ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 494

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рых требует специального инструктажа или выработки спе- циальных навыков в труде или ориентации, должен быть предусмотрен кабинет социальной адаптации.
Например, для лиц с полной или частичной потерей зрения необходимо практическое обучение специальности на полностью оснащенных типовых рабочих местах, обуче- ние ориентации на предприятии на планшетах с рельеф- ными планами или макетами предприятия, цехов и участ- ков производства, ознакомление с системой ориентации на данном предприятии.
Характеристика производственной среды, т. е. усло- вий трудовой деятельности инвалидов, представленная с точки зрения адаптации промышленной территории и про- изводственных зданий к потребностям инвалидов, позво- ляет судить о важности организации этой среды жизнеде- ятельности инвалидов как социально-реабилитационной среды. Она дает возможность инвалидам осуществлять ак- тивную трудовую деятельность, находиться в производ- ственной и общественной среде на правах "равных воз- можностей".
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие производственной среды.
2. Какие требования предъявляются к планировке за- водских территорий, где работают инвалиды?
3. Как должны быть оборудованы промышленные пред- приятия, где работают инвалиды?
4. В чем особенность оборудования входов, лестниц,
пассажирских лифтов в зданиях, где работают инвалиды?
5. Чем отличается планировка предприятия, где рабо- тают незрячие инвалиды?
6. Для каких целей на предприятиях, где работают ин- валиды, оборудуются кабинеты социальной адаптации?
139

Рекомендуемая литература
1. Викторова Л.
Кеслер
Ю. Проблемы формиро- вания производственной среды для инвалидов // Промыш- ленное строительство. 1994.
8.
2. Рекомендации по проектированию окружающей сре- ды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Вып. 20: Про- мышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий. М.: Минстрой России, Мин- соцзащиты России, АО ЦНИИ промзданий, 1994.
3. Рекомендации по реконструкции и реновации суще- ствующей застройки, зданий и сооружений и их комплек- сов с соблюдением условий их доступности для инвалидов.
М.: Минтруд России, 1998.
4. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедея- тельности" от 2 октября 1992 г. № 1156.
5. Федеральный закон "О социальной защите в Российской Федерации" // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4563.
§ 6. Физкультура и спорт как специфическая
(оздоровительная) среда в
реабилитации инвалидов
Одним из путей вовлечения инвалидов в активную со- циальную жизнь и профессиональную деятельность, созда- ние благоприятных условий для их физической, психоло- гической и социальной реабилитации является физкультур- но-оздоровительная и спортивная деятельность.
Среди наиболее часто встречающихся ограничений жизнедеятельности у инвалидов является ограничение спо-
140

к передвижению. В связи с патологией течной системы либо других органов и систем возникает дефицит двигательной активности, что в результате при- водит к так называемой гипокинетической болезни. В осно- ве ее лежат гипокинезия и гиподинамия, их кумулятивное воздействие.
Гиподинамия означает абсолютное и относительное сни- жение объема и интенсивности двигательной активности человека, сопровождающейся малыми мышечными ями. Гипокинезия характеризуется низким уровнем затрат энергии на мышечную работу, локальным характером мы- шечных действий, длительной фиксированностью вынуж- денной позы, упрощением и обеднением координационной деятельности.
Кумулятивное воздействие гиподинамии и гипокинезии приводит к негативным последствиям, которые проявля- ются в следующем:
• трофические и дегенеративные изменения опорно- двигательного аппарата, его нервно-мышечного и костно- го компонентов;
• снижение тонуса мышц, нарушение устойчивости и надежности координации двигательных актов;
• контрактуры суставов, создающие предпосылки для аномального взаиморасположения костей скелета;
• нарушение обменных процессов, приводящее к уве- личению объема жировых тканей;
• детренированность мышц живота, негативно отра- жающаяся на функции пищеварения (атония кишечника);
• нарушение сердечной деятельности и силы сокраще- ния сердечной мышцы;
• изменение дыхания, характеризующееся уменьше- нием жизненной емкости легких и легочной вентиляции;
• уменьшение объема циркулирующей крови за счет
Депонирования ее в органах, что сопровождается ослабле- нием тонуса сосудов и ухудшением снабжения тканей кис- лородом.
141

