Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
другими заинтересованными министерствами и ведомства- также с участием общественных объединений инва- лидов поручается:
• разработать и утвердить в двухмесячный срок тре- бования для модификации средств транспорта, связи и ин- форматики;
• определить номенклатуру зданий и сооружений, на которые не распространяются требования доступности для инвалидов;
• разработать и представить Совету Министров — Пра- вительству РФ в 1993 г. проект федеральной целевой про- граммы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".
В целях усиления контроля за выполнением Указа Пре- зидента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по фор- мированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель- ности" и во исполнение постановления Совета Минист- ров — Правительства РФ от 25 марта 1993 г. № 245 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизне- деятельности" принято постановление Правительства РФ
от 12 августа 1994 г. № 927 "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".
Данным постановлением предусматривалось внесение до
1 октября 1994 г. в ведомственные нормативные акты в от- расли строительства требований по проведению обязатель- ной экспертизы проектно-сметной документации на застрой- ку городов и других поселений, строительство и реконст- рукцию зданий и сооружений в части обеспечения доступ- ности их для инвалидов, а также внесение необходимых изменений в Закон РФ от 17 декабря 1992 г. №
"Об административной ответственности предприятий, учрежде- ний, организаций и объединений за правонарушения в об- ласти строительства".
Б
г. одобрена на заседании Правительства Россий- ской Федерации 24 ноября 1992 г.
35) Концепция соци- альной защиты нетрудоспособных граждан, семей с несо-
91
• разработать и утвердить в двухмесячный срок тре- бования для модификации средств транспорта, связи и ин- форматики;
• определить номенклатуру зданий и сооружений, на которые не распространяются требования доступности для инвалидов;
• разработать и представить Совету Министров — Пра- вительству РФ в 1993 г. проект федеральной целевой про- граммы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".
В целях усиления контроля за выполнением Указа Пре- зидента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по фор- мированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель- ности" и во исполнение постановления Совета Минист- ров — Правительства РФ от 25 марта 1993 г. № 245 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизне- деятельности" принято постановление Правительства РФ
от 12 августа 1994 г. № 927 "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".
Данным постановлением предусматривалось внесение до
1 октября 1994 г. в ведомственные нормативные акты в от- расли строительства требований по проведению обязатель- ной экспертизы проектно-сметной документации на застрой- ку городов и других поселений, строительство и реконст- рукцию зданий и сооружений в части обеспечения доступ- ности их для инвалидов, а также внесение необходимых изменений в Закон РФ от 17 декабря 1992 г. №
"Об административной ответственности предприятий, учрежде- ний, организаций и объединений за правонарушения в об- ласти строительства".
Б
г. одобрена на заседании Правительства Россий- ской Федерации 24 ноября 1992 г.
35) Концепция соци- альной защиты нетрудоспособных граждан, семей с несо-
91
детьми и других групп населения РФ
нуждающихся в государственной поддержке.
Этим документом устанавливается важность условий для беспрепятственного доступа инвалидов к со- циальной инфраструктуре при предоставлении права Ми- нистерству социальной защиты населения РФ и закрепле- ния этого права в соответствующих законодательных и нор- мативных
Вопросы доступной для инвалидов среды ности прописаны в Законе "О социальной защите дов в Российской Федерации" (ст. 15, 16).
Основными нормативными документами для проектирс вания доступной для инвалидов среды являются строительные нормы и правила а так- же ведомственные строительные нормы и правила (ВСН)
Устранение градостроительных барьеров для инвали- дов с патологией опорно-двигательного аппарата создает условия для облегчения их передвижения. Эти условия включают оборудование пешеходных путей, их покрытий,
установку пандусов и специальных лестниц, выделение мест для личных автотранспортных средств инвалидов. Указан- ные условия изложены в
Они касаются уклонов пешеходных дорожек и тротуаров, которые предназнача- ются для пользования инвалидами на креслах-колясках. Ук- лоны не должны превышать: продольный попереч- ный — 1%. Считается, что в местах пересечения пешеход- ных путей с проезжей частью улиц и дорог высота борто- вых камней тротуара должна быть высотой не менее 2,5 см и не превышать 4
Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гра- нью или съездов, сужающих ширину проезжей части.
