение, отр..слевой;
3) з..рница, оз..рение, з..ря, оз..ренный;
4) з..рька, предл..гать, нар..щение, прик..сновение.
5. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?
1) Уб..рать, нат..рание, прид..раться, расст..лить;
2) зам..рание, оп..раться, прот..рать, соб..раться;
3) расст..латься, выт..рать, выт..реть, уд..ру.
6. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) Расст..ливший, прот..рать, приб..русь, выд..рнуть;
2) соб..ру, прид..русь, зам..реть, неразб..риха;
3) отп..рать, нат..рание, отт..реть, подст..лить.
Словарный диктант
Замереть от неожиданности, примирить противников, блестеть на солнце, объединить силы, предполагать, изложить факты, сплотить силы, посевы разрастаются, расположение войск, заросли, касательная, оросительная система, возраст, изложение, облокотиться, выгореть, заря, испарение, поросль, отрасль, росток, озарение, наращение, стирание, нарастание, недоросль.
Уроки 53–54. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
АНАЛИЗ ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ
В КОНТРОЛЬНОМ ДИКТАНТЕ*
Тип урока: контроль и коррекция знаний.
Педагогические задачи: создать условия обучающимся для организации и проведения контрольной работы; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.