Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принципами формирования ИПР явля- ются:
• индивидуальность;
• непрерывность;
• последовательность;
преемственность;
• комплексность.
Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и воз- можностей исхода инвалидности у данного индивидуума.
Непрерывность предполагает организационное и дическое обеспечение неразрывности единого процесса ре- ализации различных реабилитационных мероприятий.
В противном случае происходит резкое снижение их эф- фективности.
В то же время необходимо соблюдать определенную
последовательность в проведении реабилитации, диктуе- мую особенностями течения заболевания инвалида, возмож- ностями его социально-средового окружения, организаци- онными аспектами реабилитационного процесса.
Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следую- щие этапы реабилитации: экспертная диагностика и про- гнозирование, формирование и реализация индивидуаль- ной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.
Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологичес- ких, профессиональных, санитарно-гигиенических, социаль- но-средовых, правовых, учебно-производственных т. д.
Структура индивидуальной программы реабилитации инвалида определена Примерным положением об индиви- дуальной программе реабилитации инвалида и имеет сле- дующие разделы:
168
• регистрационный номер карты, номер акта освиде- тельствования, наименование учреждения медико-социаль- ной экспертизы;
• паспортные данные инвалида (Ф. И. О., пол, дата рож- дения, адрес постоянного или временного проживания,
гражданство);
• данные об уровне общего образования (вспомогатель- ная школа, начальное, неполное среднее, среднее, отсут- ствие общего образования);
• данные об уровне профессионального образования
(профессиональная подготовка, начальное, среднее, выс- шее, послевузовское, дополнительное);
• данные о профессии роде трудовой деятельнос- ти, занятий человека, владеющего комплексом специаль- ных знаний, умений и навыков, полученных путем образо- вания, обучения. Основной профессией считается выполня- емая работа наиболее высокой квалификации или работа,
выполняемая более длительное время;
• данные о специальности — виде профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки;
• данные о квалификации — уровне подготовленнос- ти, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемой разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями;
• данные о выполняемой к моменту освидетельствова- ния работе (профессии, специальности, квалификации, а также другим видам работ — самозанятости, обществен- ных работах, работе по уходу за больными) и адрес места работы;
• данные о социально-бытовом статусе инвалида (оди- нокий, семейный, сирота, сколько членов семьи), а также роли инвалида в семье — кормилец, иждивенец;
• данные о социально-экономическом статусе (рабо- тающий, неработающий, безработный, пенсионер);
169
• данные о социально-средовом статусе (иммигрант,
вынужденный переселенец, без определенного места жи- тельства, условно отбывающий срок наказания);
•
условия инвалида (собственный или арендуемый дом, квартира, комната; их площадь; этаж;
наличие коммунальных удобств; удаленность жилья от ме- ста работы и доступность транспорта);
• источники дохода (зарплата, пенсия, стипендия и их величина);
• клинико-экспертные данные, включающие группу инвалидности, динамику инвалидности за последние 5 лет,
общую продолжительность инвалидности, закодированный по МКБ клинический диагноз и степень выраженности фун- кциональных нарушений, клинический прогноз;
• оценку реабилитационного потенциала, включающую:
состояние физического развития (конституционно- анатомические особенности, возрастные и половые разли- чия, уровень физического развития и физической товленности — рост стоя и сидя, вес, окружность грудной клетки и различных групп мышц, мышечная сила, выносли- вость, быстрота действий и двигательных реакций, лов- кость, жизненная емкость легких, пространственная ори- ентировка, двигательная координация и др.);
психофизиологическую выносливость — интеграль- ную оценку физической и физиологической выносливости с учетом свойств нервной системы инвалида (силы, уравно- вешенности, подвижности, лабильности и динамичности),
оценки состояния сенсорных и перцептивных систем, со- стояния познавательных функций (внимания, памяти, мыш- ления), уровня развития речи и специфических корковых функций (письма, счета, чтения), устойчивости этих функ- ций к нагрузкам. Существенным при оценке психофизиоло- гической выносливости является также учет устойчивости уровня сенсомоторной координации и других аспектов, от- вечающих за исполнительскую сторону деятельности, а кро- ме того — скорость и прочность формирования навыков;
170
• данные о структуре потребности инвалида, т. е.
