ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 489

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учебных заведений: Сб. информационно-методических ма- териалов. М., 1999.
6. Ковалева А. И. Социализация личности: норма и от- клонение.
1996.
§ 4. Образовательная среда для инвалидов
Для обучающихся с отклонениями в развитии и инва- лидов проектируются техникумы, профессиональные учеб- ные заведения (ПТУ), а также учебные заведения смешан- ного типа — ПТУ-техникумы.
Функционально-планировочная организация комплекса зданий и помещений учебного заведения должна соответ- ствовать его назначению в зависимости от контингента обу- чающихся инвалидов и обеспечивать максимальный комфорт для учащихся и преподавательского и обслуживающего персонала. Устройство учебных мест должно учитывать характер физических недостатков учащихся и с использо- ванием специальных технических средств.
Основные зоны техникумов и ПТУ: учебная, учебно- производственная, физкультурно-оздоровительная, отды- ха, хозяйственная, жилая (при наличии жилых корпусов для учащихся инвалидов непосредственно на территории учебного заведения).
Функциональные взаимосвязи территориальных зон учебных заведений для инвалидов не отличаются от приня- тых для обычных учебных заведений. Особенности отдель- ных зон учебных заведений для инвалидов следующие: жи- лая зона для инвалидов с поражениями опорно-двигатель- ного аппарата (ПОДа) и слепых должна всегда, а для дру- как правило, размещаться на территории учебного заведения, при этом — на удалении от учебно- производственной и спортивной зон; на территории физ-
120
культурно-оздоровительной зоны физкультурные площад- ки для слепых и слабовидящих целесообразно ориентиро- вать на Восток-Запад, а для остальных инвалидов на Се- вер-Юг.
Территория техникума должна быть снабжена мой ориентиров и информации, разработанной в каждом конкретном случае при консультации спецслужб по меди- цинской реабилитации инвалидов.
Визуальная информация, хорошо читаемая и воспри- нимаемая, должна обеспечивать ориентировку инвалида и предупреждение о возможных источниках опасности и ар- хитектурно-строительных препятствиях. Она должна давать полную информацию по всему комплексу учебно-производ- ственной деятельности, социально-культурно-бытовому об- служиванию и размещению административно-преподава- тельских помещений.
Специальными знаками или символами могут быть обо- значены: повседневно или периодически посещаемые инва- лидами здания, сооружения и места на территории техни- кума, пересечения пешеходных путей с проездами, входы и выходы на территорию.
Элементы визуальной информации размещаются на кон- трастном фоне на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня поверхности пешеходного пути.
Планировка специализированного учебного заведения для слепых и слабовидящих должна обеспечивать:
• минимальную протяженность пешеходных путей пе- редвижения;
• безопасность передвижения по территории;
• отсутствие элементов, создающих препятствия на путях передвижения инвалидов.
Структура планировки территории должна быть чет- кой для ориентировки в пространстве застройки и удобства ее запоминания слепыми инвалидами. Целесообразно ос- новные пути передвижения проектировать по прямоуголь- ной схеме.
121


Все предметы-препятствия на путях движения слепых,
в том числе деревья, осветительные столбы и т. п., должны быть огорожены.
Основные пути движения по территории целесообраз- но оборудовать направляющими поручнями, а при их про- тяженности более 100 м — площадкой для кратковремен- ного отдыха.
Осветительные устройства на путях движения целесо- образно устанавливать по одной стороне дороги.
На территории учебного заведения для инвалидов-опор- ников не допускается пересечений пешеходных путей с ос- новными автомобильными проездами.
Ширина пешеходных дорожек и тротуаров должна быть не менее 1,2 м, а при встречном движении инвалидных ко- лясок — не менее 1,8 м.
Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный — 5%, поперечный
1%.
Участки пешеходных дорожек и тротуаров, примыка- ющие к местам их пересечения с внутритерриториальными проездами, должны иметь фактурную поверхность покры- тия, отличную от других участков тротуара.
