ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Надо заметить, что подобное отношение к инвалидам не свойственно только нашему обществу. Зарубежные ис- следователи уже давно отмечали наличие подобных сте- реотипов, приписывание инвалидам таких черт, как недо- брожелательность, завистливость, недоверие к здоровым,
недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявлялись напряженность, неискренность, же- лание прекратить контакт и т. п.
Однако тщательная проработка социально-психологи- ческих аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых на протяжении многих лет позволила создать и в большой сте- пени реализовать программы по улучшению их взаимоот- ношений. Необходимо и у нас глубоко изучить эту пробле- му и создать подобные программы. Эта работа, безусловно,
облегчит процесс социальной интеграции.
Говоря о социальной интеграции, пропагандируя идею равных прав и возможностей, нельзя не коснуться вопроса о том, как сами инвалиды относятся к повышению степени их участия в жизни общества. На вопрос о том, должны ли инвалиды жить среди здоровых, учиться и работать в тех же структурах, что и здоровые и т. п., или же они должны жить отдельно, обособленно, в специально созданных со- циальных структурах, среди опрошенных в различных ре- гионах России 65,3% инвалидов выбрали первую альтерна- тиву. При этом обращает на себя внимание активность рес- пондентов (на вопрос ответило максимальное число опро- шенных), часто сопровождая свои ответы комментариями,
что свидетельствует о его актуальности. Среди ков" идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: "Здоровые люди все равно инвалидов не пой- мут", "На обычных предприятиях к инвалидам плохо отно- сятся". А вот пояснения сторонников интеграции: "Люди дол- жны быть равны", "Инвалиды такие же люди, как здоро- вые", "Жить вместе, чтобы инвалиды и здоровые понимали друг друга", "Надо, чтобы инвалид не отрывался от родно- го коллектива и не считал себя неполноценным", "В
110
щении со здоровыми инвалиды будут иметь более полное моральное удовлетворение".
Как видно из этих комментариев, защищая идеи интег- рации, инвалиды опираются не на социально-экономичес- кие критерии, не ставят во главу угла улучшение (худ- шие) материальных условий, а отдают предпочтение соци- ально-психологическим проблемам, вопросам взаимоотно- шений со здоровыми
Следует отметить, что часто (38,3%) ощущали к себе пренебрежение со стороны здоровых не более трети про- тивников идеи в то время как среди инвали- дов, считающих, что они должны жить среди здоровых,
таких лиц было существенно больше (соответственно 61,7%
и
Поскольку доля противников интеграции довольно ве- сома, важно понять, какие факторы определяют негатив- ность мнения инвалидов, чтобы, учитывая их при выборе оптимальных вариантов социальной политики, не интегри- ровать их в общество насильно.
Инвалиды, проживающие в сельской местности или небольших городах достоверно чаще оказываются сторонниками интеграции, чем лица, живущие в больших городах (60,4%), среди которых Москва единственное ис- ключение: здесь 75,6% сторонников интеграции. Опросы,
поведенные Министерством труда и социального развития,
показали, что пол и вид заболевания существенного значе- ния не имеют, тогда как возраст является важным факто- ром: в старших возрастных группах число сторонников ин- теграции больше. Что касается тяжести инвалидности, то меньше всего противников интеграции среди инвалидов
Ш группы (23,7%). Люди с низким доходом, живущие в плохих бытовых условиях, также чаще оказываются противника- ми этой идеи. Вероятно, это связано с тем, что эти люди в
См.: Государственный доклад "О положении инвалидов в Российской Фе- дерации" / Под ред.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

А. И.
М., 1996.
111
общем-то потерпели неудачу в приспособлении к жизни надеются, что жизнь в "особых условиях" окажется лучше.
Таков вкратце социальный портрет инвалидов — сто- ронников и противников интеграции. Они отличаются и по своим социально-психологическим характеристикам. Так,
чем более пессимистично оценивают инвалиды свое здоро- вье, тем больше среди них противников интеграции. Ана- логично, что чем ниже оценивают инвалиды качество сво- ей жизни, чем менее они ею удовлетворены, тем чаще сре- ди них встречаются противники интеграции. Для инвали- дов, выбирающих интеграцию, чаще оказываются значи- мыми такие ценности, как интересная работа и возмож- ность равноправного участия в жизни общества, их можно охарактеризовать как "больших идеалистов".
