ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 495

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательный режим на всех эта- пах реабилитации. Длительность прогулок зависит от тем- пературы окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использования этого вида само- стоятельных занятий в домашних условиях. Ближний ту- ризм может быть организован группой инвалидов, занима- ющихся в одной секции или объединении по территориаль- ному принципу (специальные районы, дома для инвалидов,
лечебные учреждения санаторного типа), а также само- стоятельно проводится, как правило, в течение одного дня.
Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов, позволяющий обеспечить сочетание ак- тивного восприятия окружающей среды с дозированной физической способствует снижению напряже- ния нервной системы, улучшению функционального состо- яния основных систем организма, повышению уровня фи- зической подготовленности инвалидов.
При занятиях с инвалидами могут быть использованы следующие организационные методы:
1. Индивидуальный, т. е. метод, определяющий возмож- ность организации занятия тренером с одним спортсменом- инвалидом. В этом случае методика подбирается строго ин- дивидуально, с учетом особенностей патологии спортсме- на-инвалида, его функциональных возможностей и подго- товленности.
Индивидуальный метод организации занятий является наиболее эффективным.
2. Групповой, т. е. метод, при котором тренер работает с группой инвалидов до 10 человек. Как правило, в этом случае целесообразно присутствие ассистентов, выполня- ющих в основном чисто вспомогательные функции по ор- ганизации занятия и установке оборудования и инвен- таря.
3. Индивидуально-групповой, т. е. метод, при котором методически занятие организует и ведет тренер, а ассис-
149
тенты работают индивидуально со спортсменами под водством тренера.
Эффективность этого метода также очень высока. Кро- ме того, в этом случае в занятии участвуют сразу несколь- ко инвалидов, что повышает эмоциональный тонус, фор- мирует навыки общения в коллективе. Особенно важно стие здоровых ассистентов, которое является мощным тором социальной адаптации инвалидов.
4. Метод самостоятельных занятий подразумевает орга- низацию занятий по рекомендации тренера или самостоя- тельно, использование этого метода позволяет повысить эффективность занятий за счет непрерывности воздействия независимо от внешних факторов.
При систематических занятиях инвалиды достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают опти- мальную функциональную подготовку. Наряду с постепен- ным усложнением заданий от занятия к занятию увеличи- вается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать величину физических нагрузок изменением интенсивности выполняемых упражнений, темпа их выпол- нения, продолжительности отдыха между упражнениями и т. д.
Таким образом, применение физических нагрузок раз- личного содержания в профилактических, корректировоч- ных и тренировочных целях двигательной сферы инвали- дов должно быть реализовано специалистом на основе ру- ководства следующими закономерностями:
• глубокое знание функционального состояния нервной системы инвалидов;
• физические нагрузки различного характера, приме- няемые локально и интегрально в профилактике и кор- рекции двигательной сферы инвалидов, в каждый момент проведения занятий должны быть оптимальными, с учетом функционального состояния их нервно-мышечной системы и системы внутренних органов.
150


В организационном плане рекомендуется создание школ
(на базе муниципальных центров социального обслужива- ния) для реализации программы социально-средовой реа- билитации, которая включает гимнастику, кинезотерапию,
аэробику и т. д.
Государственная политика в отношении спорта для ин- валидов выражена в Указе Президента РФ "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедея- тельности", а также в ряде нормативных документов, ка- сающихся зданий и сооружений спортивного назначения. Они предусматривают требования к залам, помещениям, спор- тивным площадкам и плавательным бассейнам, предназна- ченным для инвалидов, занимающихся спортом.
Необходимо особо отметить значимость социально-оз- доровительной реабилитационной среды, физической куль- туры и спорта в системе реабилитации психически боль- ных, находящихся в стационарных психоневрологических учреждениях социального обслуживания.
Эндогенной психической патологии нередко сопутству- ет моторная заторможенность, которая обусловлена как нейрофизиологическими причинами, так и угнетением по- будительных мотивов. В результате этого формируется ги- подинамия (гипокинезия), в свою очередь оказывая нега- тивное воздействие на функции различных органов и сис- тем.