Здания техникумов и ПТУ проектируются, как прави- ло, блочными, с выделением учебного, учебно-производ- ственного и общественно-бытового корпусов. При реконст- рукции учебных заведений допускается проектирование от- дельно стоящих корпусов. При адаптации существующих зданий для обучения инвалидов с нарушениями опорно-дви- гательного аппарата и слепых желательно отдельно сто- ящие корпуса учебного заведения объединить переходны- ми галереями. При необходимости галереи должны быть отапливаемыми. Их габариты в плане должны обеспечивать встречное движение инвалидных колясок.
Этажность зданий следует принимать:
• профессионально-технических училищ, как прави- ло, не более 4 этажей, для инвалидов с ПОДа — не бо- лее 2, если здания не оборудованы специальными лифтами
122
для инвалидов; для инвалидов с недостатками интеллек- та — не более 3 этажей;
• техникумов, как правило, не более 9 этажей при условии оборудования зданий специальными лифтами для инвалидов; при невозможности оборудования зданий спе- циальными лифтами техникумы для инвалидов с ПОДа дол- жны быть не более 2 этажей; для слепых — не более
4 этажей.
Архитектурное решение интерьеров специализирован- ных зданий техникумов и других учебных заведений для инвалидов должно способствовать:
• обеспечению комфортных условий для передвиже- ния по зданию, для выполнения учебных практических за- даний и контроля за их выполнением преподавателями;
• созданию благоприятных метеорологических условий в учебных помещениях: достаточную освещенность, защи- ту от вредных производственных выделений, излучений,
шума, перепадов температур наружного воздуха, пере- грева, слепимости и т. п.;
• обеспечению безопасности передвижения внутри зда- ния;
• снижению физического и нервного напряжения уча- щихся в процессе лекционных и практических занятий;
• обеспечению условий для полноценного культурно- бытового и медицинского обслуживания учащихся, а так- же их отдыха;
• эстетической выразительности, оказывающей поло- жительное эмоциональное воздействие на инвалидов.
Для обеспечения ориентации в зданиях, сокращения излишних передвижений по ним и безопасности в проекте учебного заведения должна быть система ориентиров —
осязательных (тактильных), слуховых и зрительных, кото- рая в первую очередь будет обеспечивать безопасность пе- редвижения и ориентировку в пространстве инвалидов с дефектами зрения. Такая хорошо продуманная система по- зволит ориентироваться и инвалидам других категорий.
123


Осязательные ориентиры: направляющие поручни, ре- льефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные поэтажные планы на лестничных площадках и в лифтовых холлах, из- меняемый тип покрытия пола перед препятствиями и тами изменения направления (входами, подъемами, лест- ницами, лифтами, поворотами коридоров) и т. п.
Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, ра- диотрансляция в зданиях, в лифтовых кабинах и т. п.
Зрительные (визуальные) ориентиры: различные спе- циально освещаемые указатели в виде символов и пикто- грамм с использованием ярких, контрастных цветов, кон- трастное цветовое обозначение дверей и т. п. Текстовая ин- формация на таблицах должна быть максимально краткой.
Строительные элементы на путях движения лиц с ос- лабленным зрением (лестничные клетки, лифты,
ли, входы, начало и конец коммуникационных элемен- тов — лестниц, коридоров и др.) должны быть оборудованы типовыми ориентирами-указателями, выполненными на ос- нове цветового, акустического и тактильного контраста с прилегающей поверхностью.
Зрительные ориентиры и другая визуальная информа- ция должны располагаться на контрастном фоне на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м от уровня пола.
Система ориентиров должна быть достаточно продума- на, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию "тепличных" условий и утрате навыков простран- ственной ориентации у незрячих. Для последних наиболее целесообразным является использование системы опорных ориентиров в соответствии с разработанными
ВОС "Ре- комендациями по системе ориентиров на предприятиях и в организациях ВОС".
Входы в здания следует защищать от атмосферных осад- ков и предусматривать перед ними площадки размерами в плане не менее 1 х 2,5 м с дренажем и — в зависимости от местных климатических условий — с подогревом.
124
FT Г F Г Г Г Г Г ГТ Г ГТ Г ГТ Г Г

Входные двери в здания, сооружения и помещения дол- жны иметь ширину в просвете не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения инвалидов запрещается.