зание тех желаний, влечений, объектов (материальных и идеальных), необходимых для существования и развития инвалида и выступающих источником его активности. Сис- тема и структура потребностей и соответствующая струк- тура мотивации взаимосвязаны со структурой тех видов деятельности, в которые включена личность;
• круг интересов инвалида, т. е. проявление познава- тельной потребности, обеспечивающей направленность лич- ности на осознание целей деятельности. Развитая структу- ра устойчивых, долговременных интересов, включающая различные сферы деятельности, виды занятий, предметы деятельности, системы отношений и др., представляет со- бой предпосылки для осознанной активности самого инва- лида по возобновлению в максимально возможной степени своего привычного образа жизни и реинтеграции в обще- ство. Наличие бедной, неразвитой системы интересов яв- ляется неблагоприятным фактором;
• уровень притязаний (степень трудности целей, ко- торые он ставит перед собой). Прогностическим в контексте реабилитационной диагностики является установление того уровня, на какой конкретно инвалид претендует в своей жизни на определенном этапе. Наличие притязаний, грубо неустойчивых или грубо неадекватных соматическому со- стоянию и профессиональному или социально-психологи- ческому статусу инвалида на момент обследования, незави- симо от характера неадекватности, является неблагопри- ятным фактором в отношении реабилитации;
• данные о реабилитационном потенциале, т. е. комп- лексе биологических, психофизиологических характерис- тик человека, а также социально-средовых факторов,
позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, с их оценкой: реабилита- ционный потенциал высокий, удовлетворительный, низ- кий;
172
• данные о реабилитационном прогнозе, т. е. предпо- лагаемой вероятности реализации реабилитационного тенциала, с его оценкой: благоприятный, относительно бла- гоприятный, неясный, неблагоприятный;
• данные о выраженности ограничений жизнедеятель- ности и возможности их восстановления (компенсации);
• реабилитационно-экспертное заключение, включаю- щее клинико-функциональный психологический диагноз, оценку профессионально-трудового, социально- бытового и социально-средового статусов, оценку реаби- литационного прогноза, оценку ограничений жизнедея- тельности, тяжесть и причину инвалидности.
ИПР состоит из трех программ:
• программы медицинской реабилитации;
• программы профессиональной реабилитации;
• программы социальной реабилитации.
Программа социальной реабилитации в ИПР включает:
• информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;
• обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации,
обучение технике и методическим приемам для самообслу- живания, обучение правилам личной гигиены (причесыва- ние, умывание, чистка зубов), пользованию одеждой, оде- ванию, раздеванию, приему пищи и др. Особенности обуче- ния во многом определяются видом инвалидизирующей па- тологии и тяжестью ограничения жизнедеятельности. Адап- тационное обучение инвалидов включает "обучение жизни с инвалидностью", в том числе вопросы диетотерапии, ре- жима дня, информирования об особенностях течения бо- лезни и др.;
• адаптационное обучение семьи инвалида должно обес- печивать информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам: характере тече- ния заболевания инвалида, возникающих ограничениях жиз- недеятельности, связанных с ними
173
• оказание помощи в решении личных проблем, кото- рое включает обеспечение инвалидам контроля сти, получение знаний в области полового воспитания, вос- питания детей и др.;
• консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в облас- ти социальной защиты и реабилитации;
• обучение навыкам проведения отдыха, досуга, заня- тиями физкультурой и спортом, которое включает приоб- ретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих ный вид реабилитации.
При формировании программы социальной реабилита- ции необходимо определить:
• исполнителя (наименование учреждения);
• форму реабилитации (амбулаторная, стационарная,
пансионат, отделение дневного пребывания, клубная);
• сроки выполнения (даты начала и окончания реаби- литационного мероприятия);
• объем (содержание и количество реабилитационных мероприятий);
прогнозируемый результат (возможность компенса- ции ограничений жизнедеятельности, достижение само- обслуживания, самостоятельного проживания, интеграции в общество).