Моторная деятельность больных с выраженной умствен- ной отсталостью также ущербна. В процессе онтогенеза раз- витие двигательных и познавательной деятельно- сти взаимосвязано, в связи с чем задержке психических функций сопутствуют и двигательные нарушения в виде заторможенности движений, а также и нару- шения тонкой моторики пальцев кистей рук.
Гиподинамия и гипокинезия как проявление низкого уровня двигательной активности в результате кумулятив- ного воздействия приводят к негативным изменениям в орга- низме, которые проявляются в снижении функциональной
151
активности органов и систем, в нарушениях регуляторных механизмов.
Гиподинамия психически больных, находящихся в пси- хоневрологических интернатах, носит еще и ситуационный характер: скученность, недостаточные санитарные площа- ди, наличие "границ" территории учреждения, нередко отсутствие спортивных залов и площадок — все это пре- допределяет ограниченные возможности развития физичес- кой культуры в этих учреждениях. Имеющиеся спортив- ные залы в психоневрологических интернатах не отвечают архитектурно-строительным требованиям, недостаточно оснащены спортивным оборудованием и инвентарем, кото- рое позволяло бы широко организовывать физкультурно- оздоровительную работу.
Между тем необходимость использования физической культуры очевидна. В настоящее время общепризнано по- ложительное терапевтическое воздействие двигательной активности, в том числе физической культуры и спорта на психическое и соматическое состояние здоровья человека.
Адекватная по нагрузкам, рационально подобранная фи- зическая активность для психически больных способствует стимуляции деятельности центральной нервной системы больного, дезактуализации патологически окрашенных пе- реживаний больных, повышению их социальной активнос- ти и коммуникативных способностей.
Применение средств физической культуры в целях ме- дицинской реабилитации позволяет снизить число и часто- ту обострений хронических заболеваний. Отмечено профи- лактическое и терапевтическое воздействие физической культуры при предотвращении патологических реакций в стрессообразующих ситуациях на развитие и течение ате- росклеротического процесса.
В процессе физического воспитания на основе много- кратного повторения движений идет формирование и со- вершенствование моторной и сенсорной ориентировки, тре- нировка нервно-мышечного аппарата. Развивается мышеч-
152

но-суставное чувство, ориентировка в пространстве и вре- мени, память на последовательность движений, умение выполнять движение по словесной инструкции, анализ дви- жения по качеству их выполнения.
Физические упражнения, правильно подобранные и дозированные, являются мощными афферентациями, ад- ресованными в различные отделы центральной нервной си- стемы, которые отвечают за соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга. Они могут быть направлены на перестройку патологических, услов- ных рефлексов, возникших в процессе заболевания.
Физическая культура как оздоровительная среда явля- ется компонентом реабилитационных мероприятий сного воздействия на больных и инвалидов.
Перед органами социальной защиты населения, руко- водителями и специалистами стационарных психоневро- логических учреждений встает важная задача по опреде- лению и разработке принципиально новых до недавнего времени нетрадиционных форм и методов реабилитации больных, а именно широкое вовлечение больных в занятия физической культурой и спортом с учетом медицинских, в первую очередь психиатрических, показаний и противопо- казаний.
Практический опыт организации мероприятий по вов- лечению больных, проживающих в стационарных психонев- рологических учреждениях социального обслуживания, в физкультуру, накопленный в Москве, свидетельствует о необходимости определенной систематизации и установле- ния этапности в использовании средств физической куль- туры и спорта в рамках мероприятий по реабилитации боль- ных.