В полотнах входных в здания дверей следует предус- матривать смотровые остекленные панели из противоудар- ного стекла, нижняя часть которых должна располагаться не выше 0,9 м от уровня пола. В качестве остекления две- рей следует предусматривать закаленное или армирован- ное стекло. Нижняя часть дверных полотен на высоту 0,3 м должна быть защищена противоударной полосой.
При проектировании стеклянных входных дверей сле- дует предусматривать их автоматическое открывание и яркую маркировку.
Входы в здания и помещения на путях движения инва- лидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, сле- пых и слабовидящих не должны иметь порогов, а при необ- ходимости устройства порогов их высота не должна превы- шать 2,5 см.
В коридорах, являющихся постоянными путями пере- движения инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, дверные проемы целе- сообразно углубить внутрь помещений.
Для сокращения нерациональных перемещений инва- лидов целесообразно в помещениях большой площади де- лать не менее двух рассредоточенных на пути движения
Повороты коридоров на путях движения инвалидов це- лесообразно делать закругленными или со скошенными уг- лами, свободно стоящие колонны также должны иметь зак- ругленные углы.
На путях движения слепых и слабовидящих нежела- тельно наличие колонн и других элементов с небольшой поверхностью.
Лестницы, по которым предполагается передвижение инвалидов на костылях и слепых, должны быть двухмар-
125

шевыми, марши — прямыми, шириной не менее 1,5 м, ис- ходя из безопасного движения инвалидов во встречных на- правлениях одновременно с движением других работников.
Минимальная длина промежуточных площадок — 1,5 м.
По обеим сторонам лестничного марша предусматри- ваются ограждения не менее 0,9 м с поручнями. Длина по- ручня должна быть больше длины марша не менее чем на
0,3 м с каждой стороны. Поручни рекомендуется применять круглого сечения диаметром не менее 3 см и не более 5 см или прямоугольного сечения толщиной не более 4 см.
Число ступеней в каждом лестничном марше следует делать одинаковым, одинаковыми должны быть также раз- меры проступей и подступенков.
В санитарных помещениях общежитий часть кабин в уборных и душевых, а в учебных корпусах одна из кабин должны по своим размерам обеспечивать возможность пользования ими инвалидами на креслах-колясках, а так- же слепыми.
Кабина туалета для инвалида на коляске должна быть шириной не менее 1,65 м и длиной — 1,8
Она должна быть снабжена поручнями и крючками для одежды. Дверь из кабины должна открываться наружу. В кабине с одной стороны унитаза следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски.
Кабина туалета для инвалида на костылях должна быть шириной м и длиной — 1,8 м, оборудована поручнями,
расположенными по боковым сторонам, и крючками для ко- стылей, одежды.
Душевая кабина для инвалида на кресле-коляске дол- жна иметь размеры х 0,9 м, в ней должны быть предус- мотрены поручни и стационарное или откидное сиденье.
Перед кабиной следует предусмотреть пространство для подъезда к ней в коляске.
Основные функциональные группы помещений техни- кумов и профтехучилищ: кабинеты и лаборатории, ауди- тории, чертежные залы, учебно-производственные поме-
126
щения, библиотека, помещения для физкультурно-спортив- ных занятий, актовый зал, клубно-кружковые помещения,
пищеблок, помещения медицинского обслуживания, адми- нистративно-хозяйственные помещения, вспомогательные и подсобные помещения (рекреации, вестибюль, санузлы и т. д.), общежитие.
Учебно-производственные отделения должны разме- щаться в отдельном блоке и иметь удобную связь с жилым блоком, если процесс обучения предусматривает разделе- ние теоретических и практических занятий по дням В тех случаях, когда процесс обучения включает ежедневные те- оретические и практические занятия, учебно-производ- ственный блок должен иметь удобные связи и с жилым, и теоретическим блоками.
Физкультурно-спортивные залы следует размещать не выше второго этажа, под ними не должны находиться учеб- ные помещения. Если в условиях реконструкции это тре- бование невыполнимо, то следует предусматривать специ- альные меры защиты от шума.
В специализированных техникумах и ПТУ в соответ- ствии с их профилем в состав медицинских помещений мо- гут входить различные процедурные кабинеты и кабинеты врачей-специалистов.