В жилых районах и микрорайонах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров предусматриваются не реже чем че- рез 300 метров места отдыха со скамейками.
Опасные для инвалидов участки и пространства огора- живаются бортовым камнем высотой не менее 5 см.
92
нуждающихся в государственной поддержке.
Этим документом устанавливается важность условий для беспрепятственного доступа инвалидов к со- циальной инфраструктуре при предоставлении права Ми- нистерству социальной защиты населения РФ и закрепле- ния этого права в соответствующих законодательных и нор- мативных
Вопросы доступной для инвалидов среды ности прописаны в Законе "О социальной защите дов в Российской Федерации" (ст. 15, 16).
Основными нормативными документами для проектирс вания доступной для инвалидов среды являются строительные нормы и правила а так- же ведомственные строительные нормы и правила (ВСН)
Устранение градостроительных барьеров для инвали- дов с патологией опорно-двигательного аппарата создает условия для облегчения их передвижения. Эти условия включают оборудование пешеходных путей, их покрытий,
установку пандусов и специальных лестниц, выделение мест для личных автотранспортных средств инвалидов. Указан- ные условия изложены в
Они касаются уклонов пешеходных дорожек и тротуаров, которые предназнача- ются для пользования инвалидами на креслах-колясках. Ук- лоны не должны превышать: продольный попереч- ный — 1%. Считается, что в местах пересечения пешеход- ных путей с проезжей частью улиц и дорог высота борто- вых камней тротуара должна быть высотой не менее 2,5 см и не превышать 4
Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гра- нью или съездов, сужающих ширину проезжей части.
В жилых районах и микрорайонах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров предусматриваются не реже чем че- рез 300 метров места отдыха со скамейками.
Опасные для инвалидов участки и пространства огора- живаются бортовым камнем высотой не менее 5 см.
92
Поверхности покрытий пешеходных путей и полов по- в зданиях и сооружениях, которыми пользуются
•инвалиды, должны быть твердыми, прочными и не допус- кать скольжения.
Для покрытия пешеходных дорожек, тротуаров и пан- дусов не допускается применение насыпных, чрезмерно рифленых или структурированных материалов. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами — не более 1,5 см.
Ковровые покрытия должны плотно закрепляться, осо- бенно по краям ковров. Толщина покрытия из ворсового ковра не должна превышать 1,3 см с учетом высоты ворса.
Ребра решеток, устанавливаемых на путях движения инвалидов, должны располагаться перпендикулярно направ- лению движения и на расстоянии друг от друга не более см.
Предупреждающая информация для людей с полной или частичной потерей зрения о приближении к препятствиям
(лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и пр.) обеспечивается изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, на- правляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.
Устройство, предупреждающее об опасности слабови- дящих, может представлять собой ребристую поверхность шириной см и высотой 3—4 см.
В местах перепада уровней между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и соору- жениях предусматривается устройство пандусов и лест- ниц,
В исключительных случаях допускается предусматри- вать винтовые пандусы. Длина промежуточных горизонталь- ных площадок винтового пандуса по внутреннему его должна составлять не менее 2 м.
В начале и в конце каждого подъема пандуса следует
Устраивать горизонтальные площадки шириной не менее
93
ширины пандуса и длиной не менее 1,5 м. При изменении направления пандуса ширина горизонтальной площадки дол- жна обеспечивать возможность поворота кресла-коляски.
По внешним боковым краям пандуса и площадок пре- дусматриваются бортики высотой не менее 5 см.
Ступени лестниц на путях движения инвалидов дела- ются глухими, ровными, без выступов и с шероховатой верхностью.
Ширина проступей принимается: для наружных лест- ниц — не менее 40 см, для внутренних лестниц в зданиях и сооружениях — не менее 30 см; высота подъема ступеней:
для наружных лестниц —- не более 12 см, для внутрен- них не более 15 см.
По обеим сторонам пандуса или предназначенного для передвижения инвалидов лестничного марша предусматри- ваются ограждения высотой не менее 0,9 м с поручнями.