При невыполнении Программы социальной реабилита- ции должна быть запись с указанием причины, подпись от- ветственного лица и печать.
Инвалид подписывает разработанную Программу соци- альной реабилитации.
После разработки Программ медицинской, профессио- нальной и социальной реабилитации следует подпись руко- водителя Бюро МСЭ.
175
Определение исполнителей всех видов реабилитации следует проводить с учетом сложившихся и внедрением новых организационных форм и методов реабилитации на территории проживания инвалида.
Для решения вопросов предоставления инвалиду необ- ходимых видов реабилитационной помощи, которые не мо- гут быть ему оказаны по месту жительства, следует орга- низовать направление инвалида в соответствующие учреж- дения и организации других регионов (реабилитационные центры, клиники, научно-исследовательские институты и др.).
Координировать деятельность по разработке и реали- зации индивидуальной программы реабилитации инвалида должны органы труда и социального развития.
Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации является завершающим разделом програм- мы реабилитации и содержит заключение о ходе выполне- ния программы, эффективности мероприятий.
Разработка ИПР и контроль за ее реализацией в соот- ветствии с законодательными и нормативно-правовыми ак- тами возлагается на учреждения государственной системы медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 1 Примерного положения в ИПР включа- ются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей инвалида к бытовой, обще- ственной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уров- нем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его со- матического состояния, психофизиологической сти, социального статуса и реальных возможностей соци- ально-средовой инфраструктуры. Таким образом расширя- ется круг вопросов, рассматриваемых при производстве ме- дико-социальной экспертизы, и это ставит конкретные за- дачи по ее организации на новом качественном уровне, тре- бующем соответствующего кадрового, материально-техни- ческого обеспечения, новых методических подходов, а так-
176
• индивидуальность;
• непрерывность;
• последовательность;
преемственность;
• комплексность.
Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и воз- можностей исхода инвалидности у данного индивидуума.
Непрерывность предполагает организационное и дическое обеспечение неразрывности единого процесса ре- ализации различных реабилитационных мероприятий.
В противном случае происходит резкое снижение их эф- фективности.
В то же время необходимо соблюдать определенную
последовательность в проведении реабилитации, диктуе- мую особенностями течения заболевания инвалида, возмож- ностями его социально-средового окружения, организаци- онными аспектами реабилитационного процесса.
Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следую- щие этапы реабилитации: экспертная диагностика и про- гнозирование, формирование и реализация индивидуаль- ной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.
Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологичес- ких, профессиональных, санитарно-гигиенических, социаль- но-средовых, правовых, учебно-производственных т. д.
Структура индивидуальной программы реабилитации инвалида определена Примерным положением об индиви- дуальной программе реабилитации инвалида и имеет сле- дующие разделы:
168
• регистрационный номер карты, номер акта освиде- тельствования, наименование учреждения медико-социаль- ной экспертизы;
• паспортные данные инвалида (Ф. И. О., пол, дата рож- дения, адрес постоянного или временного проживания,
гражданство);
• данные об уровне общего образования (вспомогатель- ная школа, начальное, неполное среднее, среднее, отсут- ствие общего образования);
• данные об уровне профессионального образования
(профессиональная подготовка, начальное, среднее, выс- шее, послевузовское, дополнительное);
• данные о профессии роде трудовой деятельнос- ти, занятий человека, владеющего комплексом специаль- ных знаний, умений и навыков, полученных путем образо- вания, обучения. Основной профессией считается выполня- емая работа наиболее высокой квалификации или работа,
выполняемая более длительное время;
• данные о специальности — виде профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки;