Гиподинамия и гипокинезия являются причиной не только снижения функциональных возможностей организ- ма и сокращения сроков профпригодности, но и оказывают влияние на продолжительность жизни.
С учетом описанных обстоятельств особую значимость приобретает профилактика гиподинамической болезни, в частности у инвалидов. Среди ряда факторов одно из глав- ных мест занимает оздоровительная физическая культура в связи с воздействием физических упражнений не только на костно-мышечную систему, но и на психологическое со- стояние инвалидов. Физкультура и спорт рассматриваются как средство физической, психологической и социально- средовой реабилитации.
Именно физкультура и спорт в силу активирующего воздействия на организм, на повышение уровня физичес- кой подготовки, расширение круга общения, стимуляции "духа состязания" рассматривается как оздоровительная среда.
Физическая культура как оздоровительная среда состоит из ряда последовательных этапов, смена которых не обяза- тельно будет осуществлена в каждом конкретном случае.
Это зависит от физических и психологических задатков и степени выраженности реабилитационного потенциала.
Признано, что одним из первых этапов, а вместе с тем необходимых компонентов физической культуры является физическое воспитание, которое выполняет функцию сис- тематической физической подготовки, в частности, инва- лидов с детства к практической жизни. В ходе физического воспитания формируются личностные свойства инвалида,
воля, способность преодолевать трудности.
Неразвитость в нашей стране физкультуры и спорта инвалидов обусловлена рядом причин: неразработанность концептуального подхода, отсутствие специализированны спортивных сооружений и оборудования, неподготовлен- ность профессиональных организаторов и тренеров для ин-
142

низкая мотивация инвалидов к самосовершенство- ванию.
Б процессе физического воспитания осуществляется формирование и совершенствование моторных функций и особенно тех, которые нарушены вследствие патологичес- кого процесса. В ходе физического воспитания происходит компенсация основного дефекта и коррекция вторичных нарушений, возникших в связи с основным заболеванием.
Двигательные упражнения развивают мышечно-суставное чувство, ориентировку в пространстве, тренируют память на последовательность движений, совершенствуют умение выполнять движения по вербальной инструкции, способ- ствуют укреплению сердечно-сосудистой системы, активи- зируют обмен веществ, стимулируют интеллектуальные
способности инвалидов, улучшают общий тонус организма.
Цель физического воспитания — дать возможность ин- валиду самому корректировать и компенсировать свои достатки.
Следует отметить, что физическое воспитание как спе- циальный метод совершенствования физического и нрав- ственного потенциала инвалида само по себе еще не пред- ставляет собой среду с точки зрения социально-средовой реабилитации. Оздоровление инвалида с использованием утренней зарядки, производственной зарядки, лечебной физкультуры и других индивидуальных методов воздействия еще не создает оздоровительную среду. Для этого необхо- димо введение, "включение" множества других факторов соревновательного, игрового что помимо раз- вития и совершенствования моторики должно создать имен- но среду. Оздоравливающее ее воздействие будет сказы- ваться в таком случае и на психологическом состоянии ин- валидов. В ходе состязаний выявится возможность саморе- ализации, самоутверждения инвалидов, что создает пред- посылки их социальной интеграции.
В основе физического воспитания лежат коррекцион- но-компенсаторные приемы. Независимо от категории ин-
143
валидов, типа дефектов решаются общие оздоровительные задачи, которые предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее со- стояние, но восстанавливать те или иные нарушенные бо- лезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правиль- ного физического развития, закаливание, коррекцию осо- бенностей соматического состояния (коррекцию акта дыха- ния, нарушений сердечно-сосудистой системы).
Воспитательные задачи предполагают выработку опре- деленных характерологических черт (воля, настойчивость,
чувство коллективизма, организованности, активности, сме- лости и т. д.), обеспечивают стимуляцию психического раз- вития. Развивается внимание, память, находчивость, улуч- шается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.
Воспитание основных физических качеств (силы, лов- кости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплекс- ным поражением организма и мнением о невозможности полноценного приспособления их к самостоятельной жизни.
Решение образовательных задач по формированию дви- гательных умений и навыков в работе с инвалидами пред- полагает прежде всего помощь естественному процессу формирования возрастных моторных функций. Кроме того,
необходимо формирование тех двигательных умений и на- выков, которые инвалид самостоятельно не может освоить из-за патологических изменений двигательной сферы, час- то встречающихся у всех категорий инвалидов.
При многократном повторении упражнений идет совер- шенствование моторной и сенсорной ориентировки, разли- тое возбуждение постепенно переходит в строго диффе- ренцированный импульс, так же как и ге- нерализованная двигательная реакция.
В физическом воспитании инвалидов решается ряд спе- циальных коррекционных задач, имеющих самостоятель- ное значение, но тесно взаимосвязанных. Это, прежде все-
144