Для назначения больному тех или иных форм и видов занятий физической культурой врачи психоневрологичес- ких интернатов должны иметь определенную подготовку и знания в вопросах физической культуры. Необходимо обес- печить учреждения методическими пособиями по данным
153
вопросам: методы дозирования физических нагрузок, пока- зания и противопоказания к занятиям теми или иными ви- дами физической культуры и спорта, система контроля за занятиями больных с психическими расстройствами физ- культурой и спортом, критерии оценки влияния физичес- ких нагрузок по отдельным видам спорта и физической туры на психосоматическое состояние здоровья и др. Врач учреждения должен с участием специалистов по спортив- ной медицине и врачебному контролю решать вопрос о вклю- чении в реабилитационную программу больного физичес- кой культуры и спорта как самостоятельного конкретного вида реабилитации. На специалистов по лечебной физкуль- туре, преподавателей по физической культуре учрежде- ний, как имеющих специальные, профессиональные зна- ния и практический опыт, должны быть возложены обязан- ности организации занятий физической культурой
При этом методическое руководство проведения оздорови- тельных мероприятий средствами физической культуры и спорта должны осуществлять территориальные врачебно- физкультурные диспансеры, которые, как и иные лечебно- профилактические учреждения органов здравоохранения,
приказом территориального органа управления здравоох- ранения должны быть прикреплены к стационарному пси- хоневрологическому учреждению социального обслужива- ния. Такая организация врачебного контроля за участием больных и инвалидов в занятиях физической культурой и спортом позволит наиболее полно реализовать возможнос- ти каждого учреждения по вовлечению больных в занятия физической культурой как конкретную форму реабилита- ции.
Второй компонент — второй этап физкультурно-оздо- ровительной среды — массовый спорт для инвалидов. Если физическое воспитание создает начальную базу для разви- тия физических способностей и двигательных навыков, фор- мирует предпосылки для их развития, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей, по-
154

зволяет испытать удовлетворение от владения телом, от преодоления определенных трудностей. Спорт дает возмож- ность установления контактов с другими людьми, взаимо- действие с общественными организациями.
Для реализации положений о массовом спорте инва- лидов необходима подготовка специальных кадров, созда- ние материально-технической базы, создание производств по изготовлению специального спортинвентаря и оборудо- вания, организация научных исследований.
В 1963 г. создана Международная спортивная организа- ция для инвалидов с целью обеспечения международных спортивных соревнований среди незрячих, ампутантов и лиц с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата.
С 1964 г. соревнования инвалидов проводятся регулярно пос- ле Олимпийских игр и называются параолимпийскими.
Среди глухих проводятся соревнования по футболу,
лыжам, конькам, стрелковому, велосипедному спорту, гим- настике, теннису, шахматам, гребле, боксу и плаванию,
легкой атлетике.
Незрячие инвалиды участвуют в соревнованиях по лег- кой атлетике, гимнастике, плаванию, классической борь- бе, гребле, туризму, лыжам и конькам. Освоена новая спортивная игра для незрячих роллинсбол (командная игра с озвученным мячом).
Для занятий спортом незрячих разработаны специаль- ные требования:
• в спортивных залах поверхность покрытия пола иг- ровых площадок и зон для занятий людей с полной или ча- стичной потерей зрения должна быть ровной и гладкой;
• в спортивных залах, предназначенных для занятий людей с полной или частичной потерей зрения, следует пре- дусматривать звукопоглощающие акустические потолки, а также в стенах залов — обшивку мягкими и упругими ма- териалами на высоту не менее 2 м от пола и установку горизонтальных поручней;
155

• не допускается для этой категории инвалидов исполь- зование отдельных площадок и зон, выделенных в секционных залах перегородками, не обеспечивающими аку- стической
Специальные игровые площадки для незрячих инвали- дов обустраиваются полосами безопасности (1 м) по пери- метру и вдоль беговых дорожек.
Ориентация при занятиях спортом инвалидов с полной или частичной потерей зрения обеспечивается посредством использования в качестве ориентиров для направления дви- жения звуковых маяков, устройством вдоль дорожек для бега или разбега перед прыжком полос ориентации с фак- турной поверхностью покрытия и яркой контрастной ок- раской шириной не менее 1,5 м, размещаемых между кром- кой площадки и полосой безопасности, выделением цветом фактурой поверхности покрытия поворотов беговых доро- жек, зон стартов и финишей, толчковых зон при прыжках.