• данные о квалификации — уровне подготовленнос- ти, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемой разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями;
• данные о выполняемой к моменту освидетельствова- ния работе (профессии, специальности, квалификации, а также другим видам работ — самозанятости, обществен- ных работах, работе по уходу за больными) и адрес места работы;
• данные о социально-бытовом статусе инвалида (оди- нокий, семейный, сирота, сколько членов семьи), а также роли инвалида в семье — кормилец, иждивенец;
• данные о социально-экономическом статусе (рабо- тающий, неработающий, безработный, пенсионер);
169
• данные о социально-средовом статусе (иммигрант,
вынужденный переселенец, без определенного места жи- тельства, условно отбывающий срок наказания);
•
условия инвалида (собственный или арендуемый дом, квартира, комната; их площадь; этаж;
наличие коммунальных удобств; удаленность жилья от ме- ста работы и доступность транспорта);
• источники дохода (зарплата, пенсия, стипендия и их величина);
• клинико-экспертные данные, включающие группу инвалидности, динамику инвалидности за последние 5 лет,
общую продолжительность инвалидности, закодированный по МКБ клинический диагноз и степень выраженности фун- кциональных нарушений, клинический прогноз;
• оценку реабилитационного потенциала, включающую:
состояние физического развития (конституционно- анатомические особенности, возрастные и половые разли- чия, уровень физического развития и физической товленности — рост стоя и сидя, вес, окружность грудной клетки и различных групп мышц, мышечная сила, выносли- вость, быстрота действий и двигательных реакций, лов- кость, жизненная емкость легких, пространственная ори- ентировка, двигательная координация и др.);
психофизиологическую выносливость — интеграль- ную оценку физической и физиологической выносливости с учетом свойств нервной системы инвалида (силы, уравно- вешенности, подвижности, лабильности и динамичности),
оценки состояния сенсорных и перцептивных систем, со- стояния познавательных функций (внимания, памяти, мыш- ления), уровня развития речи и специфических корковых функций (письма, счета, чтения), устойчивости этих функ- ций к нагрузкам. Существенным при оценке психофизиоло- гической выносливости является также учет устойчивости уровня сенсомоторной координации и других аспектов, от- вечающих за исполнительскую сторону деятельности, а кро- ме того — скорость и прочность формирования навыков;
170
эмоциональную устойчивость (динамические свой- ства эмоций и чувств человека, т. е. легкость возникновения и угасания эмоциональных реакций, их интенсивность, инерт- ность, модальность возникающих эмоций (гнев, радость,
страх и др.), насколько эмоциональные процессы оказыва- ют деструктивное влияние на деятельность инвалида, на- сколько его эмоции поддаются контролю).
• данные об уровне развития профессионально важ- ных знаний, навыков, умений (оценка теоретической подго- товки и практического опыта для выполнения конкретной работы);
• оценку социально-психологического и социально- экономического статуса, включая:
социально-психологическую реактивность (компе- тентность) — способность индивида эффективно взаимодей- ствовать с окружающими его людьми в системе межлично- стных отношений. Она включает уровень коммуникабельно- сти или общительности, т. е. способность к спонтанной ком- муникативной активности, а также владение навыками об- щения, устойчивые типы реакций при социально-психоло- гическом взаимодействии;
направления социальной деятельности, включая уча- стие индивида в различных видах деятельности в макросо- циуме (учебная, трудовая деятельность, досуговые заня- тия, различные виды творчества, деятельность по собствен- ному оздоровлению, участие в работе общественных ор- ганизаций, возможности реализовать свои гражданские пра- ва и др.);
семейно-бытовые взаимоотношения — ролевые фун- кции инвалида в семье, характер отношения семьи к инва- лиду, имеющийся в семье психологический климат;
уровень и структуру кругозора — характеристика широты знаний, которыми инвалид пользуется при реше- нии профессиональных, бытовых, личных, социальных и других вопросов в повседневной деятельности.
171
страх и др.), насколько эмоциональные процессы оказыва- ют деструктивное влияние на деятельность инвалида, на- сколько его эмоции поддаются контролю).