Следует отметить, что противники интеграции среди инвалидов характеризуются прежде всего более выражен- ным чувством психологического дискомфорта, неудовлет- воренностью своей жизнью, обостренной реакцией на отно- шение окружающих, большей ориентацией на материаль- ное благосостояние (что объяснимо, поскольку их, уровень жизни действительно ниже, чем у сторонников интегра- ции). Учитывая данные социального портрета этой группы,
можно сделать вывод о том, что она действительно нуж- дается в "охранительных" мерах, в создании специальных условий для жизни и работы, что позволит поднять уро- вень жизни, и, возможно, у этих людей появится желание участвовать в жизни общества.
Поскольку взаимоотношение инвалидов со здоровы- ми — один из ключевых факторов социальной интеграции,
рассмотрим его подробнее с точки зрения инвалидов.
Прежде всего надо заметить, что вопрос об отноше- нии к ним здоровых очень волнует инвалидов. При этом бо- лее трети очень часто ощущают отношение к себе как пренебрежительное, как к людям "второго сорта". Из- редка ощущают такое отношение 30,9% инвалидов. Нико- гда такого отношения к себе не замечала только пятая часть
инвалидов (20,8%). Чаще говорят о пренебрежительном от- ношении к себе женщины — 42,2%, мужчины — 34,6%, ин- валиды в возрасте и 40—44 года. Чаще всего отме- чают пренебрежительное отношение к себе инвалиды I груп- пы, причем внешняя выраженность дефекта существенной роли не играет.
Поскольку интеграция на производстве — одна из важнейших сфер, составляющих социальную интеграцию в целом, остановимся на этом аспекте подробнее. Сам факт занятости еще не говорит об успешной интеграции, это лишь формальный ее аспект. Важен психологический ас- пект адаптации к производственной деятельности.
Среди опрошенных работающих инвалидов более од- ной трети (75,1%) удовлетворены своей работой, но каж- дый шестой (15,9%) ею скорее не удовлетворен. При этом хорошие и "нормальные" отношения в трудовых коллекти- вах констатируют почти 89% опрошенных. Вместе с тем при среднем балле отношений с товарищами по работе (по
5-балльной шкале), равном 4,3, оценка отношений с адми- нистрацией не превышает 0,8. Такая вполне благоприят- ная картина объясняется тем, что инвалиды, не приспосо- бившиеся психологически к новым условиям производствен- ной деятельности, как правило, не удерживаются на рабо- те. Важность социально-психологического аспекта интегра- ции видна в объяснении ими смысла, который имеет для них работа. На первом месте среди потребностей, которые удовлетворяет работа, стоят потребности материальные
(67,8%), на втором — удовлетворение желания быть полно- ценным членом общества (49,1%), на третьем потребнос- ти общения, жизни с коллективом (39,4%), т. е., помимо удовлетворения материальных потребностей, работа для инвалидов имеет очень важную социальную функцию ощущение себя полноценным членом общества благодаря трудовой занятости.
Часто неблагополучны и семейные взаимоотношения инвалидов. Практически каждый третий инвалид отмечает
113

ухудшение взаимоотношений в семье после получения ин- валидности
Чаще всего не могут создать своей семьи так называе- мые инвалиды с детства. Такое положение является след- ствием не только физического нездоровья, но и результа- том того, что родители не обеспечивают должной социаль- но-психологической адаптации ребенка-инвалида. Такой ре- бенок не имеет возможности пройти все циклы социализа- ции, взросление его задерживается, на всю жизнь этот че- ловек остается инфантильным, зависимым от других, пас- сивным, неуверенным в себе, комфортно чувствующим себя лишь в кругу близких. Для этой категории инвалидов, осо- бенно имеющих видимый физический дефект, вступление в брак знаменует собой новый этап жизненного становле- ния, достижение определенной ступени социальной зрело- сти. Характерной чертой таких семей является то, что боль- шинство их создается не на основе взаимных а
соглашению (чтобы не остаться в одиночестве). В бесе- дах практически все инвалиды, состоящие в таких браках,
указывают, что и в семье они ощущают свое одиночество,
так как с партнером у них нет ничего общего. При этом внешне эти семьи являются достаточно прочными, не удов- летворяя потребностей партнеров в интимных отношениях,
они служат формальным признаком социального бла- гополучия и с этой точки зрения приносят определенное удовлетворение, снижают психическую напряженность.