Примером массового спорта для инвалидов является программа международной спортивной организации "Спе- шиал Олимпик Интернешнл", которая своей основной зада- чей ставит внедрение физкультуры и спорта в жизнь лю- дей с нарушениями интеллекта. Зародившись в США в
1963 г., это движение приобрело международный харак- тер. Философия движения основана на том, что люди с на- рушением интеллекта при соответствующем обучении мо- гут участвовать в индивидуальном и коллективном спорте,
выигрывают физически, социально и психологически. Уча- стие в спортивных соревнованиях умственно отсталых лиц способствует их психическому развитию, расширению со- циального опыта. Помощь в этом им оказывают семьи, орга- ны социальной защиты населения, общество в целом.
Это движение объединяет 250 млн человек, в нем уча- ствуют 145 стран мира. Для организации всей работы изда- ны руководства по спортивному искусству, методики для тренеров по 22 официальным видам спорта. Все
156

ния проводятся под девизом: "Дай мне победить, но если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке".
Проводятся круглогодичные тренировки спортсменов с нарушениями интеллекта, а также ежегодные Летние и
Зимние Олимпийские игры на местном, региональном и на- циональном уровнях в странах-участниках.
В России это движение охватывает 24
но-территориальных округа. В нем участвует более 25 ты- сяч спортсменов из 305 учреждений образования и 76 уч- реждений социальной защиты населения.
Цель Специальных Олимпийских соревнований и, в ча- стности, Специальных Олимпийских игр России — пропа- ганда Олимпийского движения, привлечение внимания общественности к проблемам умственно отсталых лиц, ак- тивизация деятельности государственных, общественных и других организаций в решении проблем по укреплению здо- ровья и адаптации к жизни в обществе лиц с нарушением интеллекта.
Специальные Олимпийские игры проводятся в несколь- ко этапов (4 этапа). Соревнования на всех этапах проводят- ся по правилам "Спешиал Олимпик Интернешнл".
На I этапе соревнования должны проводиться в учреж- дениях для умственно отсталых лиц: коллективах вспомога- тельных школ, вспомогательных школах-интернатах, детс- ких домах-интернатах и психоневрологических интернатах.
Команды или участники, победившие на соревновани- ях I этапа, получают право участвовать в областных со- ревнованиях "Спешиал Олимпикс", которые соответству- ют II этапу Специальных Олимпийских игр.
Победители II этапа получают право участвовать в меж- региональных соревнованиях "Спешиал Олимпикс", кото- рые являются соревнованиями III этапа.
Только победители межрегиональных соревнований
(III этап) могут принимать участие в Специальных Олим- пийских играх России, которые дают возможность участво-
157
вать в международных (летних или зимних) Специальных
Олимпийских играх.
Возможности широкого общения с другими инвалида- ми и здоровым окружением, дух состязания, положитель- ные эмоции в ситуации успеха, расширение социального опыта — все это создает реабилитационную (физкультур- но-оздоровительную) среду для лиц с умственной отсталос- тью. Особенно положительный реабилитационный эффект достигается по отношению к инвалидам, находящимся в домашних условиях, в известной степени лишенных воз- можности общения со сверстниками. Участие в массовом спорте для такого рода инвалидов является истинной реа- билитационной ситуацией.
Специальное оборудование спортивных залов, бассей- нов, спортивных площадок, оснащение этих помещений специальными снарядами и специфическими приспособле- ниями — все это будет содействовать более эффективной социальной интеграции инвалидов посредством воздействия на различные сферы их жизнедеятельности.
Вопросы самоконтроля
1. Какими документами располагает общественность при организации спорта для инвалидов?
2. Какие последствия возникают в организме инвалида при недостаточно подвижном образе жизни?
3. В чем смысл оздоровительной среды в системе соци- альной реабилитации инвалидов?
4. Какие отличия между физическим воспитанием и спортом инвалидов?
5. Какие виды спорта существуют для инвалидов с па- тологией зрения?
6. Что такое Специальное Олимпийское движение?
7. Почему необходима физкультура для психически больных?
158