• данные об уровне развития профессионально важ- ных знаний, навыков, умений (оценка теоретической подго- товки и практического опыта для выполнения конкретной работы);
• оценку социально-психологического и социально- экономического статуса, включая:
социально-психологическую реактивность (компе- тентность) — способность индивида эффективно взаимодей- ствовать с окружающими его людьми в системе межлично- стных отношений. Она включает уровень коммуникабельно- сти или общительности, т. е. способность к спонтанной ком- муникативной активности, а также владение навыками об- щения, устойчивые типы реакций при социально-психоло- гическом взаимодействии;
направления социальной деятельности, включая уча- стие индивида в различных видах деятельности в макросо- циуме (учебная, трудовая деятельность, досуговые заня- тия, различные виды творчества, деятельность по собствен- ному оздоровлению, участие в работе общественных ор- ганизаций, возможности реализовать свои гражданские пра- ва и др.);
семейно-бытовые взаимоотношения — ролевые фун- кции инвалида в семье, характер отношения семьи к инва- лиду, имеющийся в семье психологический климат;
уровень и структуру кругозора — характеристика широты знаний, которыми инвалид пользуется при реше- нии профессиональных, бытовых, личных, социальных и других вопросов в повседневной деятельности.
171
• данные о структуре потребности инвалида, т. е.
зание тех желаний, влечений, объектов (материальных и идеальных), необходимых для существования и развития инвалида и выступающих источником его активности. Сис- тема и структура потребностей и соответствующая струк- тура мотивации взаимосвязаны со структурой тех видов деятельности, в которые включена личность;
• круг интересов инвалида, т. е. проявление познава- тельной потребности, обеспечивающей направленность лич- ности на осознание целей деятельности. Развитая структу- ра устойчивых, долговременных интересов, включающая различные сферы деятельности, виды занятий, предметы деятельности, системы отношений и др., представляет со- бой предпосылки для осознанной активности самого инва- лида по возобновлению в максимально возможной степени своего привычного образа жизни и реинтеграции в обще- ство. Наличие бедной, неразвитой системы интересов яв- ляется неблагоприятным фактором;
• уровень притязаний (степень трудности целей, ко- торые он ставит перед собой). Прогностическим в контексте реабилитационной диагностики является установление того уровня, на какой конкретно инвалид претендует в своей жизни на определенном этапе. Наличие притязаний, грубо неустойчивых или грубо неадекватных соматическому со- стоянию и профессиональному или социально-психологи- ческому статусу инвалида на момент обследования, незави- симо от характера неадекватности, является неблагопри- ятным фактором в отношении реабилитации;
• данные о реабилитационном потенциале, т. е. комп- лексе биологических, психофизиологических характерис- тик человека, а также социально-средовых факторов,
позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, с их оценкой: реабилита- ционный потенциал высокий, удовлетворительный, низ- кий;
172
• данные о реабилитационном прогнозе, т. е. предпо- лагаемой вероятности реализации реабилитационного тенциала, с его оценкой: благоприятный, относительно бла- гоприятный, неясный, неблагоприятный;
• данные о выраженности ограничений жизнедеятель- ности и возможности их восстановления (компенсации);
• реабилитационно-экспертное заключение, включаю- щее клинико-функциональный психологический диагноз, оценку профессионально-трудового, социально- бытового и социально-средового статусов, оценку реаби- литационного прогноза, оценку ограничений жизнедея- тельности, тяжесть и причину инвалидности.
ИПР состоит из трех программ:
• программы медицинской реабилитации;
• программы профессиональной реабилитации;
• программы социальной реабилитации.