На путях движения пешеходов, в общественных мес- тах, на дорогах, улицах и площадках, особенно на пере- крестках, в парках, на станциях и остановках обществен- ного транспорта устанавливаются информационные указа- тели., предупреждающие инвалидов о строительных барь- ерах, а при необходимости и об имеющихся опасностях.
Визуальная информация располагается на контрастном фоне на высоте не менее м и н е более 4,5 м от уровня пола или поверхности пешеходного пути.
В общественных местах массового посещения и скоп- ления людей предусматривается возможность дублирова- ния визуальной и звуковой информации.
Для обеспечения удобств передвижения людей с нару- шениями опорно-двигательного аппарата все остановочные пункты внешнего транспорта должны быть, в зависимости от вида транспорта и конкретных градостроительных усло- вий, оборудованы приспособлениями для удобства съезда и въезда в транспорт.
Учитывая трудности передвижения инвалидов в крес- лах-колясках, а также лиц с физическими недостатками
94
По внешним боковым краям пандуса и площадок пре- дусматриваются бортики высотой не менее 5 см.
Ступени лестниц на путях движения инвалидов дела- ются глухими, ровными, без выступов и с шероховатой верхностью.
Ширина проступей принимается: для наружных лест- ниц — не менее 40 см, для внутренних лестниц в зданиях и сооружениях — не менее 30 см; высота подъема ступеней:
для наружных лестниц —- не более 12 см, для внутрен- них не более 15 см.
По обеим сторонам пандуса или предназначенного для передвижения инвалидов лестничного марша предусматри- ваются ограждения высотой не менее 0,9 м с поручнями.
На путях движения пешеходов, в общественных мес- тах, на дорогах, улицах и площадках, особенно на пере- крестках, в парках, на станциях и остановках обществен- ного транспорта устанавливаются информационные указа- тели., предупреждающие инвалидов о строительных барь- ерах, а при необходимости и об имеющихся опасностях.
Визуальная информация располагается на контрастном фоне на высоте не менее м и н е более 4,5 м от уровня пола или поверхности пешеходного пути.
В общественных местах массового посещения и скоп- ления людей предусматривается возможность дублирова- ния визуальной и звуковой информации.
Для обеспечения удобств передвижения людей с нару- шениями опорно-двигательного аппарата все остановочные пункты внешнего транспорта должны быть, в зависимости от вида транспорта и конкретных градостроительных усло- вий, оборудованы приспособлениями для удобства съезда и въезда в транспорт.
Учитывая трудности передвижения инвалидов в крес- лах-колясках, а также лиц с физическими недостатками
94
престарелых рекомендуется примерно через 60
созда- вать площадки для отдыха и размещать скамейки для сиде-
Независимо от конкретной планировочной структуры решения эти площадки даны иметь размер 2,1 х 2,1 м, что позволит обеспечить разворот коляски и свободное маневрирование по всем правлениям.
При устройстве наружных уличных лестниц необходи- наряду со ступеньками предусмотреть пандус-съезд в связи с тем, что в городах со сложным рельефом при ук- лонах от 15 до 30% преодоление перепадов высот рекомен- дуется осуществлять с применением фуникулеров, а при уклонах свыше 30% использовать подвесные канатные до- роги, необходимо при проектировании остановочных пунк- тов данных видов транспорта предусматривать ровные пло- щадки, учитывающие возможность маневрирования инва- лидов в креслах-колясках, а также создавать все необхо- димые условия для отдыха и передвижения лиц с физичес- кими недостатками и престарелых. Салоны вагонов фунику- лера и подвесных дорог должны быть оборудованы специ- альными устройствами для фиксирования положения крес- ла-коляски. При максимальных потоках до 500 чел./час и продольных уклонах свыше 30% необходимо на отдельных направлениях пешеходов предусматривать применение лифтовых подъемников.
В местах перепада уровней, где невозможно устрой- ство пандуса, следует предусматривать установку лифтов или специальных подъемников, приспособленных для са- мостоятельного пользования инвалидами на креслах-коляс- ках.