го, задачи, включенные в компенсацию основного дефекта и в коррекцию вторичных нарушений, обусловленных ос- новным заболеванием, выполнение таких двигательных даний, которые развивают мышечно-суставное чувство,
ориентировку в пространстве и времени, степень напря- жения и расслабления мышц, память на последовательность движений по качеству их выполнения. Правильно подобран- ные и дозированные, они являются мощными циями, адресованными в различные отделы центральной нервной системы, которые изменяют соотношение возбу- дительных и тормозных процессов в коре больших полу- шарий и могут быть направлены на перестройку ческих, условных рефлексов, возникших в процессе забо- левания.
В физическом воспитании инвалидов должны широко использоваться все средства системы физического воспи- тания. Вместе с тем они должны быть разработаны в стро- гом соответствии с задача- ми с учетом занимающихся.
Так, в работе со здоровыми не выделяют специальные упражнения на включение в движение, на координацию,
воздействующие на вестибулярный аппарат. Считается, что любое физическое упражнение в какой-то мере использу- ется в этих целях. Но у инвалидов имеются настолько зна- чительные дефекты при включении в движение координа- ции движений и сохранения равновесия, что восстановить их общими упражнениями не удается. Необходимы специ- альные упражнения для коррекции и компенсации этих на- рушений.
В физическом воспитании инвалидов выделяют две груп- пы упражнений: общеподготовительные (общеразвивающие упражнения, используемые в малых формах физического воспитания, зарядки, физкультминутки и т. д.) и специаль- ные (ходьба, бег, плавание и т. д.).
Основными формами физического воспитания инвали- дов являются:
145

• самостоятельные занятия физическими упражнени- ями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближ- ний туризм, коррекционные занятия с использованием ме- тодических материалов);
• организованные групповые и секционные занятия физической культурой и спортом (ЛФК и коррекционные занятия в лечебно-санаторных учреждениях и реабилита- ционных центрах, занятия доступными видами спорта в группах и секциях общественных физкультурных органи- заций, производственная гимнастика для лиц, занятых в сфере материального производства и службы быта, и др.);