Психологические проблемы довольно существенно отличаются в семьях с ребенком-инвалидом, со взрослым инвалидом или с престарелым инвалидом.
Так, когда в семье появляется ребенок с ограниченны- ми возможностями, она переживает как бы два кризиса:
само по себе рождение ребенка является кризисом в жиз- ненном цикле семьи, ведет к переосмыслению социальных
См.: Государственный доклад "О положении инвалидов в Российской Фе- дерации" / Под ред. А. И.
1996.
114
ролей и функций, нередко порождает семейные конфлик- ты, ухудшает экономическое положение семьи. Когда же ребенок имеет признаки инвалидности, то этот кризис пе- реживается с удвоенной остротой. Это чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает социальные связи. Крайне остро встают психологические проблемы. Установлено, что у подавляющего большинства родителей (в первую очередь у матерей) возникают погра- ничные нервно-психические расстройства, чувство вины,
ощущение собственной неполноценности. Они начинают ощу- щать неловкость и стыд перед окружающими, сужают круг социальных контактов. Жизнь семьи начинает протекать в условиях хронической психотравмирующей ситуации. Не- редко эти семьи распадаются, а ребенок, как правило, ос- тается с матерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации ребенка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию. Родители нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовать общение и воспитание ребенка, не замечают его действительных потребностей, не могут правильно оце- нить его возможности. Преобладает в воспитании родитель- ская гиперопека, это существенно снижает возможности адаптации ребенка ко взрослой жизни.
Возникновение проблем во внутрисемейных отношени- ях в семьях, где инвалидом стал взрослый человек, связа- но в первую очередь с изменением социальных ролей и обя- занностей в семье. Логика социальной роли члена семьи,
ставшего инвалидом, может приводить к болезненным как для семьи, так и для самого инвалида последствиям. В ре- зультате у инвалида может появиться чувство вины, не- нужности, обузы; у членов семьи — скрытые или явные агрессия или недовольство. Супружеские конфликты на этой почве могут привести и к развалу семьи.
Данные проведенных исследований показали, что имен- но в семьях со взрослыми инвалидами трудоспособного воз- раста семейные взаимоотношения наиболее неблагоприят-
115

ны. Так, в ходе опроса потребность в устранении конфликт- ной ситуации и в установлении полноценных внутрисемей- ных контактов была высказана каждой четвертой (25,5%)
семьей взрослых инвалидов.
Неблагополучной можно признать и каждую шестую семью, имеющую на своем попечении пожилого инвалида
(17,0%).
Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумева- ют ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон.
Поэтому следует отметить, что и инвалиды в этих взаимо- отношениях не всегда оказываются на высоте. У многих из них не хватает социальных навыков, умения "подать себя"
в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, по- тенциальными работодателями. Это в первую очередь ка- сается инвалидов с детства, испытывающих недостаток со- циального опыта. Они далеко не всегда улавливают нюансы человеческих взаимоотношений, воспринимают других лю- дей очень общо, оценивают их на основании лишь некото- рых, в основном моральных качеств — доброты, отзывчи- вости.
Кроме того, у инвалидов есть определенная предвзя- тость во взаимоотношениях со здоровыми.
Не вполне гармонично складываются и взаимоотноше- ния между инвалидами. Принадлежность человека к кате- гории "инвалид" вовсе не означает, что другие инвалиды будут настроены к нему благожелательно. Опыт работы об- щественных организаций инвалидов, психологические ис- следования в этой области показывают, что инвалиды пред- почитают объединяться и идентифицировать себя с людь- ми, имеющими то же заболевание, и нередко негативно относятся к другим. Так, инвалиды с нарушениями опорно- двигательного аппарата, которые являются, пожалуй, наи- более социально активными (в том числе и в плане созда- ния общественных организаций инвалидов), отличаются ус- тановкой на своеобразное соперничество с инвалидами
116
вследствие других заболеваний, априори оценивая себя более элитной группой.
Одним из важнейших показателей социально-психоло- гического комфорта людей является их удовлетворенность жизнью. Не случайно этот вопрос в той или иной форме входит в различные социологические опросы населения.