Во всех зданиях, помещения которых, расположенные выше первого предназначены для пользования ин- валидами на креслах-колясках, следует предусматривать лифты, кабины которых должны иметь размеры не менее:
—
м; глубину 1,5 м; ширину дверного проема —
95
созда- вать площадки для отдыха и размещать скамейки для сиде-
Независимо от конкретной планировочной структуры решения эти площадки даны иметь размер 2,1 х 2,1 м, что позволит обеспечить разворот коляски и свободное маневрирование по всем правлениям.
При устройстве наружных уличных лестниц необходи- наряду со ступеньками предусмотреть пандус-съезд в связи с тем, что в городах со сложным рельефом при ук- лонах от 15 до 30% преодоление перепадов высот рекомен- дуется осуществлять с применением фуникулеров, а при уклонах свыше 30% использовать подвесные канатные до- роги, необходимо при проектировании остановочных пунк- тов данных видов транспорта предусматривать ровные пло- щадки, учитывающие возможность маневрирования инва- лидов в креслах-колясках, а также создавать все необхо- димые условия для отдыха и передвижения лиц с физичес- кими недостатками и престарелых. Салоны вагонов фунику- лера и подвесных дорог должны быть оборудованы специ- альными устройствами для фиксирования положения крес- ла-коляски. При максимальных потоках до 500 чел./час и продольных уклонах свыше 30% необходимо на отдельных направлениях пешеходов предусматривать применение лифтовых подъемников.
В местах перепада уровней, где невозможно устрой- ство пандуса, следует предусматривать установку лифтов или специальных подъемников, приспособленных для са- мостоятельного пользования инвалидами на креслах-коляс- ках.
Во всех зданиях, помещения которых, расположенные выше первого предназначены для пользования ин- валидами на креслах-колясках, следует предусматривать лифты, кабины которых должны иметь размеры не менее:
—
м; глубину 1,5 м; ширину дверного проема —
95
Лифты должны иметь автономное управление из каби- ны и с уровня этажа, имеющего непосредственный выход на улицу.
В зданиях высотой 3 и более этажей, помещения рых рассчитаны на посещение или проживание инвалидов,
следует предусматривать установку не менее одного лиф- та с глубиной кабины не менее 2,1
обеспечивающего во время пожара, землетрясения и других чрезвычайных си- туаций возможность эвакуации инвалидов, не способных к самостоятельному передвижению по лестницам и панду- сам, а также транспортировки пожарных и спасательных подразделений.
Выход из лифта на первом этаже следует предусмат- ривать в холл или вестибюль, отделенный от других поме- щений противопожарными перегородками и дверями, снаб- женными закрывателями.
Величина перепада уровней между полом кабин лифта и площадкой лифтового холла не должна превышать м.
Кабины лифтов, предназначенных для транспортиров- ки инвалидов, должны быть обеспечены экстренной аварий- ной двухсторонней связью с диспетчерским пунктом. Кноп- ки вызова и управления его движением должны находить- ся на высоте от пола не более 1,2 м. Расположенный в каби- не лифта аппарат двухсторонней связи должен снабжаться устройством для усиления звука, а при необходимости — и устройством для получения синхронной визуальной инфор- мации.
На располагаемых в пределах территории жилых рай- онов открытых стоянках автомобилей, а также около уч- реждений культурно-бытового обслуживания населения,
предприятий торговли и отдыха, спортивных зданий и со- оружений, мест приложения труда следует выделять мес- та для личных автотранспортных средств инвалидов.
На автомобильных стоянках при зданиях и сооружениях для инвалидов следует
личных автомашин инвалидов не менее 10% мест, а около учреждений, специализирующихся на лечении спи- больных и восстановлении опорно-двигательных функций, — не менее 20% мест. Стоянки с местами для автомобилей инвалидов должны располагаться на расстоя- нии не более 50 м от общественных зданий, сооружений,
домов, в которых проживают инвалиды, а также на территории предприятий, использующих труд инвалидов.
Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих инвалидов, сле- дует предусматривать на расстоянии не более 100 м от вхо- дов в общественные здания и не более 300 м от жилых зданий, в которых проживают инвалиды.