Программа социальной реабилитации в ИПР включает:
• информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов;
• обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации,
обучение технике и методическим приемам для самообслу- живания, обучение правилам личной гигиены (причесыва- ние, умывание, чистка зубов), пользованию одеждой, оде- ванию, раздеванию, приему пищи и др. Особенности обуче- ния во многом определяются видом инвалидизирующей па- тологии и тяжестью ограничения жизнедеятельности. Адап- тационное обучение инвалидов включает "обучение жизни с инвалидностью", в том числе вопросы диетотерапии, ре- жима дня, информирования об особенностях течения бо- лезни и др.;
• адаптационное обучение семьи инвалида должно обес- печивать информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным вопросам: характере тече- ния заболевания инвалида, возникающих ограничениях жиз- недеятельности, связанных с ними
173
ких, физиологических и экономических проблемах; видах и формах социально-бытовой помощи инвалиду, видах тех- нических средств реабилитации и особенностях их эксплу- атации; видах реабилитационных учреждений, их место- положении и спектре оказываемых ими услуг и т. д.;
• обучение инвалида пользованию техническими сред- ствами реабилитации должно обеспечить соответствие эр- гономических требований физическим и ческим потребностям инвалида;
• организация жизни инвалида в быту, включая архи- тектурно-планировочное решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений;
• обеспечение инвалида техническими средствами ре- абилитации, включая подбор технических средств в соот- ветствии с медико-социальными показаниями, доставку тех- нического средства, его сервисное обслуживание;
• обучение персональной сохранности, которое вклю- чает овладение знаниями и навыками таких видов деятель- ности, как пользование газом, электричеством, туалетом,
ванной, транспортом, лекарствами и др.;
• обучение социальным навыкам, которое включает ос- воение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приго- тавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осу- ществлять ремонт одежды, работать на приусадебном уча- стке, пользоваться транспортом, посещать магазины, пред- приятия бытового обслуживания;
• обучение социальному общению, которое включает обеспечение возможности инвалида посещать друзей, кино,
театры и др.;
• обучение социальной независимости, которое долж- но быть направлено на возможность самостоятельного живания, возможность распоряжаться деньгами, пользо- ваться гражданскими правами, участвовать в обществен- ной деятельности;
174
• обучение инвалида пользованию техническими сред- ствами реабилитации должно обеспечить соответствие эр- гономических требований физическим и ческим потребностям инвалида;
• организация жизни инвалида в быту, включая архи- тектурно-планировочное решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений;
• обеспечение инвалида техническими средствами ре- абилитации, включая подбор технических средств в соот- ветствии с медико-социальными показаниями, доставку тех- нического средства, его сервисное обслуживание;
• обучение персональной сохранности, которое вклю- чает овладение знаниями и навыками таких видов деятель- ности, как пользование газом, электричеством, туалетом,
ванной, транспортом, лекарствами и др.;
• обучение социальным навыкам, которое включает ос- воение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приго- тавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осу- ществлять ремонт одежды, работать на приусадебном уча- стке, пользоваться транспортом, посещать магазины, пред- приятия бытового обслуживания;
• обучение социальному общению, которое включает обеспечение возможности инвалида посещать друзей, кино,
театры и др.;
• обучение социальной независимости, которое долж- но быть направлено на возможность самостоятельного живания, возможность распоряжаться деньгами, пользо- ваться гражданскими правами, участвовать в обществен- ной деятельности;
174
• оказание помощи в решении личных проблем, кото- рое включает обеспечение инвалидам контроля сти, получение знаний в области полового воспитания, вос- питания детей и др.;
• консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в облас- ти социальной защиты и реабилитации;
• обучение навыкам проведения отдыха, досуга, заня- тиями физкультурой и спортом, которое включает приоб- ретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих ный вид реабилитации.
При формировании программы социальной реабилита- ции необходимо определить:
• исполнителя (наименование учреждения);
• форму реабилитации (амбулаторная, стационарная,
пансионат, отделение дневного пребывания, клубная);
• сроки выполнения (даты начала и окончания реаби- литационного мероприятия);
• объем (содержание и количество реабилитационных мероприятий);
прогнозируемый результат (возможность компенса- ции ограничений жизнедеятельности, достижение само- обслуживания, самостоятельного проживания, интеграции в общество).
При невыполнении Программы социальной реабилита- ции должна быть запись с указанием причины, подпись от- ветственного лица и печать.
Инвалид подписывает разработанную Программу соци- альной реабилитации.
После разработки Программ медицинской, профессио- нальной и социальной реабилитации следует подпись руко- водителя Бюро МСЭ.
175
Определение исполнителей всех видов реабилитации следует проводить с учетом сложившихся и внедрением новых организационных форм и методов реабилитации на территории проживания инвалида.