Помещения для учебно-теоретических занятий инвали- дов с поражениями органов движения следует оборудовать одноместными столами, опорными поручнями вдоль стен,
мебелью, жестко прикрепленной к полу. Столы для этих инвалидов должны иметь конструкцию, позволяющую сво- бодно подъезжать инвалиду на кресле-коляске, для этого расстояния между ножками стола должны быть не менее
900 мм.
Искусственное освещение помещений для инвалидов должно выбираться с соблюдением в первую очередь глав- ного требования — обеспечения безопасных и благоприят- ных условий для высокой эффективности зрительной рабо ты, и во вторую очередь — экономии электроэнергии, хотя
127

это тоже немаловажно в современных экономических ус- ловиях.
Наиболее тщательно следует разрабатывать искусст- венное освещение помещений и рабочих столов для инва- лидов с остаточным зрением. Оно всегда предусматривает- ся общее и местное. В качестве источников общего освеще- ния следует использовать светильники с лампами накали- вания, допускается применение потолочных люминесцент- ных светильников.
Цветовое решение помещений, в которых предполага- ются занятия инвалидов с остаточным зрением, должно раз- рабатываться на основе цветового контраста общего фона с оборудованием, мебелью и деталями интерьера функцио- нального назначения. В выборе цветового решения инте- рьеров следует руководствоваться условиями наилучшего распознавания объектов красного и желтого цветов на ах- фоне, ахроматических объектов — на синем и желтом фоне. В сигнальных и предупреждающих ориен- тирах целесообразно использование сочетания желтого или белого и черного цветов.
Предупреждающая окраска обязательна для элементов,
фиксирующих границы опасных участков, например перил,
барьеров и других ограждений; элементов строительных конструкций зданий, таких как колонны, габариты проемов,
оборудования; перепады и выступы в плоскости пола и т. п.
Ориентирующая и направляющая окраска применяет- ся на полу или стенах проходов, коридоров и других ком- муникационных помещений.
В техникумах, специализирующихся в основном на обу- чении слабовидящих, возможно применение "цветовых ко- дов", когда каждое помещение в зависимости от его назна- чения получает определенный цвет, что дает дополнитель- ную информацию и возможность ориентироваться.
Требования к фактурному решению отделки помеще- ний исходят в основном от инвалидов вследствие заболева- ний органов зрения. Тактильные ощущения от поверхности
128
пола, стен и перегородок на путях передвижения по зда- нию этих инвалидов, и в особенности слепых, позволяют им ориентироваться в пространстве общежития или учеб- ного здания и получать предупреждающие сигналы о при- ближении к лестницам, лифтам, пересечениям коридоров и к другим опасным участкам. Ориентировке в простран- стве, его "узнаванию" способствует изменение акустики разных помещений вследствие дифференциации размеров и применения различных отделочных материалов, для об- легчения ориентации возможно использование правила сход- ных габаритов и материалов отделки для разных помеще- ний одинакового назначения. При этом используются так- тильные качества различных материалов: шероховатость штукатурки и гладкость полированного мрамора, порис- тость бетона, рельефность пиленого травертина и грубо околотого известняка, структурность глазурованной плит- ки и облицовочного кирпича и т. п. Использование различ- ных фактур отделочных и строительных материалов по- зволит незрячим ученикам также хорошо "чувствовать" ар- хитектуру, как зрячим ее видеть.
Помещения, где предусматриваются учебные места вследствие сердечно-сосудистых заболеваний, должны быть оборудованы солнцезащитными устройствами, предназна- ченными для защиты от перегрева.
В помещениях, где предусматривается пребывание инвалидов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и тубер- кулезом, кратность воздухообмена должна быть повышен- ной. Она устанавливается в задании на проектирование в зависимости от нозологии обучающихся.
В помещениях, где находятся учащиеся с заболевани- ем туберкулезом, материалы покрытия пола и отделки по- мещений должны выбираться с учетом возможности прове- дения влажной уборки и дезинфекции.
Оборудование учебных помещений специализированных техникумов должно обеспечивать безопасность и комфорт- ность при пользовании им.
129