Социальную реабилитацию инвалидов невозможно пред- ставить без возможности передвижения, которая является одной из главных сфер жизнедеятельности. Оно дает воз- можность посещения различных объектов бытового, куль- турного, производственного, образовательного и спортив- ного назначения.
Ограниченные возможности передвижения инвалидов обусловлены наличием анатомо-физиологических дефектов нервной и костно-мышечной системы, с одной стороны, и архитектурных и строительных барьеров — с другой.
Наиболее сложные проблемы, с которыми приходится сталкиваться инвалиду, возникают в тех случаях, когда он проживает в городе. Огромные территории города, разбро- санность учреждений культурно-бытового обслуживания,
мест проживания от места учебы, работы, зон отдыха, всевозможные строительно-архитектурные барь- еры — все это вынуждает инвалида постоянно находиться дилеммой: оставаться дома или с огромными трудно- стями, часто рассчитывая только на постороннюю помощь,
свою квартиру.
Анализ существующей практики перевозки пассажи- ров, том числе пассажиров-инвалидов, в общественном
домов, в которых проживают инвалиды, а также на территории предприятий, использующих труд инвалидов.
Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих инвалидов, сле- дует предусматривать на расстоянии не более 100 м от вхо- дов в общественные здания и не более 300 м от жилых зданий, в которых проживают инвалиды.
Социальную реабилитацию инвалидов невозможно пред- ставить без возможности передвижения, которая является одной из главных сфер жизнедеятельности. Оно дает воз- можность посещения различных объектов бытового, куль- турного, производственного, образовательного и спортив- ного назначения.
Ограниченные возможности передвижения инвалидов обусловлены наличием анатомо-физиологических дефектов нервной и костно-мышечной системы, с одной стороны, и архитектурных и строительных барьеров — с другой.
Наиболее сложные проблемы, с которыми приходится сталкиваться инвалиду, возникают в тех случаях, когда он проживает в городе. Огромные территории города, разбро- санность учреждений культурно-бытового обслуживания,
мест проживания от места учебы, работы, зон отдыха, всевозможные строительно-архитектурные барь- еры — все это вынуждает инвалида постоянно находиться дилеммой: оставаться дома или с огромными трудно- стями, часто рассчитывая только на постороннюю помощь,
свою квартиру.
Анализ существующей практики перевозки пассажи- ров, том числе пассажиров-инвалидов, в общественном
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 19
97
транспорте — автобусах, трамваях, метро, поездах при- городного и дальнего сообщения, речных, морских и воз- душных судах — показал неприспособленность отечествен- ного общественного транспорта к перевозкам пассажиров- инвалидов в связи с определенными особенностями техно- логии их перевозки, сказывающейся на объемно-планиро- вочных и конструктивных решениях транспортных средств.
Эти особенности объясняются наличием отличных от здоровых людей (по параметрам и технологии передвиже- ния которых созданы транспортные средства) локомотор- ных функций и способностей, биологических, антропологи- ческих и анатомических параметров, а также наличие у пассажиров-инвалидов функциональных и технических средств, влияющих на биомеханические параметры.
Анализ технологии пользования транспортом показал,
что она имеет ряд ключевых позиций, отражающих ее спе- цифику:
• конструктивные элементы транспортных средств;
• приспособления, обеспечивающие процесс "посадки- высадки";
• специальное оборудование пассажирских салонов не- зависимо от вида транспорта;
• система обеспечения безопасности пассажиров-инва- лидов,
• информационно-коммуникативная система;
• система обеспечения жизнедеятельности пассажиров- инвалидов;
• специальная система средств индивидуального поль- зования.
В целях повышения уровня социальной активности ин- валидов, их реабилитации и трудоустройства необходимо создание доступных условий их перевозки в транспортных средствах, а также создание доступной комплексной сис- темы транспортного обслуживания по схеме "от дома до конечного пункта назначения". Осуществление данного принципа на практике является очень сложной
98
Эти особенности объясняются наличием отличных от здоровых людей (по параметрам и технологии передвиже- ния которых созданы транспортные средства) локомотор- ных функций и способностей, биологических, антропологи- ческих и анатомических параметров, а также наличие у пассажиров-инвалидов функциональных и технических средств, влияющих на биомеханические параметры.