Для решения вопросов предоставления инвалиду необ- ходимых видов реабилитационной помощи, которые не мо- гут быть ему оказаны по месту жительства, следует орга- низовать направление инвалида в соответствующие учреж- дения и организации других регионов (реабилитационные центры, клиники, научно-исследовательские институты и др.).
Координировать деятельность по разработке и реали- зации индивидуальной программы реабилитации инвалида должны органы труда и социального развития.
Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации является завершающим разделом програм- мы реабилитации и содержит заключение о ходе выполне- ния программы, эффективности мероприятий.
Разработка ИПР и контроль за ее реализацией в соот- ветствии с законодательными и нормативно-правовыми ак- тами возлагается на учреждения государственной системы медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 1 Примерного положения в ИПР включа- ются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей инвалида к бытовой, обще- ственной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уров- нем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его со- матического состояния, психофизиологической сти, социального статуса и реальных возможностей соци- ально-средовой инфраструктуры. Таким образом расширя- ется круг вопросов, рассматриваемых при производстве ме- дико-социальной экспертизы, и это ставит конкретные за- дачи по ее организации на новом качественном уровне, тре- бующем соответствующего кадрового, материально-техни- ческого обеспечения, новых методических подходов, а так-
176
же форм взаимодействия с другими заинтересованными службами.
Укомплектование учреждений МСЭ необходимыми циалистами должно осуществляться в соответствии с При- мерным положением об учреждениях государственной бы медико-социальной экспертизы, которым в штатном нор- мативе Бюро МСЭ, в частности, предусмотрены не только врачи различных специальностей, но и специалисты по реабилитации, по социальной работе, психолог.
В связи с новыми подходами к определению инвалидно- сти, а также необходимостью разработки ИПР лиц, при- знаваемых инвалидами, все специалисты бюро МСЭ долж- ны владеть необходимым объемом знаний:
• законодательных и нормативных документов о здра- воохранении, социальной защите населения, образовании,
занятости, охране труда, социальному и медицинскому стра- хованию;
• требований к организации специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
• видов и функционального предназначения техничес- ких средств реабилитации;
• принципов и методологических основ формирования
ИПР, оценки эффективности их реализации.
В системе мер, обеспечивающих новое качество меди- ко-социальной экспертизы и выполнение функций Бюро
МСЭ по формированию ИПР, важная роль принадлежит самой организации освидетельствования больных и инвали- дов и технологии этой работы.
Основные требования к формированию и реализации
ИПР изложены в ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а порядок и условия разработки ИПР — в Примерном положении об индивидуальной программе реабилитации инвалида. Для обеспечения указанных требований, установленного порядка и условий формирования ИПР технология работы Бюро
МСЭ предусматривает:
177
Укомплектование учреждений МСЭ необходимыми циалистами должно осуществляться в соответствии с При- мерным положением об учреждениях государственной бы медико-социальной экспертизы, которым в штатном нор- мативе Бюро МСЭ, в частности, предусмотрены не только врачи различных специальностей, но и специалисты по реабилитации, по социальной работе, психолог.
В связи с новыми подходами к определению инвалидно- сти, а также необходимостью разработки ИПР лиц, при- знаваемых инвалидами, все специалисты бюро МСЭ долж- ны владеть необходимым объемом знаний:
• законодательных и нормативных документов о здра- воохранении, социальной защите населения, образовании,
занятости, охране труда, социальному и медицинскому стра- хованию;
• требований к организации специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
• видов и функционального предназначения техничес- ких средств реабилитации;
• принципов и методологических основ формирования
ИПР, оценки эффективности их реализации.
В системе мер, обеспечивающих новое качество меди- ко-социальной экспертизы и выполнение функций Бюро
МСЭ по формированию ИПР, важная роль принадлежит самой организации освидетельствования больных и инвали- дов и технологии этой работы.
Основные требования к формированию и реализации
ИПР изложены в ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а порядок и условия разработки ИПР — в Примерном положении об индивидуальной программе реабилитации инвалида. Для обеспечения указанных требований, установленного порядка и условий формирования ИПР технология работы Бюро
МСЭ предусматривает:
177