(организация и проведение соревнований по доступным видам спорта).
Утренняя гигиеническая гимнастика проводится еже- дневно до завтрака в течение мин, в зависимости от характера, степени и уровня патологии, функционального состояния и возраста инвалидов. Цель утренней гигиени- ческой гимнастики — подготовка организма к переходу от состояния физиологического покоя к повседневным физи- ческим нагрузкам, связанным с бытовой и трудовой дея- тельностью. Утренняя гигиеническая гимнастика, как пра- вило, проводится в палатах, холлах, залах ЛФК, на спор- тивных площадках под руководством инструктора ЛФК
групповым методом в специальных лечебных и санаторно- курортных учреждениях, а также в домашних условиях с помощью родственников или самостоятельно.
Занятия проводят сидя на стуле, в кресле-каталке или стоя в фиксирующих аппаратах. Дозировка упражнений за- висит от степени и уровня повреждений, возраста, функ- ционального состояния организма занимающихся или от уровня их физической подготовленности.
Лечебная физкультура — одна из основных форм орга- низации занятий физическими упражнениями для инвали- дов. Это определяется, с одной стороны, широтой воздей- ствия лечебных физических упражнений на различные фун- кциональные системы организма — сердечно-сосудистую,
146

дыхательную,
нервную, эндокринную,
а с другой тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при недостаточности различных функций организма. Необходимо лишь выделить основные принци- пы, отражающие специфику применения ЛФК:
1. Четкая дифференциация целей и задач ЛФК исходя из анализа возможностей, обеспечивающих восстановление мышечной силы и координации движений, предупрежде- ние и устранение контрактур, выработку самостоятельно- го передвижения, развитие способностей к манипулятив- ным действиям, приобретение навыков бытового само- обслуживания, нормализацию обмена веществ, дыхания,
установление контролируемых основ мочеиспускания и де- фекации, приобретение новых профессиональных навыков.
2. Интерактивное использование в комплексе ЛФК раз- личных методик.
3. Дифференциация методики с применением гимнасти- ческих упражнений, спортивных и подвижных игр, упраж- нений прикладного характера.
4. Гимнастические упражнения, включаемые в комп- лекс, должны определяться клиническим синдромом двига- тельных расстройств, типом нарушения мышечного тону- са, состоянием координации. Целесообразно выполнять ак- тивные, пассивные и активно-пассивные упражнения с по- мощью методиста, из оптимальных исходных положений, с применением резиновых бинтов, тренажерных систем.
Особенно важными являются упражнения по восста- новлению функций кистей, способности к манипулятивным действиям.
5. Четкая дифференциация применения различных ви- дов массажа — классического сегментарного, точечного, их сочетания,
гидро- и самомассажа, электро- и виб- ростимуляции пораженных мышц.
6. Упражнения прикладного типа должны включать ком- плексную систему развития и обучения ходьбе как способу
147
самостоятельного передвижения. Наиболее эффективно последовательное применение упражнений:
• в кровати с переменным расположением угла ложа;
• с применением укороченных костыликов;
• с использованием подвесов и резиновых бинтов;
• ходьба между параллельными брусьями в зале и в бассейне;
• передвижение при помощи монорельса, козелков,
костылей, челочек;
• ходьба по лестнице с перешагиванием, с ношей, в темноте, падение и вставание.
7. Эффективным является включение в комплекс спор- тивных игр и соревнований. Индивидуальные и групповые занятия проводятся в течение мин один-два раза в день в залах ЛФК стационарных лечебных и сана- торно-курортных учреждений, поликлиник, на спортивных площадках, в бассейнах и др.
Производственную гимнастику как самостоятельные за- нятия физическими упражнениями в условиях быта необ- ходимо включать ежедневно в режим двигательной актив- ности инвалидов. В течение дня целесообразно проводить
3—4 занятия продолжительностью мин. В целях по- вышения эффективности физических упражнений на функ- циональное развитие организма и уровень физической под- готовленности рекомендуется использование в индивидуаль- ных занятиях различных тренажерных систем, приспособ- лений и снарядов (гантели, эластичные, резиновые бинты,
эспандеры, блочные системы и др.), что позволит облег- чить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма.
Коррекционные занятия необходимо включать в недель- ный двигательный режим путем ежедневных занятий про- должительностью мин.
Прогулки, ближний туризм — формы физического вос- питания, не требующие длительной подготовки и исполь-
148