Практически половина инвалидов (43,5—49,1%) оценива- ет качество своей жизни как неудовлетворительное, и око- ло трети (от 27,6 до 34,8%) считает ее удовлетворительной.
Чаще всего таковой признают ее инвалиды I группы (34,8%),
в то время как доля инвалидов третьей (29,5%) и второй
(27,6%) групп, дающих подобную оценку качества своей жизни, на ниже. Почти в 5 раз ниже среди инвали- дов II
и III (1,9%) групп по сравнению с первой (8,7%)
доля считающих качество своей жизни хорошим
1
Результаты исследований социально-психологического статуса инвалидов дают все основания для утверждения,
что сознательно или неосознанно инвалиды связывают из- менения своих личностных качеств с социально-экономичес- кими переменами в стране, и изменения эти однозначно не- гативные.
Существенные проблемы, ждущие своего решения,
встают перед инвалидами и в области взаимоотношений с окружающими, поскольку без гармонизации этих взаимо- отношений на уровне макро- и микрогрупп социальная ин- теграция не осуществима.
Эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью, неуверенностью в завтрашнем дне, песси- мизмом.
Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, в которой сочетаются различные неблаго- приятные показатели психологического самочувствия неудовлетворенность жизнью, низкая самооценка, насторо-
Государственный доклад "О положении инвалидов в Российской Фе- дерации" / Под ред. А. И.
М., 1996.
117

женное отношение к окружающим и к мерам по социаль- ной защите, высокая тревога за будущее на бытовом уров- не м т. п. В эту группу входят преимущественно люди с плохим материальным положением и живыми условиями,
одинокие, мужчины среднего возраста, инвалиды III
пы, особенно неработающие.
Эти люди нуждаются в особо тщательно разработан- ных мерах социальной и психологической помощи, с уче- том специфики их экономического положения и психологи- ческого самочувствия.
Анализ социально-психологических особенностей адап- тации инвалидов к существующей ситуации выявляет че- тыре основных типа этой адаптации:
• активно-позитивная позиция, для которой характер- но стремление поиска самостоятельного выхода из сложив- шейся ситуации, сопровождающееся благоприятными циально-психологическими особенностями личности точно высокой самооценкой, удовлетворенностью жизнью и т. п.). К сожалению, представителей этого типа крайне мало;
• пассивно-негативная позиция, в которой неудовлет- воренность своим положением (наряду с отсутствием жела- ния самостоятельно улучшить его) сопровождается зани- женной самооценкой, психологическим дискомфортом, на- стороженным отношением к окружающим, тревожностью,
ожиданием катастрофических последствий даже от быто- вых неурядиц и другими негативными социально-психоло- гическими особенностями;
• пассивно-позитивная позиция, которая при объек- тивно неудовлетворительном социально-экономическом по- ложении и низкой самооценке приводит в целом к относи- тельной удовлетворенности существующей ситуацией и, как следствие, отсутствию желания активно менять ее в луч- шую сторону. Эта позиция характерна для людей старших возрастных групп;
118

• активно-негативная позиция, которая при психоло- гическом дискомфорте и неудовлетворенности жизнью не отрицает желания самостоятельно изменить свое положе- ние, однако практических последствий это не имеет в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств. Такая позиция более характерна для инвалидов преимуществен- но среднего возраста.
Вопросы для самоконтроля
1. С какими психологическими проблемами сталкивают- ся инвалиды?
2. Назовите основные причины, мешающие нормаль- ной психологической интеграции лиц с ограниченными воз- можностями в общество.
3. Какие психологические черты характерны для инва- лидов?
4. Какое значение, на ваш взгляд, для инвалида имеет семья?
5. Охарактеризуйте социально-психологические аспек- ты положения инвалидов в различных микрогруппах.
Рекомендуемая литература
1. Государственный доклад "О положении инвалидов в
Российской Федерации" / Под ред. А. И. Осадчих.
1996.
2. Социально-медицинское обслуживание на дому по- жилых и инвалидов / Под ред. В.
М., 2000.
3. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е. И.
А. И. Осадчих.
1996.
4. Развитие социальной реабилитации в России.
2000.
5.
Т. А. Вопросы профилактики и психологи- ческой поддержки инвалидов — выпускников социальных
119