Анализ технологии пользования транспортом показал,
что она имеет ряд ключевых позиций, отражающих ее спе- цифику:
• конструктивные элементы транспортных средств;
• приспособления, обеспечивающие процесс "посадки- высадки";
• специальное оборудование пассажирских салонов не- зависимо от вида транспорта;
• система обеспечения безопасности пассажиров-инва- лидов,
• информационно-коммуникативная система;
• система обеспечения жизнедеятельности пассажиров- инвалидов;
• специальная система средств индивидуального поль- зования.
В целях повышения уровня социальной активности ин- валидов, их реабилитации и трудоустройства необходимо создание доступных условий их перевозки в транспортных средствах, а также создание доступной комплексной сис- темы транспортного обслуживания по схеме "от дома до конечного пункта назначения". Осуществление данного принципа на практике является очень сложной
98
ввиду вовлечения в транспортную систему таких составля- ющих элементов, как внутриквартальные дороги, тротуа- ры, переходы, остановки транспортных вокзалы и привокзальные площади, собственно транспортные сред- ства, информационные элементы, функциональные и тех- нические средства для приспособления предметов внешней среды к возможностям инвалида.
При теоретическом и методологическом подходе к про- блеме доступности транспорта для инвалидов необходимо коснуться некоторых принципиальных положений. Речь идет о выявлении общих закономерностей, имеющих отноше- ние к транспорту как к "среде жизнедеятельности", и час- тных,'характерных для специфических особенностей от- дельных видов транспорта.
Среди общих положений необходимо выделить наибо- лее принципиальное — это определение понятия "доступ- ность" транспорта для инвалидов, что в свою очередь вы- зывает необходимость путей, способов, методов достиже- ния реализации собственно "доступности".
Общие положения включают необходимость признания соответствия приспособлений на транспортных средствах и сооружениях типу дефекта, особенностям патологии, ко- торые в известной мере определяют специфические по- требности инвалидов в этих приспособлениях.
Помимо указанных положений, общим для всех инва- лидов, пользующихся транспортом, является психологи- ческий фактор, заключающийся в воздействии мощного пас- сажиропотока, который создает психологический стресс,
эмоциональную напряженность и затрудняет доступ инва- лидов к транспорту.
К общим положениям в отношении технических требо- ваний, обеспечивающих доступность, относится положение о необходимости соответствия индивидуальных вспомога- тельных технических средств тем приспособлениям (уст- ройствам), которые должны быть установлены на транс- порте. Индивидуальные вспомогательные приспособления,
99
При теоретическом и методологическом подходе к про- блеме доступности транспорта для инвалидов необходимо коснуться некоторых принципиальных положений. Речь идет о выявлении общих закономерностей, имеющих отноше- ние к транспорту как к "среде жизнедеятельности", и час- тных,'характерных для специфических особенностей от- дельных видов транспорта.
Среди общих положений необходимо выделить наибо- лее принципиальное — это определение понятия "доступ- ность" транспорта для инвалидов, что в свою очередь вы- зывает необходимость путей, способов, методов достиже- ния реализации собственно "доступности".
Общие положения включают необходимость признания соответствия приспособлений на транспортных средствах и сооружениях типу дефекта, особенностям патологии, ко- торые в известной мере определяют специфические по- требности инвалидов в этих приспособлениях.
Помимо указанных положений, общим для всех инва- лидов, пользующихся транспортом, является психологи- ческий фактор, заключающийся в воздействии мощного пас- сажиропотока, который создает психологический стресс,
эмоциональную напряженность и затрудняет доступ инва- лидов к транспорту.
К общим положениям в отношении технических требо- ваний, обеспечивающих доступность, относится положение о необходимости соответствия индивидуальных вспомога- тельных технических средств тем приспособлениям (уст- ройствам), которые должны быть установлены на транс- порте. Индивидуальные вспомогательные приспособления,
99